Обзоры Игры 24.12.2010 в 06:30 comment

Ретроспектива: шутеры на PSP

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Жанр боевика вечен. У геймеров всегда будет желание поупражняться во владении (пусть и виртуальном) огнестрельным оружием. То оказавшись в костюме первоклассного спецназовца, или в образе гангстера с пистолетом за поясом, или чувствуя себя суровым ковбоем с Дикого Запада. По большому счету, не так важно кем. Важно насколько это впечатляюще. Попробуем разобраться, можно ли получить привычную дозу адреналина исключительно с PlayStation Portable в руках.

На мгновение вернемся к статье «Лучшие игры на PSP». Несмотря на условность и неполноту перечня, жанр шутеров представлен там одной лишь Metal Gear Solid: Peace Walker. Да и та относится к жанру с большой натяжкой. То есть, вы конечно можете попробовать проходить ее исключительно в «стиле Рэмбо», но все-таки создавалась игра с оглядкой на stealth.

Ретроспектива шутеры на PSP

В чем причина столь напряженных отношений консоли со «стрелялками»? В первую очередь, это техническое несовершенство. Притча во языцех стало отсутствие второго аналогового стика – что не дает в полной мере воссоздать механику прицеливания. Разумеется, можно использовать auto aim. Однако вы сами понимаете, впечатления от него не лучшие. Проблему отчасти пытаются решить, предлагая несколько схем управления на выбор – с разным назначением клавиш. Кстати, это и было сделано в пресловутой Peace Walker.

Другой важный нюанс связан с начинкой PSP. Мощности консоли не хватает на одновременную обработку красивой картинки, звука и просчета действий искусственного интеллекта. А ведь AI играет в шутерах немаловажную роль.

Впрочем, смельчаков-разработчиков, которые не испугались трудностей создания шутеров для PlayStation Portable, все равно оказалось предостаточно. Предлагаю совершить небольшой экскурс в прошлое и проследить за развитием жанра на портативной консоли.

Онлайн-курс "Тестування API" від robot_dreams.
Навчіться працювати з API на просунутому рівні та проводити навантажувальні тестування, щоб виявляти потенційні проблеми на ранніх етапах розробки.
Програма курсу і реєстрація
Ретроспектива шутеры на PSP
Coded Arms

2005 год

Как вы думаете, кому суждено было стать первопроходцами в создании PSP-шутеров? Да, правильно – японцам. Coded Arms от Konami – первая игра для PSP, которая смогла похвастаться титулом first person shooter в соответствующей графе. Однако дебют в жанре оказался провальным. Даже при отсутствии конкурентов проект не смог выделиться. Скучные прогулки неприметными коридорчиками так и не смогли заинтересовать кого-то всерьез.

Ретроспектива шутеры на PSP
Infected

Спустя пару месяцев, в свет вышла Ghost in the Shell: Stand Alone Complex от именитого дуэта Namco Bandai и Atari. Вне всяких сомнений, что после релиза обе компании остались довольны. В первую очередь, речь идет о финансовой стороне вопроса. Игра, созданная по мотивам известного аниме-сериала Масамунэ Сиро (Masamune Shirow), вызвала фурор у ценителей жанра. Стоит добавить, что имели место и несколько интересных геймплейных ходов: четыре класса персонажей, приличный арсенал оружия на выбор, мультиплеер.

К концу года еще двое новобранцев присоединились к полку. С PlayStation 2 перекочевала довольно амбициозная серия SOCOM – а именно, проект SOCOM: Fireteam Bravo. Его-то и можно назвать первым настоящим шутером для PSP. Высокие оценки говорят сами за себя. А вот по поводу Infected от комментариев лучше воздержаться. Попытка создать сумасшедшую зомби-мясорубку откровенно провалилась. Ничего не поделаешь. К сожалению, портативной консоли не по зубам Dead Rising с ее тысячами ходячих мертвецов.

Ретроспектива шутеры на PSP

2006-2007 год

Осознав, что ситуация с шутерами на PSP не такая уж и безнадежная, издатели начали активно финансировать проекты. Правда, некоторые даже перестарались. Ubisoft, к примеру, решила сделать ставку на громкое имя Тома Клэнси (Tom Clancy). Однако, Ghost Recon: Advanced Warfighter 2, Rainbow Six: Vegas и Splinter Cell: Essentials дотянули лишь до званий крепких середнячков. Из вышеупомянутой троицы рекомендовать стоит разве что очередную часть приключений Сэма Фишера.

А начало 2006-го ознаменовалось выходом стелс-саги Syphon Filter: Dark Mirror, несомненно, заслуживающей внимания. Звание «Лучшей игры года» она получила совсем не случайно. А чуть позже на улице владельцев PSP начался настоящий праздник. Сначала появилась Gun Showdown – чрезвычайно атмосферный вестерн с хорошим сюжетом. В след за ней – довольно удачная SOCOM: Fireteam Bravo 2. А после – Killzone: Liberation. Очередной, на этот раз портативный, хит от Guerrilla Games. Причем хитом его можно назвать по причине поднятой вокруг игры шумихи, которую одни называли классным, солидным шутером, а другие ругали за несбалансированность и однообразие.

Онлайн-курс "Тестування API" від robot_dreams.
Навчіться працювати з API на просунутому рівні та проводити навантажувальні тестування, щоб виявляти потенційні проблеми на ранніх етапах розробки.
Програма курсу і реєстрація
Ретроспектива шутеры на PSP
Call of Duty: Roads to Victory

Ну а затем началась так называемая «эпоха Второй Мировой», которая ознаменовалась на PSP релизом Medal of Honor: Heroes, Brothers in Arms: D-Day, Call of Duty: Roads to Victory. Три знаменитые серии в который раз сошлись на поле боя. Игры в целом оказались очень похожи – все они рассказывали о бравых действиях союзников в последние годы войны. Победителем в сражении заслуженно вышла Medal of Honor. Поэтому, наверное, только она в последующем году обзавелась сиквелом. Хотя, если вы не имеете ничего против обозначенной тематики, внимания достойны все эти проекты.

Ретроспектива шутеры на PSP
Medal of Honor: Heroes

Самый «плодовитый» отрезок в истории шутеров на Playstation Portable завершился выходом шедевральной Syphon Filter: Logan’s Shadow. Она собрала отличные оценки и очень хвалебные отзывы. Говорили, что-де вот он – новый стандарт качества игр для PSP. Оды этому боевику пели из-за удачного сочетания неплохой картинки, крепкого сюжета, интересного геймплея со смесью шутера и stealth-элементов. В общем, действительно достойная вещь получилась.

А чтобы никого не обидеть, быстренько, в темпе вальса, перечислим тогдашние проходные игры, которые и сегодня вряд ли заинтересуют кого-то по-настоящему. В списке значатся: созданная по кинофильму Aliens vs. Predator: Requiem, так и не состоявшийся хит Metal Gear Solid: Portable Ops (по-настоящему понравился только фанатам серии), Coded Arms: Contagion (кстати, создавался питерской студией Creat) и серия неприметных симуляторов охоты Cabela’s.

Ретроспектива шутеры на PSP

2008-2010 год

После бури всегда наступает затишье. Лавина шутеров, неожиданно свалившаяся на PSP, помогла жанру, но только на время. Получив возможность выбора, геймеры стали еще более привередливыми, однако одновременно и стали чаще ориентироваться на именитость серии. Денежные мешки, они же – издатели, наотрез отказались финансировать «перспективные» (читай: сомнительные) проекты, и подписывали только стопроцентные хиты. Так что все новые шутеры, буквально с момента анонса, молниеносно приобретали звездный статус.

Прежде всего, хочется отметить Resistance: Retribution. Переезд знаменитой серии на портативную консоль был замечательным шагом со стороны Sony. Игра вызвала немалый фурор. И это вовсе не случайность. Именно ее смело можно назвать лучшим блокбастером на PlayStation Portable. Проект в совершенстве отвечает главным канонам серии. Перед нами настоящий боевик, с закрученным фантастическим сюжетом, классной картинкой, удобной системой использования укрытий, а еще «секретным» режимом, который включался при подсоединении PSP к PS3 (на последней еще надо было запустить Resistance 2).

Ретроспектива шутеры на PSP
SOCOM: Fireteam Bravo 3

Меньший ажиотаж наблюдался вокруг SOCOM: Fireteam Bravo 3. После четырехлетнего перерыва геймеры успели подзабыть серию (а в родных палестинах она и вовсе никогда не пользовалась популярностью). Да и разработчики изменили своим привычным ориентирам. Возможно, даже слишком. В купе с классным мультиплеером они выкатили совершенно халтурную одиночную кампанию – бросив все силы на полировку сетевой игры, авторы попросту забыли о сингле. Конечно, аудитория была разочарована. Ну а заодно и вспомним полный провал Army of Two: The 40th Day. Эх, какая хорошая PR-кампания была…

На сегодняшний момент Metal Gear Solid: Peace Walker остается последней стоящей игрой в жанре (со скидкой на stealth-специфику, конечно, потому как это не чистокровный боевик). Фирменный запутанный сюжет, богатство тактических возможностей, акцент на столь популярный сегодня кооперативный режим. Да и графикой Peace Walker приятно удивляет. Помешать вам получить удовольствие от этого проекта сможет только лишь неприязнь к сериалу MGS в целом.

Ретроспектива шутеры на PSP
Ghost Recon: Predator

А как же недавний Ghost Recon: Predator? – спросит кто-то. Слишком уж невнятная она. В обзорах ее ругали абсолютно за все: графику, плохой AI, никудышный сетевой режим… Как-то не складывается у Ubisoft с PSP. В целом, как успели понять, отношения с жанром у карманной любимицы – плоховатые. Кто виноват в этом? Частично разработчики, но в большей степени все таки сами Sony, сделавшая не слишком приспособленное для требований шутеров устройство. Остается надеяться, что допущенные ошибки не повторятся в будущем. Ведь выход PSP2 уже не за горами.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: