Обзоры
Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы


Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Выставка Photokina прошла с 18 по 23 сентября в Кельне (Германия) уже 32 раз. В этом году количество участников было немногим меньше чем в 2010 – 1158 из 41 страны против 1251 из 45 стран. Экспозиции осмотрели 185 тыс. посетителей из 166 стран мира (два года назад их было 180 тыс.), причем 42% приехали из-за границы. По оценкам экспертов, это самая влиятельная выставка в фотоиндустрии, и она становится все более международной – по сравнению с 2010 г. количество иностранных посетителей выросло на 7,5%.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы
Утром желающих попасть на выставку было больше, к турникетам выстраивалась внушительная очередь

Надежды Photokina

Надежда 1: полнокадровые камеры станут доступными (по цене) в 2013 году

Не сбылась. Да, на выставке были представлены четыре новые полнокадровые камеры – Canon 6D, Nikon D600, а также Sony Alpha SLT-A99 и Cyber-shot DSC-RX1. Доступность в смысле просто возможности купить пока ограничена – украинскому покупателю реально заказать только Nikon D600, но это вопрос нескольких месяцев, возможно, к Новому году как минимум три модели будут в продаже.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы
Дотошный посетитель проверяет технические характеристики Nikon D600

Ситуация с ценой значительно хуже. Все лето ходили упорные слухи о ценнике в США $1500 для D600. К сожалению, они не подтвердились, причем ошибка была на целых 40%: $2100…

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Анонс Canon не изменил ситуацию: 6D по многим параметрам чуть-чуть уступает основному конкуренту, но цена у них одинаковая. Наличие встроенного модуля Wi-Fi в 6D позволяет предположить некоторую задержку появления камеры на украинском рынке, поскольку компании потребуется получить соответствующие сертификаты на беспроводное оборудование.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы
Sony Alpha SLT-A99 в разобранном виде

Sony Alpha SLT-A99 – флагманская полнокадровая камера, она по определению не может быть дешевой и распространенной. Sony Cyber-shot DSC-RX1 даже на выставке была в виде застекленных прототипов, да и цена $2800 за аппарат с несменным (впрочем, отличным, Carl Zeiss Sonnar T*) 35-мм светосильным объективом явно великовата, особенно если учесть, что для комфортной работы придется докупить оптический видоискатель ($600 Carl Zeiss).

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы
Sony Cyber-shot DSC-RX1 в разобранном виде

Справедливости ради стоит упомянуть и Leica M Typ 240/220, но причислять Leica к «доступным» при сегодняшнем позиционировании бренда было бы странным.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы
Итак, 2013 не станет годом доступных полнокадровых камер. Однако их время явно приближается: конкурировать со своими же предыдущими моделями в сегменте APS-C становится все сложнее, поэтому основные производители всерьез нацеливаются на «полный кадр». Возможно, Photokina 2014 порадует нас больше.

Комментарий эксперта: В 2008 г., обозревая тогдашнюю горячую полнокадровую новинку Nikon D700, я уже писал о выборе объективов с прицелом на будущее. Хотя полный кадр пока только снится многим фотолюбителям, факт его будущего доминирования на рынке серьезных аппаратов неоспорим. Между тем рынок наводнен оптикой, спроектированной для формата APS-C, и не способной работать с полнокадровыми аппаратами. Например, у Canon геометрически разные байонеты, у Nikon объектив установить можно, но он будет работать с кроп-фактором и проецировать изображение только на центральную область матрицы.

Надежда 2: Беззеркальная технология выйдет из состояния «любительской»

Сбылась частично. Хотя все основные игроки рынка еще до выставки представили хотя бы одну беззеркальную модель, большинство аппаратов пока относится к категории любительских. Исключение составляют Fujifilm X-Pro1, Olympus OM-D EM-5, Panasonic GH2 а также показанные на Photokina Fujifilm XE-1 и Panasonic GH3.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Fujifilm XE-1 интересен прежде всего комбинацией доступной цены и «вкусностей» старшего брата X-Pro1 (прежде всего уникального 16,3-мегапиксельного X-Trans CMOS сенсора формата APS-C без противомуарного фильтра и системы обработки данных, обеспечивающих отличные снимки). В свете расширения линейки оптики, отказ от гибридного оптико-электронного видоискателя в пользу сугубо электронного (OLED с 2,36 млн. элементов изображения) можно расценивать как благо для многих фотографов, не обладающих «дальномерным» опытом.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Panasonic GH3 соединяет миры фотографии и видеосъемки, предлагая сбалансированный набор характеристик. Эту камера станет идеальной альтернативой для тех, кто хочет приобрести аппарат системы Micro 4/3, но не разделяет страсть Olympus к ретродизайну.

Наибольший резонанс вызвал анонс Hasselblad. Новинка получает название Lunar в честь замечательного события как в истории компании, так и в истории фотографии: в 1962 г. американский астронавт Вальтер Ширра впервые взял камеру Hasselblad в космос.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Благодаря сотрудничеству с Sony, аппарат получит байонет Е, 24,3-мегапиксельную APS-C-матрицу, работающую в диапазоне ISO 100 -16000 и 25-точечную систему автофокусировки. Помимо трехдюймового дисплея камеру оснастят OLED-видоискателем. NEX7? Не совсем: Hasselblad сделает собственную прошивку и графический интерфейс. При разработке Lunar компания ориентировалась на индустрию суперкаров и дорогих часов: высокое качество и инновационные технологии упакованы в «оболочку» класса суперлюкс. Для отделки корпуса будут использованы титан, кожа, натуральное дерево, карбон и даже золото.

С одной стороны это выглядит признанием беззеркальной технологии миром профессиональной фотографии, с другой – попахивает продажей перекрашенного в красный прошлогоднего Mercedes С-класса под видом последней модификации спорткара Ferrari.

Говоря о профессиональной пригодности системы нельзя не упомянуть об объективах. На сегодняшний день серьезным фотографам интересны, пожалуй Fujifilm и Micro 4/3. Первая благодаря светосильным объективам с фиксированным фокусным расстоянием, вторая – благодаря самому большому и постоянно увеличивающемуся (в том числе благодаря стараниям сторонних производителей – Kenko Tokina, Schneider-Kreuznach, Sigma, Tamron, Voigtlander) ассортименту разных объективов, в том числе сверхсветосильных и широкоугольных.

Комментарий эксперта: За последний месяц я в качестве журналиста посетил две большие выставки и снимал все фоторепортажи на беззеркальную камеру со сменной оптикой. Не могу сказать, что удовлетворен полностью, но особых претензий к автофокусировке и качеству снимков нет. Зато есть благодарность от организма, которму не пришлось носить на плечах и шее лишнюю пару килограммов.

Надежда 3: Ассортимент компактных камер топ-класса будет расширяться

Сбылась. В рамках выставки три компании представили свои новинки в этом сегменте.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы
Слева Масая Меада (Canon), в центре Мэнни Альмедиа (Fujifilm), справа Харуо Огава (Olympus)

Canon PowerShot G15 является развитием линейки G. Впервые компания использовала зум-объектив 28-140 мм с диафрагмой f/1,8-2,8 и системой оптической стабилизации в компактных моделях. На пресс-конференции г-н Масая Меада (CEO подразделения Canon Image Communication Products) подчеркнул, что Canon развивает все сегменты камер, от полнокадровых, где появился доступный по цене 6D, до компактных, где компания вывела на рынок ряд продуктов, включая уникальный 50-кратный суперзум PowerShot SX50 HS.

Fujifilm пополнила модельный ряд устройством премиум-класса XF1.

Этот дизайнерский аппарат в целом хорош: 12-мегапиксельная 2/3-дюймовая EXR-CMOS матрица, производительный графический процессор EXR, широкоугольный объектив FUJINON с 4-кратным оптическим трансфокатором 25-100 мм. Однако диафрагма в телеположении темновата: f/4,9 хотя в широкоугольном f/1,8. Мэнни Альмедиа, младший вице-президент и глава американского офиса Fujifilm, на пресс-конференции отметил, что в элегантный дизайнерский корпус упакована высокотехнологичная начинка и акцентировал внимание на конструкции объектива, который в походном положении полностью прячется в корпус, в режиме ожидание выступает всего на сантиметр и при этом полностью управляется вручную.

Olympus представила фотокамеру Stylus XZ–2. Как следует из маркировки, это наследник успешной модели XZ–1. На пресс-конференции Харуо Огава (Президент подразделения Olympus Imaging Solutiuon, Токио, Япония) отметил, что в XZ–2 используется такая же система обработки данных на базе процессора TruePic VI, как и в флагманском аппарате OM-D EM-5.

Нельзя не упомянуть уже знакомый посетителям международных выставок Panasonic Lumix DMC-LX7 с рекордным для такого класса техники значением диафрагмы f/1,4-2,3.

Надежда 4: Смартфоны и планшеты станут использоваться в качестве удаленного беспроводного видоискателя

Сбылась частично. К реализации этой простой, как и все гениальное, идеи производители движутся уже несколько лет. Для ее воплощения в камере требуется наличие модуля Wi-Fi (что сегодня не редкость) и внесение изменений в прошивку (если остальные аппаратные части поддерживают нужную скорость обработки данных, то задача несложная). Со стороны смартфонов-планшетов необходимо лишь написать соответствующую программу и разместить ее в магазинах Apple и Google.

Кроме ведущих компаний Canon, Nikon, Olympus, Panasonic, Samsung и Sony, в продуктовых линейках которых уже есть разные варианты управляемых удаленно аппаратов, к экспериментам присоединились и производители среднеформатных камер, что свидетельствует о востребованности этой идеи со стороны профессиональных фотографов.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Однако технология пока находится на этапе опытного внедрения, поэтому об удобстве и надежности говорить рано.

Тенденции на Photokina 2012

Количество дополнительного оборудования для видеосъемки цифровыми фотоаппаратами растет

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Сначала были штативные видеоголовки, затем появился специальный обвес, упрощающий использование дополнительного оборудования (внешних мониторов, ручных и электрических фокусировщиков и трансфокаторов и т.п.). Сейчас дело дошло до миникранов и вертолетов с дистанционным управлением. С каждой выставкой таких экспонатов становится больше, а о назначении тех или иных железок без пояснений представителей производителя догадаться сложно.

Все это явно свидетельствует о том, что цифровые фотоаппараты прочно вошли в арсенал видеографов, невзирая на ряд технических ограничений, которые по-прежнему не преодолены.

Фотокниги можно делать в фотокиосках самообслуживания

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Хотя доля фотокниг в общем объеме печати снимков продолжает расти, но пока это лишь проценты. Причин множество – от незнания любителями о такой возможности до высокой цены фотокниг и сложности их подготовки. На выставке был представлен ряд решений в виде киосков самообслуживания: пользователь загружает свои файлы и может быстро разместить их на страницах. Все происходит в его присутствии – не приходится ждать заказ неделю или даже месяц. Естественно, настоящую фотокнигу – в твердом переплете и с сотней страниц – создать на таком устройстве невозможно, но надоевшие пластиковые альбомы с прозрачными кармашками оно заменяет отлично.

Украинского потребителя это касается мало: даже простые печатные киоски самообслуживания не получили у нас сколько-нибудь существенного распространения (если не принимать во внимание их использование бизнесами «фото на документы»), о более сложных и дорогих решениях речь не идет вовсе.

Свадебные фотографы ищут возможность выделиться: появились новые форматы фотокниг

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Пока панорамные форматы делаются из сэндвичей на основе фотобумаги, поскольку крупные печатные компании наподобие Blurb еще не предлагают подобные соотношения сторон. При умелой верстке выглядит действительно впечатляюще, но требует соответствующей подготовки еще на этапе съемки.

Мифы на Photokina 2012

Аналоговая фотография умерла

Миф старый и он снова развенчан. Пока аналоговая фотография жива. Ипостасей у нее две. Первая – хипстерская, вторая – очень профессиональная и очень специализированная.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы
Слева: немецкая организация ломографов выложила карту страны из 150 тыс. отпечатков. Грандиозная инсталляция разместилась прямо на площади между Кельнским собором – символом города – и центральным вокзалом. Справа: «дань уважения» к советской технике – одна из особенностей сегодняшней ломографии. Проигрыватель «Юность» использован в качестве вращающегося стенда для рекламы панорамной камеры

Ломография проповедует аналоговый характер фото и ценность каждого запечатленного момента. А игрушечные пластмассовые камеры – некий атрибут принадлежности к культу и одновременно способ его материального воплощения.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Узкоспециализированные профессиональные камеры до сих пор востребованы на рынке. Это в основном пленочные панорамные аппараты и карданные пластиночные, формат 35 мм практически исчез с выставки.

Нельзя не упомянуть о моментальной фотографии. Ее изобретатель – Polaroid – ушел в цифровые чащи (камер со встроенным принтером показалось мало и на выставке были показаны мобильные телефоны и планшеты). Но идея получения единственного и уникального снимка не исчезла, сейчас ее реализует компания Fujifilm, показавшая обновленную версию компактного аппарата Instax Mini 8. Он рассчитан на бытовую съемку, а вот Impossible FPU (Film Processing Unit) от Impossible Project, подхватившего знамя Polaroid, позволяет получать уже вполне выставочные работы форматом 20х25 см.

Ситуация с пленкой пока неоднозначная: хотя гранды индустрии объявили о намерении прекратить/сократить производство в виду снижающегося спроса (если в 2000 г. было продано 948 млн. рулонов, то в 2012 – всего 40 млн.), есть как минимум складские запасы. Зато небольшие компании по всему миру (в том числе две из России – «Тасма» и «Славич») готовы удовлетворить имеющийся спрос и даже разрабатывают новые пленки.

Забавные моменты Photokina 2012

Любая выставка не обходится без курьезных экспонатов. Не исключение и нынешняя Photokina.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Гламурным камерам – гламурные профессиональные аксессуары.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Представление о прекрасном у всех свое. Китайские компании готовы оснастить любую студию вот такими замечательными задниками. Судя по всему, озера с лебедями в ассортименте тоже имеются.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Ничто человеческое нам не чуждо. Но быстрый перекус на рабочем месте наблюдается только у китайских стендистов.

Репортаж с Photokina 2012: надежды, тенденции и мифы

Самый информативный стенд выставки…


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: