Обзоры
Обзор Razer Naga и Razer Megasoma
7

Обзор Razer Naga и Razer Megasoma

Обзор Razer Naga и Razer Megasoma

На протяжении 10 лет своей работы компания Razer сосредоточенно развивает единственное направление деятельности – игровую периферию. Так что неудивительно, что некоторые представляемые ею продукты оказываются узкопрофильными решениями – с их помощью компания закрывает конкретные ниши в своем ассортименте, не пытаясь угодить каждому. Именно к этой категории товаров относятся мышь Razer Naga для MMO-игр и силиконовая поверхность Razer Megasoma, представленная одновременно с данной мышью.

Упаковка и комплектация

Razer Naga поставляется в привычной для большинства продуктов Razer последних лет достаточно компактной картонной коробке с полиграфией в фирменном стиле и черно-зеленой гамме. Позиционирование мыши подчеркивается сразу: и заметной надписью «MMOG laser gaming mouse» прямо возле названия; и наклейкой «Compatible with Aion» в углу коробки; и рекламным слоганом «Get imba». Последний хорошо понятен любителям онлайновых игр – «имба» происходит от «imbalanced» и означает, что нечто (класс героя, умение, предмет и т.п.) вносит дисбаланс в игровой процесс, давая излишнее преимущество игроку.

В комплект поставки входят, кроме самой мыши, аккуратно упакованные в черный конверт «печатные материалы» в весьма существенном количестве:

  • каталог продуктов Razer;
  • руководство по быстрому старту;
  • полное руководство пользователя;
  • сертификат аутентичности;
  • набор тренировочных наклеек с инструкциями (об этом ниже);
  • открытка с изображением Razer Naga;
  • рекламный буклет сервиса raptr.com;
  • две наклейки с логотипами Razer.

Стоит отметить отсутствие самого ожидаемого элемента – CD с драйверами. Конечно, вряд ли этим шагом производитель достиг существенной экономии на себестоимости товара, но решение вполне оправданно. Мало того, что вряд ли кто-то из покупателей продуктов Razer не имеет к 2010 году постоянного доступа в Интернет для того, чтобы скачать последнюю версию драйверов с сайта, так еще и направленность Naga на MMO-игроков делает подобное предположение вовсе абсурдным.

Упаковка Razer Megasoma удивила своей монументальностью: это крепкая коробка, внутри которой находится акриловый футляр с магнитным замком. Именно в нем в свернутом виде и поставляется поверхность. По солидности производимого первого впечатления Megasoma, пожалуй, вне конкуренции среди ковриков, а в истории продуктов Razer только Boomslang и Mamba соответствуют ему по статусу.

Осмотр, эргономика и эксплуатация

До выпуска Naga подход Razer к разработке мышей для онлайновых игр был очень простым: энтузиастам MMOG предлагали довольствоваться самой базовой моделью с минимальным количеством кнопок и дополнительных функций – вначале Krait, теперь Abyssus (правда, стоит упомянуть маркетинговый ход с выпуском DeathAdder Guild Wars Edition, но, кроме эмблемы игры, она ничем не отличалась от стандартной версии). Впрочем, конкурирующие компании тоже не спешили представлять специально разработанные товары, несмотря на потенциально широчайшую аудиторию – вспоминается разве что неортодоксальная Steel Series WoW MMO Gaming Mouse, но ее нельзя назвать особо популярной. Причина такой пассивности производителей кроется, скорее всего, в неизобретательности инженеров – для того чтобы продавать продукт в определенной нише, он должен иметь некие характерные востребованные особенности, в противном случае ему предпочтут более привычные и проверенные мэйнстрим-решения.

В итоге Razer все же нашла способ предложить MMO-игрокам эксклюзивный продукт для их нужд: мышь со встроенным калькулятором! Шутка. Однако, первый взгляд на Razer Naga, если не знать о ее предназначении, заставляет вспомнить именно многочисленные поделки безвестных китайских контор, объединяющие мышь и калькулятор. На самом деле 12 пронумерованных и подсвеченных кнопок на левой боковой стороне Naga предлагают теоретически невиданное ранее удобство игры именно в MMOG, где регулярно требуется задействовать ряд клавиатурных кнопок от 1 до 0, а также «–» и «=»: именно на этот ряд традиционно «вешают» быстрый вызов различных команд, список которых формирует сам игрок через интерфейс игры. При наличии возможности отдельно настраивать функции боковых кнопок через драйвер они по умолчанию аппаратно дублируют либо вышеупомянутый ряд клавиатуры, либо большую часть Numpad (переключение производится кнопкой на дне мыши), тем самым не создавая возможных коллизий с античитерскими программными модулями. Более того, для World of Warcraft и Warhammer Online имеются специальные внутриигровые адд-оны, изменяющие интерфейс для лучшей интеграции функциональности Naga.

Разместить на ограниченном пространстве 12 кнопок – это первая задача. С ней разработчики справились успешно, хотя эффективность эксплуатации Naga явно будет во многом зависеть от субъективных особенностей – сочетания предпочитаемого хвата мыши и длины большого пальца правой руки. В частности, автору так и не удалось добиться комфортного нажатия всех 12 кнопок: при хвате пальцами оказалось, что слишком далеко тянуться до первого ряда; а при хвате ладонью – неудобно нажимать на кнопки под номерами 9, 11 и особенно 12. Сами кнопки в меру тугие, причем случайное нажатие в момент отрыва от стола практически исключено, но при этом «осознанно» нажать получается без излишних усилий (как это было с Lachesis). Удивительно, но после стольких лет выпуска мышей с неудачными боковыми кнопками инженеры компании добились успеха в самом сложном варианте.

Вторая же задача – сделать максимально удобным для пользователя переход от привычной схемы управления в MMOG к задействованию возможностей Naga. По словам представителей Razer, период обучения и привыкания у подавляющего большинства (88%) занимает до 18 часов игры. Для того чтобы более эффективно подготовить игрока к «слепому» нажатию боковых кнопок, в комплекте поставляется набор специальных тренировочных наклеек. Их рекомендуют использовать, если даже после нескольких дней эксплуатации пользователь испытывает затруднения в работе с Naga. Это прозрачные резиновые наклейки толщиной около 2 мм, выполненные в форме кругов и прямоугольников, которые следует наклеить на боковые кнопки для того, чтобы привыкнуть находить их пальцами, не глядя на номера. После привыкания наклейки желательно удалить, так как без них играть попросту удобнее.

Завершив рассмотрение самой главной особенности Razer Naga, перейдем к описанию более привычных аспектов эргономики и функциональности данной мыши. Общая форма устройства в очередной раз демонстрирует эволюционный подход Razer к дизайну: найденная еще во времена Razer Viper форма с каждой новой моделью претерпевает определенные изменения, как того требует позиционирование продукта, но в целом внешность мыши не оставляет никаких сомнений в родовой принадлежности. В данном случае базой стал дизайн Mamba с весьма характерным расположением 4 и 5 кнопок сбоку от левой основной кнопки. От Mamba досталось и переработанное колесико прокрутки, которое и раньше-то не вызывало нареканий, но теперь практически идеально: широкое, большое, с четким, но не чрезмерным кликом. Поверхность мыши традиционно для Razer выполнена частично из пластика soft touch, частично – из глянцевого. Еще одним уже традиционным элементом стал отличный USB-шнур: тонкий, гибкий, длинный, с позолоченным разъемом, а главное – имеющий нейлоновую оплетку, частично защищающую от повреждений и минимизирующую «эффект памяти».

Однако внесенных в конструкцию изменений, кроме очевидной переработки левого бока, оказалось достаточно много – судя по всему, целью модификаций стал заявленный ориентир на максимальный комфорт длительных игровых сессий. Так, задняя часть мыши выполнена в духе Abyssus (а также Copperhead и Diamondback), что сократило общую длину на 12 мм относительно Mamba. Справа появился дополнительный эргономический элемент – «наплыв» для размещения безымянного пальца. Так как большой палец в хвате Naga вынужден играть меньшую роль, то удерживать мышь удобнее всего основанием ладони, безымянным пальцем и мизинцем – при этом большой как раз находится над боковыми кнопками. Благодаря продуманной конструкции описанный хват вполне реализуем и естественен, хотя по описанию звучит непривычно. Впрочем, при желании допускается и удержание мыши пальцами, но субъективно в таком случае оказывается менее удобно нажимать на дополнительные клавиши слева. Наконец, последним нововведением стала форма ножек: сохранив тефлон в качестве материала, Razer впервые отошли от каноничных трех ножек, заменив их одной, выполненной в форме подковы и проходящей по всему периметру дна Naga. По ощущениям, заметных преимуществ это не дало, но и вреда тоже не принесло.

Что касается «начинки», то у Naga отсутствует встроенная память Synapse, зато в качестве сенсора используется самая свежая разработка компании: лазерный сенсор Razer Precision «третьего с половиной» поколения. В переводе с «маркетингового» это означает: разрешение 5600 dpi вместо 4000 dpi у третьего поколения; скорость перемещения до 200 дюймов в секунду (против 60–100); предельное ускорение 50G (против 25G). Объективно говоря, характеристик третьего поколения уже было более чем достаточно для комфортной работы в любых реальных условиях, так что нынешние улучшения – это скорее «война цифр» с конкурентами, нежели изменения, обусловленные несовершенством предыдущих продуктов. Разумеется, в таком случае излишне говорить о том, что практическое тестирование не выявило никаких проблем в работе мыши – подобных нареканий нет как минимум со времен появления лазера третьего поколения в Razer Lachesis.

Первое впечатление от поверхности Megasoma не менее яркое, нежели от ее же упаковки. Во-первых, когда еще (кроме серии устройств для Apple) Razer отходила от своей фирменной черно-зеленой гаммы в пользу… белого цвета коврика? Да еще и с едва заметным логотипом в правой половине, который в темноте светится зеленым светом. Во-вторых, сам материал весьма непривычен на ощупь и внешне – полупрозрачный силикон сочетает в себе свойства тканевых и пластиковых ковров, имея достаточно твердую и шероховатую рабочую поверхность, но при этом легко сворачиваясь в трубочку без эффекта памяти для транспортировки и шикарно прилипая к столу всей тыльной плоскостью в развернутом виде. Размеры (350×230 мм) достаточно щедры, но при этом коврику еще найдется место на большинстве столов, в отличие от многочисленных «гигантских» моделей. Два миллиметра толщины делают его ощутимым для ладони, но благодаря примененному материалу – лишь ненамного менее комфортным, нежели тканевые коврики подобной толщины.

Однако практическое тестирование показало несколько иную, менее радостную картину. Намеком на то, что поверхность специфическая, стала уже информация на сайте Razer – в конфигураторе, помогающем пользователю выбрать мышь и коврик, Megasoma советуют использовать всего с одной моделью – Naga. И проведя проверку именно с этой мышью, мы были вполне удовлетворены результатами: за исключением достаточно высокого уровня шума (впрочем, ниже, чем у металлических поверхностей, например), Megasoma отлично проявил себя в связке с тестируемой мышью. Но вот с продуктами иных производителей, начиная от Logitech и заканчивая A4 Tech, да и с более старыми Razer, все оказалось не так хорошо – можно сказать, что с традиционными оптическими (т.е. не лазерными) мышами коврик «не дружит».

Выводы

По степени необычности Naga стоит в одном ряду со специализированными игровыми кейпадами, заменяющими основную клавиатуру. К сожалению, это предполагает достаточно узкую реальную аудиторию – как показывает практика, действительно приобрести и эксплуатировать неортодоксальное устройство ввода готовы даже далеко не все энтузиасты игр. Поэтому и в данном случае, каким бы интересным ни оказался продукт, было бы странно всерьез рекомендовать Razer Naga кому-либо, кроме любителей MMOG, – просто потому, что уникальная функциональность этой модели не слишком пригодится другим категориям игроков. Вместе с тем, если вам не чужд World of Warcraft, Warhammer Online, Aion или другая онлайновая ролевая игра и вы готовы потратить некоторое время на обучение и привыкание к новому методу управления, то стоит попробовать Razer Naga – скорее всего, останетесь очень довольны.

Не проще вынести вердикт и по поверхности Razer Megasoma. Пожалуй, это самый узкопрофильный коврик, когда-либо производившийся под этим брендом. Если вы не придаете большого значения шуму от передвижения мыши и эксплуатируете одну из последних лазерных моделей Razer, то Megasoma станет очень интересным выбором (и в частности, отличным компаньоном для Naga), причем принесет и особое удовольствие от обладания продуктом премиум-класса, как в плане качества самой поверхности, так и шикарной упаковки. Однако если Megasoma приглянулся вам именно по последней причине, например в качестве стильного подарка, – учтите, что сочетать его с прочими мышками, особенно оптическими, не стоит, результаты могут получиться, мягко говоря, различными. С другой стороны, какой смысл в приобретении 50-долларового коврика, если используемый с ним манипулятор не соответствует современным требованиям – в таком случае лучше подарить хорошую мышь…

Спецификации

Razer Naga

Тип манипулятора лазерная проводная мышь для MMOG

Сенсор Razer Precision 3.5G Laser

Разрешение 5600 dpi

Количество кнопок 17 (включая колесо)

Колесо прокрутки вертикальное

Интерфейс USB, 16-битная шина

Штатная частота USB 1000 Гц

Длина шнура 210 см

Габариты 116×69×42 мм

Razer Megasoma

Тип поверхности силиконовая

Габариты 350×230×2 мм

Продукт предоставлен Eletek

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: