Будущее электрозарядок: YASNO E-mobility о развитии своей сети в Украине и растущих запросах рынка

Будущее электрозарядок: YASNO E-mobility о развитии своей сети в Украине и растущих запросах рынка

Сеть зарядных станций YASNO E-mobility сегодня является одной из наиболее молодых в Украине – но уже стала одним из наиболее сильных игроков на рынке: качественные «скоростные» зарядки АВВ, активное развитие по территории страны, решение перевести собственный автопарк на электромобили. Однако это лишь «внешний взгляд». А вот если вам нужны «внутренние секреты» – то предлагаю интервью c Игорем Ковалевым, руководителем направления YASNO E-mobility.

Материал подготовлен при поддержке Audi etron

 

Что такое YASNO E-mobility? В каком году появился данный проект?

YASNO E-mobility – это одно из направлений бизнеса поставщика электроэнергии и энергоэффективных решений YASNO, который был создан в ноябре 2019 года. Услугами и продуктами YASNO пользуются 3,5 млн клиентов в Киеве, Днепропетровской и Донецкой областях. Как сеть зарядных станций YASNO E-mobility начала формироваться еще 1 июня 2018 года и до ребрендинга работала под названием STRUM. Именно тогда ДТЭК открыл сразу 10 зарядных станций. Хотя к тому времени идея проекта уже обсуждалась и готовилась на протяжении 1,5-2 лет: мы следили за рынком и уже в 2016-2017 гг. было понимание, что за электромобилями будущее – и в мире, и в Украине.

Сейчас в нашей сети уже 23 быстрые зарядные станции. А после объединения с другими бизнесами по поставке электроэнергии и энергоэффективности под единым брендом YASNO мы расширили спектр своих услуг и продуктов, предложив нашим клиентам комплексные решения по установке домашних станций «под ключ» и возможностью получать дополнительный доход.

 

Но в период 2016-2018 гг. в Украине уже существовали сетевые зарядные станции. Что может предложить YASNO E-mobility для клиентов, как свое конкурентное преимущество?

Во-первых, зарядные станции АВВ европейского производства – они гарантируют максимальное качество и безопасность, имеют европейскую сертификацию, протестированы для работы при экстремально низких и высоких температурах. Во-вторых, ДТЭК сделал ставку на т.н. «скоростные» зарядные станции мощностью 50 кВт. Причем в нашей каждой зарядной станции предусмотрено сразу три зарядных порта: для «скоростной» зарядки мощностью до 50 кВт (постоянный ток DC) – типа CCS Combo 2 и CHAdeMO; плюс порт с переменным током (АС) мощностью до 22 кВт – это Тип 2 Mennekes. Таким образом, у нас на каждой зарядной станции одновременно могут заряжаться два электромобиля: один – на «скоростной» зарядке (50 кВт), второй – на «ускоренной» (22 кВт). Поэтому, возле каждой зарядной станции обязательно предусмотрено два парковочных места.

Будущее электрозарядок: YASNO E-mobility о развитии своей сети в Украине и растущих запросах рынка

У компании АВВ, мягко говоря, недешевая продукция. Сколько стоит зарядная станция? Вы рассчитывали окупаемость? И что заставляет инвесторов вкладывать такие деньги в новое направление?

Каждая «скоростная» зарядная станция АВВ на 50 кВт стоит около 1 млн. грн. или около $40 тыс.: финальная цена зависит от тендера, объема заказа, пр., но общий порядок цен примерно таков. В итоге только первоначальный запуск десятка зарядных станций и только в вопросе стоимости оборудования потребовал инвестиций минимум 10 млн. грн. А если говорить в целом, то начиная с 2018 года и до сегодня ДТЭК уже инвестировал 30 млн. грн. в сеть из 23 станций YASNO E-mobility. При этом мы не говорим о конкретных сроках окупаемости (ориентировочно 5-7 лет, но точный расчет невозможен) – данный проект стоит для компании ДТЭК на стыке имиджа и бизнеса. На сегодня наша задача состоит в том, чтобы дать украинским фанатам электромобилей максимально качественный продукт и сервис. Тем более, что запросы от владельцев электромобилей только растут. Если электрокары в Украине начинались с подержанных недорогих экземпляров из США, то сегодня мы имеем новые модели, представленные в сети официальных дилеров. Причем речь идет, в том числе, и о премиальных электромобилях: один из последних примеров – электрокар Audi e-tron, который сейчас запускают в Украине. Чем дороже электромобиль – тем выше требования. И мы стремимся им соответствовать.

 

Раз уже вспомнили Audi e-tron: данный электрокар стал рекордсменом по мощности и скорости зарядки – он может принимать электроток мощностью 150 кВт, что позволяет зарядить 80% аккумулятора за полчаса (плюс 300 км запаса хода). Но в сети YASNO E-mobility – зарядные станции мощностью 50 кВт. Почему так? И что будет в будущем?

Пару лет назад в Украине (да и в мире) подавляющее число электромобилей работали с электротоком мощностью до 50 кВт – в установке более мощных станций не было смысла. Кроме этого, когда мы планировали сеть YASNO E-mobility, то зарядная станция с мощностью 100 кВт была в 3-4 раза дороже аналогичной станции мощностью 50 кВт. Конечно, мы бы могли купить одну дорогую зарядную станцию на 100 кВт, но в тот момент было лучше купить 3-4 станции на 50 кВт – для большего географического покрытия. Хотя теперь, когда в мире и в Украине появились электромобили, которые способны при зарядке принимать ток мощностью 100 кВт, мы также начали изучать эти возможности с точки зрения зарядных станций.

Будущее электрозарядок: YASNO E-mobility о развитии своей сети в Украине и растущих запросах рынка

Насчет географического покрытия и ближайших планов. Сколько сейчас зарядных станций есть у YASNO E-mobility? Где они расположены? Что планируете на будущее?

Мы начали с десяти зарядных станции, сегодня у нас их уже 23: все «скоростные», с мощностью до 50 кВт. Из общего числа – 11 зарядных станций установлено в Киеве, 12 зарядок расположено на трассах по Украине: направления Киев-Львов, Киев-Одесса, Киев-Полтава. Зарядные станции STRUM на трассах установлены с дистанцией около 80-150 км между собой, что позволяет совершать длительные поездки всем электромобилям. В случае того же электромобиля Audi e-tron, для которого заявлен запас хода более 400 км, подобное расположение зарядных станция позволяет проезжать трассу Киев-Львов или Киев-Одесса всего с одной-двумя подзарядками. В планах: продолжить развитие сети в юго-восточном направлении, хотим дойти до границы с Европой (отрезок Львов-Ужгород), установить больше зарядок в городах-миллиониках.

 

А где устанавливаются зарядные станции YASNO E-mobility? Какие требуются условия?

Обязательное условия для установки зарядной станции – наличие свободной мощности: 50 кВт на «зарядку» плюс запас для питания бытовой сферы. Также выбираем место, где это будет удобно клиенту: АЗС/АЗК, гостинично-ресторанные комплексы. Данный подход позволяет обеспечить клиенту комфорт во время зарядки электромобиля: обед, кофе-пауза – и можно продолжать путь. Кстати, именно поиск места и ведение переговоров с владельцами занимает очень много времени: от пары-тройки месяцев – до полугода. А вот установка, тестирование, настройка зарядной станции происходит довольно быстро: максимум две недели от момента поступления зарядной станции на склад и до момента ее включения в общую сеть YASNO E-mobility.

Будущее электрозарядок: YASNO E-mobility о развитии своей сети в Украине и растущих запросах рынка

И можно ли устанавливать зарядные станции YASNO E-mobility локально – дома у владельца электрокара?

Да, мы уже запустили направление по продаже и установке зарядных станций для владельцев электрокаров: для дома или офиса. В нашем перечне масса вариаций – только продажа зарядных станций или также их монтаж, выбор зарядных станций с разной мощностью (4,6-22 кВт) и разным типом зарядного порта для подключения к разным электромобилям. Однако неизменным остается внимание к качеству и безопасности: YASNO E-mobility предлагает домашние зарядные станции только от ведущих европейских производителей – АВВ или Schneider Electric. Благодаря наличию локального склада в Украине, купить и получить зарядную станцию можно буквально за один день. Если требуется установка нашими мастерами, то это займет не больше трех дней. Важно лишь учитывать возможные другие временные затраты: доставка в разные города по Украине, тестирование электросети перед установкой зарядной станции, пр. Данные нюансы уже обсуждаются отдельно, равно как и цены на зарядные станции: необходимо каждый проект рассматривать и просчитывать индивидуально. Но мы уже к этому готовы.

 

Каковы тарифы на электроэнергию в сети YASNO E-mobility, когда я захочу пополнить свой баланс в приложении или на карте?

При использовании «скоростной» зарядной станции мощностью 50 кВт (CCS Combo 2 или CHAdeMO) тариф за 1 кВт・ч составляет 9 грн., при использовании «ускоренной» зарядной станции – 4,5 грн. Мы отдаем себе отчет в том, что 80% случаев владелец электромобиля будет заряжаться дома или на работе по обычному тарифу за электроэнергию, и лишь в 20% случаев требуется сторонняя зарядка. Но если она требуется – то максимально быстрая: путешествие на трассе, резервные 5-10 кВт・ч в городе на «доехать до дома». И в таком случае цена услуг YASNO E-mobility приемлема.

Будущее электрозарядок: YASNO E-mobility о развитии своей сети в Украине и растущих запросах рынка

Насколько я знаю, ваша компания использует электромобили. С такими тарифами – это оправдано? Эксперимент удался? В будущем планируете закупать еще электромобили?

Да, ДТЭК использует электромобили в служебных целях, также в рамках холдинга используются электрические фургоны для ремонтно-монтажных бригад. Практически всегда электромобили заряжаются на обычных зарядных станциях в рабочее время: те самые 80% случаев, о которых говорили выше. Поэтому есть существенная экономия на топливе. К примеру, наш автопарк из семи электромобилей за год позволил сберечь 238 тыс. грн. Электромобили других подразделений холдинга, фургоны для ремонтных бригад также позволяют экономить деньги. Кстати, нередко сотрудники выбирают электрокары для дальних командировок: расположение зарядных станций и их мощность позволяют без проблем отправляться в поездки по самым популярным направлениям. И в будущем сеть YASNO E-mobility будет только расширяться – равно, как и парк электромобилей.

 

Чем дороже электрокар – тем выше цена ошибки. Вот сложный, но важный вопрос: если во время зарядки происходит неисправность электромобиля – его зарядного блока, тягового аккумулятора – то, кто в этом случае будет нести ответственность?

Да, это сложный вопрос. Если неисправность происходит по вине зарядной станции – то мы несем ответственность. Вот как раз для того, чтобы избежать подобных случаев, мы решили использовать только качественные зарядные станции. Сегодня на наших собственных зарядных станциях используем продукцию АВВ, также рассматриваем других производителей. Но это гарантированно будут известные мировые компании, которые имеют необходимые сертификаты и одобрения от производителей электромобилей. В свою очередь и водителям стоит выбирать для зарядки электрокара качественный сервис. Ведь зарядная станция общается с блоком BMS (Battery Management System) электромобиля, они понимают друг друга и состояние аккумулятора, качественная зарядная станция дает именно такую мощность, которая нужна. Данные о процессе зарядки электромобиля фиксируются его в памяти. Кроме этого все наши зарядные станции застрахованы, при использовании зарядной станции YASNO E-mobility действие страховки также автоматически распространяется на клиента (страхование здоровья человека) и на электромобиль (страхование технических неисправностей).

 

Будущее электрозарядок: YASNO E-mobility о развитии своей сети в Украине и растущих запросах рынка

И в завершение: чтобы вы хотели пожелать украинским автолюбителям и фанатам электромобилей?

Во-первых, я бы хотел пожелать обычным автолюбителям поскорее открыть для себя мир электромобилей: отличная динамика разгона, бесшумность в движении, забота об экологии, экономия денег в процессе эксплуатации. Электромобиль дает не просто отдельные преимущества, а целую гамму новых чувств и ощущений – это захватывает! Наконец, электромобили – это также вклад в энергонезависимость Украины.

Во-вторых, я хочу пожелать импортерам и дилерам смелее выводить электромобильные новинки на рынок Украины: мы готовы, клиенты-покупатели готовы, зарядные сети готовы. Подготовка выхода на рынок электромобилей требует больших усилий, сейчас этим путем идет Audi в Украине со своей моделью e-tron. Нужно не просто привезти электрокары и обучить дилеров – нужно реально создать новый мир и новые идеи вокруг электрокара: высокий уровень продажи, сервиса, сопутствующих услуг. Рынок реально созрел и может соответствовать высоким требованиям премиум-брендов. Зарядная сеть YASNO E-mobility точно к этому готова!

В-третьих, я бы хотел пожелать терпения тем, кто занят в любом направлении бизнеса, связанном с электромобилями. Да, здесь долгая окупаемость и приходится развивать совершенно неизвестные направления. Но уже ясно, что за электромобилями – будущее: это работа на перспективу – пусть не ближайшую, но обязательно успешную в итоге.

Будущее электрозарядок: YASNO E-mobility о развитии своей сети в Украине и растущих запросах рынка

Audi e-tron. Электромобиль на каждый день

Audi e-tron — первый электрический кроссовер Audi с запасом хода до 411 км по циклу WLTP. Он несет в себе ДНК бренда и органично объединяет электромобильный мир с ценностями компании: классический и, одновременно, современный дизайн; высокое качество отделки салона; комфорт подвески. Вместе с тем, Audi e-tron открывает новую главу дизайна марки, явно выделяя электромобили компании: особенно следует отметить решетку радиатора Single frame в новом сером цвете, а также виртуальные зеркала заднего вида, которые позволили улучшить аэродинамические качества электромобиля.

При длине кузова 4901 мм и колесной базе в 2928 мм, Audi e-tron гарантирует простор для водителя и пассажиров электромобиля. Интерьер запоминается не только простором, но также высочайшим качеством отделочным материалов и наличием двух сенсорных дисплеев — диагональю 8,6 и 10,1 дюйма, с функцией обратной тактильной связи. Весь багаж можно разместить сразу в двух отсеках: основной багажник сзади предлагает объем 600 л (в стандартной конфигурации 5-местного салона), дополнительный передний багажник объемом 60 л пригодится для размещения небольших вещей. Кстати, при загрузке багажа электромобиль вам поможет и услужливо присядет вниз — ведь Audi e-tron в качестве стандартного оснащения получил пневматическую подвеску: клиренс 172 мм в нормальном положении и возможность регулировки в пределах 76 мм в зависимости от ездовых настроек Audi drive select. Электрокар Audi e-tron также получил особую вибро- и звукоизоляцию, чтобы водитель и пассажиры получили максимальный комфорт от пребывания внутри инновационного «автомобиля будущего» и могли в полной мере насладиться максимально тихим движением, которое обеспечивают асинхронные электродвигатели.

Будущее электрозарядок: YASNO E-mobility о развитии своей сети в Украине и растущих запросах рынка

Эффективная динамика

В тоже время: тихо — не значит медленно. Электромобиль Audi e-tron оснащается двумя электромоторами номинальной суммарной мощностью 265 кВт и с крутящим моментом 561 Нм. А в режиме «boost» значения максимальной отдачи впечатляют еще больше: 300 кВт и 664 Нм! Разгон 0-100 км/ч возможен за 5,7 с — это уровень спортивного автомобиля. Важно отметить, что кроссовер Audi e-tron не зря получил легендарную приставку quattro к имени: пара электромоторов дает возможность реализовать систему полного привода с перераспределением соотношения крутящего момента между передней/задней осью лишь за 30 мс — быстрее, чем в традиционном механическом приводе quattro. Кроме того, электромоторы могут выступать в роли генераторов и собирать электроэнергию в режиме рекуперации при торможениях во время движения. Все замедления с интенсивностью до 0,3g происходят только за счет рекуперации энергии, что позволяет увеличить запас хода.

Кстати, о запасе хода: электромобиль Audi e-tron обеспечивает до 411 км пробега на одном полном заряде аккумулятора (согласно данным измерительного цикла WLTP). Аккумулятор емкостью 95 кВт・ч расположен в нижней части кузова, что положительно сказывается на распределении веса электрокара (2490 кг), снижении центра масс, повышении устойчивости в повороте. Важно отметить использование мощной системы жидкостного охлаждения тягового аккумулятора и других компонентов силовой части Audi e-tron, что благотворно сказывается на надежности и выносливости электромобиля во время длительной скоростной езды. В тоже время, «большой аккумулятор» означает «большой запас хода» — но не означает «большое время зарядки»: все благодаря возможности Audi e-tron принимать зарядный ток мощностью до 150 кВт, что позволяет зарядить 80% аккумулятора (около 300 км запаса хода) за время вашего обеда. Также электромобиль Audi e-tron оснащен встроенным инвертором мощностью до 11 кВт (опционально до 22 кВт), который позволяет подключаться к бытовым розеткам и 1-фазным или 3-фазным источникам питания для длительной «ночной» зарядки. В итоге, электромобиль Audi e-tron максимально прост в зарядке и готов к любым сценариям жизни пользователя: длительные ночные зарядки, «ускоренные» зарядки на работе, «скоростные» зарядки на трассе при длительных путешествиях по Украине или в Европе.

Будущее электрозарядок: YASNO E-mobility о развитии своей сети в Украине и растущих запросах рынка

Выгодные технологии

Таким образом, сегодня кроссовер Audi e-tron является олицетворением лучших наработок компании в сегменте электромобилей. Он полностью отвечает премиальному статусу марки: предлагает просторный и качественный салон, демонстрирует большой запас хода для совершения междугородних поездок, гарантирует надежность и уверенность в дороге благодаря полному приводу, а также наполнен инновациями бренда. Электрический кроссовер Audi e-tron открывает новую главу в истории Audi — сегмент высокопроизводительных электромобилей, которые в ближайшем будущем должны обеспечить 1/3 ежегодного объема продаж марки. Эта история будет написана также и Украине: продажи Audi e-tron у нас уже стартовали, причем по самой выгодной цене в мире — от 64 990 евро (в эквиваленте). Самостоятельно опробовать новый электромобиль можно в любом дилерском центре Audi в Украине.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: