Новости Наука и космос 30.12.2021 в 17:33 comment views icon

От армии клонов-насекомых до тихоходки в состоянии квантовой запутанности: 10 удивительных вещей о природе за 2021 год (по версии Live Science)

Тетяна Нечет

Ученые стремятся разгадать тайны космоса, но при этом почти не изучили родную Землю. Научно-новостной сайт Live Science перечислил удивительные вещи, которые существуют в природе, и были изучены или обнаружены в уходящем году.

Армия пчел-клонов

Исследование, опубликованное в Proceedings of the Royal Society B, показало, что рабочие некоторых видов социальных насекомых, таких как муравьи, пчелы и осы, могут воспроизводиться посредством партеногенеза или бесполого размножения. Но этот процесс ведет к потере генетического материала, поэтому насекомые предпочитают воспроизводство с помощью маток. Однако странная генетическая мутация позволила работникам южноафриканской капской медоносной пчелы (Apis mellifera capensis) размножаться бесполым путем без потери генетического материала.

У пчел Apis mellifera capensis нет генетических сбоев при бесполом размножении. Фото: Википедия

Кролики откопали бесценные сокровища на далеком валлийском острове

Кролики, обитающие на удаленном острове Скохольм недалеко от побережья Уэльса (Великобритания), случайно выкопали два бесценных артефакта: инструмент каменного века возрастом 9 тыс. лет и керамику возрастом 3,75 тыс. лет, вероятно, из бронзового века.

Артефакты нашли у кроличьей норы. Фото: skokholm.blogspot.com

Черепахи используют секретный подводный коридор

Морские черепахи Caretta caretta вылупляются на берегах Японии и проводят большую часть своей взрослой жизни в Тихом океане. То, почему их иногда замечают в 14,5 тыс. км от Мексики, долгое время оставалось загадкой. В исследовании, опубликованном журналом Frontiers in Marine Science, применялись GPS-трекеры. Оказалось, что черепахи используют теплое течение Эль-Ниньо и «скользят» по нему в Мексику.

Черепахи «оседлали» Эль-Ниньо. Фото: Википедия

Змеи суют головы внутрь тел еще живых лягушек, чтобы полакомиться внутренностями

Ученые из Таиланда задокументировали кровожадное поведение змей-кукри, известных длинными, похожими на бритву зубами. Они умеют искусно потрошить жертв и довели свое умение до ужасающих крайностей. Два вида змей, Oligodon formosanus и Oligodon ocellatus, любят вспарывать еще живых лягушек и поедать их внутренности. Процесс пыток может длиться несколько часов. Но ученые до сих пор не знают, почему змеи это делают.

Змей-кукри прозвали мясниками. Фото: herpetozoa.pensoft.net

Угорь пробил себе путь, будучи съеденным цаплей

Даже если вас съели — есть два выхода? А вот и нет. Три. В США птица проглотила американского угря. Однако представитель вида Anguilla rostrata решил, что ему еще рано умирать, и как в фильме «Чужой» вырвался наружу сквозь тело цапли.

Побег угря из внутренностей цапли. Фото: Sam Davis

Снежная коза убила гризли

На популярной канадской пешеходной тропе нашли мертвую самку гризли весом 70 кг. Анализ туши медведя, проведенный смотрителями парка, показал, что хищник был убит острыми рогами снежной козы. Парнокопытное закололо нападавшего несколькими ударами в шею.

Снежная коза оказалась довольно кровожадной. Фото: Википедия

У китов есть тактика уклонения от гарпунов

Кашалоты вида Physeter macrocephalus обладают прекрасными социальными навыками и общаются с помощью щелчков и языка тела. В исследовании, опубликованном в журнале Biology Letters, ученые отметили, что у кашалотов есть слаженная боевая тактика. Анализируя недавно оцифрованные журналы китобоев XIX века, эксперты обнаружили, что количество ударов китобоев по своим целям снизилось на 58% всего за несколько лет. Киты научились не использовать привычное формирование оборонительных кругов, а стали плавать против ветра под парусными лодками гарпунеров.

У кашалотов есть общая боевая тактика. Фото: Википедия

Жабы-каннибалы ели сородичей и ускорили свою эволюцию

Австралийские жабы-аги (Rhinella marina) были завезены фермерами в 1930-х годах, чтобы бороться с жуками-вредителями, которые уничтожали поля сахарного тростника. Но у них не было естественных хищников, и популяция подскочила со 102 шт. до более чем 200 млн. Из-за ограниченного количества пищи, земноводные начали пожирать своих собратьев сразу после их появления на свет. Исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, показало, что каннибализм ускорил эволюцию. Австралийские аги проводят в уязвимом состоянии головастиков меньше времени, чем родственники из Южной Америки.

Аге пришлось стать каннибалом. Фото: Википедия

Самцы морской змеи принимают аквалангистов за потенциальных партнерш

Плавая у островов Кеппел в южной части Австралии, на Большом Барьерном рифе, один дайвер заметил, что произвел настоящий фурор среди ядовитых морских змей-самцов. Подводные рептилии преследовали ныряльщика и пробовали окружающую его воду. Исследование, опубликованное в журнале Scientific Reports, показало, что мужчину приняли за потенциального партнера. Многие из 158 проанализированных «нападений» на дайвера произошли во время брачного сезона у змей (с мая по август). У этих пресмыкающихся плохое зрение, поэтому самцы могут точно узнать самку, только лизнув ее. Еще хуже то, что самки обычно убегают от самцов во время периода спаривания. И попытка дайверов скрыться еще сильнее имитирует ритуал ухаживания.

Попытка бегства будет воспринята как призыв. Фото: Jack Breedon

Тихоходка — первое животное, побывавшее в состоянии квантовой запутанности

Тихоходки — одни из самых выносливых животных. Микроскопические существа пережили множество экспериментов ученых. Но в конце 2021 года тихоходки совершили скачок в квантовую сферу, став первыми наблюдаемыми квантово-запутанными животными в истории. Трех животных охладили до 273,15 градуса по Цельсию. А затем поместили в состояние временной квантовой запутанности: создали квантовую суперпозицию между двумя трансмонными кубитами, один из которых был связан с тихоходками электростатическим взаимодействием. После эксперимента одна из тихоходок выжила.

Тихоходки — поразительные существа. Фото: Википедия