Новости Новости 30.05.2022 в 15:32 comment views icon

«60-70 грн за литр — нереальны для экономики». Эксперты прогнозируют снижение цен на дизель и бензин

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg

Володимир Скрипін

Ексзаступник головного редактора

Дефицит топлива в Украине — одна из самых острых проблем, затрагивающих почти все сферы человеческой жизни. Несмотря на отмену в начале мая правительством регулирования цен на рынке и помощь от партнеров километровые очереди в АЗС не исчезают, а некоторые заправки повысили стоимость топлива до 60-70 гривен. Сайт LB.ua опросил несколько экспертов рынка топлива те подтвердили очевидное: если коротко, надеяться на мгновенную ликвидацию дефицита не стоит, однако вскоре цены могут пойти вниз.

Почему возник дефицит

Как уже отмечалось в предыдущих новостях, основная причина дефицита топлива в Украине — уничтожение врагом части инфраструктуры, в том числе остановка Кременчугского нефтеперерабатывающего завода. Кроме того, с начала активной войны Украина потеряла почти весь импорт топлива, поступающего из россии, беларуси и моря.

«Случилось, что 100% наших источников топлива разбомблены и нужно с нуля все начинать.

Правительство пыталось обезопасить людей от подорожания топлива и снизило налоги. Это действительно снизило стоимость на 10-12 грн на литре. Но после этого разбомбили Кременчугский НПЗ. И нас лишили 80% рынка бензина. После начала войны на него приходилось большее количество бензина»,

Сергей Куюн,

директор консалтинговой компании «А-95»

Почему нельзя оперативно перестроить логистику и наладить поставки из Европы

Сергей Куюн и операторы рынка АЗС называют две основные проблемы с импортом топлива из Европы — диверсификация рынков закупки и отладка логистических цепочек. Во-первых, у европейских стран нет излишка продукта и мощностей, чтобы поставлять в Украину. Во-вторых, банально не хватает цистерн, бензовозов, нефтебаз для хранения и т.д.

«Проблема не только в том, где купить топливо(часть законтрактованного нами топлива уже есть в портах), проблема в том, как его привезти (это вопрос и количества вагон-цистерн, и бензовозов, и нефтебаз для хранения, ведь часть этой инфраструктуры просто разрушена) . Поэтому пока не будут отлажены цепочки поставок и не расширится география закупок на рынке, будут наблюдаться перебои со снабжением»,

пресс-служба АЗС «ОККО».

В правительстве тоже указывают аналогичную причину и признают, что фактические перебои с топливом у нас начались после того, как россияне разрушили Кременчугский завод. После того как начала восстанавливаться экономическая активность потребления быстро пошла вверх. Кроме того, из-за войны социальная мобильность в стране очень высока — масса людей перемещается по государству, что создает дополнительное давление. Административное регулирование — фиксированная правительством цена — только усугубило ситуацию, поскольку значительная часть розничных сетей фактически не импортировала топливо в апреле.

Онлайн-курс "Режисура та візуальний сторітелінг" від Skvot.
Перетворюй свої ідеї на сильні історії в рекламі, кліпах чи кіно Досвідом ділиться режисер, продюсер та власник продакшену, який 10+ років у професії.
Детальніше про курс

Текущая потребность в топливе

До войны украинцы потребляли в среднем 950 тысяч тонн топлива  ежемесячно (600 тыс. тонн дизеля, 200 тыс. тонн бензинов и 150 тыс. тонн сжиженного газа). Сейчас ежемесячно рынок требует около 500 тысяч тонн топливо (300 тыс. тонн дизеля, 150 тыс. тонн бензинов и 50 тыс. тонн газа – это данные за апрель). При этом образовалась «дыра» в объеме около 200 тысяч тонн.

Текущая ситуация на рынке

В Минэкономики пока указывают, что объемы завоза топлива сейчас растут — а дизеля, отмечают в ведомстве, поступает даже несколько больше, чем потребляется. В то же время есть проблемы с определенными видами топлива.

«Сегодня к нам заходит примерно на 20% больше дизеля, чем потребляется. Если взять в общей сложности по месяцу, то мы примерно выходим в баланс и завозим дизеля столько, сколько потребляем. Бензина заходит существенно меньше потребностей потребления. И здесь мы рассчитываем на помощь наших европейских партнеров»,

Минэкономики

По оценкам другого эксперта рынка — Александра Сиренко, сейчас АЗС можно условно разделить на три категории:

  • примерно треть участников рынка вообще не работают или продают только сжиженный газ;
  • 2,5-3 тысячи АЗС продают по 52 и 58 гривен за литр;
  • те, кто не имеет возможности уехать за границу, покупают топливо по 60-70 гривен на оптовом рынке и продают по 65-75 гривен.

Что дальше – прогноз

Эксперты отмечают, что пока прошло недостаточно времени, чтобы ощутить эффект от отмены государственного регулирования. В то же время, они уверены, что уступки правительству в вопросе цены и имеющийся спрос должны поощрить трейдеров везти больше топлива.

Онлайн-курс "Режисура та візуальний сторітелінг" від Skvot.
Перетворюй свої ідеї на сильні історії в рекламі, кліпах чи кіно Досвідом ділиться режисер, продюсер та власник продакшену, який 10+ років у професії.
Детальніше про курс

По словам Сиренко, сейчас на бензовозе (около 30 тыс. литров) можно заработать до полумиллиона гривен именно прибыли. Это при входной цене 40 грн за литр и продаже по 58 грн/литр. То, что компании зарабатывали через месяц, сейчас могут заработать через несколько дней.

«Для определенных видов топливо сейчас снабжение бензовозами достигает 40%. Раньше такого не было. Это новое, рынок меняется, и мы почти заново настраиваем схемы поставок, потому что раньше бензовоз ездил в заправку 100 км, сейчас – 500 км. Этот бензовоз через пистолет на заправках в Киеве через 6 часов продается.

Александр Сиренко

эксперт рынка топлива

Также эксперты с оптимизмом смотрят в будущее, ожидая постепенного снижения цен на топливо. По мнению эксперта Геннадия Кобаля, нынешние цены – 60-70 грн за литр – нереальны для экономики.

«Да, его могут покупать люди, чтобы чувствовать себя в большей безопасности. И бизнес, экономика не будет работать при цене на бензин 70 грн. Это же автоматически удорожает в два раза все, что связано с перевозками»,

Геннадий Кобаль,

эксперт рынка топлива

По мнению Кобаля, если курс гривны будет стабильным, после удовлетворения ажиотажного спроса на топливо цена на него начнет снижаться. С ним согласен Сергей Куюн и добавляет, что поставки могут превысить спрос уже на следующей неделе.

«В течение следующей недели, при идеальных условиях, поставки превысят спрос. Тогда начнется формирование запасов на АЗС, и когда запасы достигнут хотя бы недельного уровня, цена должна пойти вниз, потому что трейдерам нужны оборотные средства — им при таких условиях невыгодно придерживать топливо,

Сергей Куюн

На онлайн-карте ЛУН теперь можно контролировать цены на топливо и видеть отзывы о его наличии


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: