Обзоры
Если нельзя, но хочется, или Приставочные игры на ПК
0

Если нельзя, но хочется, или Приставочные игры на ПК

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что далеко не все владельцы домашних ПК могут похвастать супернавороченной конфигурацией своего компьютера, и, соответственно, они оказываются не в состоянии следить за последними новинками мира компьютерных игр. И когда все, что сносно работает на стареньком Pentium 133, уже пройдено вдоль и поперек, можно в буквальном смысле слова открыть для себя огромный пласт приставочных игр — большинство эмуляторов, рассмотренных в данной статье, спокойно работают даже на ископаемых "четверках", позволяя их обладателям наслаждаться совершенно невообразимым количеством игрушек, которые несколько лет назад владели умами рядовых западных "геймеров". Мы, как всегда, остались на обочине — широкой популярностью в нашей стране, по сути, пользовались только 8-битовая Dendy да более мощная SEGA MegaDrive.

SEGA Genesis

В нашей стране эта консоль больше известна под своим европейским названием MegaDrive. Фактически это была первая 16-битовая игровая приставка — соответственно, графика просто поражала воображение, особенно по сравнению с прежним хитом, 8-битовой Nintendo. Достоинства Genesis были настолько очевидны, что даже неудачная рекламная кампания, проведенная SEGA, и высокая стоимость игр (порядка $80) не смогли серьезно повредить ее повсеместному распространению (во всем мире продано несколько десятков миллионов экземпляров). В нашей стране эта приставка пользовалась большей популярностью, чем даже "народная" Dendy, — естественно, благодаря огромному количеству пиратских картриджей, свободно продаваемых чуть ли не на каждом углу.

Эмуляторов Genesis довольно много, лучшими из них являются, пожалуй, Genecyst (авторства Bloodlust Software) и KGen. Первый чуть помедленнее и совместим не со всеми играми, однако обладает очень большим количеством настроек, второй несколько быстрее и корректно запускает практически все ROM‘ы (образы картриджей), но, к сожалению, так и не вышел из стадии бета-версии (сейчас, насколько мне известно, все работы по "доведению до ума" KGen прекращены). Ссылки на официальные сайты приводить не стану, поскольку на момент написания статьи они на запросы не отвечали. Поэтому всем заинтересовавшимся могу лишь посоветовать обратиться на любой из фэнсайтов (например, www.emunation.com), посвященных приставочным играм на ПК, — наверняка на одном из них вы найдете необходимый вам эмулятор.

NES (Nintendo Entertainment System)

NES стала первой приставкой, добравшейся в тогда еще Советский Союз (у нас она была больше известна под торговыми марками Dendy и "Сюбор"). Естественно, успех ей был гарантирован как у наших пользователей, не избалованных зрелищами, так и на Западе, где с ее помощью Nintendo значительно поправила свое финансовое положение (и даже, по мнению аналитиков, вывела всю игровую индустрию из жесточайшего кризиса).

Такая популярность была обусловлена не столько качественной для того времени графикой — 256 x 224 точки, 52-цветная палитра (в конце концов, тогдашний лидер продаж, SEGA Master System, по техническим характеристикам не только не уступала NES, но даже и превосходила последнюю), сколько очень хорошим набором игр — в Super Mario Brothers, Bomberman и Contra играли буквально все дети США и Японии. Что интересно, первая часть знаменитой серии ролевых игр Might and Magic также была выпущена на NES.

Одним из самых распространенных эмуляторов NES можно назвать NESticle, разработанный уже известной нам командой Bloodlust Software (авторами Genecyst). Соответственно, интерфейс у этой программы практически идентичен Genecyst и выполнен в виде вызываемого нажатием на пробел меню, с помощью которого можно настроить самые разнообразные параметры. Замечу, что, как и в предыдущем эмуляторе этой команды, интерес для рядового пользователя может представлять только переназначение управляющих клавиш, изменение разрешения экрана (к сожалению, изображение уменьшается пропорционально повышению видеорежима), а также сохранение/восстановление состояния игры.

Для нормальной работы NESticle достаточно ПК с процессором не ниже 486-го и оснащенного 8 MB памяти — полагаю, что сейчас тяжело найти компьютер, не удовлетворяющий подобным требованиям.

SNES (Super Nintendo Entertainment System)

К моменту появления этой 16-битовой приставки на рынке прочно обосновалась модернизированная консоль SEGA MegaDrive2. Война продолжалась около трех лет и завершилась окончательной и бесповоротной победой Nintendo. Частично в этом виновата сама SEGA — имея в своем активе технологически более совершенную приставку, она переключается на разработку нового продукта (а именно SEGA Saturn, который, кстати, впоследствии потерпел сокрушительное поражение) и перестает выпускать игры для MegaDrive2, что, естественно, оказалось только на руку Nintendo.

Наибольшей популярностью на SNES пользовались такие игры, как первые части суперсериала Final Fantasy, Donkey Kong Country, Super Mario World, Killer Instinct. На приставку с ПК был даже портирован хит "всех времен и народов" — DOOM. Правда, качество переноса оставляло желать много лучшего (к примеру, в больших помещениях игра заметно притормаживала), но сам факт, безусловно, интересен.

Из эмуляторов мне удалось разыскать только Snes 9x, запускаемый из командной строки. Несмотря на неудобный интерфейс (а если точнее, то отсутствие такового), игры на нем работают нормально. Имеется также его вариант для Windows, который вроде бы даже использует возможности 3D-акселераторов (для чего именно, откровенно говоря, неясно, ведь игры на SNES были двумерными), однако с его запуском у меня ничего путного не получилось.

GameBoy

Секрет популярности этой даже не телеприставки, а так, "игрового PDA", нам понять трудно. Хотя, если вспомнить о том, какими темпами расходились в народе карманные "Тетрисы"… А то, что на GameBoy можно запустить не только эту знаменитую головоломку, но и практически полноценные игры, однозначно говорит о ней как о великолепном "истребителе времени" по дороге в школу или на работу.

При разрешении экрана всего в 160 x 144 пиксела GameBoy может похвастать стереозвуком (а старшие модели — и цветным изображением), многопользовательской игрой на четырех человек (!), возможностью подключения принтера и другими "наворотами", благодаря которым эта "приставка" вот уже более десяти лет остается одной из самых популярных в мире (достаточно заметить, что в десятке самых продаваемых игр за прошедший год продукты для GameBoy уверенно захватили все первые места).

Gameboy ничего сложного собой не представляет, поэтому и нормально работающих эмуляторов существует достаточно большое количество. Из основных можно упомянуть "дружески" относящийся к Windows SMYGB, а также работающий в MS-DOS и, следовательно, очень быстрый и не требовательный к ресурсам (существует даже версия для XT/AT-компьютеров) NO$GMB (Nocash Gameboy Emulator, www.work.de/nocash/gmb.htm). Несмотря на то что лучшим считается первый, у меня лично с его запуском возникли серьезные затруднения (рядовой, в общем-то, случай для подобного рода программ). Так что я бы рекомендовал именно NO$GMB — как ясно видно уже из названия, он является абсолютно бесплатным продуктом, к тому же работает безо всяких проблем. В принципе, у эмулятора масса самых разных опций, от настройки звука и изображения и до фонового рисунка, однако я советую без особой нужды ими не баловаться — интерфейс у NO$GMB на редкость "недружественный", а с настройками по умолчанию он работает совершенно нормально.

Скажу по секрету, что уже половина редакции самозабвенно играет в Pokemon Blue, злостно срывая все сроки выхода номера. В принципе, это закономерно — Запад, например, охватила настоящая "покемономания".

Sony Playstation

В особом представлении эта приставка не нуждается — не самая мощная на сегодняшний день (та же Nintendo 64 обладает более высокой производительностью, не говоря уж о SEGA Dreamcast), Playstation выигрывает за счет огромной базы игр (в общей сложности их число приближается к тысяче), а также их сравнительно невысокой стоимости — все же использование дешевого носителя (CD-ROM) выгодно отличает диски для этой приставки от традиционно дорогих картриджей, применяемых во всех консолях Nintendo.

По уровню графики PSX-игры примерно соответствуют компьютерным полуторагодовой давности — совсем неплохо для консоли, которой идет уже шестой год. Наибольшее распространение получили два эмулятора — Bleem! (www.bleem.com) и PS Emu Pro (www.psemu.com — в последнее время с сайтом происходит что-то странное). У обоих есть свои достоинства и свои недостатки — первый очень хорош, но стоит $20 (кстати, единственный платный продукт в данном обзоре), второй — гораздо хуже, однако денег за его использование разработчики не требуют.

Прекрасно понимая, что нашему пользователю "ближе по духу" именно бесплатный эмулятор, здесь мы будем говорить только о Bleem! — дело в том, что, несмотря на все мои старания, мне так и не удалось запустить на PS Emu Pro ни одной игры.

Появление около года назад бета-версии Bleem! произвело настоящую сенсацию — создание настолько качественного эмулятора ранее считалось чем-то из области фантастики. На нем нормально запускались больше половины всех игр для Playstation! Этот факт действительно заслуживает уважения — ведь на других аналогичных программах зачастую все, чего удавалось добиться, это показа вступительной видеозаставки.

Прошло время, Bleem! превратился в коммерческий продукт, обзаведясь попутно не только вполне ощутимой ценой, но и мощной системой защиты от нелицензионного копирования. Однако помимо этих не слишком приятных для отечественного пользователя нововведений, и без того очень хороший эмулятор претерпел дальнейшие усовершенствования — здесь и возросшая производительность, и устранение проблем с запуском большого числа игр (на данный момент насчитывается несколько сотен совместимых с Bleem! продуктов), и введение дополнительных параметров настройки, и еще множество других менее значительных исправлений и улучшений.

Что же может этот эмулятор? Во-первых, он поддерживает аппаратную акселерацию графики с помощью API Direct3D — а это значит, помимо высококачественного изображения, и доступность высоких разрешений, которых лишены владельцы настоящей Playstation. По сути, вы ограничены только возможностями своего 3D-акселератора. Со звуком, полагаю, и так понятно — здесь все на месте, вы можете наслаждаться стереозвучанием (44 kHz, 16 bit). А вот поддержка карт памяти (memory cards) поначалу обескураживает: куда их втыкать-то, не в дисковод же, в самом деле? Все оказалось до гениального просто — Bleem! создает небольшой файл-образ карточки (порядка 130 KB), где и сохраняются ваши результаты. Самое интересное, что игры сами корректно распознают эти "виртуальные" memory cards, и процедура сохранения ничем не отличается от той, которую выполняют владельцы настоящей приставки.

Управление, это "больное место" любого эмулятора, здесь также выполнено на редкость удачно. Bleem! корректно работает с любым контроллером (проверено на руле Logitech Wingman Formula и геймпаде Genius MaxFire G-07), возможна даже любимая всеми "квейкерами" комбинация "клавиатура + мышь". Правда, использовать ее особо негде — жанр 3D-шутеров "а-ля Quake" на Playstation представлен в основном перенесенными с ПК хитами. Единственной собственной игрой такого плана можно назвать разве что вышедший не так давно шутер на тему Второй мировой войны Medal Of Honor.

Nintendo 64

До недавних пор (а если быть точнее, то до выхода SEGA Dreamcast) эта приставка обладала наивысшей производительностью — даже компьютерные игры догнали ее сравнительно недавно. Достаточно вспомнить, какое впечатление производил портированный на ПК Turok: Dinosaur Hunter (кстати, едва ли не первый продукт, выпущенный с этикеткой "3Dfx Only").

Во всем мире по объемам продаж эта консоль прочно удерживается в первой пятерке, за исключением, естественно, нашей страны — высокая стоимость картриджей с играми и невозможность их нелицензионного тиражирования привели к тому, что на сегодняшний день в Киеве, по неофициальным данным, можно насчитать не более десятка владельцев Nintendo 64.

Эмуляторов этой консоли существует достаточно большое количество, однако лучшим, по общему мнению, является Ultra64 High Level Emulator, или сокращенно UltraHLE (www.ultrahle.com), вышедший чуть более года назад. Сами разработчики характеризуют свою программу следующим образом: "Мы написали эмулятор, который корректно работает с самыми известными хитами". И действительно, количество совместимых с UltraHLE продуктов весьма невелико (около трех десятков наименований), однако все они работают очень качественно и, что также немаловажно, являются лучшими играми из вышедших на Nintendo 64.

Основной недостаток этого эмулятора в том, что он работает только через API Glide, — а это значит, что все владельцы видеокарт на базе чипсетов не от 3dfx Interactive остаются "за бортом". Единственным способом запуска UltraHLE для них (кроме покупки Voodoo-акселератора, естественно) оказывается использование… еще одного эмулятора, на этот раз Glide. Одним из лучших считается, пожалуй, XGl200 — демонстрируя достаточно высокую производительность, он, тем не менее, не лишен определенных недостатков, что, в общем-то, вполне закономерно. Отрадно, что вскоре автор UltraHLE обещает выпустить его новую версию, 1.5.0, которая будет использовать OpenGL.

Из устройств ввода поддерживается только клавиатура, причем без возможности переназначения клавиш — в будущих версиях эмулятора планируется включение поддержки геймпадов.

Сохранение в UltraHLE выполняется собственными средствами эмулятора. Это значит, что игра "не видит" карты памяти и, соответственно, не может записать ваш текущий результат, зато UltraHLE в любой момент времени (что особенно актуально для консольных игр, в которых сохранение доступно обычно только по прохождении определенного этапа) сам записывает текущее состояние в специальный файл. Владельцы настоящих консолей душу бы отдали за подобную возможность.

P. S. На время подготовки статьи я, стыдно признаться, забросил замечательную Ultima Ascension и ночи напролет играл в Contra, Resident Evil 3 Nemesis, Super Mario 64, Pokemon Blue…

Может, и в самом деле последовать совету сайта Arcade@Home (www.arcadeathome.com) и с помощью подручных средств перепаять мой домашний компьютер в аркадный автомат?

Отдельного упоминания заслуживают игровые, или, как их называют на Западе, аркадные автоматы. Нас это безумие, охватившее весь мир, к счастью (или к сожалению — это с какой стороны посмотреть), миновало — в самом деле, не считать же игровыми автоматами те коробки, которые лет пятнадцать—двадцать назад стояли в каждом уважающем себя кинотеатре.

Так что ностальгия американцев по всяким Pac-Man нам непонятна совершенно. И уж тем более уму непостижимо, что заставляет нормальных с виду людей самостоятельно собирать аркадные автоматы, используя в качестве электронной начинки персональные компьютеры с установленными на них программами-эмуляторами, самым популярным из которых является, пожалуй, MAME — Multiple Arcade Machine Emulator.

На фото сверху — обычный вроде бы игровой автомат. Снизу — он же, вид сзади.

Основная проблема, с которой сталкиваются игроки при использовании эмуляторов, это управление. И дело даже не в том, что на консолях используются геймпады, а на ПК — клавиатура. В конце концов, и для компьютеров также существует большое количество специализированных контроллеров, причем некоторые эмуляторы вполне сносно с ними работают. Основная загвоздка заключается в том, что консольные игры разрабатывались, естественно, для использования с совершенно конкретным геймпадом. Так что человеку, никогда в глаза не видевшему приставки и не знакомому с расположением кнопок на ее устройстве ввода, ни за что на свете не понять, почему, например, при имеющихся на DualShock кнопках Start и Select для запуска игры, выбора пунктов меню и прочих операций используется кнопка "X".

Идеальным выходом было бы подключение к ПК геймпада эмулируемой приставки, но реально это проделать можно только с контроллерами Sony Playstation — через специальный переходник SmartJoy ("Домашний ПК", № 1—2, 2000), однако продукция бельгийской компании Eclectic Video Games на нашем рынке, к сожалению, отсутствует.

Поэтому лучшее, что можно сделать, — обзавестись геймпадом, сходным с используемым в приставке (конечно, если эмулятор сможет его распознать).


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: