Обзоры
Женщина с пистолетами

Женщина с пистолетами


Знаменитый журналист Стивен Пул (Steven Poole) в одной из статей, посвященных Ларе Крофт (Lara Croft), постоянно упоминает имена, известные из далеких 90-х: автора «Поколения X» канадца Дугласа Коупленда (Douglas Coupland), британского министра науки лорда Сайнсбери (Sainsbury), брит-поп-группу Blur. И каждый из нас при желании сможет перечислить немало персон, так или иначе связанных с виртуальной героиней. Эти реминисценции делают экскурс в историю Tomb Raider похожим на разглядывание фотографий в старом семейном альбоме. По сути, знаменитое экшен-приключение уже давно превратилось в своеобразный символ периода, который в нашей стране прочно ассоциируется с малиновыми пиджаками и первыми копировальными аппаратами Xerox. И как нам кажется, от этого игра становится еще более любимой и близкой.

Женщина с пистолетами
Элисон Кэрролл (Alison Carroll), новое лицо героини

Работа над знаменитым проектом стартовала в 1993 году – довольно важном для игровой индустрии. Именно тогда на полках магазинов появляются легендарные Myst и Gabriel Knight: Sins of the Fathers, боевик DOOM, в залах аркадных автоматов начинает восхождение Virtua Fighter. В то же время молодой художник по имени Тоби Гард (Toby Gard) из британской Core Design ломает голову над созданием персонажа для грядущей приключенческой игры. В итоге родились два героя: парень и девушка. Впоследствии выяснилось – в сюжет нельзя будет вплести парочку, поэтому от кого-то нужно избавиться. Руководство тут же решило пустить под нож тонконогую даму, справедливо утверждая, что такие образы еще никогда не помогали игре продаваться. Гард не согласился. Разработчикам удалось убедить издателей пойти на рискованный шаг, который должен был, по их мнению, помочь пользователям увидеть action в совершенно новом неожиданном ракурсе.

Женщина с пистолетами
Tomb Raider

Молодой специалист решил спроектировать альтернативную женскую версию Индианы Джонса (Indiana Jones) – юную, быструю и привлекательную. Предлагалось несколько вариантов, среди них мускулистая скалолазка и стерва-нацистка в бейсбольной кепке. Страшно подумать, но Лару Крофт даже хотели назвать Лаурой (Laura), дать ей фамилию Тома Круза (Tom Cruise) или Джеймса Бонда (James Bond) и сделать блондинкой. К счастью, все эти идеи вскоре легли в архив. В итоге у дизайнеров получилась фигурная брюнетка с косичкой (которую приделали только к Tomb Raider 2), коротенькими шортиками и двумя пистолетами. Совсем неудивительно, что первому эпизоду серии сопутствовал головокружительный успех. Справедливости ради отметим – Tomb Raider оказалась не просто удачной попыткой эксплуатации сексуального образа, но и великолепной игрой.

Вполне возможно, подростки, покупавшие и по десять раз проходившие Tomb Raider, не видели в нем ничего, кроме прыгающей девочки. Все, кто имел счастье побывать в игровых залах того времени, наверняка наблюдали за небольшими группками юнцов, толпящихся возле экранов телевизоров, с подключенными к ним серыми PlayStation. С помощью хитрых манипуляций с геймпадом они заставляли Лару делать стойку на руках или рыбкой прыгать в воду. Эти движения были абсолютно декоративными, однако заветные комбинации из кружочков и крестиков заучивались и демонстрировались как признак немыслимого мастерства.

Женщина с пистолетами
Tomb Raider 2

Тогдашняя молодежь любовалась Tomb Raider еще по одной причине – игра вышла полностью трехмерной. Учитывая, что Quake появилась в июне 1996-го, а Super Mario 64 – только в сентябре, можно понять, почему в большинстве своем люди даже не предполагали возможность такого грандиозного рывка в улучшении визуализации. В плане геймплея проект представлял собой обычный платформер, напоминавший по механике Prince of Persia. Но если собранный из крупных точек «принц» являлся нам только одной своей стороной, то Лара Крофт готова была позировать в любом ракурсе, что делало путешествие по виртуальному миру еще более захватывающим. Все эти прыжки и подтягивания, изредка прерываемые кровавыми смертями главной героини и перестрелками с могучими противниками, переносили игру в какую-то совершенно иную плоскость. Именно тогда, в ноябре 1996 года, пользователи впервые заглянули в будущее жанра action/adventure, которое выглядело как никогда реальным. Прибавьте к этому интригующую завязку, будто позаимствованную из очередного фильма о приключениях Индианы Джонса, атмосферную музыку, ручную анимацию невиданного качества и вы поймете, почему Tomb Raider стала настолько популярной. То была не просто игра — она оказалась открытием для всей индустрии. Смелость Core Design и Eidos окупилась стократ. Количество проданных копий первой части для PS составило 4,45 млн, а для РС 1,91 млн (по данным vgchartz.com). В 2006 г. SCI заявила, что в мире было раскуплено свыше 30 млн игр с названием Tomb Raider на упаковке. Впрочем, все это сухая статистика. Продажи – лишь одна из сильных сторон сериала. Как и в случае со «Звездными войнами» (Star Wars) Джорджа Лукаса, главным достоинством франчайза стала его всеобъемлющая по­пулярность, позволившая расширять влияние на другие виды медиа.

Женщина с пистолетами
Tomb Raider 3: Adventures of Lara Croft

О Tomb Raider заговорили вскоре после официального релиза. Ливерпульский голкипер Дэвид Джеймс (David James) заявил в интервью газете Times, что пропускал много мячей потому, что ночью помогал Ларе Крофт справляться с очередной головоломкой. Группу Prodigy обвинили в задержке нового альбома из-за чрезмерного увлечения Tomb Raider. Рокеры из U2 показывали специальное цифровое изображение главной героини на огромном 12-метровом экране во время своего эпатажного концертного турне PopMart. В 1997 г. на обложке июньского номера журнала Face, считавшегося библией модников 80-х и зеркалом культуры Великобритании 90-х, появляется знакомое улыбающееся лицо (сегодня этот номер можно попытаться выторговать на eBay). Вскоре цифровая красавица оккупирует первые страницы Rolling Stone, Newsweek и Time. Несуществующая девушка даже снимается в клипе немецкой группы Die Artze. Из-за отсутствия живого прототипа издателям приходилось каждый раз искать новое воплощение главного виртуального археолога. Еще до релиза в ее образе появлялись британская модель Кэти «Джордан» Прайс (Katie «Jordan» Price) и Натали Кук (Nathalie Cook). На карьере первой эта роль отразилась самым благоприятным образом, а вот вторая так и осталась в безвестности.

Женщина с пистолетами

В 1999-м начались съемки любимой героини в рекламе энергетических спортивных напитков Lucozade. В небольших телевизионных роликах, которые и сейчас можно найти на YouTube, нам показывали, как Лара Крофт убегает от целой своры красноглазых собак, и только вовремя выпитая бутылочка освежающей шипучки помогает ей избежать гибели. Впоследствии Лара продавала автомобили Seat, популяризировала кредитные карты Visa, торговую марку Nike и американский кабельный телеканал для геймеров G4. Подобные примеры удачного сотрудничества маркетинговых отделов игровых издательств и крупных производителей сегодня сложно назвать чем-то выдающимся, но по тем временам это было изрядным достижением. Как нам кажется, такой взаимовыгодный переход Лары в новую сферу стал возможным не столько благодаря успеху Tomb Raider, сколько потому, что у видеоигры впервые за многие годы появилось действительно привлекательное лицо.

Женщина с пистолетами
Tomb Raider 4: The Last Revelation

Между тем в разгар работ над сиквелом из компании Core Design уходит Тоби Гард (Toby Gard). Он потерял контроль над производственным процессом и остался недоволен тем, как Eidos наживается на его персонаже. В дальнейшем мастер создал студию Confounding Factor и надолго погрузился в труды над проектом Galleon для Xbox, который так и не принес ему особенных дивидендов, ни финансовых, ни моральных. Ну а серия Tomb Raider только начала набирать обороты: в ноябре 1997 года выходит Tomb Raider 2. Игра получилась гораздо сложнее. Хотя разработчики больше не заставляли героиню рыскать исключительно по древним руинам, а дали возможность покататься на катерах по узким каналам Венеции, поездить на снегоходе, побывать в прекрасно смоделированном театре и на нефтяной вышке, многие головоломки оказались излишне трудными. Зато Лара научилась стрелять под водой, надевать на себя новые костюмы, путешествовать по темным местам, используя осветительные шашки, и много чему еще. К тому же в 1997 и 1998 гг. популярность бренда помогала поддерживать британская актриса Рона Митра (Rhona Mitra). Ее вы могли видеть в таких фильмах, как Hollow Man и Doomsday.

Женщина с пистолетами
Tomb Raider Chronicles

В ноябре 1998-го на прилавках появилась следующая часть знаменитых приключений – Tomb Raider 3: Adventures of Lara Croft. Этот проект отличается от предыдущих своей нелинейностью. Героиня путешествует по различным локациям: в Индии, за полярным кругом и даже на военной базе в таинственной Зоне 51. Сами уровни выбирались случайно. Сюжет развивался в зависимости от тех решений, которые вы принимали во время прохождения, что делало процесс еще более увлекательным и сложным. Но в техническом плане это был все тот же Tomb Raider с угловатыми моделями и размытыми текстурами. Положение не слишком спасали и многочисленные новые виды транспорта.

Зимой 1999 года на полках появилась следующая часть сериала, не имевшая порядкового номера, – Tomb Raider: The Last Revelation. В этот раз игра делалась в том числе и для совершенно новой приставки Dreamcast от компании SEGA, что позволило несколько улучшить графику, а в частности освещение. В остальном же авторы ограничились лишь различными косметическими обновлениями. К примеру, когда героиня выходила из воды, с нее еще некоторое время стекали капли, да анимация стала более плавной. Компьютерные видео­вставки элегантно вплели в геймплей, что способствовало созданию атмосферы. Традиционные загрузки уровней практически исчезли. Главная прелесть The Last Revelation заключалась в возможности поиграть за 16-летнюю Лару в небольшом обучающем уровне. Помогать девочке с двумя милыми косичками было обязательно, иначе вас не пускали к основным сюжетным коллизиям.

Женщина с пистолетами
Tomb Raider: Legend

Несмотря на подработки (см. врезки), Лара Крофт не забывала заниматься своим основным делом – раскапыванием гробниц. К сожалению, не всегда эти экспедиции заканчивались успешно. В 2000 году ее внезапно убивают! В эпизоде под названием Tomb Raider Chronicles фанатам ясно дают понять, что любимая героиня умерла. Игра начинается с поминок, где старые друзья героини вспоминают о ее былых приключениях, и весь сюжет как раз и разворачивается в этих флешбэках. Баланс между активными действиями и разгадыванием головоломок здесь заметно сместили в сторону загадок. Авторы также попытались внедрить в проект стелс-элементы. Однако подобные небольшие изменения не могли скрыть главного – серия уже давно пребывает в застое. Новых идей не было, из-за потокового производства разработчики не успевали залатать все дыры, визуально Tomb Raider практически не развивалась. На момент выхода Chronicles в продаже имелись такие игры, как Evolva с ее обтекаемыми геометрическими формами, Deus Ex с потрясающей нелинейностью, а также Sacrifice с необычным геймплеем и феноменальной графикой, не говоря о других не менее интересных вещах. Рынок менялся, а вместе с ним менялись и вкусы публики. В новом мире угловатой виртуальной героине из 90-х уже не было места. К счастью, Eidos нашла достойный способ удержать популярность виртуальной красавицы, перенеся следующую часть ее приключений на широкий экран.

Женщина с пистолетами
Tomb Raider: The Angel of Darkness

Окрыленные финансовым успехом фильма студийные боссы дают добро на производство сиквела под названием Lara Croft Tomb Raider: The Cradle of Life. К сожалению, постановка, стоимость которой зашкаливала за 100 млн долларов, не оправдала возложенные на нее надежды. Несмотря на то что сиквел все-таки сумел окупиться, суммарные 150 млн выглядели бледно на фоне успеха оригинала. К тому же кино про Tomb Raider традиционно втоптали в грязь критики. Впрочем, это далеко не единственное поражение, ожидавшее нашу героиню в злосчастном 2003 году. Первая игра в серии для PlayStation 2 – Tomb Raider: The Angel of Darkness – проект, от которого ждали возвращения франчайза на вершины чартов, едва не похоронил Лару Крофт.

Женщина с пистолетами
Tomb Raider: Legend
Женщина с пистолетами
Tomb Raider: Anniversary

Игра стала прекрасным примером того, что далеко не каждая хорошая идея реализуется так же хорошо. Программист Ричард Мортон (Richard Morton) в интервью журналу Edge прокомментировал историю создания The Angel of Darkness пословицей «У семи нянек дитя без глазу». Разработчикам нужно было полностью адаптировать движок под новую систему от Sony, а руководство просило их вносить в игру то живые диалоги с последствиями, как в Shenmue, то элементы RPG и другие инновации, которые, в конечном счете, только отвлекали от главного. К тому же эпического размаха сюжет был рассчитан на постепенное развитие. Первые уровни вообще имели мало общего с классическими играми: вместо пыльных гробниц мы гуляли по безлюдным улицам Праги и Парижа и даже заглядывали в Лувр. Еще две большие локации авторы The Angel of Darkness приберегли для предполагаемого прохождения The Lost Dominion, но его игроки так никогда и не увидели. Решение о разделении, принятое в спешке, и значительное количество сокращений привели к тому, что пользователи все время натыкались на сюжетные нестыковки, не говоря уже о многочисленных багах. Усиливала общее негативное впечатление и странная система управления, которая очень отличалась от предыдущей и в итоге оказалась чудовищно неудобной. Очевидцы утверждают, что руководящий разработками Eidos Джереми Хис-Смит (Jeremy Heath-Smith), со страшными ругательствами дергая геймпад, пытался заставить Лару залезть на мусорный бачок во время презентации перед целым залом, набитым потенциальными оптовыми покупателями, всего за несколько месяцев до релиза. Кажется, единственное светлое пятно в истории проекта – саундтрек, записанный с участием Лондонского симфонического оркестра.

Женщина с пистолетами

В конце 90-х виртуальная красавица обосновывается в комиксах. Вплоть до 2005 г. издательство Top Cow каждый месяц выпускало новые бумажные приключения, сюжет которых несколько отличался от оригинальных игр, но в нем эксплуатировались знакомые образы и темы. Это была далеко не первая попытка поместить Лару Крофт в «книжки с картинками». Ранее то же самое хотела провернуть французская компания Glenat, но ее затея не увенчалась успехом. А вот американский релиз, напротив, оказался чрезвычайно удачным. Дебютная часть Tomb Raider стала наиболее популярным комикс-изданием 1999 года. Персонаж настолько полюбился художникам и сценаристам, что героиню пригласили поучаствовать в графических сериалах Fathom, The Darkness, Magdalena и Witchblade, многие из которых хорошо известны своими яркими женскими образами. В настоящий момент комиксы по мотивам знаменитой видеоигры не выпускают, но издатели не оставляют надежды вернуться к их публикации в будущем.

Женщина с пистолетами

Отзывы прессы и финансовая отдача оказались ударом, причем настолько сильным, что Eidos решила отобрать у Core франчайз, кормивший студию без малого 10 лет. Теперь судьба Лары находилась в руках американской Crystal Dynamics. Эта фирма была известна благодаря сериалам Legacy of Kain и Gex. Почти три года разработчики неустанно трудились над новым проектом серии, которая уже пребывала в состоянии клинической смерти. Выпущенная в 2006 году Lara Croft Tomb Raider: Legend оказалась на удивление хороша и пришлась по душе как критикам, так и многочисленным фанатам. Эта часть приключений Лары превратилась из занудного трехмерного пазла в динамичный голливудский боевик. Здесь было все, что только может нравиться любителям электронных развлечений: перестрелки, поездки на мотоциклах, путешествие в Казахстан, Боливию, Африку и другие экзотические уголки земного шара. Закрученный вокруг древнего меча Экскалибура сюжет держал в напряжении до самых последних минут и завершался неожиданным образом. С точки зрения графического оформления Legend совершила грандиозный скачок вперед. Она оказалась удивительно красивой, с отличным освещением, детализированными текстурами, реалистичными моделями главных героев. Сама Лара наконец-то обрела внятную мимику и заговорила волшебным голосом английской актрисы Кили Хоуз (Keeley Hawes). Отличия от предыдущих игр были столь разительны, что разработчики даже дали свежий сюжетный старт для новой части, чем сделали ее понятной для неофитов. В этот раз промо-моделью выбрали англичанку Кариму Адебайб (Karima Adebibe), которая до своего звездного часа трудилась продавщицей в магазине одежды. Суммарный тираж проекта превысил 2,9 млн копий.

Женщина с пистолетами

После Lara Croft Tomb Raider: Legend студия Crystal Dynamics поспешила выпустить ремейк Tomb Raider: Anniversary. Игра воспроизвела начало сериала и опять подтвердила неоспоримую истину – хороший геймплей не стареет с годами. Фанаты были рады узнать, что консультантом разработчиков на сей раз выступал тот самый Тоби Гард (Toby Gard). Именно его голос слышен в аудиокомментариях. Следующим шагом в развитии нового направления серии должна стать игра Tomb Raider: Underworld, обзор которой опубликован в этом же номере журнала.

Спустя десятилетие Tomb Raider продолжает жить и развиваться. Сегодня можно насчитать не так много игр, на протяжении стольких лет с завидной периодичностью радующих фанатов и издателей. Главной причиной феноменальной популярности безусловно остается Лара Крофт. С каждым следующим проектом эта виртуальная женщина меняется, но никогда не стареет. Ее внешние характеристики все больше приближаются к реалистичным, однако мы уверены, что ей никогда не перейти тонкую грань между легендой и историей. Мы не увидим Лару седой или сидящей в кресле-каталке и вряд ли получим приглашение на ее свадьбу. Мисс Крофт вечно будет нравиться всем и одновременно не доставаться никому. Именно в этом и заключается ее главный секрет.

Женщина с пистолетами

В июне 2001 года Paramount Pictures начала прокат фильма Lara Croft: Tomb Raider, главную роль в котором исполнила актриса Анджелина Джоли (Angelina Jolie). Для популярной нынче артистки участие в этой экранизации стало билетом в мир больших денег. До того дочь Джона Войта (Jon Voight) никогда не получала главной роли в крупнобюджетной постановке, но на сей раз ей повезло. Освоив британский акцент и изнуряя себя многочасовыми физическими тренировками, она сумела воплотить образ Лары Крофт, сделавший ее международной звездой. Вопреки разгромным рецензиям (а ведь было за что) фильм стал мегахитом, принеся в первый уик-энд около 40 млн долларов. Общие сборы от картины перевалили за $300 млн, что автоматически превратило Lara Croft: Tomb Raider в самую успешную киноэкранизацию видеоигры и с лихвой покрыло 96-миллионный бюджет.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: