Обзоры
GPRS на колесах
4

GPRS на колесах

Первая система, использующая эту технологию для связи диспетчерской службы с автомобилями,
стала доступна украинским потребителям совсем недавно, а в ее создании приняли
участие сразу три компании: "Текон", "Кигли" и UMC. В качестве
потенциальных пользователей такого решения разработчики видят не только экспедиторские
агентства, но и небольшие автобазы, охранные фирмы, таксомоторные парки и транспортные
отделы предприятий.


Аппаратный комплекс для автономной
работы в автомобиле

Ядром системы, как и всех аналогичных продуктов, служит оборудование для определения
местонахождения объекта на базе спутниковой системы GPS. Управляющее устройство
производства Radom (Чехия), используемое в данном случае, содержит в себе GPS-приемник,
контроллер для обработки сигналов и GPRS-модем. К блоку подключаются две внешние
антенны: GPS, которую рекомендуется устанавливать на открытой для спутников части
машины, и GSM, месторасположение которой в автомобиле, в общем-то, не принципиально.

Помимо входных разъемов для антенн и питания от автоприкуривателя, в блоке Radom
предусмотрены гнезда для подключения нескольких автомобильных датчиков и исполнительных
устройств, а также телефонный и Ethernet-разъемы. Диод на корпусе Radom служит
для индикации зоны видимости спутников, "ответственных" за точность
определения координат, в нормальных условиях составляющую ±3–5 м.

В боковой разъем устанавливается SIM-карта оператора мобильной связи. В настоящее
время система работает только в сети компании UMC, которая как провайдер GPRS-услуг
выделила фиксированные IP-адреса для используемых в решении карт, а также обеспечила
поддержку авторизации GPRS-сессий.

Особого внимания заслуживает "диспетчерская сторона". Прежде всего это относится к картографической системе, а вернее, к способам доступа и взаимодействия с ней. Отличие решения в том, что для организации работы диспетчера не обязательно покупать карты и сервер для ведения базы данных по местонахождению объектов. Физически эти компоненты находятся в "Кигли", а пользователь покупает программу Visicar, которая в online-режиме соединяется с картографическим Web-сайтом Visicar.com и с так называемым сервером мобильных объектов, ведущим БД.

Набор карт охватывает всю Украину, а ввиду того, что их объем достигает нескольких сотен мегабайт, наиболее используемые из них кэшируются в память пользовательского ПК. Диспетчерскому компьютеру остается лишь получить текущие координаты своих автомобилей и "нанести" их на карту.

Клиентская оболочка Visicar предполагает работу в нескольких режимах. Первый — слежение в реальном времени — в общем-то, говорит сам за себя. При этом периодичность передачи данных устанавливается опционально с минимальным интервалом один раз в минуту. Второй режим, архив, служит для просмотра маршрута транспорта постфактум. Помимо визуального наблюдения, в Visicar доступен достаточно широкий набор встроенных отчетов, а также редактор для их создания.

С помощью утилиты для планирования в составе программы можно настроить интервалы запросов на нахождение местоположения или на срабатывание исполнительных устройств (например, центрального замка) в установленные дни, часы и минуты. Довольно наглядный графический интерфейс раздела Автоматизация позволяет посредством блок-схем создать алгоритмы реакции системы на события, например на неизменность местоположения автомобиля в течение определенного времени или на срабатывание сигнализации.

Стоимость комплексного решения в настоящее время еще не определена, но, по заверениям
Евгения Коржова, директора "Текон", она будет составлять не более $500–600
для каждого мобильного объекта. В эту сумму включены стоимость комплекта оборудования,
все необходимое программное обеспечение, лицензия на доступ к Web-сервисам, а
также SIM-карта UMC с активированной услугой GPRS.

Ежемесячные затраты включают расходы за полученный и переданный объем данных (из расчета 4,96 грн за MB), абонентскую плату за SIM-карту и от $16 в месяц за доступ к ГИС, серверу мобильных объектов и за ведение log-файлов. Стоит отметить, что если количество автомобилей автопарка измеряется десятками, то в некоторых случаях пользователю выгоднее будет приобрести программно-аппаратный комплекс (включая ГИС) и таким образом исключить или существенно снизить оплату за доступ к Web-сервисам.

Вообще, если не считать GPRS, ничего принципиально нового в таком решении на технологическом уровне нет. Даже предполагаемая начальная цена необходимого комплекта — не самая низкая: отечественные производители подобных комплексов предлагают GSM-системы порой еще меньшей стоимости. Однако именно использование GPRS для обмена данными позволяет говорить о них в новом ключе, ведь привязка тарифов к объему переданной и полученной информации предусматривает существенное снижение накладных расходов на телекоммуникации. При среднем объеме циркулирующей между автомобилем и диспетчером команды в 80 байт, даже при 10-часовом режиме работы и ежеминутной синхронизации (стоит учесть, что во многих случаях хватает одного раза в час или нескольких раз в день) ежедневные затраты на трафик по схеме "запрос–ответ" составляют всего около 50 коп.

Вне зоны действия GPRS синхронизация производится с помощью SMS-сообщений. При
постоянном или частом использовании это может сильно увеличить расходы, ведь стоимость
одного такого послания составляет от 33 до 46 коп. (по тарифам UMC). Поэтому наибольший
эффект экономии достигается в тех случаях, когда область передвижения автомобилей
географически совпадает или близка к зоне GPRS-покрытия, которое, правда, есть
пока не на всей территории Украины.


Схема работы системы мониторинга
транспорта на базе GSM/GPRS


Отслеживать маршрут транспорта
можно в режиме реального времени или по архиву его перемещений

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: