Military Tech Вооружение 28.12.2023 в 10:00 comment views icon

Интервью с разработчиком стирально-душевых комплексов Vodohray — знания по сварке и опыт автоспорта для ВСУ

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/07/2023-07-19-12.08.01-2-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/07/2023-07-19-12.08.01-2-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/07/2023-07-19-12.08.01-2-96x96.jpg

Юрій Орос

Автор новостей

Интервью с разработчиком стирально-душевых комплексов Vodohray — знания по сварке и опыт автоспорта для ВСУ

Александр Кравчонок, автор и ведущий ютуб-канала «Территория сварки», вложил свой опыт автоспорта и знания по сварке в создание стирально-душевых комплексов Vodohray. Эти простые и одновременно замечательные штуки позволяют украинским военным поддерживать гигиену в полевых условиях. Не менее важным направлением разработчика являются компактные прицепы для квадроциклов, необходимые для эвакуации раненых в локациях, недоступных для пикапа. В этом интервью поговорили о многих разных интересных вещах, которыми смог поделиться Александр.

Где застало вас полномасштабное вторжение России? Чем занимались в тот момент?

До полномасштабного вторжения мы производили оборудование для спортивных площадок. А именно урбан-парки по всей Украине, в частности, ВДНХ в Киеве. Уже готовился проект около 30 городов в Украине по постройке таких площадок. Мы являлись поставщиками оборудования: баскетбольные стойки, трибуны, корты, это все мы производили. То, что надо сваривать. А в общем мы многое производим и сейчас, это боксерское оборудование и вообще оборудование для спорта.

Вы в Харькове находились в тот момент?

Да, и где-то в 5 утра нас разбудили обстрелы. Около двух недель мы были в Харькове, никуда не выезжали. Все собрались у отца в частном доме и дальше как-то пытались добыть еду, лекарства. Потому что у меня ребенок с инвалидностью и надо, чтобы был инсулин, и все остальное в запасе. Мы ведь не понимали, сколько будет времени это будет, а магазины начали закрываться. Как и все, ждали, что 2-3 недели и все пройдет.

Но затем начали обстрелы из истребителей. Мы проживали в центральной части города возле стадиона «Металлист», и там были обстрелы именно из истребителей. И я сам в окно видел зарево от ракеты, выпущенной истребителем. Ну и после того, как наши ребята начали сбивать эти истребители, и они стали падать на город, я решил семью и детей вывозить.

Онлайн-курс "Фінансовий аналіз" від Laba.
Навчіться читати фінзвітність так, щоб ухвалювати ефективні бізнес-рішення.Досвідом поділиться експерт, що 20 років займається фінансами і їхньою автоматизацією.
Детальніше про курс

Эвакуировать?

Эвакуировать. Мы шли на Запад Украины (во Львов), но путь занял несколько дней. Сначала нас приняли в Кременчуге. У нас много друзей, потому что мы с отцом занимаемся автоспортом, а брат – борьбой.

А каким именно автоспортом?

Картинг. Это еще до войны, но отец продолжает заниматься.

Интервью с разработчиком стирально-душевых комплексов Vodohray — знания по сварке и опыт автоспорта для ВСУ

Как серьезно в Украине этим занимаются?

Онлайн-курс "Фінансовий аналіз" від Laba.
Навчіться читати фінзвітність так, щоб ухвалювати ефективні бізнес-рішення.Досвідом поділиться експерт, що 20 років займається фінансами і їхньою автоматизацією.
Детальніше про курс

Украинский юниор Александр Бондарев стал чемпионом Европы в своей категории, а теперь присоединился к Академии команды Williams. Это не наш ученик, но я его хорошо знаю. Мой прошлый ученик тоже выступает на чемпионатах Европы. И еще несколько участвующих там ребят.

Это люди, которые строят карьеру где-нибудь за границей? А что в Украине?

Ну в Украине, да. Несмотря на то, что Украина велика, автоспорт не развит. Есть секция картинга в Харькове еще в нескольких городах. Отец занимается этим сейчас. Разумеется, дойти до чемпионата Европы – таких программ не существует, к сожалению. И, несмотря на то, что страна очень большая, автодромы единичны, и часть из них вообще частная. Но я думаю, что впоследствии эта тема будет двигаться, потому что автоспорт – технически развитые, мотивированные люди, люди, которые могут дальше двигать государство вперед.

Поэтому при эвакуации все решалось по связям именно с автоспортом. То есть в каждом месте есть друзья, кто принял, кто помог. Какие друзья брата, какие-то друзья мои. Когда занимались спортом, создали множество знакомств. Теперь это сообщество помогающее.

На первый банный комплекс именно она полностью собрала средства. То есть те, кто занимался картингом. Есть ребята, которые работают в ІТ-индустрии. В целом картингом могут заниматься люди разного достатка.

Так сложилось, что у нас два направления – сварка и автоспорт. Я преподавал в Харьковском машиностроительном колледже. Но судьба распорядилась, что мы занялись бизнесом со сваркой.

А как возникла идея создать стирально-душевой комплекс?

Транзитом через Львов и Ивано-Франковск через некоторое время, когда освободили Киев от угрозы, поехали туда. Если бы я в Ивано-Франковске остался, там было бы производство и начал бы как-то там двигаться. Но в Киеве у меня больше друзей и связей, и тоже ближе к Харькову. Мы поехали в Киев.

И там тоже по линии автоспорта у нас есть знакомый хороший друг семьи Геннадий Замула. Кстати, его сын мой отец тренировал когда-то, и он был чемпионом Украины, чемпионом Германии, ну и сейчас там выступает уже в больших сериях, Илья Замула. Мы приехали, и начали понемногу двигаться, начали там производить какие-то элементарные изделия.

Оборудование вы перевезли? Правильно понимаю?

Да, минимально. К сожалению, все перевезти невозможно, в Харькове осталось многое. Это отдельная история, и сейчас она неуместна.

Геннадий Замула с военными активно общается, спрашиваю, что мы можем делать такое полезное, кроме буржуек? Их будут все варить, и это очевидно, мы это тоже делаем. Он говорит, что проблема покупаться и постираться. У существующих решений была еще проблема — большой размер. Надо что-нибудь мобильное, и мы смогли это поместить в маленький прицеп. Первый наш комплекс – вообще баня. Полноценная.

Интервью с разработчиком стирально-душевых комплексов Vodohray — знания по сварке и опыт автоспорта для ВСУ

Классическая баня?

Да. Мы думали, ну чтобы пропариться могли люди. Правда, тогда даже не думали, что надо стиральную машину ставить. Мы там настолько заморочились, что у нас даже маскировка дыма была. И он был полностью автономным комплексом, который питался от теплогенератора. То есть, от нагрева генерируется электроэнергия, и она питает помпу.

Но военные нам сказали, что проблема – посушить одежду, постирать. И мы стали делать вторую версию. Она тоже была, кстати, и с душем и баней. И потом, буквально, по иронии судьбы, я познакомился с ребятами. Разместил пару постов в Instagram, и они сами меня нашли. Как раз в ТРО занимались этим направлением. И, буквально, на следующий день они приехали, увидели и спрашивают, а кто вас финансирует? Я говорю: за собственные средства и параллельно еще работаем, зарабатываем и делаем. Понемногу изготавливаем.

Интервью с разработчиком стирально-душевых комплексов Vodohray — знания по сварке и опыт автоспорта для ВСУ

И потом нас познакомили с Владом Ноздарчевым, я в то время не понимал, кто это, из какой сферы… Приехал, снял видео, ну и открыл сбор. Через месяц уже уехала первая баня, и так мы начали общаться уже с фондами, с воинскими частями. Пошло какое-то финансирование. Но мы столкнулись с другой проблемой, это то, что надо очень быстро поставить это на серийные рельсы. Надо было за месяц поставлять два комплекса. По сути, просто нужно много процессов выполнять одновременно.

И как сейчас я помню, первый заказ у нас заказали ТЦК из Ивано-Франковска. Они говорят: «Нам нужно через месяц. Вы же говорили, что можете два за это время производить». Я говорю, мы можем и три, можно и десять штук производить за месяц. У нас есть опыт серийного такого производства, это и на спортплощадках, когда нужно было очень быстро делать. Еще мы когда-то производили корпуса (металлические кожухи) для зарядных комплексов для электромобилей. В Киеве, кстати, их уже много. Понемногу развивается инфраструктура. Мы сначала создавали первые прототипы, а затем производили на 300-400 станций, и у каждой из них есть мои идеи, которые реализуются и по настоящее время. Этот опыт помог быстро поставить производство на серийные рельсы.

А сейчас до какого количества в месяц вы пришли?

Пока до трех комплексов в месяц, дальше упираемся в финансирование. Можем, в принципе, разогнаться и до 10 комплексов в месяц.

Сколько людей этим занимается сейчас?

Вся команда около 20 человек. Это и бухгалтерия, и учетчик, и инженер. Ну, и мы (руководители) еще выполняем роли, которые требуются по обстоятельствам. Раздувать штат сейчас нет ни средств, ни времени.

У нас уже есть негативный опыт, когда я раздувал штат на условную потребность производства. Сейчас, если нужно точечно ускориться, то у нас уже есть пул подрядчиков в двух направлениях. Один – банно-прачечные комплексы, и параллельно у нас мы создаем тележки для эвакуации раненых.

Что это такое?

Представьте прицеп для квадроцикла. На колесах с подвеской. Его тоже разместили на Brave Inventors, прошли экспертизу, все что нужно. Там есть особенности – он легок, имеет независимую подвеску, чтобы квадроцикл не пролистал раненого, чтобы тот горизонтально находился.

Они уже работают на фронте, и ребята звонят по телефону, что надо еще, еще. Он просто меньше по стоимости, и легче его производить… Собираем на собственные и передаем. Не так давно мы передали ребятам из Харькова, и сразу по фронту пошла информация, начали волонтеры звонить по телефону, и прямо из окопов ребята звонят, потому что сидящего раненого хоть как-то можно эвакуировать на квадроцикле, там, где пикап не проедет просто. А лежачего, ну просто никак.

Интервью с разработчиком стирально-душевых комплексов Vodohray — знания по сварке и опыт автоспорта для ВСУ

А там и шины такие, как на квадроцикле?

Нет, как раз шины там не нужны. Наоборот, им лучше скользить, чтобы квадроцикл его тянул. Однако колеса, диски все используем новое, потому что наша цель — количество. Понятно, что можно приобрести на рынке купить подержанные диски. Может, найдете один-два комплекта, а если нужно сразу 40 дисков в одинаковом размере и состоянии? Нашли и поставщика по ношам, их нам человек производит в Харькове, уже практически серийно. Ребята из Львова звонят, спрашивают, цена ли это с носилками? Ибо одни ноши стоят почти столько.

Кто приобрел, и военные, и волонтеры, звонят по телефону, надо им еще. Сколько квадроциклов, столько нужно тележек. Общались с парнем. Он сообщил, что они на них возят БК. Сейчас будем кое-что совершенствовать, чтобы они могли возить туда боекомплект, а обратно раненого.

Прачечно-душевой комплекс – это прицеп. Сколько он весит, какой машины достаточно для буксировки?

Он сделан так, что его можно краном подцепить, снять с шасси и в грузовик (3 тонны) поставить. У нас первый заказ такой и был. А в формате прицепа он легко транспортируется бусом или пикапом. Весит до двух тонн.

Интервью с разработчиком стирально-душевых комплексов Vodohray — знания по сварке и опыт автоспорта для ВСУ

Это пустой без воды? Или с водой он не транспортируется?

Он рассчитан, что будет с водой транспортироваться, но небольшое расстояние. Когда мы проектировали первый, планировали, что он будет туда подъездить, близко-близко. Ну, мы еще общались с такими специалистами, как Сергей Малик, это первый украинский гонщик, проехавший в Париж-Дакар.

Интервью с разработчиком стирально-душевых комплексов Vodohray — знания по сварке и опыт автоспорта для ВСУ

Да-да.

Знающие люди сразу сказали, на ноль никто не пустит, ну, не поедет баня туда, ее русские захватчики сразу дроном зафиксируют и чем-то снесут.

А сколько километров примерно?

Ну, на второй линии комплексы используются. Потому мы и отошли от теплогенератора, потому что комплекс используют там, где не летает дрон, и там, где могут использовать обогреватели. Смысл делать дымомаскирование, когда рядом стоят буржуйки для отопления.

То есть там уже есть какое-то электричество, доступ к воде?

Да, конечно, это либо вода в домах, либо доступ к колодцу.

А есть какие-то ограничения относительно качества воды?

Фильтруется вода. Умыться можно в любой воде, насколько это возможно.

А из колодца нужно вручную систему наполнять?

Да нет, есть помпа. У нас стирально-душевые комплексы так укомплектованы, что есть все. То есть военному ничего не нужно докупать.

Можно просто шланг засунуть в колодец?

Комплектуется погружной помпой, шланг запустил, накачал воды (с помощью генератора) и готово. Ну, как правило, ребята говорят, ее маскируют. Преимущество нашего комплекса в том, что он мал по размеру, в отличие от тех, что на базе контейнера (хотя мы и такие производим, недавно был заказ для воинской части). Маленький можно завезти в разрушенный спортзал или дом. Замаскировать его лучше, потому что из дрона найдут контейнеры сразу.

Интервью с разработчиком стирально-душевых комплексов Vodohray — знания по сварке и опыт автоспорта для ВСУ

А были ли случаи такие у вас?

Был случай. Прицеп не от обстрелов пострадал, но было минимальное повреждение от тряски. Ребятам нужно было быстро менять позицию, они и гнали по полной. У нас просто преимущество в чем? Каркас полностью сварной. От того, что будет двигаться, или какие-то механические повреждения, можно обшивку всю заменить, и она будет заново служить. Она проста в ремонте, там очень все просто работает. Инструмент входит в комплект.

Даже топор…

Скажу больше, даже первая закладка дров идет в комплекте, потому что мало где придется остановиться. Мы не стоим на месте. Мы продумываем новые возможные варианты нагрева воды, также общаемся еще с ребятами, которые тоже изготавливают такие комплексы, у них немного другая модель. Они тоже харьковчане и мы обмениваемся опытом решения проблем.

Интервью с разработчиком стирально-душевых комплексов Vodohray — знания по сварке и опыт автоспорта для ВСУ

Каких именно, примеры?

К примеру, пошли первые морозы и разморозили скобы в фильтрах. В рекомендациях указано, что нужно свернуть фильтр и слить воду. Ну, то такое… Теперь для предотвращения этого стоит автономный нагреватель Webasta, и просто надо залить дизтопливо и поставить на минимальный нагрев.

На фото и видео машинки Samsung. Это какой-то конкретный выбор ваш, так ли совпало?

С самого начала проект был параллелен, как помощь военным, и сейчас он стал основным. Когда мы там комплектовали, все согласовывали с ребятами и совещались с профильными специалистами. И еще влияло, кто даст скидки. Нам давали хорошую скидку, и от этого мы формировали себестоимость.

Скидка от какого-нибудь магазина была или от прямого поставщика?

Нет, напрямую от представителя производителя.

То есть Samsung дал скидку?

Да. Еще принципиальна не только лишь скидка, да и наличие. Но могут быть другие варианты, которые недавно отгружали тоже комплексы, но в фонде сказали, что сами будут покупать, или кто-то передаст им стиральную машину. Нам нет разницы, просто из стоимости исключаем, и все.

Там еще есть условия, она должна быть 9 килограммов, размеры соответствующие, чтобы влезало. У нас еще есть варианты, если поставка прекратится. Автоспорт приучил нас всегда иметь еще какие-нибудь варианты.

Вы выставились на этой платформе Brave Inventors. Есть какие-то результаты, чего-то ожидаете от этого?

Хотя нам сообщество автоспортивное помогало, но этого недостаточно. Тогда еще не все понимали, что для чего нужны стирально-душевые комплексы. И фонды тоже так и говорили. Они делают акцент на средства поражения, дроны, оружие и т.д. Без этого же вроде бы можно обойтись. Но это тоже не менее важно. И ребята говорят, что первое, что хочется на первой, второй линии, – это постараться, покупаться. Просто я не думал, что эта проблема столь актуальна. Очень актуальна.

Этих комплексов нужно очень много, и мы сейчас работаем над тем, чтобы двигать это направление. Влад Ноздрачов, работавший в команде Андрея Федорова над брендами «Новая Почта», «Монобанк», а сейчас у него свое агентство, посоветовал не распыляться, нужно сконцентрироваться на одном продукте, именно на стиральных комплексах. Ну я тогда, скажу честно, немного сомневался. Нас немного смущало, что будем производить товар для военных, и он будет для нас бизнесом. Но потом поняли, что если не мы, это будет делать кто-то другой, возможно, втридорога. У нас есть рентабельность, но небольшая. Однако, чтобы оставаться на плаву, нужно увеличивать количество.

Влад также посоветовал размещаться, где возможно, в том числе на платформе Brave Inventors. Чтобы нас видели, слышали, о нас знали, и это позволит двигаться вперед. Я поначалу ставил бизнес-цель сделать серийное создание. Но, по его мнению, настоящая цель — стать лучшими в государстве производителями, может и лучшими в мире, потому что в мировой армии таких комплексов нет. Мы изучили этот вопрос, у НАТО нет таких мобильных комплексов маленьких, только на базе контейнеров.

От платформы ожидаем, что люди изменят отношение. Как и в случае с публикациями, это увеличивает доверие. В компанию, о которой много говорят, придет больше клиентов и пожертвований, чем тех, о ком впервые слышат.

Кстати, у вас есть открытые индивидуальные заказы на кучу других продуктов: мобильный штаб, мобильная мастерская, кухня, трейлер для перевозки авто, комплекс очистки воды и стоматологический кабинет. Это ваши планы или это уже реализовано?

Есть запрос на эти позиции от военных и волонтеров, но пока мы не знаем, из какого источника это можно финансировать. Мы способны такое сделать, но кейсов реализации еще не было.

Хотите помочь? Переходите по ссылкам на платформу украинских изобретателей Brave Inventors:

  1. Прально-душовий комплекс VODOHRAY-1
  2. Причіп для евакуації поранених.

Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: