Статьи

Как Украина выигрывает войну в соцсетях

Как Украина выигрывает войну в соцсетях

Перевели интересный материал от BBC, который рассказывает о победе Украины в соцсетях, о нашей «нации мемов» и тяжелой, но интересной борьбе украинцев против россиян в интернете.

Как Украина выигрывает войну в соцсетях

Украина просит больше французских гаубиц Caesar в шутливом романтическом видео

Война длится многие месяцы, и, кажется, силы сравнялись. Контрнаступление продолжается, но российская армия все еще сильна и наносит существенный вред украинцам. Но в интернете распределение сил совсем другое, и оно точно не в пользу россиян.

Курс
QA
Вивчайте важливi технології для тестувальника у зручний час, та отримуйте $1300 уже через рік роботи
РЕЄСТРУЙТЕСЯ!

«Это нация мемов», – говорит Елена, предпринимательница из Киева, руководящая командами волонтеров в социальных сетях. «Если бы это была война мемов, мы бы уже победили».

Елена – не настоящее имя девушки. Интервью проходит анонимно из-за щекотливого характера работы, которую она вместе со своими командами круглосуточно выполняет от имени Министерства обороны Украины. Задача этих людей – быстро реагировать на новости и создавать эффектные видео, рассчитанные на украинскую и зарубежную аудиторию Министерства.

Президент Украины Владимир Зеленский готовит обращение к иностранным парламентам с учетом местной истории, культуры и других нюансов. Так же работает и международная команда Елены, в которой сейчас пять человек.

В июне они создали видеоролик, где Украина благодарит Великобританию за военную помощь. Под музыку Густава Холста и группы The Clash на экране мерцали кадры с портретами Шекспира и Дэвида Боуи, видео с Льюисом Гамильтоном. А напоследок зрителям показали противотанковое оружие, предоставленное Британией.

После решения президента Франции Эммануэля Макрона о поставках САУ Caesar появилось видео, в котором говорилось, что «романтические жесты могут быть разными». Сначала мы видим красные розы, шоколад и Париж, а затем украинцев, использующих французское оружие. Все это происходит под звуки песни Джейн Биркин и Сержа Генсбура Je T’aime Moi Non Plus.

Елена говорит, что одно из ее любимых видео – благодарность Швеции за то, что она передала Украине гранатометы Carl Gustav. Они стоят $20 тысяч, но способны уничтожить российский танк Т-90 стоимостью $4,5 миллиона. Для этого ролика использовали песню ABBA Money, Money, Money.

Как Украина выигрывает войну в соцсетях

Благодаря усилиям команды Министерство обороны сейчас имеет 1,5 миллиона подписчиков со всего мира в Twitter. Некоторые из видео просмотрели более миллиона раз.

Самое успешное видео набрало 2,2 млн просмотров. Его выпустили в августе, после того как в аннексированном Крыму произошло несколько атак на российские объекты. Под звуки песни Bananarama Cruel Summer высмеивали россиян, уехавших на остров в отпуск.

«Нам нужно говорить с международной аудиторией и показать, что Украина действительно способна победить», — говорит Елена. «Никто не хочет инвестировать в неудачников».

Другая ее команда работает над тем, чтобы освещать потери россии и деморализовать захватчиков.

Ориентация на российскую аудиторию

В сети множество видеороликов, изображающих российские военные неудачи, поэтому команде хватало материала. Но им важно было понять, что именно работает, а что нет.

«Мы начали выставлять видео с труппами россиян», — говорит Елена. «А потом поняли, что на самом деле это не работает: это только объединяет их против нас».

Тогда команда попыталась обратиться к совести русских солдат, показав изображения погибших мирных жителей. Снова неудача. «Они действительно гордятся этим. Никто не осуждает убийства», – продолжает она. «Мы поняли, что нам нужно что-то другое».

Как Украина выигрывает войну в соцсетях

Украинские видео предупреждают россиян, что они несут большие потери

Теперь волонтеры тщательно изучают российские соцсети, пытаясь найти, что может сработать. «Если ваша аудитория – Саратов, то нужно знать, что происходит в Саратове», – говорит Елена.

Чрезвычайно сложно оценить влияние этой работы. Но недавняя частичная мобилизация Владимира Путина упростила задачу для волонтеров. Команда очень ждала ее, потому что знала, что это деморализует многих. Больше всего ценной информации находят в Telegram. Елена называет его «Диким Диким Западом».

Волонтеры, работающие для Министерства обороны лишь малая часть большого патриотического сообщества, реагирующего на события в интернете.

Как Украина выигрывает войну в соцсетях

Атаку на российский Керченский мост украинцы быстро использовали в информационной войне

Десятки Telegram-каналов привлекают множество людей. К примеру, «Украинское наступление» насчитывает 96 485 подписчиков. Его лозунг «борьба на передовой гражданских мемов информационной войны с 2014 года». Там есть новости о ходе войны, троллинг Москвы, иногда – информацию о том, как реагируют западные СМИ. Также здесь постятся фото мертвых или умирающих русских солдат. Недавний взрыв на российском Керченском мосту, соединяющий россию с оккупированным Крымом, вызвал волну видео, шуток и мемов.

Но Украина не превратилась в нацию цифровых ниндзя за одну ночь. Восемь лет войны на востоке Донбасса дали людям много времени для усовершенствования своих навыков. Украинцы научились отличать дезинформацию и создавать юмористический контент, помогающий держаться в трудные времена.

Игорь Соловей, руководитель Украинского центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности, утверждает, что сейчас наблюдается очень редкое явление. «Мы, возможно, первые свидетели в истории, когда гражданское общество доверяет государству и помогает ему», – говорит он. «Вооруженные силы занимаются своими делами, а общество самостоятельно создает контент, мемы, креатив. Потому что каждый чувствует ответственность за свое будущее».

Каков ответ россии? Как ни странно, не слишком мощный. К примеру, двум известным российским пранкерам удалось заставить министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебу подумать, что он разговаривает с бывшим послом США в Москве Майклом Макфолом.

Российские государственные СМИ транслировали отрывки, в которых г-н Кулеба якобы признал, что Украина несет ответственность за недавние атаки в Крыму и в оссии, хотя разговор произошел еще до взрыва на Керченском мосту 8 октября.

Но в общем-то креатива от интернет-армии россии мало. Елена говорит, что не видела стоящих примеров. «россияне так и не придумали ничего интересного», – говорит она. «Ни юмора, ни красоты, ни боли, ни сострадания».

Как Украина выигрывает войну в соцсетях

На улицах Киева появился мурал с изображением хакера


Завантаження коментарів...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: