Обзоры Обзоры 16.12.2008 в 06:50 comment

Мир 3-D изображений на ПК

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Производительность персональных компьютеров с каждым годом существенно увеличивается, что позволяет разработчикам создавать игры со все более совершенной графикой. И хотя качественные изменения происходят не так быстро, как хотелось бы, рано или поздно мы увидим на дисплее по-настоящему фотореалистичную картинку. Однако именно с приставкой «фото», ведь действительно реалистичная имеет одно существенное отличие – она трехмерна. На экране же монитора любое 3D-изображение становится плоским, и потому не воспринимается как настоящее.

Мир 3-D изображений на ПК

Происходит это потому, что реальный объект человек рассматривает двумя глазами, расположенные пусть на небольшом, но все же расстоянии. Правый и левый видят объекты в чуть отличающихся ракурсах и формируют две картинки, которые мозг совмещает в одну. Благодаря этому мы и воспринимаем мир объемным, а также можем судить об относительных габаритах и расстоянии до объектов. Картинка на экране обычного монитора не позволяет воссоздать идентичные условия, отчего мы видим ее плоской.

Как же получить объемное изображение, сидя за домашним ПК? Достаточно простая идея обмана человеческого мозга заключается, во-первых, в создании двух чуть отличающихся картинок, которые будут смещены на несколько сантиметров по горизонтальной оси одна относительно другой. Во-вторых, показывать их нужно так, чтобы каждый глаз видел только предназначенное для него изображение. С последним как раз труднее, и хотя решений существует довольно много, все они имеют определенные недочеты и особенности. Общий недостаток у большинства подходов к реализации стереокартинки – необходимость использовать специальное оборудование. Известные компании уже начали уделять внимание выпуску 3D-мониторов, что сделало объемное изображение на ПК доступнее, однако покупка их – в определенной мере рискованная затея. Дело в том, что у многих пользователей погружение «с головой» в виртуальную реальность вызывает некоторый дискомфорт, ожидания других просто не оправдываются, а кое-кому и вовсе не нравится подобный эффект. Но есть вполне доступный способ, с помощью которого практически любой может опробовать эту технологию и определиться со своим отношением к ней. Основывается метод, называемый анаглифом, на использовании очков с красно-синими светофильтрами, обзавестись которыми (если у вас их еще нет) куда проще, чем потратить кругленькую сумму на покупку 3D-монитора. В таких очках один глаз не видит красного цвета, а другой – синего. Поэтому на сдвинутые по горизонтали изображения накладываются красный и синий фильтры, и в результате каждый глаз воспринимает лишь предназначенную для него картинку, что и позволяет добиться эффекта трехмерности. Естественным негативным последствием применения двухцветных линз является искажение цветовой гаммы, в результате снижается комфорт при просмотре и несколько ухудшается восприятие глубины стереоизображения по сравнению с другими методами. Для анаглифа желательно еще и отсутствие больших красных предметов в кадре, так как данный цвет воспринимается хуже всех. А после продолжительного сеанса игры на время снижается цветовая чувствительность. Как видим, недостатки есть, но это самый простой метод, доступный каждому (хоть и не самый эффективный).

Мир 3-D изображений на ПК

Тем, кто решил испробовать стереоэффект, кроме очков понадобится специальное программное обеспечение, которое и будет формировать картинку. Разработкой специального драйвера продолжительное время занимается компания NVIDIA. Для его функционирования нужен видеоадаптер GeForce не ниже 6 серии и 32-битовая версия Windows Vista. Такие ограничения оставляют не у дел большое количество пользователей. Но для них хорошей альтернативой может послужить драйвер компании iZ3D. Хотя он предназначен для 3D-мониторов производства iZ3D, в качестве бонуса реализована поддержка режима Anaglyph, который нас в данный момент и интересует. В отличие от драйвера NVIDIA у iZ3D нет возможности подстройки цветовых фильтров и поддержки DirectX 10, но зато он без проблем работает с видеокартами ATI/AMD и в ОС Windows XP/Vista. К сожалению, оба продукта не поддерживают OpenGL.

После проверки способности видеть трехмерную картинку и настройки глубины стереоэффекта (ей нужно уделить особое внимание – при слишком большой будет трудно сфокусировать взгляд и возможна головная боль, а при маленьких значениях картинка покажется плоской) можно приступать к знакомству со стереоскопическими игровыми мирами. Не забудем, что важен еще и выбор «правильной» игры, так как действительно хороший стереоэффект, к сожалению, обеспечивается далеко не в каждой из них. Тем, кто будет использовать драйвер NVIDIA, поможет утилита настройки 3D Stereo Control Panel. В ее списке из более чем 350 игр нетрудно выбрать интересующую и посмотреть на рейтинг совместимости с 3D в баллах от 1 («отлично») до 5 («плохо»), а также ознакомиться с заметками и рекомендациями для получения наилучшего стереовидеоэффекта. Для драйвера iZ3D список проверенных разработчиками и пользователями приложений опубликован на странице https://iz3d.com/ t-supsupportedgames.aspx.

Как показали наши тесты, для комфортной игры в 3D нужна весьма мощная система. Дело в том, что для создания стереоэффекта за один промежуток времени приходится обсчитывать два кадра – каждый со своим смещением. Следовательно и производительность теоретически должна падать в два раза. На практике уменьшение быстродействия может быть как меньшим, так и заметно большим. Это зависит от многих факторов, основным из которых является игра. Выявить предпочтительный в плане быстродействия стереодрайвер тоже непросто. К примеру, в Call of Duty 4 более высокую производительность обеспечивает ПО от NVIDIA, а в F.E.A.R. заметно лучше выглядит детище iZ3D. Отметим, что пользователи связки GeForce+Vista будут находиться в выигрышном положении, ведь они смогут выбрать для конкретной игры оптимальный вариант. Установленные на ПК драйверы от iZ3D и NVIDIA вполне работоспособны и не конфликтуют, естественно, если не включать стереорежим одновременно на обоих. Тем же, кто не хочет понижать настройки качества для обеспечения комфортного количества кадров в секунду, посоветуем обратиться к старым хитам. К примеру, очень хорош будет FarCry. Стереорежим в нем один из лучших, особенно впечатляют буквально выступающие из монитора кусты во время прохождения сквозь них в игре.

Удачных исследований виртуальной реальности!

Конфигурация тестового стенда
Видеокарта ASUS EN9800GTX TOP/HTDP/512M/A
ZOTAC GeForce GTX 280 AMP!
Материнская плата ASUS Maximus II Formula
Процессор Intel Core 2 Extreme QX9650
Оперативная память 2×1 ГБ Aeneon Xtune DDR2-1066
Жесткий диск Samsung HD753LJ
Блок питания be quiet! Dark Power PRO BQT P6PRO-1000W
ОС и драйверы Microsoft Windows Vista Ultimate SP1; NVIDIA ForceWare 177.79, iZ3D Driver 1.08, GeForce 3D Stereo Driver 174.76
Монитор Samsung SyncMaster 305T
Продукты предоставлены
Aeneon TNG
ASUS MDM; MTI
be quiet! Revoltec
Intel Представительство Intel в Украине
ZOTAC Elko Kiev
Samsung Представительство Samsung в Украине

Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: