Обзоры
Обзор портативной консоли PlayStation Vita

Обзор портативной консоли PlayStation Vita

Еще не так давно возможность носить с собой весь день какое-либо карманное устройство, кроме аудио-плеера и мобильного телефона, казалась практически откровением. Тогда как сейчас, если загрузить все имеющиеся в арсенале гаджеты по карманам штанов класса cargo, перемещаться придется с регулярными перерывами на отдых – и это если вообще удастся «взлететь». Планшет, мобильный телефон, плеер, фотоаппарат, GPS-навигатор, электронная книга, а также множество прочих устройств, в разных пропорциях комбинирующих эти и другие функции, начинают бороться за место в нашей ежедневной экосистеме. И если во времена какого-нибудь Game Boy Advance вопрос относительно целесообразности существования подобной консоли мог прийти только в самую странную голову, сейчас таким устройствам приходится бороться буквально за каждого потенциального покупателя. Попробуем разобраться, какая участь грозит буквально на днях вышедшей на отечественные рынки новой мобильной игровой консоли от копании Sony – PlayStation Vita (или, если пытаться произносить как настоящие японцы, Пурэйсутэ:сён Ви:та). Ведь Vita, как известно, в переводе с латинского означает «жизнь». Однако хватит ли Sony звучного названия, обязательно покажет время.


Аппаратная часть

Первое, что бросается в глаза после включения консоли – отличный 5-дюймовый OLED экран с практически удвоившимся относительно Sony PSP разрешением (960×544). Емкостной сенсорный экран с не самым привычным для потребителя мобильных устройств соотношением сторон 16:9, хоть и немного не дотягивает до какого-нибудь Retina display, все равно исключительно хорош. Прекрасная цветопередача, четкая насыщенная картинка – порой его даже не хочется трогать лишний раз, чтобы не оставлять лишних отпечатков пальцев, как это бывает со смартфонами. Однако, как и в случае с большинством современных смартфонов, отпечатков на PS Vita вы оставите предостаточно, да и видно на блестящей поверхности их отлично.

Второе значительное новшество по достоинству оценят все владельцы предыдущих итераций PSP – наконец-то у консоли появилось два аналоговых джойстика. Что означает значительно большее удобство управления в большинстве игр, в особенности тех, где вам придется куда-то активно перемещаться или с кем-либо бороться. Да и разработчикам не придется теперь каждый раз изобретать новые модели велосипедов, достаточно будет воспользоваться готовыми наработками для «старшей сестры» – PS3. Правда, совсем уж полного воспроизведения функциональности классических уже аналоговых стиков не получилось – в данном случае «под нож» ушла возможность их нажатия, что не видится таким уж серьезным недостатком.

Сами новые стики достаточно миниатюрны на вид и кажутся даже несколько хрупкими, однако близкое знакомство с ними развеивает все опасения. Пользоваться ими одно удовольствие, в качестве недостатка можно отметить лишь то, что при столь небольших размерах покрытие могло быть еще более фактурным, ибо в пылу виртуальных боев пальцы порой все-таки соскальзывают. Миниатюризация, кстати, коснулась и большинства остальных элементов управления. И если шифты на верхних торцах консоли остались неизменных габаритов, то крестовина направлений и классические уже для Sony кнопки действий с квадратом, кругом, треугольником и крестом несколько уменьшились. К счастью, на общем удобстве управления все это практически не сказалось.

Еще один сюрприз ожидает нас, если консоль перевернуть тыльной стороной. Практически по всей задней плоскости расположилась дополнительная сенсорная панель с функцией multi-touch. Решение, на первый взгляд, не самое очевидное, однако в тех приложениях и играх, в которых разработчики ее используют, у нас как минимум появилась возможность меньше «залапывать» экран консоли. Да и возможность подобного несколько странного управления порой оказывается достаточно забавной.

Также на передней панели обнаруживаются еще три кнопки – достаточно привычные владельцам тех же PSP select и start под правым нижним стиком консоли и кнопка home, на которой теперь красуется логотип PS. Последняя, кстати, единственный элемент управления, которым вы будете постоянно пользоваться в системном меню PS Vita.

Рядом с упомянутыми кнопками обнаруживаются также по 6 отверстий с левой и правой стороны консоли, где расположены динамики. К звуку, кстати говоря, нет никаких претензий, тем более что на нижней грани консоли находится стандартный разъем для наушников.

Кроме того, по центру нижней грани консоли находится проприетарный разъем для подключения питания (блок зарядного устройства поставляется в комплекте), а чуть правее – разъем для подключения специальных карт памяти PlayStation Vita memory card (доступны в версиях 4, 8, 16 или 32 ГБ). Как это ни прискорбно, Sony опять не ищет простых путей и в очередной раз предлагает пользователям обзавестись исключительно дорогими и не годными больше ни на что уникальными картами памяти. На данный момент разница в стоимости с аналогичными по объему, например, MicroSD картами более чем трехкратная! Мало того, в первоначальную комплектацию консоли не входила карта хоть какого-нибудь объема, и это при том, что без нее устройство не позволяет использовать весь свой потенциал. С другой стороны, подобную «заботу» от Sony мы встречаем уже не в первый раз, так что остается лишь пожать плечами.

Если вы обзавелись 3G-версией, то на левой грани вашей PS Vita также обнаружите разъем для установки SIM-карты, однако к нам на тестирование попал вариант без подобной функциональности. На верхней грани, кроме уже упомянутых шифтов, расположены кнопки регулировки громкости, включения консоли, а также разъемы для картриджей с играми и будущих аксессуаров.

Про разъем для игр стоит поговорить отдельно. На смену несколько архаичному и так толком и не прижившемуся формату UMD-дисков приходит новый носитель для распространения и хранения игр: PlayStation Vita card. Невзирая на практически полную идентичность формфактора с картами памяти SD, используется также новый проприетарный формат карточек. Из дополнительных свойств хочется отметить разве что выделение 5-10% от 2-4 GB объема карт с играми для сохранений и будущих патчей.

Обе камеры, как передняя, так и задняя 0.3 Мп, настолько отвратительно архаичны (максимум, чего можно от них добиться, это кадров 640×480 точек), что годятся разве что для придания аватару в какой-либо игре отдаленного сходства с играющим и небогатым пока развлечениям с дополненной реальностью. Получить хороший снимок или снять какое-либо внятное видео у вас все равно не получится, так что постараемся поскорее о них забыть.

Что касается внутренней начинки консоли, все достаточно радужно. Там находится процессор архитектуры ARM Cortex-A9 (три ядра из четырех которого доступны приложениям и играм), а также четырехъядерный графический процессор PowerVR SGX543MP4+, 512 МБ оперативной памяти, а также полный набор средств коммуникации – IEEE 802.11 b/g/n Wi-Fi, Bluetooth 2.1 + EDR и опциональный 3G. Добавьте к этому электронный компас, трехосевые гироскоп и акселерометр (Sixaxis), а также GPS (в модели с 3G), и набор готов. Признаемся, возможностей PS Vita предоставляет более чем достаточно. А вот насколько будет раскрыт весь имеющийся потенциал в дальнейшем, зависит уже от разработчиков игр и приложений, а также политики Sony Computer Entertainment.

Наверное, самое «больное» место консоли – батарея. Наши эксперименты показали, что с включенным звуком, высокой яркостью экрана и достаточно прожорливой игрой консоль проживет от полного заряда немногим более трех часов. Выключив звук, Wi-Fi и снизив до минимума яркость экрана, этот показатель можно увеличить до четырех часов. И наконец, играя в наименее энергоемкие игры (к примеру, в ту часть проектов, которая является обратно совместимой с PSP), можно добраться до показателя в пять часов, однако не стоит все-таки рассчитывать, что покупатели новой консоли будут играть только в старые игры. Достаточно ли этого времени, чтобы называть консоль не только портативной, но и мобильной? Зависит от вашей личной модели ее использования, однако результаты действительно смущают.

И еще, обязательно обзаведитесь тряпочкой из микро-фибры и каким-нибудь чехлом с самого начала использования консоли, так как глянцевый пластик буквально притягивает как пыль, так и царапины.

Программное обеспечение


В отличие от предшествующей PSP и «старшей сестры» PS3, текущий системный интерфейс PS Vita скорее напоминает вариацию на тему современных смартфонов, нежели итерацию более привычных интерфейсов от Sony. Управление в меню исключительно сенсорное, и единственной аппаратной кнопкой, которой вы будете пользоваться постоянно, оказывается новоявленная home с логотипом PS на ней. В целом интерфейс интуитивен абсолютно для любого человека, который более пяти минут в жизни держал в руках смартфон. Пространство с иконками установленных приложений и игр разделено на экраны, на каждом из которых находится до десяти иконок приложений. Экраны (каковых может быть десяток) сменяются вертикально, приложения запускаются нажатием, сместив экран вправо, можно попасть в «LiveArea» запущенной иконки, откуда можно запустить игру или приложение, увидеть свою последнюю активность. Длительное нажатие на любую из иконок позволяет перейти в режим редактирования их расположения. Мы можем продолжать, а можно лишь повторить – все предельно интуитивно, справится даже ваша прабабушка (если вы убедите ее взять в руки PS Vita, разумеется). Ну а незначительные огрехи управления рано или поздно будут исправлены обновлениями программного обеспечения консоли. Благо в этом смысле у компании Sony есть чему поучиться.

В стандартной комплектации «из коробки» покупатель получает предустановленные приложения для работы с фото, видео и музыкальными коллекциями. Нельзя сказать, что приложения идеальны, но функциональность у них достаточная и каких-то особых претензий к ним нет.

Приложения «Групповые сообщения», «Друзья» и «Призы» делают именно то, чего вы от них и ожидаете – позволяют отправлять сообщения через SEN (Sony Entertainment Network – так теперь называется PSN), организовывать друзей и достижения в играх. «Тусовка» дает возможность кросс-платформенного голосового общения при помощи встроенного микрофона, равно как и отправлять друг другу сообщения чата и приглашения в игры. Очень интересную функциональность обещает нам штатное приложение Near, добавляющее множество столь модных в наше время социальных элементов в использование вашей PS Vita, однако в силу некоторой немногочисленности (/irony), на момент написания данного обзора, обладателей PS Vita в нашей округе, постараемся вернуться к этому вопросу после дальнейшей эксплуатации устройства.

Вот с чем дела обстоят действительно неважно, так это с веб-браузером. Кажется, разработчики посчитали эту функцию эдаким рудиментом, сосредоточившись на игровом предназначении консоли. И пусть вас не обманывает то, что часть сайтов работают со сносной производительностью (например, Google). При попытке захода на большую часть ваших любимых сайтов (например, itc.ua или Facebook), вас ждут многие минуты мучительного ожидания, а страницы будут заново загружаться даже при скроллинге в уже прочитанную ранее часть экрана. В общем, надеемся на дальнейшую оптимизацию, так как текущая реализация существует скорее «для галочки».

В самом последнем обновлении системы появились также карты от Google, причем в виде отдельного приложения. Не располагая версией PS Vita с GPS, у нас не было возможности испытать их в полевых условиях, однако в целом впечатления даже от стационарного использования исключительно положительные. Кроме того, для загрузки из SEN уже доступны приложения для Flickr, Twitter и прочих любимых сред обитания, однако и здесь порой случаются досадные региональные ограничения.

PlayStation Store

Теперь стало значительно удобнее покупать и загружать игры и приложения из онлайнового магазина. Нельзя сказать, что версия для PS Vita настолько же удобна, как PlayStation Store для PS3, сказывается одновременно и перегруженность информацией, и недостаток важных материалов, которые могут подвигнуть нас на покупку. Аудитории, избалованной всяческими AppStore от Apple и прочими благами современной цивилизации, достаточно трудно принять спонтанное решение о покупке игры, к позиции которой в витрине не удосужились прикрепить хотя бы несколько скриншотов. Да и со стоимостью большинства игр пока все не так однозначно. В то время как простые игры для iOS и Android нередко стоят меньше одного доллара, а за гарантированные хиты там часто просят всего пять, проекты для PS Vita упорно держат планку цены в 20, 30, а то и 50 долларов. Все ли готовы платить за мобильные по сути игры цену проектов для «больших консолей» – покажет время. В любом случае, основные хиты должны продаваться отлично, а вот какая судьба ждет более неоднозначные проекты, можем только догадываться.

Игры

Они есть, но как для консоли, вышедшей в Японии 16 декабря 2011 г., их пока не так уж и много. В наши руки попала достаточно хорошая Uncharted: Golden Abyss (ждите подробного обзора в самое ближайшее время) и крайне милая Everybody’s Golf. Пока что стартовая линейка изобилует портированными версиями местами достаточно неплохих, но уже известных игр (Rayman Origins, Michael Jackson: The Experience, Dungeon Hunter: Alliance, Touch My Katamari, Plants vs. Zombies и т.п.). С другой стороны, не за горами достаточно много интересных игр, уже вышедших в Японии (Disgaea 3: Absence of Detention, Tales of Innocence R). А еще больше интересных проектов обещаны к выпуску во второй половине 2012 г. – LittleBigPlanet, Silent Hill: Book of Memories, Mortal Kombat, Persona 4: The Golden, Street Fighter X Tekken, Resistance: Burning Skies. Ну и наконец, у части игр пока и совсем не гарантированны даты выхода, однако даже не до конца подтвержденная надежда получить на платформе Oddworld: Stranger’s Wrath, Shin Megami Tensei, Final Fantasy X и Metal Gear Solid HD Collection, заставляет сердца поклонников биться чаще.

Видеообзор консоли PlayStation Vita

Заключение

Вышедшая более семи лет назад Play Station Portable в свое время была практически откровением и умудрилась завоевать сердца миллионов поклонников. Великолепный экран, емкая батарея, интересная линейка игр со своими уникальными шедеврами: все это позволило консоли от Sony долго оставаться в фокусе внимания игроков.

Но время идет, меняются конкуренты, меняются предпочтения самих игроков. Как бы это ни показалось странным всего несколько лет назад, сейчас PS Vita придется бороться за потребителя даже не с другой мобильной игровой консолью (Nintendo 3DS), а с мобильными устройствами с iOS и Android на борту. Причем борьба эта будет ой какой нелегкой. Ведь в арсенале новой консоли есть как и сильные стороны (множество вариантов управления, отличный экран, мощная аппаратная часть, кросс-платформенные возможности), так и откровенно спорные (время жизни от аккумулятора, стоимость игр и, как это ни смешно, все то же множество вариантов управления). Все идет к тому, что решится все по старинке, как это уже неоднократно происходило с прошлыми поколениями и мобильных, и стационарных консолей. А именно, все будет зависеть от будущей линейки игр, ради которых люди будут готовы купить консоль. Достаточно всего нескольких отличных хитов, и PS Vita ждут многие лета этой самой vita, равно как и наоборот.

Мы уверены, это прекрасно понимают и в самой Sony Computer Entertainment, так что не за горами может оказаться еще множество замечательных анонсов. Ну а мы от этого только выиграем. Во всяком случае, не проиграем так точно.

Обзор портативной консоли PlayStation Vita Sony PlayStation Vita (Wi-Fi)
Уведомить о появлении в продаже
Тип портативная приставка
HD (высокое разрешение)
Воспроизведение видео +
Воспроизведение MP3 +
Тип носителя для игр PS Vita Card
Беспроводные Wi-Fi
USB (количество портов)
HDMI-выход
AV-выход
Процессор ARM® CortexTM- A9 core (4 ядра)
Оперативная память (объем, тип) 512 МБ
Графический процессор, память (объем, тип) SGX543MP4+ (128 МБ)
Диагональ встроенного экрана, дюймов (разрешение, точек) 5 (960 x 544) сенсорный OLED-экран емкостного типа
Встроенный микрофон +
Встроенные динамики +
Габариты, мм 182x19x84
Вес, кг 0,260

 

Продукт предоставлен компанией Sony.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: