Интервью
Интервью с Тиграном Худавердяном, «Яндекс»: У нас есть ценность, с помощью которой можно сделать мобильный браузер следующего поколения

Интервью с Тиграном Худавердяном, «Яндекс»: У нас есть ценность, с помощью которой можно сделать мобильный браузер следующего поколения


P6187929

Совсем недавно компания «Яндекс» представила мобильный «Яндекс.Браузер» для Android-смартфонов и планшетов iPad.  ITC.UA выяснило у Тиграна Худавердяна, руководителя направления мобильных и программных продуктов «Яндекса», зачем компании нужен был свой мобильный браузер, и как она планирует его развивать.

Тигран, зачем «Яндексу» мобильный браузер? 

«Яндекс» делает много сервисов, которые помогают пользователю решать его задачи. У нас такая миссия — решать задачи. И где-то года полтора назад мы поняли, что благодаря облачным технологиям браузеры, которые много лет развивались только в определенном направлении, могут сделать значительный шаг вперёд. Речь идёт о знаниях про интернет, пользователей, структуру сайтов. Так, когда мы знаем, как пользователи пишут название сайта, мы можем помочь им попасть на сайт, минуя промежуточные шаги. Другими словами, мы осознали, что у нас есть некоторая ценность, с помощью которой можно сделать мобильный браузер следующего поколения. Например, в настольной версии – а затем и в мобильной — мы реализовали возможность писать названия сайтов на русском языке и попадать сразу на них, а не в результаты поиска. Подбор сайта происходит автоматически, ведь поиск «Яндекса» знает, что по такому-то запросу 99% пользователей кликают в поисковой выдаче на такой-то сайт. Если люди прочно ассоциируют это слово с данным сайтом, то мы можем открыть его по привычному для них запросу. Вот такая технология. Её, конечно, можно реализовать и вручную, но для того, чтобы она работала в рамках всего интернета, нужно быть поисковиком и обладать этими знаниями. Другой пример — технология обнаружения вирусов на сайте, которая тоже восходит к поиску. Она работает как в десктопной, так и в мобильной версии браузера, ведь существуют вирусы и для Android. Кроме того, «Яндекс» недавно разработал технологию определения сайтов, которые выманивают у пользователей деньги с помощью SMS.

Раньше «Яндекс» вместе с Opera Software выпускал мобильный браузер Opera и Opera Mini со своими сервисами, вы планируете дальше поддерживать эти программы? 

Эти приложения есть в магазинах для Android и iOS. Мы их называем «Opera со вкусом Яндекса». Это на самом деле браузер Opera, он практически не модифицирован, но там лучше организован доступ к сервисам «Яндекса». Для любителей Opera мы сохраним эти мобильные браузеры, из магазинов приложений они не исчезнут.

Вы будете поддерживать этот браузер?

Мобильные браузеры Opera с нашими сервисами мы сами не поддерживаем. Это продукт Opera, и в рамках этого партнёрства мы можем вносить совсем небольшие изменения в сами программы.

У вас есть договорённость с Opera на определённый срок?

Это коммерческое партнёрство, и я не могу разглашать условия. Но в целом, мы не собираемся его прекращать.

Для технологии Turbo вы используете сервера Opera или собственные?

Мы используем сервера «Яндекса», потому что они ближе, чем сервера Opera, которые находятся в Европе.

Кроме Turbo, какие ещё технологии «Яндекс» взял у Opera для своего мобильного браузера?

Из того, что можно рассказать наружу, могу упомянуть только Turbo. У нас есть много совместных проектов в рамках создания браузера, но они больше технологические.

Что стало причиной того, что «Яндекс.Браузер» появился на смартфонах Android и на iPad, но Android-планшеты и iPhone остались ждать в очереди?

Когда мы принимали решение о том, с каких платформ начинать, сошлось много факторов. Нам очень хотелось выпустить браузер на планшете, потому что мы видим, что модель использования таких устройств больше похожа на работу с ноутбуками. В частности, это проявляется в том, что люди чаще меняют браузер на планшетах на альтернативный. Всё-таки в мобильном телефоне не все пользователи понимают, чем один браузер отличается от другого, так как экраны маленькие и функции не так видны. Это первая причина, почему точно должен был быть планшет. При этом мы хотели выпустить сразу и планшетную, и телефонную версию. Дальше мы проанализировали, для каких телефонов можно сделать браузер, и если честно, iPhone у нас оказался на последнем месте, потому что пользователи этого смартфона практически не меняют браузер, установленный по умолчанию. Это второй фактор. И третий — у нас была некоторая технологическая готовность, наработки для Android… так сложилось, что у нас была хорошая версия поиска «Яндекса» для Android, из которой и родилось приложение «Яндекс.Браузер». Наконец, у нас был эксперимент с поисковым приложением для iPad, где было много браузерных наработок, в частности, интерфейсных – фактически, это были готовые модули. В общем, одновременно несколько вещей привели нас к решению начать с мобильных браузеров для iPad и смартфонов на Android.

Планирует ли «Яндекс» договориться с кем-нибудь из производителей смартфонов или, может, уже договорился, чтобы Яндекс.Браузер стоял на их устройствах из коробки?

Да, мы ведём много переговоров, у нас есть контакты со всеми производителями, но деталей, к сожалению, я не могу раскрыть.

Почему в этой версии мобильного «Яндекс.Браузера» не получилось сделать синхронизацию?

С одной стороны считается, что синхронизация — это необходимый минимум. С другой — у нас есть результаты множества маркетинговых исследований в фокус-группах, которые подтверждают, что люди не пользуются синхронизацией, более того, они боятся её. Поэтому синхронизацию нужно делать очень аккуратно. Чтобы Яндекс.Браузер пораньше попал к пользователям, мы решили отложить внедрение синхронизации как не самой обязательной вещи. Но она появится в ближайшей версии браузера и будет обладать некоторыми уникальными возможностями.

Если пользователи боятся синхронизации, вы планируете сделать её неполной?

Мы планируем синхронизировать то, что пользователю понятно и нужно, плюс будут разные специальные возможности, использующие связь телефона с компьютером.

Если сценарии использования планшета ближе к работе с компьютером, синхронизация будет работать одинаково на планшетах и смартфонах?

Эти моменты будут учтены, и в разных ситуациях будут синхронизироваться разные вещи. Например, закладки могут быть общими для планшета и ноутбука, но для смартфона и ноутбука иметь общие закладки немного неудобно – ведь на смартфоне, как правило, пользуются несколько другими сайтами, чем на ПК и планшете. Впрочем, доступ к закладкам компьютера с телефона будет.

В стратегической перспективе для вас интересней Android или всё-таки iOS? 

Сами по себе – ни та, ни другая. Эти платформы интересны пропорционально тому, насколько много людей их использует.

То есть, вы сейчас не видите преимуществ от большого количества Android-смартфонов на руках у пользователей?

Android на смартфонах и планшетах, а также iPhone и iPad являются для нас самыми приоритетными направлениями. При этом, если у первого, скажем, 35% рынка, а у второго — 40%, это вовсе не повод делать одну платформу приоритетнее другой. Это вещи одного порядка, одной величины. Для нас это две платформы, для которых мы обязаны делать приложения.

Когда мы увидим «Яндекс.Браузер» для платформы Windows Phone и Windows в планшетном интерфейсе?

В этом году мы точно не планируем выпускать Яндекс.Браузер для Windows Phone. В конце года подумаем об этом еще раз. Аналогичная ситуация с планшетами на Windows. Пока мы, скорее, присматриваемся к ним, ведь аудитория там ещё не очень большая, а разработка достаточно дорога.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: