Military Tech Вооружение 18.01.2024 в 11:00 comment views icon

Разведывательный самолет А-50: что это такое, как его сбили и какие последствия

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-11-12_18-48-05-3-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-11-12_18-48-05-3-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-11-12_18-48-05-3-96x96.jpg

Андрей Русанов

Автор сайта

Разведывательный самолет А-50: что это такое, как его сбили и какие последствия

Вечером 14 января над Азовским морем был подбит российский А-50У «Сергей Атаянц» (93966) – мощный разведывательный самолет с 15 членами экипажа, которые были квалифицированными специалистами. Это первое в истории уничтожение такого борта, способного находить воздушные цели и средства РЛС за сотни километров. Поговорим о том, чем важен А-50, как удалось его подбить и какие это имеет последствия.

История и конструкция ДРЛО А-50

А-50 встал на вооружение в 1989 году. Серийное производство самолетов проходило в Ташкенте, сейчас подобные модели не производятся. С учетом ранее поврежденного в Беларуси и только что сбитого борта в россии осталось 8 А-50 в хорошем состоянии, заявил глава ГУР МО Кирилл Буданов в интервью FT. Другие источники называют суммарное количество всех российских А-50 и А-50У в 22 борта, включая те, что на хранении.

Потеря такого средства разведки – дорогостоящая и невосполнимая утрата для российских оккупантов. По ценам и курсу 1990-х годов А-50 стоил $270 млн (примерно $400 млн по современному курсу).

російський літак А-50

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 создан на базе транспортного Ил-76. Его основано «оружие» – радиотехнический комплекс радиолокационного дозора и наведение «Шмель». Он может обнаруживать и сопровождать воздушные, наземные и надводные цели, извещать войска и командные пункты об окружающих обстоятельствах, управлять истребителями и ударной авиацией для наведения.

Радиолокационная станция, получившая модификации «Шмель-2» и «Шмель-М», способная определять и противодействовать средствам РЭБ. А-50 был оснащен последней версией системы в 1990 году. Это настоящий «дальнобойный» монстр для определения многих возможных удаленных целей. Истребители он находит на расстоянии до 300-650 км в зависимости от высоты, цели на море и поверхности могут найти за 200-400 км. Самолет способен отслеживать одновременно до 300 объектов.

російський літак А-50

В 2000-е годы эти самолеты получили модернизацию до А-50У. На борту появился канал цифровой обработки радиолокационной информации, модернизированные приборы, программное обеспечение, дисплеи операторов и, наконец, через 20 лет после ввода в эксплуатацию, места отдыха и элементы быта экипажа. Системы самолета стали лучше, но оказались критически зависимыми от западных образцов оборудования.

Кіноклуб "Забагато драми" від Skvot.
10 лекцій та 10 практикумів, щоб зрозуміти мистецтво кіномови.Сформуй власний смак та бібліотеку фільмів і навчись писати рецензії.
Програма кіноклубу

Технические характеристики А-50

Экипаж 5 + 10 человек
Длина 48,27 м
Размах крыла 50,5 м
Высота 14,8 м
Максимальный диаметр фюзеляжа 4,8 м
Площадь крыла 300 м²
Нормальный взлетный вес 190 000 кг
Объем топлива 109 480 л
Двигатели 4x ТРДД «Д-30КП»
Максимальная тяга 4x 12 000 кгс

Летные характеристики А-50

Крейсерская скорость 800 км/ч
Практическая дальность 7500 км
Длина разбега 1540 м
Длина пробега 1050 м
Патрулирование на расстоянии 1000 км 4 ч
— с 1 дозаправкой 7 ч
Полет без дозаправки 9,3 ч
Нагрузка на крыло 633 кг/м²
Тяговооруженность 0,34 кгс/кг
Практический потолок 12 000 м

РЛС

Обнаружение баллистических ракет 800 км (оптично)
— бомбардировщиков 650 км
— истребителей 300 км
— крылатых ракет 215 км
— пусковых установок 300 км
— групп бронетехники 250 км
— морских целей до радиогоризонта
Воздушные цели сопровождения до 300
Диапазоны частот 0,5~18 ГГц, 50~500 МГц
Количество управляемых истребителей до 30

російський літак А-50

Конкретный сбитый борт 93966 базировался в Иваново на базе «Северный». Эксперты отмечают, что там также хранятся 7 «гробов» – недееспособных А-50 и неизвестное количество активных. Именно этот самолет когда-то базировался в Мачулище на Беларуси и сканировал территорию Украины в начале вторжения (но это не тот борт, который был поврежден там же дронами).

Как удалось уничтожить А-50

По неофициальной информации, подбитие разведывательного самолета стало результатом сложной и долговременной операции ВСУ. Для этого вывели из строя несколько наземных РЛС оккупантов вблизи Азовского моря. Частично ослепленные силы врага должны были компенсировать это – борт А-50 должен был дежурить в окрестностях оккупированных Приморска и Кирилловки, куда достают ракеты комплексов Patriot и, возможно, другое дальнобойное оружие Украины.

Чтобы не привлекать лишнего внимания, самолет вел украинский комплекс РЛС от ЗРК С-300 – А-50, скорее всего, его заметил и идентифицировал. К тому же этот РЛС – значительно меньшая потеря при поражении, чем дорогостоящие западные средства радиолокационной разведки. Однако само поражение, вероятно, выполнил комплекс Patriot. Это стало возможным благодаря интеграции западных и советских средств ПВО, которую Украина и ее партнеры внедряли в течение двух лет полномасштабного российского вторжения.

Россияне рассказывают о подбитии самолета дружеским огнем собственных ПВО, но с учетом всех обстоятельств такая версия кажется менее вероятной.

Кіноклуб "Забагато драми" від Skvot.
10 лекцій та 10 практикумів, щоб зрозуміти мистецтво кіномови.Сформуй власний смак та бібліотеку фільмів і навчись писати рецензії.
Програма кіноклубу

Какие последствия у уничтожения А-50

К сожалению, подбитый А-50 – не последний в российском арсенале. Скорее всего, его в случае необходимости просто заменит другой борт. Но, безусловно, россияне постараются больше так не рисковать и изменят планирование операций.

російський літак А-50

А-50 был очень важен для радиолокационной разведки россиян. Он фиксировал поднятие и перемещение украинской тактической авиации, отслеживал РЛС и пуски авиационных дальнобойных ракет. Вероятно, сейчас они будут делать это с большего расстояния из-за риска получить ракету в следующие борта А-50. Ранее аналогичным образом Украина заставила оккупанта перебазировать черноморский флот подальше от украинских берегов.

Подвод самолета ДРЛВ, безусловно, отсрочил или вообще отменил некоторые запланированные операции россии в акватории Черного и Азовского морей – в том числе возможные обстрелы территории Украины, из-за которых погибают люди, разрушаются жилые дома и важные объекты. Известно, что ракетные обстрелы направлял именно этот самолет.

С учетом новых обстоятельств россияне будут вынуждены перепланировать и другие операции, затеваемые в будущем. В случае с флотом это привело к тому, что сейчас практически нет ракетных обстрелов Украины по надводным или подводным объектам.

Можно сказать, что уничтожение А-50 и демонстрация врагу возможностей Украины делать подобные вещи делает черноморский регион более безопасным, даже несмотря на возможное введение другого борта разведывательного самолета.

Источники: Вікіпедія, Мілітарний, hromadske, Армія-Inform  и другие


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: