Обзоры
Можно ли заработать на блогах?

Можно ли заработать на блогах?


К сожалению, кризис больно ударил по многим. Кто-то лишился работы, кому-то понизили или задерживают зарплату. И конечно, народ активно ищет способы заработка. Начитавшись записей знаменитых блогеров о том, как c помощью своих ресурсов они повышают благосостояние, человек может подумать: «А чем я хуже?» – и попытать счастья на сем поприще. Но такой путь отнюдь не усыпан розами, шипов на нем гораздо больше. В этом материале мы попытались обобщить те сведения, которые обнаружили по данной теме в Рунете, а кроме того, предоставили слово людям, имеющим практический опыт в этом деле.

Очень часто в статьях о монетизации упоминается Стив Павлина и его блог. О начале своей активной интернет-деятельности сам автор вспоминает так: «StevePavlina.com был запущен 1 октября 2004 г. К апрелю 2005-го он стал приносить примерно $4,12 в день, а к октябрю 2006-го эта цифра увеличилась до тысячи долларов». Когда-то Стив занимался разработкой компьютерных игр, однако всемирную известность приобрел именно как один из самых успешных блогеров и автор статей и книг по саморазвитию. В данном случае мы сталкиваемся с тем, что его основной доход от Интернета основан на контенте, сгенерированном в его личном блоге. Но не всем же быть Стивами Павлинами, и для того чтобы заработать даже незначительные деньги, придется очень сильно потрудиться и многому научиться.

Да, научиться, ведь автор, рассчитывающий на заработки от своего сайта, должен знать массу вещей и уметь ими пользоваться. Обратимся к советам того же Павлины. Вот список основных аспектов, в которых каждый блогер просто обязан разбираться:

  • ПО для ведения блогов и его выбор;
  • основы HTML/CSS;
  • комментирование в блогах (включая спам-комменты);
  • RSS/синдикация контента;
  • агрегирование RSS-фидов;
  • поисковые машины;
  • поисковая оптимизация (SEO);
  • page rank;
  • социальные закладки;
  • тегинг;
  • контекстная реклама;
  • партнерские программы;
  • статистика посещений;
  • электронная почта.

Если термины из этого перечня кажутся вам «китайской грамотой», значит, вы еще не готовы к профессиональному блогингу и следует заняться самообразованием. И еще хорошенько подумайте над тем, сможет ли контент, который вы предполагаете представлять в своем блоге, заинтересовать широкие массы обитателей Интернета и готовы ли вы денно и нощно следить за наполнением своего ресурса и, кроме того, выполнять еще массу рутинных операций, без которых не обойтись.

Глоссарий

ТИЦ

Тематический индекс цитирования – технология поисковой машины «Яндекс», заключающаяся в определении авторитетности интернет-ресурсов с учетом качественной характеристики ссылок на них с других сайтов.

Page Rank

Технология, используемая компанией Google для определения авторитетности сайта.Разработана в Стэнфордском университете. Page Rank интерпретирует связи между страницами сайтов, на основе чего им присваивается определенный рейтинг – от 0 до 10.

SEO

Search Engine Optimization – поисковая оптимизация. Процесс корректировки HTML-кода, текстового наполнения (контента), структуры сайта, контроль внешних факторов для соответствия требованиям алгоритма поисковых систем с целью поднятия позиции сайта в результатах поиска в поисковых системах по определенным запросам пользователей. Чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей перейдет на него с поисковых систем.

Первоочередные задачи

Допустим, вас не страшат трудности, пробелы в образовании вы готовы заполнить и веб-мастерскую квалификацию повысить и решение о превращении блога в источник дохода принято. Что же делать дальше? Без каких действий старт успешного блога невозможен? Вероятно, кое-какие советы, которые последуют дальше, покажутся вам очевидными и само собой разумеющимися, тем не менее не обратить на них внимания мы просто не имеем права.

Об одном из наиболее важных моментов я только что упомянул – выберите тематику, которая способна привлечь максимальное число посетителей. Не стоит «универсализироваться» и писать понемногу обо всем, гораздо ценнее, когда пользователь знает, чего ждать от ресурса, а потому с удовольствием приходит еще и еще раз. И, безусловно, вы обязаны быть докой в тех вопросах, которые поднимаются в постах блога, а еще не забывайте, что это должно быть интересно и лично вам.

Следующий аспект, который нельзя сбрасывать со счетов, – это хостинг и домен. Практика показывает, что ресурсы в доменах второго уровня (типа myblog.com), или так называемые standalone-блоги, котируются куда выше, чем в третьем (ya.livejournal.com, me.blogspot.com и т. п.). Это значит, что есть смысл зарегистрировать достойное доменное имя, которое бы хорошо запоминалось и было по возможности «говорящим», т. е. до некоторой степени раскрывающим тематику блога. Учтите, что данная процедура не бесплатна, поэтому будьте готовы к инвестициям даже на первоначальной стадии запуска проекта. И в принципе следует помнить старую истину: чтобы что-то получить, сперва нужно что-то вложить.

Следующий шаг связан с выбором программного обеспечения для ведения блога. Этот вопрос подробно обсуждался в статье Максима Капинуса «Мотор для блога», опубликованной в ДПК, № 7, 2008 г. Посему отсылаем читателей к названному материалу, где идет речь о WordPress, Drupal, TextPattern и других видах ПО, способного обслуживать блог.

Ну что ж, с темой определились, хостинг нашли, домен есть и движок работает. К каким же конкретным способам монетизации блога может сегодня прибегать его хозяин?

Советы специалистов

Зарабатывать деньги на блогах можно, если подходить к их ведению как к издательскому бизнесу. Бизнес – это в первую очередь создание продукта, материального или нематериального, имеющего ценность для тех, кто готов за него заплатить. Поэтому финансовые пирамиды «манимейкеров» или сети спам-блогов, паразитирующие на ошибках поисковиков, не являются бизнесом, даже если генерируют денежный поток в краткосрочной перспективе. В результате такой деятельности не происходит создания чего-либо необходимого потребителям, и заканчивается она, когда основатели пирамиды фиксируют прибыль, прекращая выплаты «партнерам», или когда поисковики закрывают дырки в своих алгоритмах.

При ведении блога ради денег заработок пары сотен долларов в месяц обходится автору слишком дорого – нужно изучить CMS, на которой функционирует блог, создавать контент, продвигать блог и пр. Для большинства блогов инвестированное время не окупится. Игра в полсилы стоит свеч, если вы собираетесь связать свою профессию с Интернетом – тогда это можно расценить как обучение и приобретение опыта. Но если вы пишете блог в свое удовольствие, то лучше не морочьте себе голову дополнительным заработком.

Чтобы получать прибыль, нужно относиться к блогу как к долгосрочному занятию, требующему много времени и усилий. Стоит браться за дело, если вы готовы усердно трудиться над блогом в течение года в свободное от основной работы время и уверены, что и в дальнейшем не забросите его.

Для создания прибыльного блога необходимо, во-первых, уметь хорошо писать и подавать информацию. Во-вторых, быть специалистом по выбранной теме, обладать обширным кругозором, чтобы взглянуть на освещаемые вопросы с разных точек зрения, и иметь смелость высказать мнение, идущее вразрез с общепринятым. И конечно же, при этом тематика блога должна вызывать интерес у достаточно широкой аудитории. В-третьих, эффективно работать с системами размещения рекламы (контекст, обмен ссылками и т. д.), а в дальнейшем с рекламодателями и агентствами. Финансового успеха блог добьется, если читатели получат ценную и полезную информацию, а рекламодатели привлекут свою целевую аудиторию.

Максон Пуговский,
блогер с 6-летним стажем, директор по развитию
бизнеса медиахолдинга «Агора Украина»

Контекстная реклама

В ее основе лежит принцип соответствия рекламного материала контексту (т. е. содержанию) той страницы, на которой он размещен. Содержание рекламы зависит от тематики блога и текста, расположенного на странице, где она находится. Например, если ваш блог посвящен музыке, то с большой степенью вероятности в нем будут фигурировать объявления, связанные с продажей AudioCD или предстоящими концертами. Оплачиваются в данном случае клики по объявлениям, а их (кликов) цена колеблется в довольно больших пределах и, естественно, зависит от системы, с которой работает блогер, а также от цифры, заложенной рекламодателем.

Отечественные блогеры обычно пользуются следующими сервисами контекстной рекламы.

Яндекс.Директ

В соответствии с правилами участия в данной системе ежедневная аудитория сайта должна превышать 300 посетителей. Есть ограничения и по размещению. «Яндекс.Директ» требует, чтобы ресурс обитал либо на платном хостинге, либо на бесплатном narod.ru (с этим все ясно, ведь narod.ru – это тоже яндексовская площадка). Выплата вознаграждения производится только на банковский счет партнера или на «Яндекс.Кошелек».

Begun

Begun считается одним из самых доступных способов размещения рекламы для владельцев сайтов, ориентирующихся на Рунет. (Для сравнения: здесь порог входа – 2 посетителя в день для сайтов на платном хостинге, а в «Яндекс.Директ» требуется по меньшей мере триста посетителей.) Оплата производится за показы баннеров или переходы с объявлений и варьируется в пределах от $2 до 50 с тысячи уникальных посетителей. Единственный способ получения денег, заработанных на «Бегуне», для украинского веб-мастера – это использование WebMoney.

Google AdSense

Google AdSense платит за каждый клик по его объявлениям, размещенным на сайтах, но рекламодатели могут назначать и свою стоимость на основе цены за 1000 показов. Google AdSense перечисляет деньги участникам программы раз в месяц при накоплении суммы $100. В зависимости от страны доступны разные методы оплаты: чеком, посредством системы электронных платежей (EFT) напрямую на банковский счет, Western Union Quick Cash и через систему «Рапида» (rapida.ru). Однако знающие люди утверждают, что AdSense будет более выгодным, если сайт, где размещены его объявления, ориентирован на зарубежных пользователей.

Продажа ссылок

Данный вид заработка достаточно прост. А доход не зависит напрямую от количества посетителей. Занимаются этим делом так называемые биржи ссылок. Чем больше страниц содержит блог и чем выше его характеристики, такие как ТИЦ и Page Rank, тем крупнее будут суммы, заработанные его хозяином.

Ниже приведем небольшой перечень наиболее известных в Рунете сервисов, организующих своеобразную куплю-продажу ссылок.

Платные публикации

Понятно, что цена, которую заказчики готовы заплатить за обзор или другой материал подобного рода, будет зависеть от того, насколько авторитетен и раскручен блог. Покажем, как работает такой вариант, на примере Blogun.ru. С одной стороны, к сервису обращаются рекламодатели, кровно заинтересованные в том, чтобы об их товаре или услуге узнало как можно больше народу. Такие предложения накапливаются в базе, а уж блогеры отбирают среди них заслуживающие, с их точки зрения, внимания. Далее готовится обзор (рецензия или нечто другое, так сказать, креативное), публикуется на страницах блога, и автор получает причитающееся вознаграждение. Сумма заработка зависит от многих факторов и в первую очередь от популярности блога. Рекламодатель указывает базовую цену за пост. Далее она умножается на коэффициент, отображающий посещаемость блога. Понятно, что за услуги Blogun берет определенную комиссию и себе. Кстати, упомянутый в предыдущем фрагменте Хap также занимается «раздачей» платных публикаций.

Существуют еще и такие способы монетизации блогов, как прямая продажа рекламы, участие в партнерских программах и, наконец, привлечение спонсорской помощи (можно сказать, пожертвования).

Заключение

Казалось бы, существует столько способов пополнить свой кошелек, однако не забывайте о том, что даже опытные блогеры, овладевшие всеми премудростями, включая SEO, зарабатывают не так много, как вы себе это представляете, хотя сил и трудов у них уходит немало.

Безусловно, все, о чем вы сейчас прочитали, никоим образом не будет гарантировать вам «обогащения», тем более достаточно быстрого. Мы просто попытались наметить те направления, которые можно принять в качестве отправных точек для серьезных занятий профессиональным блогингом.

Советы специалистов

Отвечая на этот вопрос, прежде всего нужно добавить такое немаловажное уточнение, как «в Украине». Ведь в той же Америке есть блоги, которые приносят владельцам десятки, а поговаривают, и сотни тысяч долларов в месяц. О подобных примерах в нашей стране я не знаю, а если и обнаружу – особо не поверю. По крайней мере пока: объемы рынка не те, потенциальная аудитория меньше, реальная готовность рекламодателей на довольно низком уровне.

Но как бы ни было хорошо «там» (причем лишь на первый взгляд), живем мы в Украине и в данной конкретной ситуации говорим про проекты, ориентированные на Уанет либо Рунет. Последнее в основном пока означает бóльшую перспективу – потенциальных читателей больше, есть чье внимание продавать рекламодателям, с другой же стороны – в украинском сегменте игроков пока меньше, а потому шире пространство для маневров.

И там и там получать доход с блогов очень даже реально, главное, понимать, что как только мы ставим перед собой цель – заработок, – мы перестаем заниматься ведением уютного интернет-дневничка в удобное для нас время с непонятно какой регулярностью. Если цель – получение дохода, то блог превращается в традиционный бизнес, со своими правилами, планированием, экспериментами, играми и т. д.

По моему мнению, именно это осознание куда важнее споров по выбору системы контекстной рекламы либо установки на сайт кода систем по продаже ссылок.

Сколько можно заработать на блоге? Очень популярный вопрос, остающийся без ответа лишь в силу абсурдности своей формулировки. Вы знаете, сколько можно получить, содержа киоск с сигаретами, станцию технического обслуживания автомобилей, парикмахерскую, интернет-магазин либо торгуя одеждой?

Удивительно, но переводя вопрос в более традиционное русло с классическими примерами, этот самый абсурд сразу становится понятен – даже школьник знает, что все зависит от месторасположения, специализации, знакомств и т. п. В блогах все точно так же.

Можно писать с утра до вечера и ничего с этого не получать или, грамотно подойдя к вопросу, реально зарабатывать на уровне средней зарплаты в Киеве, а если придумать что-то чрезвычайно популярное, открыть новую нишу, завлечь рекламодателя – то чем ограничен доход? Конечно, пока это лишь теоретические рассуждения и реальных примеров огромных заработков на блогах в русскоязычном сегменте нет, но ведь когда открывался тот же интернет-магазин Amazon, мало кто догадывался, что обороты такого бизнеса могут исчисляться миллиардами долларов.

Забавно, но, начиная узнавать про заработок на блогах, большинство людей почему-то не думают о том, могут ли они создать продукт, который действительно заинтересует покупателей. Они сосредотачиваются на инструментарии, якобы позволяющем зарабатывать. Люди видят в Интернете лишь отсканированные чеки на десятки тысяч долларов, в упор не замечая, что за этим стоит.

Некоторые думают, что их «баянистые» заметки внезапно увлекут десятки тысяч людей, что на их публикацию будет тратиться час в день, с берега океана, а, вставив лишь код какой-то чудодейственной системы рекламы, авторы обогатятся так, что и их внукам достанется. Другие, наоборот, уверены, что в блогах делать нечего, тема бесперспективная.

Убеждать кого-либо – дело неблагодарное. Тем, кому действительно интересно, – совет. Создайте прежде всего достойный продукт, проведите исследование, проанализируйте обстановку. Если найдете ниши, где есть свободное место, либо, еще лучше, сами сформируете такую нишу – деньги придут. Если говорить конкретнее, то рассчитывайте на прямую продажу рекламы компаниям. Это может быть спонсорство блога, продажа баннеров, публикация маркетинговых материалов и все то интересное, что вы сами придумаете для потенциального рекламодателя.

Системы контекстной рекламы хороши, но в русскоязычном сегменте лично я пока не видел. как блогеры на них зарабатывают серьезные деньги. Биржи продажи ссылок приносят зачастую поболее, но вряд ли это особо перспективно с точки зрения ресурсов – не сегодня, так завтра поисковые компании могут прикрыть подобный «бизнес». Массовые баннерные сети я бы вообще запретил в блогах как явление, оставив их уделом файлопомоек.

Помните, главное – экспериментировать, пробовать то одно то другое, не перегружать сайт рекламой и понимать простую вещь: конкретный рецепт заработка больших денег вы не найдете ни в этой, ни в какой-либо иной статье.

Артур Оруджалиев,
блогер с 5-летним стажем,
главный редактор интернет-проекта ITC.ua


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: