Обзоры
NVIDIA GeForce 9600 GT: серьезная заявка на победу

NVIDIA GeForce 9600 GT: серьезная заявка на победу


Долгое время корпорация NVIDIA развивала свои продукты по экстенсивному пути, не внося в них существенных изменений. Теперь пришло время подняться на новую ступень.

NVIDIA GeForce 9600 GT: серьезная заявка на победу

6 ноября 2006 года на рынке графических акселераторов произошла революция: компания NVIDIA представила общественности первую унифицированную архитектуру графических процессоров – G80. С тех пор прошло больше года, главный конкурент NVIDIA – ATI Technologies – предложила свой продукт нового поколения Radeon HD2000, однако мы так и не стали свидетелями значительного развития архитектуры, разработанной в калифорнийской Санта-Кларе. Фактически мы наблюдали лишь постепенное наращивание производительности уже существующего решения и формирование производных от топового продуктов. Хронология развития «игровой» линейки GeForce 8000 выглядела следующим образом: вначале появились GeForce 8800 GTX, затем у GPU отключили 25% функциональных блоков и получили GeForce 8800 GTS, после этого ядро G80 (GeForce 8800 GTX) «поделили» на 4 части и получили G84 (GeForce 8600 GT/GTS), и в конце концов GPU немного разогнали и получили GeForce 8800 Ultra. В таком виде продуктовая линейка просуществовала до начала декабря и фактически исчерпала свои возможности, поэтому NVIDIA пришлось нарастить ее потенциал путем перевода ядра G80 на 65-нанометровый техпроцесс. «Новое» ядро G92 (на самом деле просто обновленное G80) работает на более высоких частотах, позволяя NVIDIA двигаться в ногу с конкурентом, который успел предложить новую, измененную и улучшенную архитектуру Radeon HD3800. Однако никаких значительных качественных изменений в продуктах NVIDIA до сегодняшнего дня не происходило.

Сегодня корпорация NVIDIA наконец представила значительное обновление своей архитектуры – ядро G94 и видеокарту GeForce 9600 GT на его основе. Как будет видно далее, простым наращиванием частоты дело не обошлось, новинка заметно отличается от предыдущего поколения GeForce. Однако вначале немного данных о GPU.

Название видеокарты, GPUGeForce 9600GT, G94-300
Техпроцесс, производитель65 nm, TSMC Ltd.
Количество транзисторов505 млн
Частота GPU (TMUи ROP)650 МГц
Частота шейдерного домена1625 МГц
Количество потоковых процессоров64
Частота памяти900 МГц (1800 МГц DDR)
Шина памяти256 бит
Пропускная способность памяти57,6 ГБ/сек
Объем, тип памяти512 МБ GDDR3
Количество ROP16
Скорость фильтрации текстур (билинейно отфильтрованных текселей за такт)32
Скорость заполнения текстур (млрд текселей за такт)20,8 GT/сек
Потребляемая мощность95

В продуктовую линейку производителя новинка позиционируется как заполнение пустой ниши между откровенно медленной GeForce 8600 GTS и быстрой, но дорогой и дефицитной GeForce 8800 GT. До сегодняшнего дня в промежутке между этими видеокартами у NVIDIA не было ничего, в то время как ATI могла похвастаться сразу двумя видеокартами в этом ценовом диапазоне – Radeon HD 3850 и 3870. Что интересно, буквально пару недель назад на рынке появилась видеокарта GeForce 8800 GS, конкурирующие с Radeon HD 3870, однако её в официальной линейке продукции NVIDIA уже нет. Актуальный ассортимент видеокарт корпорации в направлении «сверху вниз» на сегодня выглядит следующим образом:

Сегмент рынкаМодель видеокарты
High EndGeForce 8800 Ultra    
GeForce 8800 GTX   
EnthusiastGeForce 8800 GTS 512 MB  
GeForce 8800 GT   
PerformanceGeForce 9600 GT  
GeForce 8600 GTS 
GeForce 8600 GT   
Entry LevelGeForce 8500 GT   
GeForce 8400 GS   
GeForce 7300 GS.

Однако вернемся от маркетинговой к технической части. Итак, как уже обсуждалось более года назад, теперь видеокарты состоят не из т.н. конвейеров, представляющих собой связку «вершинные процессоры+пиксельные процессоры+текстурный блок+блок растеризации», а из трех взаимосвязанных, но все же разделенных частей.

NVIDIA GeForce 9600 GT: серьезная заявка на победу

Вначале данные обрабатываются массивом из программируемых универсальных процессоров, способных работать как с вершинами, так и с пикселями, затем они попадают в блоки текстурной адресации и фильтрации, и наконец – в блоки растеризации. «Пламенный мотор» унифицированных архитектур – как раз первый этап, потоковые процессоры. С момента выхода в свет ядра G80 их конструкция не претерпевала практически никаких изменений, кроме частотных, лишь в G92 они были переведены на новый техпроцесс. А вот в G94 NVIDIA наконец внедрила обновленную версию SP, которая намного эффективнее работает с вершинами, пикселями и шейдерами. Как мы увидим в процессе тестирования, ускорение на самом деле очень значительно. Кроме того, переход на новый техпроцесс позволяет NVIDIA установить тактовую частоту шейдерного домена видеокарты среднего класса на уровне 1625 МГц, что на 20% выше, чем у видеокарты верхнего уровня GeForce 8800GTX. Естественно, у новых топовых моделей, которые будут представлены позднее, частоты будут еще выше. Несмотря на повышенную частоту, температурный режим у G94 намного «приятней», чем у G92, произведенного по тому же 65-нм техпроцессу, что говорит о лучшей оптимизации ядра.

По сравнению с ядром G80 новый GPU NVIDIA G94 имеет еще одно важное улучшение: несмотря на то, что количество блоков адресации и фильтрации текстур осталось неизменным, их производительность увеличена вдвое. Таким образом, за такт ядро адресует и проводит билинейную фильтрацию 32 текселей, вместо 16 у предыдущей версии процессора. На практике это будет означать, что при использовании анизотропной фильтрации и текстур высокого разрешения производительность не будет падать так сильно, как это было в случае с GeForce 8600 GTS. Кроме того, внедрен новый алгоритм сжатия данных в блоках растеризации ROP, что позволит снизить падение производительности на высоких разрешениях и с использованием HDR.

NVIDIA GeForce 9600 GT: серьезная заявка на победу
NVIDIA GeForce 9600 GT: серьезная заявка на победу
NVIDIA GeForce 9600 GT: серьезная заявка на победу

Также обновлению подвергся и аппаратный блок PureVideo HD, отвечающий за декодирование и пост-обработку видео высокого разрешения. Фактически он был обновлен и в G92, на основе которого построены GeForce 8800 GT и 8800 GTS 512 MB, однако функционировать эти нововведения будут только с новыми драйверами ForceWare 174, которые появились вместе с GeForce 9600 GT. Теперь видеокарта может динамически регулировать контрастность сцены в намного более широком диапазоне, а также корректировать тональность в синем, зеленом и телесном тонах. Кроме того, впервые поддерживается одновременное декодирование и обработка двух потоков видео высокого разрешения, что позволяет смотреть, например, фильм одновременно с видео-комментарием режиссера или концерт с двух ракурсов в режиме picture-in-picture. Наконец исправлена досадная ошибка в драйвере аппаратной акселерации видео, приводившая к выгрузке интерфейса Windows Vista Aero при проигрывании видео, сжатого кодеками h.264/MPEG-4 AVC и VC-1. Все эти нововведения позволили NVIDIA наконец догнать ATI по результатам HD HQV Test, оценивающего производительность и качество обработки видео высокого разрешения: G92 и G94 набирают в этом тесте 100 баллов из 100 возможных.

Новая видеокарта поддерживает шину PCI Express 2.0. Тот факт, что новая версия шины имеет увеличенную пропускную способность, вряд ли как-то повлияет на производительность современных видеокарт, т.к. они пока не приблизились к пределу предыдущей ревизии, однако одно достоинство все же есть. Шина PCI Express 2.0 способна обеспечить до 150 Вт энергии через слот x16, против 75 Вт у предыдущей версии стандарта. С учетом, что максимальное энергопотребление GeForce 9600GT заявлено на уровне 95 Вт, она может довольствоваться только питанием по шине, не нуждаясь во внешнем коннекторе. Однако, поскольку материнские платы с поддержкой PCI Express 2.0 появились на рынке лишь недавно и пока составляют лишь абсолютное меньшинство (чипсеты Intel X38/X48, AMD 770/790X/790FX и NVIDIA nForce 7), на видеокарте все же имеется шестиконтактный разъем дополнительного питания.

На этом закончим с теорией и перейдем к рассмотрению конечного продукта – Zotac AMP! GeForce 9600 GT.

NVIDIA GeForce 9600 GT: серьезная заявка на победу

NVIDIA GeForce 9600 GT: серьезная заявка на победу
NVIDIA GeForce 9600 GT: серьезная заявка на победу
NVIDIA GeForce 9600 GT: серьезная заявка на победу
NVIDIA GeForce 9600 GT: серьезная заявка на победу

Дизайн печатной платы и системы охлаждения данной видеокарты является полной копией референсного дизайна NVIDIA. Питание графического процессора обеспечивается по двухфазной схеме, что не очень подходит для серьезного разгона, впрочем, утилит, способных разогнать эту видеокарту, пока все равно нет. Кулер очень похож по конструкции на вторую ревизию системы охлаждения GeForce 8800 GT: турбинный вентилятор продувает воздух через алюминиевый радиатор, накрывающий ядро, чипы памяти и элементы цепей питания, и выводит его наружу корпуса ПК. Отметим, что видеокарта намного «холоднее» предшественников: даже стандартный кулер, не занимающий пространство соседнего слота на материнской плате, удерживал температуру на уровне 55 градусов под нагрузкой. Соответственно, поскольку скорость вращения турбины оставалась невысокой, уровень шума не идет ни в какое сравнение с референсным кулером GeForce 8800 GT (сравнений с этим сверхпопулярным продуктом, как ни крути, не избежать).

Тактовые частоты у побывавшей в нашей тестовой лаборатории видеокарты немного повышены по сравнению с референсными и составляют 700/1750/2000 МГц (ядро/SP/память) против 650/1625/1800 МГц у эталонных моделей. Впрочем, как и всегда у моделей с заводским разгоном, разница в частотах довольно невысока и принципиального влияния на результаты тестирования не окажет. Итак, посмотрим, что же новинка нам продемонстрирует во время экспресс-тестирования. В качестве объектов для сравнения мы выбрали GeForce 8800 GT 512 MB (ASUS EN8800GT TOP/G/HTDP/512M) и конкурирующие графические адаптеры от ATI – Radeon HD 3850 256 MB и HD 3870 от PowerColor.

Результаты тестов очень оптимистичны для новой видеокарты NVIDIA. При рекомендованной цене $165-189 GeForce 9600 GT всего на 5-8% медленнее, чем GeForce 8800 GT 512 MB, рекомендованная цена которого составляет $199-250. При этом уменьшенное вдвое количество потоковых процессоров очень хорошо компенсируется возросшей производительностью их новой версии, что мы отчетливо видим на диаграммах. Новинка единственный раз сильно отстала от «старшего брата» — в 1600×1200 в FarCry, видимо, в таком разрешении все же нагрузка на GPU не позволяет удовольствоваться половиной функциональных блоков. Одновременно с этим в более низких разрешениях в FarCry GeForce 9600 GT даже обходит соперника, скорее всего за счет более быстрой памяти на Zotac AMP! (2 ГГц против 1,8 ГГц на нашем экземпляре GeForce 8800 GT). Это значит, что более значительный, чем выполненный Zotac разгон позволит этому графическому акселератору выйти вперед, что, безусловно, сделает его намного более привлекательной покупкой. Этот факт мы еще проверим в будущих тестированиях видеокарт этого класса.

Отметим практически полный разгром видеокарт ATI: лишь в Quake 4 на первом месте оказался Radeon HD 3870, в трех остальных тестах GeForce 9600 GT обходит как своего прямого конкурента – Radeon HD 3850, так и более дорогую видеокарту от конкурентов NVIDIA.

Итоги

Выпуском GPU G94 и видеокарты GeForce 9600GT в частности корпорация NVIDIA начинает новый этап в развитии своей продукции, подымаясь на очередную ступеньку эволюционной лестницы. Новый продукт на данный момент фактически не имеет ни недостатков, ни конкурентов. Он тише и холоднее, чем ненамного более быстрый GeForce 8800 GT, и при этом значительно дешевле его (побывавшая у нас на тестировании модель стоит $230, но это завышенная в связи со стартом продаж цена). Также он по всем статьям обставляет оба конкурирующих решения от ATI Technologies. Фактически, для безоговорочного доминирования в среднем классе NVIDIA осталось сделать последнее усилие и обеспечить доступность этих видеокарт на рынке, чтоб нам не пришлось наблюдать новый виток охоты за быстрыми недорогими видеокартами, которую мы наблюдаем с декабря.

Как мы тестировали

Тестирование проводилось с помощью наиболее популярного синтетического тестового пакета Futuremark 3DMark06, а также трех популярных игровых продуктов: FarCry, Quake 4 и Crysis. Тестирование в FarCry 1.4 beta проводилось с помощью утилиты HardwareOC FarCry Benchmark с использованием демо-записи Ubisoft-Research, настройки графики Maximum, FSAA x8, AF x16. Тестирование в Crysis 1.1 и Quake 4 1.3 проводилось с помощью утилиты SmartFPS.com 1.7, никакие изменения в конфигурацию игровых движков по сравнению в установленными в утилите настройками не вносились.

Конфигурация тестового стенда
Материнская платаASUS P5K Deluxe/WiFi-AP
ПроцессорIntel Core 2 Quad [email protected],6 GHz 400×[email protected],525V
КулерZalman CNPS-9700LED
Оперативная памятьOCZ Platinum Series OCZ2P800R22GK (2×1 ГБ DDR2-800 в режиме DDR2-960, 4-4-4-15)
Жесткий дискSamsung HD501LJ (500 GB, SATA II, режим SATA-AHCI)
Блок питанияHiper HPU-4M580-PU
МониторSamsung SyncMaster 275T
ОС и драйверыОС Microsoft Windows XP Professional SP2, драйверы: ATI Catalyst 8.1, ForceWare 174.12, Intel INF Update 8.4.0.1016
Продукты предоставлены
ZotacELKO Kiev
ASUSMDM, «Евро-Плюс»
IntelASBIS
PowerColorCompass
SamsungПредставительство Samsung в Украине

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: