Citroen Berlingo Electric «Новой почты»: 100 км в день и окупаемость 5 лет

Citroen Berlingo Electric «Новой почты»: 100 км в день и окупаемость 5 лет

В начале лета «Новая почта» заявила о начале тестовой эксплуатации электрического Citroen Berlingo. Три месяца эксперимента подходят к концу, а значит пришло время оценить Citroen Berlingo Electric не только на ходу, но и в подсчетах выгоды его эксплуатации.

Citroen Berlingo Electric на ходу…

Если бы не яркая оклейка, то электрический фургон Citroen Berlingo внешне ничем себя и не выдавал. Лишь наметанный взгляд заметит небольшой лючок около правого переднего колеса: похоже на крышку бензобака, но зачем он здесь? На самом деле, около переднего колеса расположен разъем для подключения зарядного устройства при питании от обычной розетки (Тип 1, SAE J1772, зарядка за 8 часов). Стандартный лючок бензобака над задним левым колесом также никуда не делся: под ним расположен разъем для быстрой зарядки CHAdeMO (80% АКБ за 30 минут). Плюс при осмотре сзади на крышке багажника можно увидеть логотип «Full Electric». В остальном – привычный Citroen Berlingo: компактный (4,38 м) развозной фургон для города, которых уже сотни и тысячи в Украине – а это, в свою очередь, означает отсутствие проблем с поиском запчастей.

Citroen Berlingo Electric внешне выглядит как обычный фургон: только передний ряд сидений (зато 3-местная кабина); правая сдвижная дверь и распашные задние двери; массивные черные бамперы и молдинги для защиты от мелких повреждений. Признаки электрокара – лишь в 2-х лючках для зарядок разных типов, да логотипе Full Electric сзади

Салон также похож на обычный Citroen Berlingo: большая двухэтажная передняя панель; много отсеков, ниш, ящиков, полочек для мелочей; центральная консоль объединила магнитолу, ЖК-дисплей, блок управления системой вентиляции. Однако перед глазами водителя установлены уже свои «электрические» приборы: вместо тахометра слева – указатель расхода и рекуперации энергии; по центру – уровень заряда АКБ и затрат энергии на систему климата; крайний справа – спидометр с урезанной шкалой (до 130 км/ч).

Еще одна особенность электрического фургона Citroen Berlingo Electric – блок управления вентиляцией. Здесь присутствует ЖК-дисплей, но это нельзя назвать климат-контролем, поскольку цифр температуры на экране нет. Вращением ручки можно задать лишь примерное указание по температуре: вправо – теплее, влево – прохладнее; далее система сама включит отопитель либо кондиционер. Промежуточное положение являет собой режим «ЕСО» и это, фактически, просто забор внешнего воздуха с его актуальной температурой. Отклонение от режима «ЕСО» в любую сторону – охлаждение или обогрев воздуха – сокращает прогнозируемый запас хода примерно на 10-15%.

Салон Citroen Berlingo Electric копирует обычный Berlingo. Управление режимами движения – с помощью круглого селектора (справа от руля под дефлектором вентиляции): «P-R-N-D», отдельного режима интенсивной рекуперации нет. Первое заметное отличие – собственная панель приборов. При активном разгоне указатель мощности «улетает» вправо, но при езде с постоянной скоростью 50-60 км/ч стрелка всегда в зеленой зоне. Минимальная рекуперация (половина синего сегмента) наступает при отпускании педали акселератора; максимум рекуперации (весь синий сегмент) достигается при нажатии на педаль тормоза. Второе отличие – блок управления климатом: промежуточное положение «ЕСО» наиболее выгодно с точки зрения дистанции пробега

За рулем Citroen Berlingo Electric удобно, настраиваю боковые зеркала, переключаю селектор в «D» – и начинаю тихо ехать вперед. Попробуем активный разгон, педаль в пол! Но фургон Citroen Berlingo Electric не блещет динамикой: под капотом лишь 67-сильный электромотор (49 кВт, 200 Нм). Неудивительно, что максимальная скорость «по паспорту» равна лишь 110 км/ч, а разгон «0-100 км/ч» занимает около 19 секунд. Зато первые 50-70 км/ч даются очень бодро и легко – словом, «боец» явно не для трассы, но для города.

На это намекает и реальный расчетный пробег. При отключении от розетки дисплей Citroen Berlingo Electric выдал цифру запаса хода в 123 км вместо обещанных 170 км (цикл замера NEDC). Разница почти в 50 км объясняется одной фразой – «реальная эксплуатация»: здесь и нагрузка при перевозке, и затраты энергии на «климат», и постоянные циклы разгонов/торможений, и маршрут по холмистому Киеву. Кстати, рекуперация вполне эффективна: при отпускании педали акселератора замедление уже заметно (будто тормозишь двигателем) и при спуске с небольшого холма можно набрать 1-2 км пробега. Эта особенность влияет и на стоимость эксплуатации: меньше износ тормозных колодок, реже требуется их замена. Но о стоимости эксплуатации мы поговорим ниже…

Электрический Citroen Berlingo не отличается высокой мощностью: под капотом установлен электромотор на 49 кВт (67 л.с.) при 4 000-9 200 об/мин; зато радует крутящий момент в 200 Нм, который доступен сразу (0-1 500 об/мин). Литий-ионная АКБ емкостью 22,5 кВтч установлена под днищем электрокара, из-за чего запасное колесо пришлось перенести с заднего свеса на боковину внутри кузова. Заявленный полезный объем багажного отсека по паспорту – 3,3 куб. м (без учета «запаски»); грузоподъемность – почти 700 кг

В результате Citroen Berlingo Electric «звезд с неба не хватает», но свою работу делает хорошо: ежедневные городские перевозки мелких грузов с минимальными затратами на эксплуатацию. А против конкурентов у него есть несколько преимуществ: в сравнении с Renault Kangoo ZE – это быстрая зарядка CHAdeMO; в сравнении с Nissan e-NV200 – это официальные поставки и много запчастей. Но ведь и конкуренты имеют свои «козыри» – детальное сравнение развозных фургонов заслуживает отдельной статьи. А пока Citroen Berlingo Electric явно показывает дальнейшее развитие электромобильности Украины: вслед за легковыми электрокарами приходят и электрические фургоны.

…и в затратах на эксплуатацию

Помимо самого электрокара Citroen Berlingo Electric интересен и опыт его эксплуатации «Новой почтой». Именно сейчас, когда вы читаете эти строки, заканчивается трёхмесячный тест Citroen Berlingo Electric, подбиваются результаты езды на электрокаре, собирается вся информация – на основе чего в ближайшее время и будет принято стратегическое решение о закупке (или не закупке) партии электромобилей Citroen Berlingo Electric для службы доставки «Новой почты».

А пока – краткие технические результаты. На протяжении трёх месяцев езды Citroen Berlingo Electric прошел около 4,5 тыс. км; замечаний, ремонтов, ТО не было. Среднесуточный пробег электрокара составляет около 80-100 км, максимальный суточный пробег достигал 130 км. Электромобиль используется для доставки мелких и легких, но объемных грузов конечным клиентам, ездит в пределах своего района – отсюда минимум влияния загрузки на дистанцию пробега и небольшой суточный пробег. Зарядка электрокара Citroen Berlingo Electric производится от обычной розетки 220В каждую ночь, что подходит для условий эксплуатации (ночью заряжаем, днем ездим) и не требует установки дополнительных дорогостоящих (20-30 тыс. евро) «быстрых» зарядных станций. При решении о закупке партии электромобилей отдельно будет рассматриваться и решение с зарядными станциями. Если количество электрокаров в одном центре будет невелико, то можно обойтись обычными розетками.

Главное преимущество Citroen Berlingo Electric – выгода эксплуатации. Например, в сравнении с обычными развозными ДВС-фургонами «Новой почты», электромобиль ежедневно экономит 120-130 грн. на каждые 100 км пробега

Выгода электромобиля уже ощутима. Сейчас 100 км пробега обычного фургона с ДВС обходятся в 170 грн, аналогичные 100 км пробега электрокара обходятся в 44 грн. Если просчитать затраты «топливо + ТО + ремонты», то электрокар в сравнении с ДВС-авто оказывается выгоднее в эксплуатации примерно в 4-5 раз и окупается через 5 лет, даже с учетом двукратной разницы в цене. При этом гарантия на АКБ составляет 8 лет. В таком случае за 5 лет окупаемости электрокар в рабочем режиме (100 км в день, 5 дней в неделю) пройдет около 120 тыс км; за 8 лет – около 190-200 тыс км, что вполне реально.

Важно отметить, что это расчет техников автопарка «Новой почты», где следует учитывать ряд нюансов. Во-первых, электромобиль не просто ездит и окупается отсутствием затрат на топливо, а он ездить и зарабатывает за каждый километр пробега (цена доставки груза). Во-вторых, развозные фургоны «Новой почты» взяты в лизинг, где в едином платеже просчитаны затраты на ТО, причем периодичность и объем ТО может быть оговорен отдельно в зависимости от условий эксплуатации. Третье – следует учитывать специфику работы электрокара Citroen Berlingo Electric и «Новой почты»: работа в одной зоне и небольшой пробег; подходящий режим для длительной «ночной» зарядки; развозка нетяжелых (но объемных) грузов.

Словом, узкая ниша, зато идеально подходящая для электрокара. Поэтому не исключено, что «Новая почта» закупит хотя бы небольшую партию Citroen Berlingo Electric – это и выгодно для определенных задач, и «плюс» к имиджу компании.

Мнение водителя Citroen Berlingo Electric: Николай Дячук

Я работал на многих развозных фургонах и Citroen Berlingo Electric на их фоне радует. Главный плюс – легкость начала движения: здесь легко «тронуться» даже в горку, никаких пробуксовок и игрой сцеплением. Это крайне важно при езде в холмистых районах Киева, на мелких улочках и подъемах, когда сзади подпирают другие авто. Еще один плюс – рекуперация и замедление: удобно на спусках и при плавных торможениях на светофоре, можно успешно «собирать» километры при езде. Что касается запаса хода, то для моей работы – вполне достаточно: за три месяца еще не проезжал больше 130 км за рабочий день.