Обзоры Обзоры 03.08.2009 в 08:00 comment

Превращаем коммуникатор в навигатор

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

В большинстве моделей коммуникаторов и КПК последних поколений есть встроенный приемник GPS. Установив навигационную программу, коммуникатор легко можно превратить в навигатор. «Зачем? – спросите вы, – ведь есть же специализированные устройства».

Во-первых, так дешевле: «железо» у вас уже есть, нужен только софт. Во-вторых – универсальнее: один аппарат на Windows Mobile может быть и навигатором, и коммуникатором, и электронной книгой, и плеером, и много чем еще. В-третьих, таким устройством удобно пользоваться и пешком – получается многоцелевая навигационная система, с которой можно работать всегда и везде. В-четвертых, намного проще обновлять ПО и карты. В-пятых, наличие сотовой связи открывает новые возможности для получения и отображения на карте самой оперативной информации, к примеру, о пробках. В пассиве в данном случае размер экрана, стоимость самого устройства и сложность всей программной среды – по этим параметрам коммуникаторы не так хороши, как специализированные устройства.

В Украине в настоящее время официально продаются четыре навигационные системы для Windows Mobile – «Автоспутник», «Визиком», iGo и Navitel. Их мы и решили протестировать.

«Автоспутник» 3.2.7

500 грн (~$60)

www.autosputnik.com.ua

Работа с сервисом «Яндекс.Пробки»; максимально детализированный Киев; разумная цена

Мелкие кнопки на карте; мало городов с адресным поиском; нет истории поисков

Лучший навигатор для Киева; в прочих случаях детализация карт и некоторые элементы интерфейса могут разочаровать

ВердиктПревращаем коммуникатор в навигатор

Превращаем коммуникатор в навигатор «Ночной полет» с «Автоспутником». Цветные участки со стрелками – данные от «Яндекс.Пробок». В стороне от проспекта хорошо видны завитушки дворовых проездов
Превращаем коммуникатор в навигатор Не самая удобная клавиатура, которую нам приходилось видеть, но выглядит ярко
Превращаем коммуникатор в навигатор Прогуливаясь в Мариинском парке, можно увидеть на карте все дорожки и аллеи

Навигационная система российской разработки пришла в Украину совсем недавно, в апреле этого года. Сейчас в ней восемь областных центров с подробной детализацией, еще шесть городов Крыма с полной уличной сетью и частичной адресной базой, и еще в шести городах можно искать улицы по названиям. По нынешним меркам это достаточно скромный показатель.

Внешне программа не сильно впечатляет, хотя, по большому счету, ничего принципиально плохого в дизайне нет. А вот к элементам интерфейса претензии вполне конкретные – три основные кнопки внизу экрана чересчур малы, и на экранах 2,6–2,8» пользоваться ими очень неудобно. Но, помимо этого, критических недостатков в управлении нет, разве что клавиатура показалась нам недостаточно эргономичной. Из привычных дополнительных опций в режиме поиска вы не увидите истории, что тоже не радует.

Зато «Автоспутник» может похвастаться наиболее детальной картой Киева – с дворовыми проездами (т. е. с его помощью можно прокладывать маршруты к зданиям, находящимся в глубине массивов и дворов). Но самое главное преимущество этой системы для киевлян – работа с сервисом «Яндекс.Пробки». Программа использует канал сотовой связи коммуникатора для доступа к текущей информации о ситуации на дорогах и сама отдает данные серверам «Яндекса» для формирования схемы пробок. На карту накладываются обозначения сложности дорожной ситуации – зеленые, желтые и красные участки. Более того, при прокладке маршрутов система старается обходить запруженные машинами места. Однако за время наших путешествий с «Автоспутником» мы удостоверились, что во многих случаях система излишне «чувствительна» и предлагает объезжать те места, которые в действительности проще и быстрее проехать напрямик, даже с учетом плотного трафика.

В итоге, «Автоспутник» представляет собой интересную, но несколько несбалансированную систему. Он хорош для Киева, и в этом городе намного опережает конкурентов, демонстрируя и уникальную функциональность, и наилучшую детализацию. Но за пределами столицы программа превращается в достаточно заурядный навигатор с небольшим количеством детализированных городов.

Онлайн-курс "Project Manager" від Laba.
Станьте проджектом, що вміє передбачати ризики наперед і доводити проєкт до результату, який хочуть замовники. Поділиться досвідом Павло Харіков, former Head of PMO в Kyivstar.
Програма курсу і реєстрація

«Визиком» 3.3.12

500 грн (~$60)

www.visicom.ua

Хорошие карты; большой список населенных пунктов с поиском по адресу

Слишком сложное и неочевидное управление; отображение карты без проложенного маршрута только в 2D-режиме; прокрутка карты рывками; неоптимальный список детализированных городов

Хорошие карты, большое количество детализированных городов, но у системы слишком много недостатков интерфейса, чтобы можно было ее рекомендовать

ВердиктПревращаем коммуникатор в навигатор

Превращаем коммуникатор в навигатор Так и только так выглядит карта, если не проложен маршрут. «Прицел» в центре отмечает ваше положение
Превращаем коммуникатор в навигатор В режиме навигации «Визиком» демонстрирует 3D-графику, но погрешность GPS часто воспринимается как отклонение от маршрута
Превращаем коммуникатор в навигатор В окне поиска адреса все понятно, но поля ввода и клавиши слишком мелкие

Система-ветеран, первая программа GPS-навигации с картами Украины сегодня может похвастаться наибольшим количеством городов с возможностью адресного поиска – их около сотни. Правда, если присмотреться к их списку, который доступен на сайте, можно обнаружить немало странного. В регионах детализирован целый ряд малоизвестных селений, но нет тех, которые у всех на слуху. Так, в Закарпатской области есть Оноковцы (небольшое село под Ужгородом) и Минай, но нет популярных среди туристов Мукачево, Свалявы и Чопа, в Николаевской есть Коларовка, но нет Коблево. Зато очень достойно представлен Крым – практически все известные курортные города и поселки там имеют адресную базу.

Выглядит «Визиком», как привет из 2000-го года. К этой эпохе относятся ручное подключение и отключение GPS-приемника, ручное включение/выключение режима слежения (автопрокрутки карты с маркером текущего положения в центре), возможность отключения режима навигации без отмены проложенного маршрута. «Гибко!» – скажете вы. Да, но никому не нужно. Ну а такие вещи, как отсутствие трехмерного отображения карты без проложенного маршрута (только в режиме навигации), прокрутка карты скачками, только когда маркер положения дойдет до края экрана, а также почти не работающий алгоритм «приклейки к дороге», компенсирующий погрешность GPS, ни при каких условиях нельзя отнести к «особенностям» – это чистые недостатки.

Искать объекты и прокладывать маршрут вроде бы несложно, но названия команд и алгоритмы действий порой настолько неочевидны, что впору говорить о неудачном интерфейсе. С самой навигацией все, по большому счету, неплохо, но есть одна деталь: «плохо приклеенная» к дороге машина очень часто оказывается на карте в стороне от нее, что система воспринимает как отклонение от маршрута, начиная оглашать окрестности назойливыми голосовыми предупреждениями. В итоге, «Визиком» – потенциально неплохая, но очень архаичная навигационная система с неудачным интерфейсом. Стоит подождать версии 3.4, в которой нам обещают полностью новую пользовательскую оболочку.

Навигационные системы в сравнении

С участниками нашего тестирования мы «откатались» более трех недель, работая с ними поодиночке, попарно и даже группами, проехав в целом около 1000 км, преимущественно по Киеву, так что «статистику» поднакопили изрядную. Что же она нам говорит? В первом приближении, покрытие в столице у всех конкурсантов примерно одинаковое. Ошибки случаются у всех – у кого-то в одном месте, у кого-то в другом. Но в сумме их не очень много, и они незначительны. За Киевом обнаруживается отставание «Визикома», у которого детализации городов-спутников (Бровары, Боярка, Борисполь) нет даже номинально, многие населенные пункты отсутствуют, да и дорожная сеть неточна.

При движении по одному и тому же маршруту по Киеву одновременно с четырьмя навигаторами мы наблюдали значительное «расхождение во мнениях» между участниками тестирования. Это связано и с различиями в алгоритмах прокладки маршрутов, и с возможностью выбирать приоритетные способы прокладки, которые в программах для Windows Mobile гибче, чем у автонавигаторов. Но при этом явно неадекватного поведения мы не обнаружили ни у кого. Различные варианты одного и того же маршрута, заметные при сравнении, – это именно варианты.

Что касается детализации карт, то в Киеве в лучшую сторону выделяется «Автоспутник» – у него отмечены дворовые проезды, хотя далеко не все и не везде. В остальном же карты примерно эквивалентны. Нет отставания по качеству, грубых ошибок, явно непокрытых территорий внутри городов.

Карты любительские и профессиональные

Одна из сильных сторон программ для Windows Mobile – простое и естественное обновление и расширение возможностей ПО, благодаря частым «контактам» устройства с компьютером и Интернетом. Соответственно, даже если покрытие карт не устраивает вас сейчас, то вполне возможно, что скоро это удастся исправить.

В свое время в Интернете существовал проект-сообщество «ГИС Русса», в котором энтузиасты навигации кооперативным образом создавали детализированные карты местностей, не охваченных коммерческими системами. Сегодня об активности этого проекта ничего не слышно, но большая часть наработок сообщества доступна в виде бесплатных «любительских» карт. Их можно найти в Интернете по адресу travelgps.com.ua. Здесь также стоит поискать расширения карт для практически всех регионов Украины. Возможность подключения таких карт является штатной у системы Navitel, да и у «Автоспутника» покрытие при желании можно расширить.

На основе Navitel можно также собрать «кризисную» навигационную систему, поскольку в Украине тоже можно официально купить акционную комплектацию с одним (на выбор) регионом Российской Федерации по цене всего $20. К этому фактически «движку» подключаем бесплатные карты и получаем полнофункциональную «самосборную» навигационную систему.

И наоборот, имеющиеся системы можно расширять коммерческими пакетами карт. К тому же у Navitel можно приобрести за $40 детальные карты России. Продает отдельно свои карты и «Навионика», причем их формат также совместим с рядом навигационных систем для КПК.

Nav’n’Go iGo 8

$140

www.gpsmap.com.ua

Онлайн-курс "Project Manager" від Laba.
Станьте проджектом, що вміє передбачати ризики наперед і доводити проєкт до результату, який хочуть замовники. Поділиться досвідом Павло Харіков, former Head of PMO в Kyivstar.
Програма курсу і реєстрація

Интеграция карт Украины и Европы; простое управление; точные карты и грамотная навигация; трехмерные объекты

Цена; замедления с прорисовкой контуров зданий

Система с отличной картой, простым и понятным интерфейсом и хорошим списком детализированных городов, но чересчур дорогая

ВердиктПревращаем коммуникатор в навигатор

Превращаем коммуникатор в навигатор Сейчас iGo 8 поставляется с обновленной картой Украины от CarteBlanche, в которой не только добавлены новые города, но и прорисованы контуры зданий
Превращаем коммуникатор в навигатор Хорошие трехмерные модели зданий – визитная карточка iGo. Но на картах Украины их очень мало
Превращаем коммуникатор в навигатор При поиске объекта легко доступны поля для ввода, а также история поисков

Благодаря этой системе (вернее, ее предыдущей версии iGo 7) GPS-навигация в Украине получила массовое распространение. Практически одновременно с появлением на специализированных навигаторах iGo стала доступна и в виде приложения для Windows Mobile. В новой, восьмой версии несколько переработан пользовательский интерфейс, а также добавлена возможность отображать трехмерные объекты, которую тут же использовали для расстановки по карте моделей зданий. В Европе это целые городские кварталы, в Киеве же – только наиболее известные достопримечательности.

Сейчас iGo 8 можно купить с новейшей версией карт Украины от CarteBlanche, в которой насчитывается до 40 городов с адресным поиском, к тому же добавлены контуры зданий. Список детализированных городов весьма рационален, большинство излюбленных туристами мест там есть. К тому же iGo традиционно поставляется в версиях с картами Восточной и Западной Европы, чего нет у его конкурентов. Но в новых картах есть и две не понравившиеся нам вещи – это обилие светло-коричневого фона, утяжеляющего дизайн, а также медленная, поэтапная прорисовка карты после быстрой прокрутки, даже на достаточно производительных коммуникаторах.

К интерфейсу замечаний практически никаких, среди протестированных нами программ для Windows Mobile, iGo 8, пожалуй, наиболее удобна в обращении. При поиске объектов очень помогают клавиатура с деактивацией ненужных в данный момент букв, что сводит вероятность опечаток практически к нулю, а также легкий доступ к истории. Карту можно произвольно вращать, наклонять, не говоря уже о масштабировании. Навигация также выверена до совершенства; система в большей степени, чем остальные, тяготеет к выбору крупных магистралей, и это оправданно. В общем, быть iGo 8 отличником и победителем нашего теста, если бы не цена. В 2009 г. сумма $140 (за версию без Западной Европы) никак не сочетается с понятием разумной цены за программу для Windows Mobile, какой бы она ни была. Более того, конкуренты дешевле почти в три (!) раза, что для большинства пользователей станет решающим.

Navitel 3.2.6

$50

www.navitel.su

Графика; доступная стоимость; простой и удобный интерфейс; поддержка открытых форматов карт; возможность покупки «движка» по низкой цене

Суржик в адресной базе

Красивая, удобная в работе и функциональная система с большим потенциалом расширения, но база топонимов реализована в ней не лучшим образом

ВердиктПревращаем коммуникатор в навигатор

Превращаем коммуникатор в навигатор В Navitel есть очень много населенных пунктов без адресного поиска, но с прорисованной сетью улиц
Превращаем коммуникатор в навигатор Navitel во всей своей красе: светлые цвета, тонкие линии, трехмерные контуры зданий и цветные пиктограммы объектов с реальными названиями
Превращаем коммуникатор в навигатор Лингвистические казусы в адресной базе. Какой здесь язык – русский или украинский?

Российская программа и российские же карты Украины предлагаются по вполне привлекательной цене $50. За эти деньги вы получите, помимо схемы автодорог Украины, полностью детализированный Киев с пятью городами-сателлитами и еще пять областных центров нашей страны. Звучит скромно, но есть два примечания. Во-первых, при детальном рассмотрении оказывается, что в Navitel очень большое количество населенных пунктов отображается не в виде точек на карте, а с достаточно неплохой уличной сетью. Искать адреса в таких случаях не получится, но провести через город транзитом система сможет. Во-вторых, Navitel позволяет использовать векторные карты открытых форматов, что открывает очень широкие возможности использования продуктов от сторонних и даже любительских разработчиков. К примеру, на сайте travelgps.com.ua собралось достаточно большое сообщество картографов, доступен для свободной загрузки весьма неплохой ассортимент карт.

Но самая сильная сторона Navitel – визуальная. Великолепная графика очаровывает с первого взгляда. Идеально подобраны цветовая гамма, линии, проекции – абсолютно все. Здания на карте – псевдотрехмерные («псевдо» – потому что это всего лишь «кубики» одинаковой высоты, которые программа автоматически «поднимает» из плоских контуров зданий). Но смотрятся они от этого ничуть не хуже. Далее, для отображения POI используются цветные пиктограммы, есть очень большая база названий предприятий, которые тоже выводятся на карте. Одним словом, графика великолепна и информативна.

В работе программа тоже весьма хороша. Единственный, но заметный недостаток Navitel – это низкая культура языка в адресных базах. В Navitel часть улиц называются по-русски (Крещатик, 40 лет Октября), а часть – на странном суржике (Червонозоряный, Вызволителей, Незалежности). Это может серьезно осложнить поиск некоторых улиц, если не угадать, как они называются в системе.

В итоге, у Navitel почти «пятерка». Программа стоит недорого, выглядит очень красиво, легко расширяется и, хотя не обладает какими-то «звездными» возможностями, великолепно оснащена. И только неудовлетворительная работа лингвистов не позволила ей получить высший балл.

Итоги

Как оказалось, в отличие от автонавигаторов системы GPS для Windows Mobile существенно различаются между собой – как по набору возможностей, так и по их реализации. Стоимость также колеблется в широких пределах, хотя для большинства продуктов она составляет вполне приемлемые $50–65.

Что же выбрать? Сразу отметим, что наиболее удачный вариант «из коробки» – это iGo 8, предлагающий оптимальное сочетание покрытия, качества карт и простоты интерфейса. Но при всех преимуществах этой системы ее стоимость заставляет глубоко задуматься и просмотреть в сторону конкурентов, а им, если не считать архаичный «Визиком», есть что предложить.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: