Статьи Авто 05.03.2016 в 16:26 comment

Ford F-150 SVT Raptor: обзор, технологии, история, тюнинг

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg

Роман Мельниченко

Автор статей, тест-драйвов и обзоров

Ford F-150 SVT Raptor: обзор, технологии, история, тюнинг

Устали от универсально-правильных седанов-автомобилей? Получите и распишитесь: единственный и неповторимый супер-пикап Ford F-150 SVT Raptor! Что делает его уникальным? Какова история создания Raptor-a? И есть ли в нем интересные технологии? Сейчас расскажем. Сразу оговоримся: да, мы знаем, что уже вышло очередное поколение Ford F-150 и даже заявлен новый Raptor, продажи которого обещают начать в конце 2016 или начале 2017 года. Но если бы предложили прокатиться в прошлогоднем болиде «Формулы-1» или протестировать уже устаревший («привет» Женеве 2016) Bugatti Veyron – кто бы отказался?! Вот и я не смог.

Быстрый, собранный, четкий – и на асфальте, и на бездорожье

Парковка, техпаспорт в кармане, ключи на руках, и я поехал. По щербатому и разбитому весеннему асфальту – да с разгоном! А как тут удержаться, когда под капотом 411 сил, а мотор BOSS 379 разрывает своим ревом не только пространство и время, но и шаблоны в головах «домашних гонщиков» на неслабых автомобилях. Ведь Ford F-150 SVT Raptor только выглядит как грязевой пикап, но умеет делать «0-100 км/ч» чуть больше, чем за 7 секунд – да ведь это почти уровень горячего хэтчбека!

Поворот руля – и еще одно откровение: Ford F-150 SVT Raptor точный, собранный, подвижный. Чувствуется не «старый расслабленный американец», а все намного ближе к школе по-европейски собранного Ford-а. На Raptor-е то можно неслабо «наваливать»! Причем, не разбирая дороги и не обращая внимания на бугры или ямы. Тык! Что это? Оказывается, это мы проехали кривой канализационный люк. Еще один «тык» – это была немаленькая яма. Интересно, что Raptor не изолирует водителя от дороги полностью, а дает ему информацию даже о неровностях среднего размера. Но, в тоже время, размер самой неровности не играет роли для подвески автомобиля: хоть яма с полколеса обычного легковика – Raptor лишь легонько намекнет об этом своему драйверу.

Для этого автомобиля даже самый разбитый асфальт идет как настоящий автобан, ведь его подвеска готова к заметно большему…

Быстрая езда по бездорожью – вот откровение Ford F-150 SVT Raptor. Не есть проблемой научить пикап быстро ездить по асфальту (об этом ниже), не есть проблемой сделать из пикапа «проходимца». А вот совместить эти качества воедино намного сложнее. Тем Ford F-150 SVT Raptor и знаменит – у него это получилось

Откровенно говоря, по бездорожью я ехал по принципу «куда глаза глядят». Мало того – часто я видел варианты объезда препятствия, но намеренно выбирал самый сложный путь: через горку, через яму, вот здесь наискось, здесь поперек, а здесь вообще «в раскоряку». И в любой сложной ситуации просто давил на газ, максимум – включал полный привод и режим OFF ROAD MODE. А ведь у Raptor-a в запасе был еще понижающий ряд да жесткая блокировка заднего «дифа». Но их я включил единожды и лишь для «галочки»: тяги мотора было в достатке плюс можно принудительно заблокировать переключение лишь первых передач; а задний дифференциал ELD с электронным управлением работал в связке со специальным режимом OFF ROAD MODE и при необходимости сам поджимался частично или блокировался полностью.

Курс Job Interview Crash Course від Enlgish4IT.
Отримайте 6 шаблонів відповідей на співбесіді, які ви зможете використовувати для структурування своїх відповідей. Отримайте знижку 10% за промокодом ITCENG.
Приєднатися

Словом, Ford F-150 SVT Raptor ехал везде, он просто играл в полсилы от своих максимальных возможностей. На любой неровности в салоне были лишь парочка скрипов обивки да мягкие, скругленные колебания в стиле «эй, ребята, тут под колесами были корни дерева, а тут канава в полметра глубиной». Общая цельность, четкость, собранность чувствовалась всегда: когда мы ползли в гору и видели лишь небо в лобовом стекле (эх, нужна передняя камера); когда давали газу на грунтовке и «валили» почти как по асфальту; когда наискось проезжали канавы и ямы. Всегда Raptor давал явное представление, что он делает и как, всегда был на связи со своим водителем. И это внушало уверенность в успешном завершении любой авантюры.

Кратко: Ford F-150 SVT Raptor феноменален! Плевать на то, что под колесами – автомобиль едет всегда и везде: можно в гору по песку; можно через ямы и канавы с ходом колес под полметра; можно быстро по грунтовке… Да вообще: можно буквально все! В большинстве случаев я ехал в обычном режиме полного привода: без пониженной передачи и без принудительной блокировки заднего «дифа»

В итоге Ford F-150 SVT Raptor дает ощущение вседозволенности на любой дороге или бездорожье, но при этом всегда пребывает под контролем и в диалоге со своим драйвером. Именно это – сочетание вседозволенности и контроля – дают в итоге космическое чувство: будто реально оседлал своего ручного Raptor-динозавра!

Секреты конструкции Ford F-150 SVT Raptor

Как в итоге получился такой автомобиль, как Ford F-150 SVT Raptor? Что является ключевыми ингредиентами этого по-доброму сумасшедшего коктейля?

Во-первых, конечно это уникальная ходовая часть. Автомобиль Ford F-150 SVT Raptor получил собственную подвеску: оригинальные мощные рычаги с логотипом SVT, удлиненные пружины, амортизаторы FOX Racing. Причем последние ой как непросты. Сзади установлены амортизаторы с дополнительной компрессионной камерой – в нее выдавливается масло при слишком большом ходе амортизатора: это решение из мира ралли и ралли-кросса. Визуально компрессионная камера выполнена в виде цилиндра, из-за чего часто ошибочно говорят, что Ford F-150 SVT Raptor оснащен сдвоенными задними амортизаторами – это не так, что, впрочем, не уменьшает оригинальности и уникальности конструкции с компрессионными камерами. Передние амортизаторы тоже непростые – здесь использованы внутренние клапаны, которые регулируют характеристику подвески в зависимости от хода штока амортизатора: небольшой ход, езда по асфальту – жестче; больше ход, езда по бездорожью – мягче. Ход передних амортизаторов составляет 11 дюймов, ход задних амортизаторов на единицу больше – 12 дюймов.

Курс Job Interview Crash Course від Enlgish4IT.
Отримайте 6 шаблонів відповідей на співбесіді, які ви зможете використовувати для структурування своїх відповідей. Отримайте знижку 10% за промокодом ITCENG.
Приєднатися

Ходовая часть автомобиля: спереди – независимая подвеска, сзади – зависимый сплошной мост (ГП 4,10). По «кругу» – амортизаторы FOX Racing, вентилируемые тормозные диски, шины BFGoodrich размерностью 35 дюймов по внешнему диаметру. В более привычной системе измерений размер шин значится как 315/70R17 – эти огромные мягкие покрышки отлично глотают неровности, но чуть «смазывают» ощущения при торможениях

Вторая слагающая – это мотор и трансмиссия. Под капотом автомобиля скрыт мотор V8 BOSS 379, который своим именем явно намекает на спецверсии Mustang BOSS 302 и Mustang BOSS 351, что выпускались в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Однако это совершенно новый двигатель, который вдруг… похож на «американский олдскул»! К примеру, здесь лишь 2 клапана на цилиндр. Но, в тоже время, есть система изменения фаз газораспределения. Цифры тоже неспроста – это объем двигателя в кубических дюймах: 379 куб. дюймов или 6,2 л в более привычном формате. При компоновке по схеме V8 объем каждого цилиндра достигает почти 0,8 л, поэтому для уверенного воспламенения топливной смеси по всему объему пришлось использовать схему зажигания с двумя свечами на цилиндр. Вот такой необычный коктейль, который хорош и тягой на низких оборотах (максимум 588 Нм при 4 500 об/мин), и немалой мощностью на высоких (411 л.с. при 5 500 об/мин). Расход в среднем составляет 20-23 л на 100 км в городе; в теории можно поставить ГБО 5-го поколения (2-3 тыс. евро), но сомневаюсь, что кто-то из владельцев Raptor-а будет это делать.

Мотор работает в паре с 6-ступенчатым «автоматом», который переключается достаточно мягко и своевременно, а также предлагает ручной режим выбора передачи. Причем даже в обычном режиме езды «D» можно клавишей «+/-» на боковине рычага АКПП ограничить количество допустимых передач – крайне полезно на скольком бездорожье, когда колеса могу срываться в пробуксовку и «автомат» начнет включать передачи повыше.

Двигатель BOSS 379 V8 6,2 л: 411 л.с., 588 Нм, 20 л/100 км при обычной езде в городе и 60 л/100 км при активной езде по бездорожью. Невзирая на большой объем и 2-клапанную схему, мотор легко «крутится» до 5 тыс. об/мин, полностью оправдывая буквы «SVT» на тахометре. Кстати, приметные ребристые воздуховоды на капоте совсем не бутафория – при активной езде из них выходит горячий воздух: здесь все по делу! «Автомат» работает незаметно, как отличный напарник мотора; но в случае необходимости может помочь разными дополнительными режимами: ограничение диапазона переключений, ручной выбор передачи, специальный режим для буксировки трейлера

Третий ингредиент – это всевозможные системы для бездорожья, включая и электронику. Помимо выбора режима трансмиссии (задний привод; полный привод; полный привод и пониженная передача с отношением 2,64), здесь также предусмотрен задний дифференциал с электронным управлением и возможностью принудительной блокировки. Переключение с заднего привода на полный и обратно возможно на любой скорости, а вот включение пониженного ряда – только при нейтральной передаче АКПП и на скорости ниже 3 миль в час (5 км/ч).

Другие вспомогательные системы управляются двумя крупными кнопками около рычага АКПП. Здесь присутствует в целом знакомая система HDC (Hill Decent Control): она не дает автомобилю разогнаться при спуске с горы, причем скорость можно выбирать нажатием педалей газа и тормоза, но в любом случае – не быстрее 20 миль в час (32 км/ч).

А вот вторая кнопка – OFF ROAD MODE – намного интереснее. Одно нажатие кнопки влияет сразу на 4-е системы, которые подстраивают автомобиль под бездорожье. Так, предварительно зажимается дифференциал ELD (Electronic Locking Differential), он становится более чувствительным и при малейшем намеке на пробуксовку может заблокироваться полностью. Система стабилизации AdvanceTrac и АКПП переводятся в специальный режим езды по бездорожью: коробка не спешит переключаться вверх, AdvanceTrac не зажимает мотор при пробуксовках в песке. Наконец, меняются реакции педали газа: акселератор становится более «мягким» и позволяет точнее дозировать тягу на бездорожье. По крупинке, по песчинке, но Ford F-150 SVT Raptor сам себя готовит к внедорожным приключениям буквально по одному нажатию кнопки.

Все управление трансмиссией – задний или полный привод, пониженная передача, блокировка «дифа» – возложено на единый круглый селектор, который можно вращать и тянуть на себя. Управление вспомогательными функциями – через большие кнопки около рычага АКПП. Все происходящее с автомобилем отражается на крупном цветном дисплее между основными приборами: режим работы трансмиссии, блокировка дифференциала, включение дополнительных систем. Есть даже цифровой креномер (продольный и поперечный крен), подсказчик угла поворота передних колес, краткие советы и объяснения по работе разных систем

А четвертая добавка в рецепт создания Ford F-150 SVT Raptor – это салон. Места здесь не просто много, а в избытке (лишь задние двери мелковаты). Но вот удивительно – передние сиденья неожиданно оказываются «спортивными»: они явно обнимают человека и прочно удерживаются его валиками боковой поддержки – еще один намек на «драйверский» характер автомобиля. Задние сиденья тоже с секретом: подушка может подниматься к спинке, превращая заднюю часть салона в подобие крытого фургона.

Под задним сиденьем спрятан сабвуфер мощной аудиосистемы SONY: если уж быть крутым – то во всем! Именно поэтому на Ford F-150 SVT Raptor появилась и мультимедийная система SYNC с поддержкой Microsoft и огромным сенсорным дисплеем. Здесь собрана аудиосистема, навигация, подключение телефона, камера заднего вида, бортовой компьютера, точная настройка климат-контроля. Но многие функции завязаны на США и требуют дополнительной настройки системы: к примеру, радио ловит только нечетные частоты, навигацию Украины нужно добавлять… Зато есть голосовое управление! Кто сказал «улитарный пикап»?!

Передние сиденья – с плотной посадкой, тесными «объятиями» боковой поддержки, фирменным логотипом «Raptor»; задние – с возможностью складывания. В салоне простенький черно-серебристый пластик «по-американски», но совсем непростая система SYNC с крупным дисплеем и голосовым управлением

Как появились динозавры: история рождения Ford F-150 SVT Raptor

Как уже стало понятно, Ford F-150 SVT Raptor фактически открыл новую собственную нишу: мощный пикап заводской подготовки, одинаково пригодный и для бездорожья, и для скоростного шоссе. Ведь как делали раньше? Пикап всегда был практичен и умел ползать по бездорожью, но при создании спецверсии приоритет обычно отдавали мощному двигателю и скоростным качествам в ущерб проходимости. Самый яркий пример – Dodge RAM SRT-10 с мотором V10 от суперкара Viper и задним приводом. Эта модель появилась, в том числе, и как ответ «шоссейным» спецверсиям Ford F-150 Lightning с мощными моторами V8.

В предках нашего сегодняшнего героя различные спецверсии Ford F-150 – пикапа, который появился в 1948 году (как F-серия) и до сегодня остается одним из самых популярных автомобилей в США. Первая версия Ford F-150 SVT Lightning выпускалась в 1993-1995 годах: V8 на 5,8 л, 240-260 л.с. (зависит от года выпуска), 0-100 км/ч за 7,2 с и 176 км/ч «максималки». Второй Ford F-150 SVT Lightning пошел в 1999-м и на протяжении нескольких лет выпуска постоянно улучшался. В итоге супер-пикап получил 380-сильный 5,4-литровый мотор V8, «короткую» главную пару, а его разгон 0-96 км/ч занимал 5,2 секунды при «максималке» в 235 км/ч! Но в обоих случаях речь идет о моделях, заточенных под быструю езду по асфальту, пусть и в ущерб внедорожным качествам…

А вот Ford F-150 SVT Raptor сделан по другому рецепту: быстр на асфальте, не боится грязи – и все это в «заводской упаковке» с гарантией, качеством, хорошим общим балансом ходовых качеств. Первое поколение Ford F-150 SVT Raptor дебютировало в конце 2009-го как модель 2010 МГ: тогда автомобиль предлагался с полуторной кабиной и двумя моторами V8 на выбор – базовый 5,4 л (310 л.с. и 495 Нм) или опциональный 6,2 л (411 л.с. и 588 Нм). В 2011-м году модель получила полноценную двойную кабину Super Crew Cab, парочку новых цветов, в гамме остался только наиболее мощный мотор объемом 6,2 л. Именно такой автомобиль – если хотите «Raptor c плюсом» – и был на тесте. Наконец, в 2013-м году Raptor пережил еще одно обновление: мелочи в салоне по электронике и камера «в носу» для обзора того, что попадает под передние колеса на бездорожье. Что в Raptor-е не менялось (вне зависимости от года выпуска и типа кабины) – так это его размеры: длина 5,6 м; база 3,4 м; ширина 2,2 м; высота 2 м. Снаряженный вес составлял около 2,7-2,8 т (в зависимости от версии); максимально допустимый – около 3,2-3,3 т. Разгон 0-96 км/ч занимает 7,2 секунды, максимальная скорость – 160 км/ч.

Недавно был заявлен уже новый Ford F-150 Raptor, который должен поступить в продажу на территории США в конце 2016 года как автомобиль уже 2017 МГ.

Новый Ford F-150 Raptor лишился приставки SVT и мотора V8: теперь под капотом 3,5-литровый двигатель EcoBoost в паре с 10-ступенчатой АКПП. Но больше мощности (обещали 450 л.с.) при облегченном автомобиле (массовое использование алюминия и высокопрочных сталей) означает улучшение разгона «0-100 км/ч» примерно на 1 секунду. Плюс специальная подвеска Fox Racing, внедорожные шины BFGoodrich, полный привод, более просторный и качественный салон…

Сегодня уходящий Ford F-150 SVT Raptor найти уже сложно – все ждут новое поколение; но если повезет, то придется отдать $100-120 тыс. Цену нового Raptor-а спрогнозировать сложно, но изначально этот автомобиль будет еще дороже ввиду хотя бы эффекта новизны. Но он того стоит: это один из самых ярких и запоминающихся автомобилей, который, что называется, «заслуживает памятника при жизни».

Мало «дури»? Закажем тюнинг!

Ясно, что Ford F-150 SVT Raptor – это и отличная заготовка для тюнинга, для поиска новых вершин в динамике и проходимости. Неудивительно, что на базе Ford F-150 SVT Raptor было создано сразу несколько уникальных проектов, из которых самыми известными можно назвать Shelby Raptor (575 л.с.), автомобиль Кена Блока RaptorTRAX (гусеницы вместо колес), и VelociRaptor от Hennessey.

VelociRaptor 600 от компании Hennessey – это компрессор для мотора, измененные системы впуска и подачи топлива, оригинальная выхлопная система, внешние изменения (передний силовой бампер, свет на крыше). Автомобиль развивал 600 л.с., разгонялся до 60 миль в час (96 км/ч) за 5,2 секунды и развивал максимальную скорость под 180 км/ч

Этот VelociRaptor даже стал одним из героев выпуска TOP GEAR и удостоился отдельного видео о создании автомобиля. И позволю себе добавить еще одно видео от уважаемого издания Motor Trend, где заводской Ford F-150 SVT Raptor сравнивают с тюнингованным для бездорожья Dodge Rum Runner. Все видео языком оригинала. Поверьте – там есть на что посмотреть и Raptor того стоит!

Редакция выражает благодарность компании РИК АВТО за предоставление автомобиля


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: