Обзоры
Радиус кривизны… рук? Нет — клавиатуры!

Радиус кривизны… рук? Нет — клавиатуры!



Фраза, вынесенная в эпиграф, к сожалению, уже который век подтверждается снова и снова. Как только человек начинает уделять какой-либо деятельности хоть сколько-нибудь значительное время, очень скоро выясняется, что неравномерная нагрузка на разные части организма или связанные с этой деятельностью внешние условия вовсе даже не полезны работнику.


"Кто с чем работает, тот от того и болеет".
Первая заповедь охраны труда

Сидячая работа за компьютером не стала исключением, добавив к традиционной
малоподвижности "белых воротничков" еще и свои, специфические беды:
тут и повышенная нагрузка на глаза, ведь монитор обычно располагается далеко
не оптимально по отношению к работнику, и постоянный шум, об устранении которого,
как правило, заботятся в последнюю очередь, хорошо еще с радиоизлучениями вопрос
закрылся, так и не успев встать во весь рост.


Радиус кривизны... рук? Нет -- клавиатуры!

Клавиатура DataHand — примерно
так изображают устройства ввода в фантастических фильмах

Но самым известным "компьютерным" недугом последних лет стал RSI —
Repetitive Strain Disorder, нарушение, вызванное повторяющимися нагрузками. Неудобная
поза, постоянное напряжение одних и тех же мускулов, однообразные движения —
не правда ли, знакомая картина? Добавьте сюда сосредоточение внимания на экране,
заставляющее на время забыть о затекшей руке или уставших пальцах, — и вы получите
классическую "питательную среду" для буйного цветения целого букета
разнообразных неприятностей, таких, например, как склоняемый на всех углах туннельный
синдром запястья (Carpaltunnel Syndrome — CTS). Дело в том, что срединный нерв
кисти — тот нерв, который отвечает за работу большого пальца, а также чувствительность
всей ладони — в запястье проходит через очень тонкий канал, и при неудачном положении
руки этот канал сужается и прижимает нерв. И если поза корректируется правильным
выбором и расположением мебели, то нагрузку на руки можно оптимизировать чисто
"аппаратными" способами.

С чем мы работаем руками за компьютером? На самом деле вопрос почти риторический — конечно, с клавиатурой и мышью. Устройства перьевого ввода распространены крайне мало, да и оказываются значительно более "естественными" для современного человека, привыкшего к карандашу в руках с детства, а об игровых манипуляторах разговор вообще отдельный. Вы когда-нибудь обращали внимание, как расположены ваши руки при работе, особенно напряженной? Присмотритесь — и вы, скорее всего, заметите, что при активной печати на клавиатуре кисти располагаются примерно перпендикулярно к блоку клавиш, а та рука, которая орудует мышкой, либо лежит запястьем на столе, либо вообще висит в воздухе…

Большинство усилий дизайнеров на сегодняшний день сосредоточились именно на клавиатурах. Microsoft разработал ставшую уже классической Natural Keyboard — обычную клавиатуру взяли да "разломали" на две половинки, повернув их так, чтобы руки, на них лежащие, не выгибались в запястьях. Люди, постоянно работающие с текстами, уже успели оценить эффективность данного подхода, и таких клавиатур мы видим все больше и больше. Однако у них есть пара серьезных недостатков — во-первых, как и многие другие продукты Microsoft, эти клавиатуры стоят денег, достаточно негуманных для большинства пользователей (особенно тех, кто вынужден довольствоваться не собственноручно выбранными, а приобретенными, например, фирмой устройствами), и во-вторых, привыкнув к такой "кривой" клавиатуре, при необходимости пересесть за обычную прямую оказывается весьма тяжело — пальцы "помнят" привычное расположение клавиш, и набирать вслепую становится практически невозможно (кстати, верно и обратное). Увеличенные габариты (а значит, и необходимость иметь на столе заметно больше свободного места, и трудности с размещением клавиатуры где-нибудь сбоку, когда она не нужна) на этом фоне можно уже считать просто еще одной особенностью…


Радиус кривизны... рук? Нет -- клавиатуры!

Точка на лбу — не знак принадлежности
к буддизму, а маркер для "мыши" SmartNav Hands Free Mouse

Известный изготовитель мышей, много экспериментирующий с эргономикой, A4Tech,
подошел к решению этой проблемы с другой стороны. Кисти действительно стоит держать
под углом друг к другу, но так ли уж обязательно поворачивать целые блоки клавиш
вместе с кистями? Ведь на самом деле вполне достаточно, если руки будут повернуты
на обычном блоке… Но тут вмешивается психология: кнопки разделены вертикальными
линиями, буквы нанесены на кнопки так, чтобы они меньше закрывались пальцами,
расположенными именно перпендикулярно, и рука "сама собой" становится
перпендикулярно к линии клавиш. Решение напрашивается очевидное — руку нужно
"обмануть" и дать ей повод принять более правильное положение. Так и
родилась серия клавиатур Anti-RSI, клавиши в которых расположены традиционным
прямым блоком, но имеют не квадратную, а "косую" форму, создавая наклонные
зрительные оси и провоцируя располагать кисти под правильным углом. Этот подход
устраняет сразу оба недостатка Microsoft Natural Keyboard — в производстве Anti-RSI
клавиатуры практически ничем не отличаются от обычных, соответственно, и цена
у них невысока, да и при необходимости пересесть за обычную клавиатуру никаких
трудностей не составит: расположение клавиш-то осталось стандартным. Вопрос свободного
места на рабочем столе тоже решается автоматически — так как изменена только
форма клавиш, габариты всей клавиатуры остаются такими же, как и у традиционных.

Есть и другие, более экзотичные варианты, такие, например, как Safe Type Vertical Keyboard разработки невадской SafeType, Inc. Тут изобретатели развили "до упора" идею MS Natural Keyboard — не просто развернули клавиатурные полублоки, а поставили их вертикально: авторы уверены, что при перпендикулярном расположении кисти к столу рука напрягается еще меньше. А более обстоятельные дизайнеры из Workplace Designs (Миннесота) вообще скрестили клавиатуру со стулом, разнеся половинки на ручки, и предложили публике устройство под названием Floating Arms. Создатели, правда, не учли того обстоятельства, что переменить позу, сидя на таком рабочем месте, практически невозможно, но боролись-то с напряжением кистей рук… Дальше всех зашли аризонские новаторы из DataHand Systems, Inc. Они вообще отказались от привычных блоков кнопок, заменив их комбинированными многокнопочными "подладонниками" DataHand. Каждый палец опирается на собственное "колесо", которое можно как нажимать вниз, так и раскачивать в стороны, большие пальцы к тому же могут оперировать двумя скроллерами каждый, что, по задумке авторов, позволит обойтись без мыши. Enter, правда, почему-то попал на движение "вправо" безымянным пальцем правой руки, а Delete предлагается нажимать влево мизинцем левой, но "все можно перепрограммировать по желанию пользователя"…

С мышками дело обстоит проще. Поиски наиболее удобной формы, точно соответствующей руке, продолжаются и по сей день, но так как у каждого человека рука индивидуальна, то никаких особых прорывов на этом фронте пока не заметно. Конечно же, в свое время тут отличилась Microsoft, на долгие годы создавшая свою знаменитую каплевидную MS Mouse. Потом ее успех попытались повторить практически все хоть сколько-нибудь серьезные производители, но никаких принципиальных изменений так и не внесли. Объяснение этому на самом деле крайне простое: что с мышкой ни делай, а она все равно останется лежать на столе, и рука все равно изгибается.

Поэтому как только появились сообщения о RSI, а при работе с мышью всяческие неприятности могут возникать не реже, чем с клавиатурой, — ведь тут нужно не только колотить по относительно большим и неподвижным клавишам, а возить все устройство по столу, причем не просто возить, а попадать в нужное место, в том числе и с нажатыми кнопками, что лишь увеличивает усилия на пальцах — первыми встрепенулись производители аксессуаров и выдали на-гора огромное множество подставок и ковриков под мышь с опорой для запястья, поддерживающей его примерно на высоте манипулятора. Отличаются друг от друга они в основном материалом подставки — от твердого валика, покрытого бархатной тканью, до протезного силикона, "имитирующего мягкость и упругость человеческого тела". Если на столе есть место для такого коврика с подставкой — работать становится значительно приятнее. Вслед за ними появились модели с модифицированной подставкой — например, положенной на шарики от подшипников, чтобы обеспечить максимально легкое вращение опоры при движении мышью. Считается, что такое усовершенствование может сильно помочь тем, кому приходится совершать точные движения, — дизайнерам, художникам, конструкторам.

Более радикальные инноваторы вообще предлагают заменить привычный манипулятор более эргономичными, на их взгляд, устройствами — от трекбола (та же самая мышь, только перевернутая вверх ногами, в которой, вместо того чтобы возить устройство по столу, нужно пальцами крутить шарик) до самого вычурного вида джойстиков с разнообразными опорами-подставками-упорами для пальцев, кисти, запястья и чуть ли не подушками под голову. Renaissance Ergonomic Mouse от OfficeOrganics, например, можно отнести к течению "консервативных" альтернатив — к мышке пристроили наклонную ручку с кнопками и предлагают возить ее по столу не пальцами, а всей рукой. Конечно же, размер ручки и ее наклон подбираются индивидуально. Приближенные к военным горячие орегонские парни из NaturalPoint продемонстрировали публике SmartNav Hands Free Mouse — устройство, следящее за наклоном головы и, соответственно, гоняющее мышиный курсор по экрану вслед за движениями головой пользователя.

Но, пожалуй, самым инновационным с точки зрения защиты от RSI устройством, выполняющим функции мыши, стоит признать NoHands Mouse от калифорнийской Hunters Digital: в точном соответствии с названием для перемещения курсора по экрану руки не используются, манипулятор представляет собой… две педали, одна из которых управляет движением курсора по экрану, а вторая отвечает за нажатие кнопок. Можете представить себе игровой зал, оборудованный компьютерами с такими "педальными мышками"? Зато туннельный синдром побежден в зародыше!

Естественно, в данную статью попали далеко не все модифицированные устройства для борьбы с RSI. Исследователи во многих лабораториях мира продолжают работу…


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: