Статьи

Роботизация «Новой почты»: оператор создал свою лабораторию для изобретения роботов

Роботизация «Новой почты»: оператор создал свою лабораторию для изобретения роботов

Робототехника еще достаточно сложна и дорога, чтобы полностью автоматизировать сортировку и доставку почту. Но прогресс все же есть. Уже не первый год «Новая почта» использует роботов для сортировки, перемещения и доставки посылок. А недавно компания построила новый инновационный терминал, который позволяет максимально эффективно использовать роботов и снижает затраты на оплату труда. Кроме сортировочного центра у «Новой почты» есть своя собственная лаборатория, где постоянно тестируют новые изобретения. На одном из таких терминалов еще до войны побывал журналист ITC.UA.

Роботизация «Новой почты»: оператор создал свою лабораторию для изобретения роботов

Киевский инновационный терминал – КИТ

В центре огромной территории находится большое серо-красное здание с производственными цехами и вывеской «Новая почта». Попасть внутрь можно только по спецпропускам, но для нас сделали исключение и пропустили по журналистским удостоверениям или паспортам.

Слева от административного здания стоят прицепы для грузовиков, они ожидают загрузки и отправки по выбранному маршруту. Там же находятся помещения, в которых компания тестирует свои изобретения. Чуть правее инновационный терминал, где, собственно, и происходит сортировка посылок. 

Каждый день через сортировочные узлы «Новой почты» проходят миллионы посылок. Задача работников компании – правильно распределить этот поток по всем направлениям. Поэтому без крупного сортировочного терминала никак не обойтись, особенно если речь идет о таком мегаполисе, как Киев.

Снаружи автоматизированный сортировочный центр, который построили в 2018 году, больше похож на завод. Его площадь – 18 тыс. квадратных метров, а обрабатывать он может более 50 тыс. посылок в час по 302 географическим направлениям. На терминале одновременно могут загружаться и разгружаться 247 автомобилей.

В центральной части инновационного терминала находятся большие сортировочные машины. Прежде чем запустить посылки на сортировочную ленту, работники «Новой почты» вносят в компьютер необходимые алгоритмы по их распределению. Затем в дело вступают роботы голландской компании Vanderlande, которые сортируют посылки с помощью трехуровневой линии сортировки (от 2 до 30 кг). Также в них предусмотрен отдельный механизм сортировки более мелких грузов. 

За прошлый год киевский инновационный терминал обработал 159,9 млн посылок. Но это далеко не предел. В конце 2022 года «Новая почта» планирует установить еще две дополнительные линии по сортировке мелких грузов производства компании Equinox. Это позволит повысить пропускную способность терминала до 70 тыс. посылок в час.

Недавно «Новая почта» провела комплексную автоматизацию сортировки и отправки крупных и мелких грузов на 20 объектах. 

Роботизация «Новой почты»: оператор создал свою лабораторию для изобретения роботов

Робот-поезд

Во время экскурсии по терминалу нам показали робота-поезд, который занимается сортировкой мелких посылок (до 2 кг). Это продукт коллаборации «Новой почты» и компании SBR, он позволяет в два раза увеличить скорость сортировки мелких посылок. Всего таких роботов 272 штуки. Работает он так: после того как работник компании кладет посылку на робота, он едет к камере со сканерами, где считывается информация об индексе и весе посылки. Ездит робот по специальной платформе с монорельсой, через которую он и подзаряжается.

«Роботов-поезда уже установили в 30 депо, поэтому эту технологию можно считать полностью отлаженной, – рассказывает операционный директор «Новой почты» Алексей Тараненко. – Они работают за счет контроллеров, которые через Wi-Fi отдают команды для сброса посылок. Рельсы находятся под небольшим напряжением, соответственно, оно передается к электродвигателю». 

По его словам, каждый из роботов считывает дистанцию ​​пробега по специальным меткам на монорельсе. Благодаря им он точно знает, где ему нужно сбросить посылку. Чтобы роботы не сталкивались друг с другом, на них установили специальные сенсоры, которые предупреждают их о препятствиях впереди и дают команду остановиться.

Робовозки

Робовозки – детище украинской компании SBR. Они также передвигаются по магнитной ленте и перемещают грузы из блока выгрузки в блок загрузки. Робовозки способны перевозить посылки весом от 300 килограмм до 1 тонны. За сутки такие роботы перевозят до 5 тыс. грузов.

Роботизация «Новой почты»: оператор создал свою лабораторию для изобретения роботов

Наручные сканеры

Как нам объяснили в КИТе, процесс распределения посылок начинается с их выкладки сортировщиками на сортировочной ленте. Для сортировщиков «Новая почта» закупила специальные наручные браслеты со встроенным GPS-трекером. Они позволяют отслеживать все передвижения работников, а также учитывать проделанный ими объем работы в течение дня. Все собранные данные заносятся в компьютер, где специальная программа составляет рейтинг лучших работников.

«После приобретения трекер-браслетов мы переписываем эмуляцию карт доступа (одна из функций NFC. – Прим. ред.), у которых нет шифрования, на инструкцию для каждого рабочего места, – объясняет совладелец «Новой почты» Владимир Поперешнюк. – Дальше менеджер просматривает информацию с браслета о перемещениях сотрудника. Это позволяет выявить неточности в работе, связанные с лишними перемещениями или недостаточной интенсивностью». 

Роботизация «Новой почты»: оператор создал свою лабораторию для изобретения роботов

Роботы-пируэты

Роботы-пируэты придумала и производит украинская компания Deus Robots. Они предназначены для сортировки посылок до 30 кг и способны вращаться вокруг собственной оси. Отсюда, собственно, и их название – «роботы-пируэты». Как происходит сортировка посылок с их помощью? С загрузочной ленты посылка опускается на робота, который едет к сканеру штрихкода. После считывания штрихкода робот выкладывает посылку на роликовый конвейер, по которому она попадает в «спецсумку» для последующей отправки. В планах компании использовать роботов-пируэты во всех своих почтовых отделениях. 

«Оператор, который обслуживает клиентов, должен не только общаться с ними, но и идти за посылкой. Для того чтобы это устранить, мы решили внести некоторые изменения, – поделился информацией совладелец «Новой почты» Владимир Поперешнюк. – Теперь оператор будет работать с клиентом, а робот привезет посылку прямо к нему».

Роботизация «Новой почты»: оператор создал свою лабораторию для изобретения роботов

Роборука

Это чудо-изобретение состоит из одной единственной «руки», с помощью которой оно может манипулировать посылками от 2 кг до 5 кг. Роборука настолько гибкая, что может вращаться вокруг своей оси в диапазоне 927 мм. Ее планируют использовать в терминалах, а также в пунктах приема и выдачи посылок.

«В этом мобильном отделении, которое вы видели, у роборуки лапы сначала выдвигались за пределы контейнера, но мы их в процессе тестирования заменили на интегрированные внутрь, – рассказал Алексей Тараненко. – То есть вы, по сути, уже видели версию 1.5».

Стоимость роборуки – от $40 до $100 тыс. Это самый дорогой из всех используемых компанией роботов. Роборука – технологически сложное устройство, лицензию на ее производство приобрели у японской компании Yaskawa. В Украине робота собирает, интегрирует и обслуживает компания Kapelou. Разработкой ПО и написанием программного кода для управления роботом занимались специалисты «Новой почты» совместно с работниками других компаний.

«Если говорить о полной автоматизации производственного процесса без какого-либо человеческого вмешательства, то остался самый сложный этап – воспроизведение человеческой кисти, – объяснил Алексей Тараненко. – Это единственное, что нас останавливает».

Роботизация «Новой почты»: оператор создал свою лабораторию для изобретения роботов

Мобильное отделение

Мобильное отделение на базе BDF-контейнера может начать работу буквально за пять минут. Обслуживают его два оператора, которые не только выдают, но и принимают посылки. Находящийся внутри почтомат будет доступен 24/7, а солнечные панели, размещенные на крыше помещения, обеспечат его автономную работу в течение длительного времени.

Такое мобильное отделение способно обрабатывать до 10 тыс. посылок в месяц.

«Во-первых, их можно использовать в проблемных местах (выключили свет или упала крыша) для бесперебойного обслуживания клиентов. Во-вторых, их удобно ставить в труднодоступных местах – на концертах или ярмарках. В-третьих, мы будем использовать их для тестирования новых локаций. То есть ставить мобильные отделения в новых местах и смотреть на поток клиентов. Если есть запрос на наши услуги, мы запускаем большую сеть», – сказал Алексей Тараненко.

«Новая почта» создала не только мобильное отделение, но и мини-депо «МокАвто». Оно предназначено для быстрой сортировки и обмена посылок курьерами, которые осуществляют доставку в черте города. Расположенные внутри него сортировочные стеллажи позволяют быстро сортировать посылки.

На крыше депо расположена взлетно-посадочная площадка, откуда можно запускать беспилотник.

Роботизация «Новой почты»: оператор создал свою лабораторию для изобретения роботов

Дроны-почтальоны

Во дворе КИТа находится беспилотник PD-2, который сделала украинская компания «Укрспецсистемс». У этого летательного аппарата нет дорогой оптики, но при этом он способен летать на расстояние до 650 км. Дрон может находиться в воздухе до 12 часов и перемещать груз весом до 16 кг. Его максимальная скорость – 130 км/ч, а высота полета – 5,5 тыс. м. Несмотря на дальность радиосвязи до 200 км, у БПЛА есть резервные каналы связи (канал 4G), благодаря которым им можно управлять из любой точки Украины. Этим занимается оператор, который следит за передвижением беспилотника с помощью прикрепленной к дрону камеры GoPro. В случае непредвиденных ситуаций он может принять управление дроном на себя. 

Благодаря электрическим двигателям вертикального взлета и посадки беспилотнику не нужна взлетно-посадочная полоса. Посылки размещаются и закрепляются внутри самого дрона. Для этого нужно открыть специальный отсек на носу летательного аппарата и положить в него коробку. 

В воздухе PD-2 распознает любые препятствия, которые встречаются на его пути.

«Сейчас разрабатывают четыре беспилотника, которые полетят в большие города для быстрой доставки посылок, – рассказал Владимир Поперешнюк. – Для того чтобы увеличить их скорость до 200 км/ч, мы решили заменить винты и аэродинамику. Кроме этих дронов мы еще создаем БПЛА для доставки посылок в депо».

По его словам, стоимость доставки посылки дроном из Киева в Харьков обойдется в $10 за килограмм.

«Сейчас мы работаем над тем, чтобы снизить себестоимость до $4. А чтобы эта услуга стала массовой, нужно доработать определенные технологии для снижения цены до $2, – объяснил Владимир Поперешнюк. – Чем больше посылок, тем ниже себестоимость».

Роботизация «Новой почты»: оператор создал свою лабораторию для изобретения роботов

Видеоанализ

Что представляет собой система видеоанализа? Представьте себе два телевизора с плоскими экранами, которые подключены к ноутбуку. Перед ними на расстоянии нескольких метров нанесена белая линия. Когда на нее становится человек, система начинала его сканировать, окрашивая его силуэт яркими неоновыми цветами малиновым или салатовым.

«Как вы могли заметить, при анализе движения человека программа упрощает его силуэт и рисует векторы, – добавил Алексей Тараненко. – По движениям этих векторов определяются действия, которые выполняет человек».

По словам представителей компании, эта система позволяет отслеживать позицию контейнеров с точностью до 50 см, что в свою очередь помогает сократить время на их поиск. Программа не только контролирует их передвижение, но и фиксирует их выезд-въезд.

Роботизация «Новой почты»: оператор создал свою лабораторию для изобретения роботов

Zebra-камеры

Zebra-камеры, которые разработала компания Lidar, отслеживают пустые места в BDF-контейнере и сообщают о них менеджеру. А тот в свою очередь уведомляет работника по укладке. То есть камеры запрограммированы на то, чтобы высчитывать процент заполняемости контейнеров.

«Одновременно с этим Zebra-камеры собирают статистику о проделанной персоналом работе. Программа четко определяет, на каких именно ярусах не доложили посылки. После изучения статистики управляющие проводят на ее основе учения для своих работников», – рассказал Алексей Тараненко. 

Zebra-камеры помогли компании проанализировать очереди в отделениях. Их ПО позволяет подсчитать количество силуэтов в помещении и начислить баллы. По ним же формируют рейтинг отделений, а также определяют их перегруженность. После этого «Новая почта» либо доставляет туда мобильный почтамт, либо добавляет еще одно рабочее место.

«Сейчас программа в тестовом режиме анализирует движение человеческой кисти. То есть она считает, какое количество посылок в день работник положил на сортировочную ленту, – рассказал Алексей Тараненко. – Нам удалось выяснить, что один оператора может в смену отсортировать 6–8 тыс. посылок».

Следующая задача заключается в том, чтобы перейти от использования браслетов-трекеров, так как их часто забывают зарядить, к распознаванию лица. Для начала вся информация о работнике с фото заносится в программу, а затем его лицо сканируется в СКДе (системе контроля доступа).

«У нас на терминале уже стоит система видеоанализа, которая показывает, кто куда заходит. По сути, срабатывает контрольно-пропускной режим и магнитные карточки больше не нужны, – объяснил Алексей Тараненко. – И теперь каждый рабочий может спокойно проходить через КПП».

Роботизация «Новой почты»: оператор создал свою лабораторию для изобретения роботов

Робот-присоска

Робот-присоска чем-то напоминает роборуку. Но если последняя стоит на месте, то этот механизм передвигается по специальным рейкам. На конце его «руки» имеется присоска, благодаря которой он достает посылку из ячейки и подает ее оператору. Робота также можно использовать, чтобы распределять посылки в местах хранения. Это позволит ускорить время на выгрузку посылок с полок.

«Когда к нам приходит какой-то стартап, мы ему рассказываем о наших проблемах, с которыми сталкиваемся во время тестирования нового работа. И их задача – предложить такое решение, которое позволило бы убрать человека из процесса, чтобы его ускорить, – рассказал Алексей Тараненко. – И тогда один из стартапов предложил нам эту руку с присоской».

По его мнению, эту технологию нужно модернизировать. В перспективе должны появиться два пальца, которые позволят захватывать посылки и вытаскивать их из ячеек. В этом случае не будет проблем с выбором типа посылок (пакет или документ).

«Как он синхронизуется с системой? Сначала в программе записываются координаты места нахождения каждой ячейки. Потом, когда их заполняют посылками, то сканируют номер ячейки и штрихкод посылки, – объяснил Алексей Тараненко. – После этого система уже знает, где они все лежат».

Но и это еще не все. Когда поступает команда забрать посылку, робот, которым управляет специальная программа, определяет координаты ячейки и едет к ней.

Роботизация «Новой почты»: оператор создал свою лабораторию для изобретения роботов

Ключ от всех дверей

Довольно интересной инновацией оказались обычные ключи, но это не совсем ключи в нашем понимании. Вообще, они очень бы понравились домушникам, поскольку с их помощью можно открыть любые домофоны. Что они из себя представляют? Само изделие больше похоже на пластмассовую ручку с магнитом на конце. Так сразу и не скажешь, что это ключ.

«Курьеры во время развозки посылок используют не только ключи, но и гаджеты, – рассказал Алексей Тараненко. – У нас в депо есть специальные зоны, где курьеры получают и сдают эти средства, а мы это фиксируем. Таким образом мы ведем учет, чтобы компания их не потеряла».

Робокс

Вы уже видели автоматический почтомат? А мы да. Его создала компания Kapelou специально для «Новой почты». В нем есть 176 ячеек, а предназначен он как для отправки, так и для получения посылок. Посылку клиент получит только после того, как просканирует QR-код в мобильном приложении робокса. Все услуги нужно оплатить заранее.

Чтобы отправить посылку через почтомат, нужно положить ее в специальное приемное окошко. После взвешивания и измерения ее помещают в робокс и отправляют получателю. 

Роботизация «Новой почты»: оператор создал свою лабораторию для изобретения роботов

Электромобиль с активным ассистентом водителя (при партнерстве с Intel)

Три электромобиля уже использует курьерская служба «Новой почты», чтобы доставлять посылки по Киеву. На одном заряде батареи машины могут проехать около 70 км. После установки дополнительной батареи это расстояние можно увеличить до 150 км. Скорость движения электроавтомобиля – 45 км/ч.

Машину оснастили системой безопасного движения Mobileye 8 connect (ассистент водителя. – Прим. ред.). Ее датчик распознает объекты, разметку, автомобили, велосипедистов, дорожные знаки и пешеходов. Экран системы показывает предупреждение и выдает резкий звуковой сигнал в случае опасности. Рабочее место диспетчера позволяет отслеживать маршрут машины в режиме реального времени и формировать отчеты.

Завантаження коментарів...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: