Статьи Лонгрид 07.03.2023 в 14:00 comment views icon

Apple II: история одного из первых домашних ПК

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/Photo_Melkov-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/Photo_Melkov-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/Photo_Melkov-96x96.jpg

Юрий Мелков

Автор статей

Среди трех пионерских домашних ПК, появившихся на свет в 1977 году, Apple II — определенно наиболее известный. Причем настолько, что некоторые пользователи даже считают его самым первым устройством этого класса, а его автора Стива Возняка, а то и руководителя компании Стива Джобса, чуть ли не изобретателями персонального компьютера как такового. Подобное мнение мало соответствует реальному положению дел.

Мы уже писали про оба сверстника-конкурента «яблочного ПК» — TRS-80 и Commodore PET. На момент своего появления эти модели все-таки были более успешными в продажах и во многом более привлекательными для большинства покупателей. Однако пришло время вспомнить об Apple II и о секрете его неожиданного успеха.

Создание и развитие компании Apple одно из немногих относительно светлых пятен в истории индустрии компьютерных технологий. В первую очередь благодаря Стиву Джобсу (1955–2011), ставшему на редкость харизматичной фигурой, а после преждевременной смерти так и вовсе легендой, чье имя известно множеству людей, далеких от мира технологий.

Основанная им корпорация, до 2007 года носила имя Apple Computer, успешно пережила и переживает «войны» не только с давно уже сошедшими со сцены Tandy Corporation и Commodore, но и с гигантами IBM, Microsoft, а в последние десятилетия и Google. Apple также обошла всех и вся по капитализации, вырвавшись на первые места во всевозможных рейтингах крупнейших в мире предприятий.

Сама сравнительно быстро ставшая мегакорпорацией, Компания Apple сравнительно быстро стала мегакорпорацией и сумела создать себе привлекательный образ скромного и юного Давида, храбро выступившего против великана Голиафа. Именно так пояснял ситуацию вокруг компании в 1984 году журнал BYTE. Во многом это способствовало привлечению симпатий со стороны широкой публики, а в конце концов и получению своего рода «культового» статуса.

Народным любимцем и редким долгожителем оказался и компьютер Apple II, чьи разнообразные, но все же обратно совместимые между собой модели, находились в продаже с середины 1977 года и аж до конца 1993-го. Это астрономический промежуток времени по меркам развивавшейся семимильными шагами индустрии.

Онлайн-курс "Ефективні презентації в PowerPoint" від Laba.
Навчіться доносити ідеї через актуальні візуалізації.Курс зі створення презентацій, які додивлятися до кінця.Будь то sales offer, чи pitch deck.
Дізнатись більше

Для сравнения TRS-80 и Commodore PET уже через пару лет после свого запуска уступили место совсем другим компьютерам под схожими марками, бывшим пусть и прямыми потомками этих первопроходцев, но не способными запускать созданные под них программы.
Успешность развития компании объясняется не только жесткостью единоличного управления.

Джек Трамел, глава Commodore, был не менее авторитарным и умелым руководителем, нежели Стив Джобс, но, в отличие от последнего, как и начальство Tandy, ничего не понимал в самих компьютерах.

Кроме того, идиллическая история двух молодых энтузиастов, самостоятельно создавших компьютер у себя в гараже на деньги, полученные от продажи калькулятора и старого микроавтобуса, звучит куда более привлекательно для широкой публики, нежели «скучная» работа целых коллективов пожилых и солидных ученых и инженеров где-то в недрах крупных компаний. Даже если без этой самой работы никогда бы не появились на свет ни Apple, ни Apple II.

Хрестоматийная история создания компьютера Apple в гараже Стива Джобса в Калифорнии послужила источником вдохновения для кинофильмов и даже для компьютерных игр. В одном из эпизодов французской адвенчуры Genesys (2000 год), посвященной величайшим изобретениям человечества, бородатый инженер собирает материнскую плату, тогда как менеджер отдает ценные руководящие указания

Вместо повторения общеизвестной биографии Джобса обратимся лучше к «другому Стиву», как раз и бывшему практически единоличным автором первых «яблочных» компьютеров. Стив Возняк (родился в 1950 году) по отцовской линии происходит от эмигрантов родом из Польши, а возможно, что и с Западной Украины. Сам он считает свою фамилию польской, хотя при посещении Киева в 2017 году называл себя украинцем.

Онлайн-курс "Ефективні презентації в PowerPoint" від Laba.
Навчіться доносити ідеї через актуальні візуалізації.Курс зі створення презентацій, які додивлятися до кінця.Будь то sales offer, чи pitch deck.
Дізнатись більше

Электроникой «Воз» интересовался еще со школы. Три года он изучал компьютерные науки в Калифорнийском университете в Беркли, но курс тогда не закончил, устроившись в Hewlett-Packard, где занимался дизайном микросхем для калькуляторов.

Свободное от работы время посвящял все тому же хобби. Например, увидев где-то автомат с Pong — одной из первых в истории коммерческих компьютерных игр выпущенной в конце 1972 года, Стив взял и спроектировал дома аналогичную вещь. Причем использовал он для этого всего 30 микросхем, тогда как аркадный автомат насчитывал более полутора сотен таких элементов.

Руководитель Atari Нолан Бушнелл, услышавший об этом от работавшего тогда в той компании Стива Джобса, поручил двоим друзьям разработать другую игру под названием Breakout — один из первых «арканоидов». Причем оплата, которую два Стива решили поделить пополам (несмотря на то, что основную работу делал Возняк), напрямую зависела от минимизации количества микросхем. «Возу» при этом пришлось еще и уложиться в четыре дня, потому что Джобсу нужно было срочно уезжать. Правда, в рабочем варианте у него вышло 44 элемента.

Но «первый Стив», выдав своему другу обещанную половину от полученных в качестве базовой ставки семисот долларов, оставил премию пять тысяч себе. Эту историю сам Возняк узнал уже лет так через десять — и при этом даже не очень сильно обиделся. По его признанию, такую интересную работу, да еще и для друга, он был бы рад сделать и вовсе бесплатно.Два Стива — и материнская плата Apple I. Источник

Интерес к микрокомпьютерам проснулся у Стива при посещении калифорнийского Homebrew Computer Club, на чье первое заседание в марте 1975 года он попал практически случайно. При этом дома у Возняка уже имелся сконструированный ранее терминал с модемом, который подключался, с одной стороны, к бытовому телевизору, а с другой — к чужим компьютерам чуть ли не по всей стране, начиная от собственного рабочего и заканчивая сетью ARPAnet.

«Я был настоящим хакером», — вспоминал он в интервью 1984 года

Отчасти, чтобы произвести впечатление на членов клуба, но прежде всего для того, чтобы спокойно играть у себя дома, Стив и задумал создать будущий Apple I. Он начал с написания интерпретатора BASIC, что заняло больше времени, чем собственно дизайн ПК. Для сборки в целях экономи использовались самые старые и дешевые компоненты. Микропроцессором стал наиболее доступный 6502 от MOS Technologies и Чака Педдла по 25 долларов за штуку.

Более популярные на то время Intel 8080 и Motorola 6800 стоили соответственно 179 и 175, что было совсем не по карману разработчику-одиночке. А вот с памятью ему как раз помог пробивной друг Джобс, раздобывший новенькие модули ОЗУ общим объемом в 8 КБ.

Демонстрация готового устройства в том самом клубе, ставшая первым и предпоследним выступлением стеснительного Возняка, вызвала большой интерес у всех собравшихся. «Первому Стиву» не без труда, но удалось убедить своего скромного и сомневающегося друга основать компанию, чтобы можно было сконструировать несколько экземпляров его ПК на продажу.

Apple Computer была основана 1 апреля 1976 года. Название придумал Джобс. В том числе и из тех соображений, чтобы числиться в телефонном справочнике впереди Atari. Всего было произведено двести машин, из которых непроданными остались лишь 25. Причем заказ на целую сотню (по другим сведениям на полсотни) Джобсу удалось заполучить у местного компьютерного магазина.

Поскольку при этом Возняк все еще оставался сотрудником Hewlett-Packard и занимался созданием Apple I, в том числе и в рабочее время, он предложил свой проект и официальному начальству. Но крупная компания не решилась на эксперименты с только зарождавшимся рынком, а потому благополучно уволила Стива в качестве благодарности за проявленную инициативу.

Реклама Apple I на страницах журнала «Interface Age», ноябрь 1976 года

Новинка продавалась за 666 долларов и 66 центов и ичего особо «дьявольского» под такой ценой не подразумевалось. Два Стива лишь хотели получить по пять сотен с каждого экземпляра после выплаты комиссионных магазину (при себестоимости комплектующих в 250 долларов). А Возняку, кроме того, еще и нравились повторяющиеся цифры.

За эти деньги покупателю доставалась только голая материнская плата — пусть и с припаянными деталями, в отличие от едва ли не всех моделей того времени. Но все же без корпуса, без блока питания, без клавиатуры и без монитора. Даже карту расширения с интерфейсом для подключения кассетного магнитофона требовалось покупать отдельно, за 75 долларов. Без этого написанный Возняком интерпретатор языка BASIC требовалось всякий раз набирать вручную, причем в шестнадцатеричных кодах, на что даже у самого Стива, знавшего этот самый код наизусть, уходило примерно полчаса.

Неудивительно, что мысли насчет дальнейшего усовершенствования ПК приходили в голову как обоим руководителям Apple, так и их не таким уж и многочисленным клиентам. Возняк никогда не скрывал, что при всем удовольствии от разработки и продажи своего первого компьютера он мечтал скорее о том, чтобы запустить у себя дома ту самую созданную им для Atari игру Breakout. А для этого требовался не только полный комплект оборудования, включая монитор, но и возможность выводить на этот последний цветную картинку.

Пример для подражания не заставил себя долго ждать. Другая юная компания из Калифорнии, Cromemco, основанная двумя аспирантами Стэнфордского университета, выпустила два пионерских продукта: первый коммерческий цифровой фотоаппарат Cyclops и первую в мире видеокарту для персональных компьютеров.

Последняя модель, появившаяся в продаже в том же апреле 1976 года, что и Apple I, именовалась Dazzler. Вставлялась она в стандартную на то время шину S-100 у Altair-совместимых ПК, подключалась к цветному телевизору по антенному или композитному входу и в зависимости от доступного объема ОЗУ на компьютере выдавала картинку с разрешением от 32×32 до 128×128. Набор деталей стоил 215 долларов, а уже готовый комплект — 350. За игры и программы на перфоленте нужно было доплачивать еще по 15 долларов.

Apple I получил цифру в своем названии «задним числом», уже после выхода наследника, — официально он именовался просто Apple Computer

Возняк пошел по примерно тому же пути, выделив для видеопамяти место в основном ОЗУ. Но он встроил графический адаптер в сам ПК. В итоге конструкция вышла не только намного мощнее, чем у Apple I, но и экономнее: микросхем насчитывалось почти в два раза меньше.

Клавиатуры для новой машины Джобс заказал у калифорнийской компании Datanetics, выпускавшей подобные устройства для кассовых аппаратов. На откуп стороннему производителю, M&R Electronics отдали еще одну важную деталь — модулятор антенного входа, позволявший подключаться к бытовому телевизору. Собственная конструкция потребовала бы слишком много времени на доработку согласно требованиям, выдвигавшимся Федеральной комиссией по связи (FCC) к помехам от таких устройств.

Самым удовлетворяющим днем своей жизни Стив Возняк называл тот, когда ему наконец-то удалось переложить Breakout, созданный им для Atari, на язык BASIC, и к восторгу всех присутствующих продемонстрировать игру в цвете в Homebrew Computer Club.

Хотя за дизайн и аппаратную разработку отвечал, разумеется, Возняк, Джобс тоже не сидел сложа руки. Он занимался внешним видом и, в частности, корпусом, в том числе заботясь о том, чтобы новинка смогла привлечь внимание не только хакеров из клуба.

Задачу конструирования за 1800 долларов выполнил один из коллег по все тому же клубу, Джерри Манок. Корпус был полностью пластмассовым, напоминал о привычных печатных машинках и отличался как некоторой футуристической ноткой, так и дружелюбием к пользователю. После некоторых размышлений ПК было решено назвать Apple II — с римской цифрой, выполненной в стилизованном виде квадратных скобок: ][.

Не меньше внимания Джобс уделил и логотипу компании. Подозревая, что замысловатый рисунок времен первого Apple, изображавший собой Ньютона, сидящего под деревом, скорее отпугивает потенциальных покупателей.

Это был едва ли не единственный памятный вклад в общее дело со стороны третьего основателя компании Рональда Уэйна. Спустя всего пару недель компаньон двух Стивов продал свою долю и ушел из Apple Computer, не пожелав рисковать своими деньгами и прочим имуществом.

Рекламное агентство, к которому обратился Джобс, поручила работу молодому дизайнеру Робу Яноффу. Он то и придумал знаменитое изображение яблока с шестью полосами всех цветов радуги, чтобі подчеркнуть основное техническое преимущество новинки: возможность вывода цветной графики.

И Янофф, и Джобс увлекались в молодости субкультурой хиппи, что тоже повлияло на их вкусы, для 1970-х годов не самые респектабельные. Как и стремление позиционировать свою продукцию в качестве более привлекательной для молодежи. Из двух предложенных вариантов целого яблока и немного надкушенного, заказчик, разумеется, выбрал второй.Стив Возняк радуется появлению на свет Apple II. Источник

Дизайн дизайном, но Apple Computer оставалась пока еще скромным полудомашним предприятием, которому трудно было стать рядом с корпорациями вроде Tandy или Commodore. По воспоминаниям Возняка, задумка предусматривала создание как минимум тысячи материнских плат будущего Apple II по 250 долларов себестоимости каждая. В это же время у двух Стивов не было в запасе и цента, не то что четверти миллиона.

Попытки завести связи в мире большого бизнеса первоначально успехом не увенчались. Но спустя некоторое время компаньонов познакомили с Армасом Марккулой, потомком иммигрантов из Финляндии, более известным как «Майк».

Он был старше Возняка и Джобса на 8 и 13 лет соответственно, уже успел заработать миллионы от покупок акций на должности менеджера по маркетингу в Fairchild Semiconductor и Intel, неплохо разбирался в электронике и бизнесе. Он стал своего рода «взрослым руководителем» двух юношей, как назвала его спустя два десятилетия New York Times.

Под профессиональным руководством нового коллеги организовали презентацию Apple II для широкой публики. Она прошла 16 апреля 1977 года на первой компьютерной выставке в Сан-Франциско. Возняк разработал для демонстрации несколько программ, имитирующих «беседу» ПК с посетителями и рассказывающих им анекдоты.

Но пока Майк Марккула занимался серьезными делами, стараясь заинтересовать новинкой владельцев компьютерных магазинов, сам ее создатель откровенно дурачился, распространяя пародийную рекламу несуществующего ПК.

Первые упрощенные модели Apple II, состоявшие из одной только материнской платы, уже 10 мая были отгружены тем из покупателей, которые пожелали получить товар побыстрее и были готовы сами организовать себе клавиатуру, корпус и блок питания (или же просто приобретали новинку для «апгрейда» своего Apple I). Ну, а по-настоящему продажи стартовали уже 10 июня того же 1977 года.«Большая тройка 1977 года»: Apple II (в центре) — с добавленными к базовой комплектации монитором и двумя дисководами, на самом деле появившимися позднее, и оба его конкурента. Источник

Лет десять назад, рассказывая об истории компании Tandy, мы уже представляли характеристики «большой тройки 1977 года» в виде таблички. Обновим немного эту информацию для пущей наглядности:

ПК Apple II TRS-80 Commodore PET
Начало продаж июнь 1977 года октябрь 1977 года ноябрь 1977 года
ЦПУ MOS Technology 6502, 1 МГц Zilog Z80, 1,77 МГц MOS Technology 6502, 1 МГц
Объём ОЗУ, КБ от 4 до 48 4, позднее до 48

4, позднее

от 8 до 32

Доступные видеорежимы,

колонок × строк (для текста) / пикселей (для графики)

текст: 40×24;

16-цветная графика: 40×40/48, 6-цветная графика: 280×192

текст: 32/64×16, ч/б графика: 128×48 текст: 40/80×25
Стоимость базовой модели с 4 КБ ОЗУ без монитора, USD

1298

(6306 в ценах 2023 года)

399

(1938 в ценах 2023 года)

Стоимость в комплекте с мони­тором и кассетным магнитофоном, USD

599

(2910 в ценах 2023 года)

595

(2890 в ценах 2023 года)

Несмотря на то, что Apple II успел появиться на свет на несколько месяцев раньше, он может показаться каким-то аутсайдером среди прочих коллег по «тройке». Все козыри явно на руках у конкурентов.

Покупатели TRS-80 и Commodore PET, уплатив в кассу сумму в два с лишним раза меньшую, чем та, которую просили Джобс с Возняком, получали на руки полную систему со всеми необходимыми устройствами в лице монитора и кассетного магнитофона.

Напомним, что последний был на то время единственным доступным носителем информации. При всей ненадежности записи и считывания программ с аудиокассет на магнитной ленте, практически единственной альтернативой на момент поступления новинок в продажу был набор кода руками всякий раз при включении ПК.

Помимо этого, в пользу Commodore PET, хотя он и несколько запоздал с появлением на свет, выступало то, что автором его был сам Чак Педдл, руководитель проекта создания микропроцессора, на основе которого строился и Apple II. Тогда как явным преимуществом Tandy оказывалась разветвленная сеть собственных розничных магазинов.

Первое время у всех новинок наблюдались самые разные рода проблемы. Не избежал детских болезней и Apple II. Первые корпуса были собраны несколько неряшливо, а из-за отсутствия отверстий для вентиляции они нередко перегревались и даже деформировались. Кроме того, ранний вариант руководства пользователя был чересчур лаконичным, а полноценный мануал удалось организовать лишь в 1978 году.

Общей проблемой всех ПК были и цены на оперативную память. Базовой комплектации 4 КБ еле хватало для работы, а за максимально допустимый объем в 48 КБ поклонникам Apple нужно было отдать аж 2638 долларов. В переводе на цены февраля 2023 года равняется 12800 долларов). Это никак не приемлемая сумма для домашнего пользователя. В итоге в 1977 году, несмотря на раннее появление на свет, компании удалось продать лишь 600 экземпляров Apple II.На рекламе Стив Джобс и его агент Реджис МакКенна, один из отцов современного техномаркетинга, не экономили. В объявлении от мая 1978 года Apple II назван самым лучшим компьютером в мире по продажам, что было явной неправдой, с подробным изложением причин и достоинств

У компьютера Возняка и Джобса были преимущества, которые позволили ему не только состязаться с TRS-80 и Commodore PET практически на равных, но и обогнать их спустя уже несколько лет.

Наиболее очевидным достоинством была, конечно же, та самая цветная графика, которой на то время не мог похвастаться ни один домашний ПК. Особенности ее реализации пояснялись ограничениями, которые проистекали как из вынужденной экономии на комплектующих, так и из скромных возможностей домашних телевизоров, отнюдь не заточенных под цифровой сигнал от компьютеров. По сути, Возняк использовал так называемые «артефактные цвета», характерные для формата NTSC.

Бытовые телевизоры могли отображать только 40 знаков в ширину — это и стало базовым разрешением по горизонтали. Тогда как по вертикали на экране могли появиться все те же 40 цветных символов плюс четыре строчки текста. Или же 48 графических элементов без текста.

Палитра насчитывала при этом всего лишь 15 оттенков или 16, если считать две разновидности серого цвета. Имелся также более специфический режим «высокого разрешения», формально — 280×192, фактически — 140×192, с выбором всего из шести оттенков палитры. Да и те отображались не всегда одинаковым образом.

Вторым очевидным преимуществом нового компьютера Возняка была возможность апгрейда. К примеру, ни TRS-80, ни Commodore PET не позволяли изначально расширить объем ОЗУ. Зато к Apple II всегда можно было докупить лишнюю планку памяти и вставить ее в материнскую плату самостоятельно, совершенно привычным для наших дней образом.

Лишние 4 КБ обходились в 1977 году в 135 долларов, тогда как за модуль в 16 КБ приходилось отдавать целых шесть сотен — половину стоимости самого ПК или сумму, за которую можно было получить целый компьютер от конкурентов.

Похожим способом вставлялись и более масштабные и разнообразные платы расширения. Например, звуковые карты, начавшие появляться к 1983 году. Пусть они были и не первые в истории (подобно видеокартам, такие устройства выходили и для шины S-100 у Altair-совместимых компьютеров), но тоже выгодно выделяли Apple II на фоне конкурентов.Детектив «Mystery House» Роберты Вильямс и компании Sierra, ставший первой игрой в жанре «графического приключения», использовал весьма условную графику — с четырьмя полагающимися строками текста

Однако самый большой прорыв в плане периферии последовал от самой Apple Computer. Своей лучшей работой Стив Возняк называл создание контроллера для дисководов, выполненное чуть ли не по чистому наитию. Считывание программы с кассетного магнитофона на Apple II требовало очень тонкой и совсем неочевидной настройки громкости звука и тембра, а занимало как минимум несколько минут.

Когда Майк Марккула пожаловался на совещании руководства компании на неудобства, связанные с запуском его любимого бухгалтерского приложения, Возняк вспомнил о собственной любительской разработке времен Hewlett-Packard, основанной на всего лишь пяти микросхемах в противоположность 40–50 у прочих производителей. Вскоре он смог показать готовую модель.

Устройства, получившие соответствующее наименование Disk II, поступили в продажу в июле 1978 году по цене 495 долларов за штуку при предзаказе или на сто долларов дороже при непосредственном приобретении.

После форматирования пятидюймовые дискеты могли содержать до 113,75 КБ данных, считывающихся со скоростью 15 КБ/c. При этом для обращения к другой стороне с таким же объемом диск нужно было вручную переворачивать. В комплект входила и первая версия операционной системы, получившей сразу нумерацию DOS 3.1.

По мнению как самого Возняка, так и позднейших исследователей, выпуск дисковода оказался для Apple ничуть не менее значимым, чем выход самого Apple II, да еще и весьма выгодным. При указанной цене в 500-600 долларов себестоимость производства одного экземпляра составляла всего 140 долларов. А когда спустя пару лет удалось наладить поставки из Японии, так и вовсе 80 долларов.

Дисководы Disk II с пятидюймовыми дискетами. Источник

В 1978 году было продано уже 7600 штук Apple II — на семь тысяч больше, чем годом ранее. А в 1979-м — 35 тысяч. Доход удваивался каждые четыре месяца, при том, что (вопреки рекламе) компьютер Возняка и Джобса вовсе не был самым продаваемым не то что в мире, но и в США. Уступая первенство значительно его обгонявшим TRS-80 и Atari 400/800 в 1970-е годы и Commodore 64 и IBM PC в 1980-е.

Справедливости ради стоит отметить, что здесь под Apple II понимается все одноименное семейство компьютеров, постепенно сменяющих друг друга при сохранении полной обратной совместимости.

Так, в мае–июне 1979 г. оригинальный ПК уступил место Apple II Plus, отличающемуся, кроме прочего, увеличенным объемом памяти (от 16 до 64 КБ) и новой версией BASIC, на этот раз уже от Microsoft. А Apple IIe, ставший наиболее массовым и поставлявшийся уже с 64 КБ ОЗУ на борту, находился в производстве более десяти лет — с начала 1983-го по конец 1993-го.

Задуманный как компьютер для таких же энтузиастов, как и оба основателя компании, Apple II неожиданно для самих его создателей снискал популярность среди гораздо более широкой аудитории — от школ до малых и средних предприятий. Редко какое учебное заведение в США не было оснащено компьютерными классами на основе ПК от Apple. Этому примеру последовали было даже и в СССР, где для нужд образовательных учреждений произвели более 12 тыс. компьютеров модели «Агат», совместимых с Apple II.

Ну, а для бизнеса решающее значение имел выход в октябре 1979 года первых в мире «электронных таблиц» — VisiCalc. Автор программы, Дэн Бруклин, воспользовался именно этим ПК практически случайно — ничего другого просто не нашлось под рукой. Зато как раз VisiCalc разошлась тиражом в миллион экземпляров и стала тем, что позднее назвали первым в истории Killer application — приложением, привлекательным настолько, чтобы заставить пользователя приобретать ради него весь компьютер.

Для желающих приобщиться к истории сегодня имеется немало эмуляторов платформы Apple II. Пользователям современных версий Windows стоит порекомендовать проверенный временем и активно развивающийся AppleWin.

Разумеется, запускать вы при этом захотите явно не электронные таблицы. Для платформы выходили сотни и тысячи игр, что намного больше, чем, скажем, у TRS-80, но все же в несколько раз меньше, чем у Commodore 64.

С учётом распространённости Apple II в школах США среди наиболее примечательных и даже эксклюзивных вещей преобладают, пожалуй, образовательные проекты жанра Edutainment. Например, симулятор странствий переселенца по Дикому Западу The Oregon Trail или адвенчуры-детективы серии Where in… is Carmen Sandiego? Хотя и поклонникам прочих жанров есть из чего выбирать.

Игры разнообразных жанров выходили на Apple II вплоть до начала 1990-х годов. Даже выпущенный позднее IBM PC с цветной графикой уровня CGA отчасти уступал по качеству картинки компьютеру Стива Возняка до появления EGA в 1984 году

Нельзя не добавить, что удача далеко не всегда сопутствовала начинаниям Стива Джобса и его компании. Так, рассчитанный уже специально на бизнес-пользователей и выпущенный в 1980 году Apple III оказался настоящим провалом. По мнению Стива Возняка из-за того, то разрабатывали его уже не инженеры, а профессиональные маркетологи.

«Другой Стив» чувствовал себя в разросшейся компании немного не в своей тарелке, оставаясь инженером, который совсем не желал превращаться в менеджера. И вскоре ушел из Apple, воспользовавшись в качестве предлога авиакатастрофой, в которую он попал в 1981 году. Она привела к краткосрочной потере памяти.

Удача снова улыбнется Apple в 1984 году с появлением Macintosh от совсем других разработчиков. Но это уже совсем другая история.

Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: