Обзоры
Игровые Оскары 2008

Игровые Оскары 2008


Сколько бы интересных, захватывающих, оригинальных игр ни вышло в начале и середине года, стоит в конце осени появиться в продаже паре суперблокбастеров с порядковыми числительными в названии, как публика моментально забывает предыдущих фаворитов. Тем более если это суперблокбастеры – GTA IV и Fallout 3, буквально затмившие остальные проекты прошлого года. Впрочем, мы не намерены пассивно наблюдать за схваткой двух йокодзун, а постараемся вспомнить все игры 2008 года и отметить лучшие из них.

Мнение читателей

Игровые Оскары 2008

Лучшая женская роль – Лара Крофт (Tomb Raider: Underworld)
Лучшая мужская роль – Нико Беллик (GTA IV)
Лучшая роль второго плана – Роман Беллик (GTA IV)
Лучший игровой мир – Fallout 3
Лучшее музыкальное сопровождение – GTA IV
Лучшее звуковое оформление – Dead Space
Лучший сценарий (сюжет) – Fallout 3
Лучшая графика (технологии) – Crysis Warhead
Лучшая графика (арт) – Fallout 3
Лучшая адвентюра – Penumbra: Black Plague
Лучшая игра жанра action/adventure – Assassin’s Creed
Лучшая RPG и action/RPG – Fallout 3
Лучший action – Crysis Warhead
Лучший симулятор – FIFA 09
Лучший racing – Race Driver: GRID
Лучшая игра жанра микс – Spore
Лучшая игра жанра sandbox – GTA IV
Лучшая стратегия – «King’s Bounty: Легенда о рыцаре»
Лучшая MMOG – World of WarCraft: Wrath of the Lich King
Лучшая казуальная или инди-игра – World of Goo
Лучшая многопользовательская игра – Call of Duty: World at War
Лучшая отечественная игра – «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо»
Разочарование года – Need for Speed: Undercover
Игра года – GTA IV

Лучшая женская роль

Элика (Prince of Persia)

Игровые Оскары 2008

Казалось бы, ну что в ней такого? Дерзкая, взбалмошная босоногая девчонка в изодранной одежде. И посмотреть-то в отличие от той же Лары не на что – кожа да кости. Вот только глаза – пронзительные, насмешливые карие глаза, ради одного взгляда которых можно отдать весь мир. В Элику так легко влюбиться…

Зря все-таки в Ubisoft не назвали игру «Принцесса Персии». Ведь все, что бы ни случилось в Prince of Persia, происходит именно из-за этой девушки с копной непослушных, требующих внимания парикмахера волос и чарующим, завораживающим смехом. Она альфа и омега игры. Из-за нее мир дважды проклят и благодаря ей может быть еще раз спасен. Решительная и безрассудная – она готова отдать душу, чтобы исправить, даже ценой собственной жизни, ошибку отца, но готовы ли вы принять такую жертву?

Прости, Лара, нам эту измену, но при всем нашем уважении именно Элика – та героиня, которой так не хватало современным играм. Романтичная, смешная, чувственная, храбрая, глупая, влюбленная, трогательная, трагичная – она живая. Такая реальная и такая выдуманная. Мы надеемся встретиться с ней снова.

Лучшая мужская роль

Нико Беллик(GTA IV)

Игровые Оскары 2008

Приехав с Балкан, Нико собирался измениться. Война и убийства должны были остаться в прошлом, а впереди маячила приятная жизнь – ведь брат неплохо устроился в США и вроде как купается в роскоши. Понятно, что на деле все оказывается наоборот, и Нико приходится вспомнить былые времена. Однако мы видим, что рано или поздно перелом произойдет и эта жестокость – лишь вынужденная временная мера для спасения брата, который оказался совершенно неприспособленным к суровой жизни за океаном. Привлекает еще и то, что узнать личность Нико нам так и не удалось. Несмотря на щетину, спортивные штаны и внешность типичного бандита, он явно умен и начитан, а его методы работы – отголоски прошлого, с которым Нико очень хочет завязать. Но только после того, как разберется с делами.

Лучшая роль второго плана

Роман Беллик(GTA IV)

Игровые Оскары 2008

Сложнее всего не нарисовать персонаж, а продумать до мелочей его характер. Причем сделать это так, чтобы игрок сочувствовал, переживал и смеялся над теми ситуациями, в которые попадает герой. Роман – врун и неудачник, любящий азартные игры и женщин. Поэтому все проблемы он собирается решить при помощи своего «крутого» брата, так кстати оказавшегося рядом. Однако речь не идет о банальном использовании, поскольку Роман часто помогает Нико в меру своих возможностей, а также рискует своей жизнью, отправляясь с ним на довольно опасные мероприятия.

Лучшее музыкальное сопровождение

Fallout 3

Игровые Оскары 2008

Зачем корпеть над нотным станом, искать исполнителей и звукозаписывающую студию, решили создатели Fallout 3. Тем более, ну кто из современных вокалистов, работающих в стилях джаз и блюз, сравнится с Билли Холлидей, Бобом Кросби, Роем Брауном, Эллой Фитцджеральд, Биллом Муном или группой The Ink Spots. В дополнение к популярным мелодиям 40-х годов XX столетия взяли классические американские марши XIX века «Янки-дудл», «Америка», «Хаил, Колумбия» и т. д. Беспроигрышный вариант: все новое – это хорошо забытое старое.

Лучший игровой мир

Fallout 3

Игровые Оскары 2008

Количество фантастических произведений, посвященных третьей мировой войне и выживанию человечества после разнообразных катастроф планетарного масштаба, превосходит все мыслимые пределы. Тема эта разрабатывается авторами еще с начала сороковых годов и до сих пор себя не исчерпала. Чуть позже к писателям присоединились кинематографисты, затем телевизионщики, а с конца восьмидесятых и создатели компьютерных игр. Так что, можно сказать, новые карты Ада составлены достаточно подробно и белых пятен на них почти не осталось.

Все, что предстояло разработчикам, – бережно перенести лучшие наработки предшественников в трехмерный мир Fallout 3. И это им удалось великолепно. В чем-чем, а в предельном внимании к деталям и усидчивости сотрудникам Bethesda не отказать, вспомним хотя бы Morrowind и Oblivion.

Что ж, у них опять получилось. Столичные пустоши оказались настолько милы сердцу геймеров, что они готовы проводить в них сутки напролет, не ограничиваясь достаточно коротким сюжетом Fallout 3, а дотошно исследуя все уголки игрового мира.

Лучшее звуковое оформление

Игровые Оскары 2008

«Анабиоз: Сон разума»

Так уж повелось, что приз за лучшее звуковое оформление всегда, за редчайшими исключениями, достается проектам в жанре survival horror или stealth – традиция такая.

Выбирая между играми «Анабиоз» и Dead Space, мы отдали предпочтение первой. Шорох снега под ногами, треск льда, завывание вьюги, скрип остывающих переборок ледокола «Северный ветер» и гулкий стук собственного сердца оказались нам ближе, чем вопли некроморфов на борту космического корабля «Ишимура».

Лучшая адвентюра

Игровые Оскары 2008

A Vampyre Story

Говоря об адвентюрах, мы чаще всего с ностальгией вспоминаем «золотую эру» квестов от Sierra и LucasArts. Лидер команды разработчиков A Vampyre Story Билл Тилер, в свое время сделавший замечательные фоновые рисунки для The Curse of Monkey Island, сумел передать своей нынешней команде тот самый лукасовский дух – светлую сторону Силы. В результате получилась игра, созданная по всем канонам классических point’n’click-адвентюр, обладающая неоспоримым шармом (чему очень способствует графическое решение а-ля Тим Бартон) и вместе с тем использующая современные технологии. Это лишь первая часть трилогии, будем надеяться, что продолжение окажется еще лучше.

Лучший сценарий (сюжет)

«Анабиоз: Сон разума»

Игровые Оскары 2008

Когда-то считалось, что сюжет для большинства игр, в том числе и шутеров, – штука необязательная. Авторы ограничивались бодрым «Убей их всех!»/«Наше дело правое!» и помещали эту белиберду в readme.txt. Сейчас собственной историей стараются снабдить все игры, даже клоны «Тетриса» и «Арканиода».
Особняком стоит «Анабиоз: Сон разума». Это единственная пока что игра, где сюжет первичен и все подчинено одной цели – рассказать нам историю ледокола «Северный ветер», его капитана и команды. Вечную как мир историю о вере, дружбе, подлости, эгоизме и самопожертвовании. Авторы признались: они даже думали полностью убрать из игры противников, превратив ее в интерактивный фильм. Рваный, прерывистый ритм повествования, наложение нескольких сюжетных линий – реальности, воспоминаний и альтернативных вариантов ментального эха – делают историю, рассказанную в «Анабиозе», настоящим шедевром.

Лучшая графика (технологии)

Игровые Оскары 2008

Crysis Warhead

За прошедший отчетный период революции в графических технологиях не произошло. Дай бог среднестатистическому ПК справиться с тем, что навыдумывали еще в 2007 году. Впрочем, за двенадцать месяцев многие успели обновить свои системы и выжать из позапрошлогодней Crysis 30– 35 кадров – не фонтан, однако играть уже можно. Crysis Warhead, конечно, требовательнее предшественницы, но, к счастью, ненамного.

Лучшая графика (арт)

Prince of Persia

Лучшая же работа художников по декорациям – это, безусловно, Prince of Persia. На ПК еще не было полноценной коммерческой игры, полностью нарисованной акварельными красками. Да-да, мы отлично знаем, что на самом деле используется совершенно банальный cel-shading и немного магии, но зато какого эффекта удается достичь. Месяц, как кусочек сыра, горы, как сахарные головы, купола башен, как шоколадные конфеты, кисельные реки и молочные берега – сказка, да и только.

Лучшая action/adventure

Игровые Оскары 2008

Prince of Persia

Прыжок, прыжок, скольжение, прыжок, полет, толчок, прыжок, переворот. Людям со слабым вестибулярным аппаратом, плохой координацией движений и отсутствующим чувством ритма сюда лучше не соваться. Удар, парирование, отступ, блок, удар, магия, удар. Понадобятся еще крепкие нервы, чтобы по несколько раз переигрывать сложные моменты, и толика смекалки.

Ни к одному из элементов Prince of Persia нельзя придраться. Акробатика – отлично, боевая часть – замечательно, графика – потрясающе, озвучка – блестяще, музыка – великолепно, сюжет – захватывающе. Осталось накинуть баллов за артистизм и технику. Идеальная action/adventure.

Лучшая RPG и action/RPG

 Fallout 3

Игровые Оскары 2008

Это удобно всем – не более одной масштабной RPG в год. Чтобы поклонники сначала долго, глотая слюнки, ждали ее выхода, а потом обстоятельно и неторопливо играли и переигрывали, смакую детали. Впрочем, есть и другое объяснение. Остальные разработчики, отлично зная, что тягаться с Bethesda бессмысленно, срочно перенесли релизы своих, несомненно, гениальных RPG на 2010 – 2012 гг. От греха подальше. Тем более что авторы планируют выпустить к Fallout 3 дюжину мини-дополнений – играть не переиграть. А там, глядишь, и моды подоспеют…

Вы можете спросить, а как же Mass Effect? Опоздавшая к лету космическая RPG от BioWare на самом деле игра 2007 года, лишь по счастливой случайности вышедшая сейчас на ПК.

А с action/RPG вообще какая-то ерунда получается. В свое время мы думали, что Titan Quest значительно уступает проектам прошлых лет, но, как оказалось, она на голову превосходила все сделанное за последние три года. Вот и остается ждать третьего прихода Diablo да надеяться на лучшее.

Лучшая игра жанра action

 Dead Space

Игровые Оскары 2008

Прошлый год оказался далеко не самым удачным для игр жанра action. Crysis Warhead – явный боян годичной давности, Left 4 Dead как однопользовательская игра не состоялась, Call of Duty: World at War опять вернула серию в опостылевший многим сеттинг Второй мировой, Far Cry 2 оказалась красивой пустышкой, Tom Clancy’s Rainbow Six: Vegas 2 тянет в лучшем случае на mission pack, «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» получилась совсем не такой, как ожидали того геймеры. Вот и выходит, что лучшей игрой жанра action становится совсем даже не шутер, а редкий на ПК гость – фантастический survival horror.

Рецепт приготовления качественного sci-fi-ужастика, найденный еще Ридли Скоттом, остается неизменным – огромный космический корабль, несколько, а лучше всего один выживший член экипажа, ино­планетные монстры, полумрак, игра света и тени, скрип переборок и загадочные шорохи во тьме. Авторы Dead Space сделали все как следует, добавив в проект и собственные интересные находки.

Игровые Оскары 2008

Лучшая игра жанра микс

 Mount & Blade

Мы строили, строили и наконец – построили! Супруги Явуз все-таки представили финальную версию своего уникального симулятора жизни в Средневековье. А благодарные фанаты тут же выпустили моды, улучшающие графику игры, повышающие реализм сражений, добавляющие новое оружие, фракции, целые миры. Воистину народная игра и к тому же не имеющая аналогов.

Лучший симулятор

FIFA 09 

Игровые Оскары 2008

Честно говоря, мы уже давно списали со счетов серию FIFA. Решили, что ее разработчики сдали, потеряли боевой настрой, выдохлись в попытках догнать ушедшую в отрыв Pro Evolution Soccer. Последние несколько лет серия топталась на месте, теряя лицо и поклонников. Финал был предсказуем – вылет из высшей лиги и участие в дворовых турнирах. Но вдруг ни с того ни с сего парни из EA Canada решили прислушаться к мнению фанатов и внесли в игру более 250 изменений. И пусть ПК-версии достались далеко не все из них, одно только введение мышиного управления позволило FIFA 09 обыграть Pro Evolution Soccer 2009 на ее же поле.

Лучший racing

Race Driver: GRID 

Игровые Оскары 2008

После выхода Colin McRae: DiRT мы знали, что дела в Codemasters пошли на поправку. И хотя слишком аркадный раллийный сим 2007 года понравился далеко не всем, от обновленной TOCA – Race Driver: GRID ждали многого. Как оказалось, не зря. Идеальный баланс симуляторной и аркадной составляющей, впечатляющая графика, великолепная динамика автомобилей, реалистичный звук, но самое главное – потрясающее чувство трассы, дух соперничества и жажда скорости – то, что отличает гениальные гоночные игры от поделок типа Need for Speed Undercovёr.

В 2009 году нас ожидают еще две игры, использующие тот же Ego Engine, – Formula One 2009 и Colin McRae: DiRT 2. Надеемся, Codemasters не подведет.

Лучшая игра жанра sandbox

GTA IV 

Игровые Оскары 2008

Задолго до появления четвертой части серия GTA была эталоном «песочницы» благодаря полной свободе передвижения и множеству дополнительных activity, которыми можно было заниматься в промежутках между заданиями. Нико также не дают скучать – постоянные звонки от друзей и подружек заставляют отвлекаться на посещение боулинг-клубов, ресторанов и заведений фастфуда. Либерти-Сити – огромный город, где можно найти занятие и после окончания основного сюжета. Как и в предыдущих сериях, мегаполис содержит большое количество тайников и интересных мест, в которых спрятаны сюрпризы. Кроме того, отметим отличный многопользовательский режим с несколькими типами игры – Rockstar прислушалась к пожеланиям геймеров и наконец-то реализовала полноценный мультиплеер.

Лучшая стратегия

«King’s Bounty: Легенда о рыцаре» 

Игровые Оскары 2008

Мы были на сто процентов уверены, что Дмитрий Гусаров и команда Katauri Interactive смогут не только возродить серию King’s Bounty, но и вывести ее на совершенно новый уровень. И действительно, настолько продуманной, органично сочетающей различные элементы русскоязычной игры мы еще не видели. Великолепные тексты, поразительная аддиктивность, лояльность к пользователю, милая графика и интуитивный интерфейс – это все о «Легенде о рыцаре». Далеко не все имевшиеся наработки вошли в первую часть проекта, так что в недалеком будущем нас ожидает продолжение – «King’s Bounty: Принцесса в доспехах».
Если же говорить о стратегиях реального времени, то складывается впечатление, что их в этом году просто подменили – настолько неинтересными оказались все RTS 2008 г. Ждем StarCraft 2, уж Blizzard-то не подведет.

Лучшая казуальная или инди-игра

World of Goo 

Игровые Оскары 2008

Взяв за основу свою студенческую работу, сделанную всего за неделю простенькую игрушку Tower of Goo, Кайл Габлер и Рон Кармел создали уникальный мир с милыми узнаваемыми персонажами-капельками, увлекательной историей, интересными заданиями и самобытной графикой. World of Goo поразила нас своим шармом и заслуженно побеждает.

Впрочем, в 2008 году индустрия казуальных игр развивалась семимильными шагами и породила много оригинальных проектов. То ли еще будет.

Лучшая многопользовательская

Left 4 Dead 

Игровые Оскары 2008

Иногда компания Valve напоминает нам, что она не только создатель лучшей системы дистрибуции игр, но еще и талантливый разработчик. Left 4 Dead – отличная возможность почувствовать себя героем фильма про зомби, причем вместе с вами трястись и отстреливаться может еще трое реальных друзей. Отсюда море адреналина, удовольствия и рассказов о героических похождениях.

Пока что в игре всего четыре кампании, которых, скажем прямо, хватает ненадолго, однако вскоре появятся первые работы уже подключившегося сообщества фанатов. Так что не спешите откладывать Left 4 Dead – история обещает быть продолжительной.

Лучшая MMOG

World of WarCraft: Wrath of the Lich King 

Игровые Оскары 2008

Попытки создателей MMORPG 2008 украсть хотя бы пару крошек со стола World of WarCraft выглядят просто жалко. Tabula Rasa – впечатляющий провал. Pirates of the Burning Sea – ошибки, ошибки, ошибки. Age of Conan – слишком быстро надоедает. Warhammer Online: Age of Reconing была сравнительно популярна, пока не вышло новое дополнение к WoW – World of WarCraft: Wrath of the Lich King. Победа присуждается последней по причине неявки противников.

Игра года

Fallout 3 

Игровые Оскары 2008

Что-то меняется, что-то остается неизменным. Скажем прямо, мы очень боялись последствий переноса вселенной Fallout в полное 3D, от изометрии к виду от первого лица, от пошагового режима к реальному времени. Сотрудники Bethesda изменили в игре абсолютно все, но… им удалось сохранить самое главное – дух оригинальной Fallout.

Постъядерный мир опять, как и десять лет назад, раскинулся перед вашим взором, и только вы сможете помочь его обитателям, и только вам решать, кем в нем стать – героем или злодеем. Создать идеальную постъядерную RPG хотят все разработчики СНГ. Но им не повезло, она уже создана.

Лучшая отечественная игра

«Анабиоз: Сон разума» 

Игровые Оскары 2008

Команда Action Forms шла к «Анабиозу» долгие десять лет. По большому счету все сделанное ребятами до сих пор – это подготовка к главному релизу. И даже если в дальнейшем Action Forms не выпустит ни одного проекта, ее сотрудники уже вписали себя в историю компьютерных игр. Ведь «Анабиоз» – это намного больше чем просто игра – это история, которая никого не оставит равнодушным, это первая попытка использовать средства серьезной литературы для того, чтобы достучаться до геймеров. Это игра, которая заставляет задуматься.

Далеко не все поймут аллюзии и идеи, заложенные авторами в «Сон разума», но самое главное – игра вызывает дискуссии, которые касаются далеко не графики или геймплея, а именно философского содержания проекта. И это настоящее чудо.

Разочарование года

Far Cry 2

Игровые Оскары 2008

Не зря говорят, бойтесь своих желаний – они могут исполниться. Игрокам всегда хотелось получить максимально возможную свободу – перемещения, выбора фракции, принятия решений. С другой стороны, геймеры и сами-то толком не знают, что они будут делать с вожделенной вседозволенностью. Впрочем, проблема Far Cry 2 не только в никому не нужной свободе, пустом мире и уходе от концепции оригинальной игры (в Crytek наверняка наслаждаются провалом Ubisoft). На самом деле во всем происходящем в Far Cry 2 есть смысл, вот только для того, чтобы понять, в чем дело – игру надо пройти. Увы, не у многих достало сил на такой подвиг.
Что же до Need for Speed Undercover… кажется, еще пару лет назад мы говорили, что уже ничего хорошего от этой серии не ждем. Нет ожиданий – нет и разочарования.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: