Обзоры
life:) объявил результаты третьего квартала 2008 года и планы на 2009

life:) объявил результаты третьего квартала 2008 года и планы на 2009


Генеральный директор компании life:) огласил результаты третьего квартала и поделился планами на 2009 год. Начал Тансу Еэн с вопроса, который интересует практически весь мир – глобальный экономический кризис. По его словам, life:), равно как и телеком-рынок Украины пока не подвергся серьезному влиянию, и показывает стабильный здоровый рост. Повышать цены на услуги связи, life:) не планирует.

Исследование компании Merill Lynch Global Wireless Matrix обозревающее 51 рынок показало, что украинская мобильная связь находится на 49 месте по среднему показателю ARPU (7,02 доллара США) и на 14 месте по количеству абонентов (56 млн). На украинском рынке работает более 10 брендов, включая суб-бренды доминирующих операторов. Мировая практика показывает, что в развитых странах работают 2-3-4 крупных компании, предоставляющих услуги мобильной связи.

В третьем квартале 2008 года, доход life:) составил 127,8 млн. долларов, что равносильно 10% рынка в денежном отношении. Напомним, что в третьем квартале 2007 года, доход составлял 76 млн. или 6,7% рынка. Суммарный доход за девять месяцев 2008 года уже на 28% больше дохода за весь 2007 год. Напомним таккже, что в третьем квартале 2007 года, оператор впервые за свою историю зафиксировал положительный уровень EBITDA в размере 2,9 млн. долларов. В Q3 2008 года, EBITDA увеличилась в 4 раза и составляет 11,3 млн.

«Наша абонентская база продолжает уверенно расти и уже сейчас к нам подключены более 10 млн. абонентов» — говорит Тансу Еэн. К слову, life:) является единственным оператором на рынке, который считает абонентов двумя способами. Первый способ общий, он объединяет всех, кто когда-либо подключился к оператору. Второй учитывает только активных абонентов, которые совершили как минимум одну транзакцию, принесшую доход компании за последние три месяца. Таких клиентов у life:) 6,3 млн.

life:) является абсолютным лидером по чистому приросту абонентов. В третьем квартале 2008 года, к нему подключились 63% новых абонентов или 701,94 тысячи в количественном выражении. ARPU активных пользователей в отчетном квартале составил 7 долларов США, при этом общий показатель среднего дохода с одного абонента на рынке, по оценкам life:), находится на уровне 8 долларов. «МТС» и Beeline еще не успели объявить свои финансовые и операционные результаты, а «Киевстар» уже отчитался о своем ARPU, равном 9,2 доллара.

Показатели среднего количества минут, потребленных одним абонентом в месяц (MOU), количество средств, затраченных на привлечение одного клиента (SAC) и уровень оттока пользователь (churn rate) традиционно не разглашаются, согласно политике Turkcell, владельца контрольного пакета акций. Аналитик Мыкола Олиярник, из iKS-Consulting говорит, что MOU у life:) на уровне 250-300 минут в месяц, что является самым высоким показателем на GSM-рынке страны. В то же время, один из ТОП-менеджеров компании признался, что MOU снижается, но это связано с сезонностью. Доля VAS (Value Added Services – дополнительные сервисы) в общей структуре доходов в 2007 году была равна 13%, а по итогам 9 месяцев текущего года – 19%, что, соответствует рыночным тенденциям. Основную часть дохода VAS приносят сервисы передачи данных, которые популярны за счет своей низкой цены и услуги RBT (Ring Back Tone).

На профильных форумах страны, активно обсуждается тема неудовлетворительного качества услуг, предоставляемых life:). Представители оператора соглашаются, что сравнить их сеть с основными конкурентами еще рано. «Работая на рынке Украины 3,5 года, мы физически не можем приблизиться по размерам сети к доминирующих операторами («МТС» и «Киевстар»), которые существуют более 13 лет. Но мы делаем все возможное, для того, чтобы выйти с ними на один уровень» — говорит господин Еэн. По состоянию на третий квартал 2008 года, life:) охватывает 83,3% территории страны, на которой проживают 93,7% населения. На сегодняшний день в сети life:) функционируют 7 000 базовых станций, 64,7% которых поддерживают технологию EDGE. Для сравнения — «МТС» и «Киевстар» в прошлом году заявили об активации EDGE в 100% своих базовых станций.

В ближайшее два года, life:) планирует обеспечить 98% географического покрытия и увеличить емкость сети на 70% до конца первого полугодия 2009. Что касается инвестиций, из ранее заявленных 300 млн. долларов, 50 отложили на лицензию 3G .(изначально планировалось, что тендер пройдет в этом году), поэтому общая цифра составит 250 млн.

Продолжая свою социальную программу «Помочь так легко», life:) планирует создать фильм «Мелодия Шарманки». Режиссером картины будет Кира Муратова, а в главных ролях такие актеры, как Олег Табаков, Рената Литвинова, Нина Русланова, Наталья Бузько и др. Доходы от фильма будут использованы для решения проблем бездомных детей. По информации сотрудников оператора, картину будут показывать в кино, продавать на DVD, также предусмотрена специальная горячая линия и продажа эксклюзивного контента. Фильм должен появиться на экранах уже в 2008 году. Новое социальное направление – спонсорство баскетбольной лиги, национальной команды и баскетбольной федерации Украины. Не исключено, что благодаря поддержке мобильного оператора в Украине будут проведены новые соревнования.

Наверняка многим интересна судьба развития проекта life:) Italy. Для тех, кто не в курсе напомним, оператор в прошлом году заявил о выходе на международную арену, путем создания MVNO-оператора совместно с 3 Italy. Старт проекта был запланирован на май 2008 года. Со стороны компании, комментариев о том, почему виртуальный оператор не был запущен во время, не было. Генеральный директор оператора сообщил ITC.UA, что у 3 Italy наблюдаются финансовые трудности. Сейчас life:) находится в стадии переговоров с Vodafone, окончательное решение должно быть принято в ближайшие несколько недель. Как сообщил Тансу Еэн, life:) Italy будет предоставлять возможность бесплатно звонить на «любимые» номера в Италии и Украине. О максимальном количестве «любимых» номеров не сообщается. Стоимость звонков внутри сети в пределах двух стран – порядка 0,05 евро за минуту без ПЗС. 

Что же касается 2009 года, приоритеты отданы развитию сегментированных предложений в продажах и маркетинге, а также программе опыта клиентов. Руководство компании надеется, что в следующем году, на законодательном уровне будут решены следующие вопросы: MNP (Mobile Number Portability – услуга переноса номера при переходе от одного оператора к другому), ассиметричные ставки интерконнекта, внедрение и конверсия частот 3G, и коммерческий запуск услуг WiMAX, тендер на которые должен был состояться еще в 2007 году, но был отложен НКРС.

Подводя итоги, можно сказать что life:) продолжает уверенно лидировать по количеству новых подключений. Стабильное наращивание основных финансовых и количественных показателей компании даже в условиях мирового экономического кризиса, позволяют говорить о том, что стратегия выбрана верно.

Корреспондент ITC.UA задал несколько вопросов Тансу Еэну:

— Тансу, как Вы относитесь к сотрудничеству «МТС» и Vodafone, о котором они заявили меньше месяца назад?

— Я считаю это сотрудничество перспективным для двух сторон. «МТС» получит колоссальный опыт и доступ к услугам и сервисам Vodafone.

— Известно, что бренд life:) появится в Белоруссии. Будет ли предусмотрена возможность льготных звонков внутри сети между Украиной и Республикой Беларусь?

— После приобретения Turkcell белорусского оператора «БеСТ», было принято решение о выводе бренда life:) на этот рынок. Более подробно о работе life:) на белорусском рынке я рассказать не могу, так как мы не комментируем действия акционеров.

— Около месяца назад, все телекоммуникационные активы одного из ваших акционеров, «СКМ», были объединены под брендом Vega. В их число не были включены две компании, «Астелит» и «ММДС-Украина», где доля бизнеса Ахметова миноритарна. Какие совместные проекты life:) планирует с Vega?

— Совместные проекты обязательно будут, но более детально вы сможете узнать о них после запуска.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: