Анализ ситуации в сегменте карманных компьютеров свидетельствует о скором уходе с мировой арены традиционных персональных цифровых ассистентов. Смартфоны и коммуникаторы все настойчивее расширяют зону своего присутствуия, размывая долю первопроходцев рынка в общей массе реализуемых карманных компьютеров.
По данным IDC, за минувший год на мировом рынке реализовано 5,5 млн КПК без интегрированных телефонных функциий. По итогам 2005 г. потребность в таких «простых» устройствах составляла 7,6 млн единиц. Это значит, что их продажи за год сократились на 28,5%, что во многом является следствием серьезного давления на классические модели со стороны конвергентных разработок. Так, в 2006 г. число поставленных аппаратов с возможностью полноценного функционирования в сотовых сетях превысило 60%, в то время как годом ранее этот показатель едва достигал 47% общего числа реализованных наладонников.
«Набор опций, ранее считавшийся исключительно уделом "классических" КПК, а именно PIM-функции, беспроводные интерфейсы, работа с мультимедиа-контентом и т. д., сегодня все чаще находит применение не только в смартфонах и коммуникаторах, но и в телефонах премиум-класса, – комментирует данные своей компании аналитик IDC Рамон Лламас (Ramon Llamas). – Кроме того, стремительно растущая популярность ноутбуков с Wi-Fi-модулями заставляет пользователей всерьез задумываться о том, стоит ли приобретать карманный компьютер». В качестве последнего достаточно убедительного аргумента, все же способного склонить чашу весов в пользу одной из моделей «чистого» КПК, можно назвать наличие встроенного GPS-приемника.
Несмотря на сравнимое со средним по рынку падение уровня продаж (28,3%), пальму первенства по-прежнему удерживает Palm. В ее арсенале остаются модели Z22, TX и Tungsten E2, премьерный показ которых состоялся еще в 2005 г. Как и следовало ожидать, с недавних пор продуктовую линейку компании начали покидать знаменитые старожилы. Первым это сделал LifeDrive – компактный «менеджер» с жестким диском емкостью 4 GB и поддержкой Wi-Fi. Более практичная и менее дорогая флэш-память окончательно предрешила судьбу этой новаторской разработки. Тем временем в борьбе за мобильный рынок Palm концентрирует усилия исключительно на семействе Treo, представители которого все увереннее осваиваются в нише интеллектуальных телефонов. При этом не последнюю роль в успешном продвижении устройств на рынок играет использование во флагманских продуктах ОС от Microsoft.
Ставку на поддержку сотовых сетей в своих цифровых ассистентах делает и HP. Быстро сокращая присутствие в сегменте традиционных карманных компьютеров (по данным IDC, в 2006 г. их реализация уменьшилась на 30,4%), компания существенно активизировала деятельность в секторе смартфонов. Последнее тому доказательство – анонс аппарата с GSM/EDGE-модулем HP iPAQ 500, который будет работать под управлением новой операционной системы Windows Mobile 6.0. К слову, оперативность в части адаптации этой ОС не может не радовать, ведь в памяти еще свежи отразившиеся на уровне продаж HP события двухлетней давности, связанные с задержкой перевода ключевых моделей компании на Windows Mobile 2005. Своим скорым выходом в свет iPAQ 500, безусловно, укрепит позиции, отстаиваемые наиболее востребованными представителями КПК-фронта – оптимизированным под спутниковую навигацию iPAQ rx5915 и мультимедийным комбайном iPAQ hx2795.
Mio Technology до предела сократила отставание от заметно охладевшей к КПК-бизнесу Dell. Залогом удачного освоения этим производителем рынков Европы и Азии стали ориентированные на спутниковую навигацию модели Р550, Р350 и А201. В наступившем году Mio планирует усилить свое присутствие и в Северной Америке, где ее позиции по-прежнему очень слабы.
Развивая плодотворное сотрудничество с концерном T-Mobile, Sharp реализовала почти 1,5 млн карманных компьютеров (львиная доля успеха принадлежит серии Sidekick), что нашло отражение в годовом увеличении продаж на 166,1%. Впрочем, откровенно слабым местом остаются модели под управлением Linux – за год продано всего 30 тыс. устройств.
Компания | 2006 г. | 2005 г. | Рост, % | |||||
Объем поставок, шт. | Рыночная доля, % | Объем поставок, шт. | Рыночная доля, % | |||||
Palm | 1 982 000 | 36,3 | 2 763 139 | 36,1 | -28,3 | |||
HP | 1 210 000 | 22,1 | 1 739 365 | 22,7 | -30,4 | |||
Dell | 490 000 | 9,0 | 735 929 | 9,6 | -33,4 | |||
Mio | 442 893 | 8,1 | 342 664 | 4,5 | 29,2 | |||
Sharp | 297 500 | 5,4 | 79 181 | 1,0 | 275,7 | |||
Другие | 1 044 094 | 19,1 | 1 986 360 | 26,0 | -47,4 | |||
Всего | 5 466 487 | 100,0 | 7 646 638 | 100,0 | -28,5 | |||
*Без устройств со встроенными функциями сотового телефона. | ||||||||
Компания | 2006 г. | 2005 г. | Рост, % | |||||
Объем поставок, шт. | Рыночная доля, % | Объем поставок, шт. | Рыночная доля, % | |||||
RIM | 3 510 927 | 19,8 | 3 193 000 | 21,3 | 10,0 | |||
Palm | 1 970 031 | 11,1 | 2 773 025 | 18,5 | -29,0 | |||
HP | 1 721 531 | 9,7 | 2 267 178 | 15,1 | — 24,1 | |||
Mio | 1 515 496 | 8,5 | 714,528 | 4,8 | 112,1 | |||
Sharp | 1 428 318 | 8,0 | 536 540 | 3,6 | 166,2 | |||
Другие | 7 596 989 | 42,8 | 5 497 869 | 36,7 | 38,2 | |||
Всего | 17 743 292 | 100,0 | 14 982 140 | 100,0 | 18,4 | |||
*С устройствами со встроенными функциями сотового телефона. |
Сквозь призму статистических выкладок Gartner открывается возможность взглянуть на рынок КПК под несколько иным углом, ведь в своих исследованиях компания традиционно причисляет к рассматриваемому сегменту часть аппаратов с поддержкой доступа к сотовым сетям. Именно поэтому в поле зрения аналитиков исправно попадают представители модельного ряда RIM (BlackBerry 87xx), HP (iPAQ 69xx), Nokia (E61) и Motorola (Q).
Стабильная популярность устройств от Research in Motion, обеспечивающих удобный беспроводной доступ к электронной почте и прочим мобильным сервисам, позволила компании вновь возглавить список лучших. Несмотря на резкий крен в сторону смартфонов, который стал отчетливо заметен после осенней премьеры BlackBerry Pearl и недавнего появления аппаратов серии 8800 (ранее известных под названием Indigo), сбыт канадских коммуникаторов продолжает увеличиваться. Из 6,2 млн реализованных в 2006 г. силами RIM устройств более половины пришлось на сегмент карманных компьютеров.
Говоря о потребительских предпочтениях в части ОС, аналитики отмечают растущую востребованность в Windows Mobile. Благодаря последовательному развитию сервисов доставки электронной почты через Exchange e-mail server основанные на WM продукты становятся идеальным выбором для корпоративного сектора. По состоянию на конец 2006 г. разработка Microsoft увеличила свою рыночную долю до 56,1%. В тройке наиболее распространенных операционных систем также находятся ПО RIM (19,8%) и Palm OS (11,7%).
Анализ рынка с точки зрения целевых групп свидетельствует о том, что КПК практически поровну распределились между корпоративным сегментом и лагерем частных пользователей: согласно выводам специалистов Gartner, во многом благодаря высокому спросу на модели Motorola Q, Sharp Sidekick 3, а также GPS-коммуникаторы от Mio массовому рынку досталось 52%.
Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!