Статьи
На электрокаре по Европе: опыт украинцев с Tesla Model X и Renault ZOE
401

На электрокаре по Европе: опыт украинцев с Tesla Model X и Renault ZOE

На электрокаре по Европе: опыт украинцев с Tesla Model X и Renault ZOE

Электромобиль и дальние путешествия – несовместимые вещи? Как оказалось, все вполне возможно: в данной статье я приведу пример сразу двух путешествий украинцев в Европу – на электромобилях Tesla Model X и Renault ZOE. Хотя без неприятных казусов, уж поверьте, не обошлось. Хотите знать больше? Какова ситуация с зарядками в Украине? А как в Европе? Можно ли проехать 2 тыс. км бесплатно? Сейчас расскажу…

Tesla Model X 90D в Украине: почему? для чего? за сколько?

Знакомьтесь, это – Вадим и его электромобиль Tesla Model X 90D. Впервые Вадим задумался над электромобилем примерно в 2014-м году, когда прокатился на Tesla Model S. Главное что запомнилось – великолепный разгон и тишина: ощущение даже не полета, а левитации. Далее последовали два года «изучения вопроса»: сколько стоит, сколько едет. Попутно изучал тематические форумы и обнаружил немало проблем с электрокарами Tesla: ошибки в «софте», из-за чего сбоят различные функции, быстрый разряд 12-вольтного аккумулятора, общие замечания по сборке. Но это не останавливало.

Вадим отмечает: «Иметь Tesla в Украине равнозначно, как иметь iPhone десять лет назад – он сырой, проблемный, нужно разлочить. Но в итоге ты чувствуешь, что находишься на острие прогресса. Например, компания Tesla регулярно обновляет «прошивки», добавляет новые полезные функции, это понижает эффект старения. Просыпаешься однажды утром – и вдруг обнаруживаешь, что машина обновилась: стала ехать чуть быстрее и чуть дальше. И еще – пусть у нас в стране слово «экологично» пока не слишком популярно, но мне приятно осознавать, что я не дымлю на дороге».

Романтика романтикой, но без практичности не обошлось. Из личных наблюдений стало ясно, что Tesla Model S может не подойти по размеру: низкая крыша, мало места сзади, клиренса не хватает, длинные свесы. Ведь прошлым автомобилем был BMW X3 – хотелось получить также кроссовер, но электрический и большой.

Изначально Вадим – владелец серебристого кроссовера Tesla Model X 90D – был просто «за электромобили». Затем пришло понимание, что нужен именно «Х»: просторный салон для большой семьи (порой приходится возить людей и в третьем ряду), огромный багажник сзади и дополнительный спереди, высоко поднимаются двери «Крылья сокола» для удобного доступа в салон: можно посадить ребенка, поставить детское кресло. Кстати – это Tesla Model X для рынка США, но указатели поворотов по-европейски оранжевые. А вот зарядный разъем фирменный «Тесловский»: приходится использовать переходник CHAdeMOTesla.

В итоге все срасталось в сторону Tesla Model X. Электромобиль пришлось поискать в США, подобрать оптимальную «90-ю» версию, выбрать хороший целый экземпляр. На все про все ушло полгода: Вадим сам принимал участие в нескольких автомобильных аукционах в США и воспользовался услугами брокера только для доставки электрокара в Украину.

С покупкой электромобиля связано немало интересных историй. Так, именно этот экземпляр Tesla Model X 90D выставляли на аукцион трижды и каждый раз аукцион признавали несостоявшимся: то клиентов мало (порой был лишь один – Вадим) и борьбы ставок нет, то электронные сбои системы аукциона. Но в итоге все удалось, а отсрочки даже сыграли на руку: электрокар был выкуплен примерно под конец 2017 года – а тогда уже стало ясно, что с начала 2018-го ввоз электромобилей в Украину будет без НДС и без акциза. И вот эта серебристая Tesla Model X 90D стала одним из первых электромобилей, которые заехали на территорию Украины по новым законам: 1 февраля 2018 года электрокар получил украинские номера.

В прошлом мы уже детально рассказывал о Tesla Model X (включая технику и салон), поэтому здесь отмечу лишь ключевые факты: перед водителем – всегда большой ЖК-дисплей, по центру передней панели – еще один, выбор режима движения – с помощью подрулевого переключателя в стиле Mercedes. Данный экземпляр имеет Premium Upgrade Package: улучшенная музыка, вставки из алькантары на передней панели, дерево в салоне. Электромобиль Tesla Model X 90D вообще – это два электромотора, пневматическая подвеска, АКБ на 90 кВтч: реальный запас хода составляет около 400 км в городе и 300-350 км на трассе. Владелец говорит, что последние 50-60 км запаса хода на индикаторе – это уже «на доезд до зарядки»: с учетом мощности Tesla, последние кВтч в аккумуляторе можно израсходовать вмиг. Обустроить обычную зарядку Tesla (мощность 5 кВт, скорость заряда 20 км/ч) около своего парковочного места заняло полгода и потребовало 30 тыс. грн. Зато расходы на электроэнергию – 800 грн в месяц при ежемесячном пробеге около 1 тыс. км.

Одна из причин, почему Вадим выбирал Tesla – он хотел получить большой запас хода для длительных поездок. И это не пустые слова: нынешним летом электрокар ездил по Европе месяц, позволив посетить множество стран. О том, как это было – читайте ниже.

Tesla Model X 90D едет в Европу: семь стран и 6,5 тыс. км

Путешествие заняло месяц, во время которого Вадим проехал семь европейских стран: Польша, Словакия, Австрия, Черногория, Хорватия, Венгрия, Словения.

Однако, как несложно догадаться, старт был дан в Киеве – изначально следовало доехать до границ ЕС. Выбор пал на трассу Киев-Чоп, где есть множество зарядок для электромобилей. Стабильно ехали около «сотни» и в таком темпе Tesla Model X потребляет около 20-25 кВтч электроэнергии на 100 км: в итоге на одном полном аккумуляторе можно проезжать 400 км без кондиционера или около 320 км с учетом включенного кондиционера. А если отнять еще 60 км («про запас на доезд» что отмечали выше), то выходит, что следует ориентироваться на запас хода около 250 км – вот такими участками и был разделен маршрут по Украине. Плюс еще следовало привязываться к скоростным зарядным станциям CHAdeMO.

В итоге первая зарядка после Киева пришлась на Житомир, затем Ровно и Львов. Пользовались зарядными станциями типа CHAdeMO одной из украинских сетей электрозаправок – и, следует признать, не все так гладко, как написано на бумаге. При заявленной силе тока 80А реально зарядка выдает лишь 20А, при этом оплата производится не только по объему потребленной электроэнергии, а также и по времени пребывания на зарядке. Хотя если встречалась мощная зарядка CHAdeMO (40-50 кВт) – то она позволяла зарядить аккумулятор электрокара Tesla Model X 90D за 1,5-2 часа. Кроме того, маршрут планировался так, чтобы некоторые зарядки аккумулятора производить на паркингах отелей, где путешественники останавливались на ночевку. В таком случае подходила и обычная розетка или т.н. «ускоренная зарядка» мощностью 10-20 кВт.

А что с зарядками в Европе? Заметно лучше Украины? В плане количества и качества зарядок – однозначно «да». Во-первых, практически все «быстрые зарядки» типа CHAdeMO реально выдают мощность около 40-50 кВт, под которые они проектировались изначально – а это позволяет «заливать» в аккумулятор Tesla около 200 км за один час заряда или получать полный заряд АКБ за 1,5-2 часа. Во-вторых, езда на электромобиле в Европе означает много бонусов: бесплатная парковка, открытый въезд в центр города. Третье – зарядные станции всегда расположены так, что между ними максимум 200-250 км даже при езде по трассе, а в городах зарядки установлены еще плотнее. Особенно выручают супермаркеты и отели: зарядка обычно бесплатная и рабочая.

Последний пункт важен, поскольку далеко не все зарядки в Европы исправны. И бывали ситуации, когда Вадим планировал зарядить электромобиль – но не удавалось, что сбивало изначальные планы и график движения. Так, например, было с одним из парков, где планировали просто подзарядиться, но подвели сразу две зарядки CHAdeMO (неисправны были обе), а в итоге остались ночевать в городке по соседству. Да и без других казусов не обошлось. К примеру, был случай, когда в отеле для зарядки электрокара присутствовала только обычная розетка. Вадим прошелся к соседним отелям и нашел хорошую мощную зарядную станцию, однако за ее использование потребовали плату в… 50 евро. Ладно 10-20 евро из расчета «10 евро за час», но ведь не полсотни!

Последний пример показал, что в глазах даже некоторых европейцев Tesla по-прежнему выглядит, как мешок денег на колесах. Признаемся честно – подобное есть и в Украине. Причем процент подобных людей примерно одинаков, что в Европе, что в Украине – и радует, что их меньшинство. Большинству все-таки электромобили интересны, они готовы помочь, как могут. В итоге большое европейское путешествие на Tesla состоялось!

Renault ZOE и маршрут Польша-Беларусь-Украина «за бесплатно»

Постоянные посетители ITC.ua уже знают этого человека и его электрокар: Андрей, владелец первого электромобиля Renault ZOE 40 в Украине, о котором отдельно рассказывали ранее. Вкратце напомню: электромобиль был приобретен новым из Европы (тогда еще не стартовали продажи официальных электромобилей Renault ZOE в Украине) и это первый автомобиль Андрея вообще. Обновленная версия Renault ZOE получила приставку в виде индекса «40», что явно намекает на емкость аккумулятора: 41 кВтч – его хватает на обещанный запас хода в 400 км. Но в реальности следует рассчитывать примерно на 300 км в городе и около 250 км на трассе. Плюс (точнее минус) затраты электроэнергии на обогрев салона зимой или на охлаждение летом – порой выходит и того меньше.

Андрей и его Renault ZOE 40. Компактный электрокар в вопросах запаса хода держится молодцом: по-прежнему один из лучших вариантов по соотношению цены и емкости АКБ. Электромобиль Renault ZOE – типичный хэтчбек европейского В-класса: длина около 4-х метров, средний салон, небольшой багажник. Однако в путешествие отправились два человека: места в салоне хватило, равно как и багажника под пару-тройку сумок. А потому…

А потому все это не остановило Андрей – нынешним летом он также совершил небольшое путешествие, проехав за неделю Польшу и Беларусь. Но вот что интересно – ради интереса Андрей решил проехать весь маршрут полностью бесплатно!

Выезд в сторону запада по трассе Киев-Чоп, промежуточные зарядки в крупных городах и последняя зарядка на границе Украины. При скорости 90 км/ч и включенном кондиционере на одном полном зарядке аккумулятора удавалось проезжать около 250 км, при скорости 110-120 км/ч и также с кондиционером – около 220 км. В целом Андрей ехал так, чтобы не превышать расход электроэнергии в 20 кВтч на 100 км. Тогда аккумулятора хватало на проезд 200-250 километров за 2,5-3 часа, после чего следовала остановка для подзарядки длительностью около двух часов. Обычно использовались зарядные станции на одной крупной сетевой АЗС, которые бесплатны и выдают максимальную мощность около 20 кВт.

Аналогично, как и с историей Tesla, в Польше зарядок больше и путешествовать проще из-за того, что если пропустил одну зарядку – то можно дотянуть до следующей. А еще это позволило не заряжать аккумулятор «на полную» до 100% (но реже), а подзаряжать его до 80-85% (но пользоваться зарядками чаще): Андрей заметил, что на зарядку и «дожимание» последних 20% емкости АКБ уходит время, которое почти сопоставимо с зарядкой первоначальных 70-80% АКБ. Все зарядки также удалось совершить бесплатно: на парковках торговых центров или отелей. Но не только… К примеру, показательная история произошла в Беларуси. Удалось найти частную зарядную станцию, она была распложена на внешней стороне ограды дома. Через приложение специального сайта (www.plugshare.com) списались с владельцем, который в это время находился за границей, тот дал добро и рассказал, где зарядка – наконец можно пополнить АКБ: вот пример взаимопомощи владельцев электромобилей.

Но были и противоположные ситуации. Въезд в Украину, незнакомая трасса, но по маршруту обещана зарядка. Приезжают, смотрят – да, зарядка есть. А заземления – нет. И требовательная электроника Renault ZOE отказывает принимать ток! Благо, рядом нашлась АЗС и там есть обычная розетка 220В. Ну что ж, хоть немного подзарядит аккумулятор. Не тут-то было. На улице жарко, электрокар Renault ZOE использует электроэнергию для охлаждения своего аккумулятора (встроенная система воздушного охлаждения для заботы о сохранности и «здоровье» ячеек). В итоге расход электроэнергии, похоже, превышал то, что могла дать обычная розетка: за некоторое время заряд АКБ не вырос, а даже упал с 8% до 6% – что делать? Владелец отправился на поиски другой зарядки и нашел промышленную розетку мощностью 11 кВт (фактически как замена «ускоренной зарядки») – здесь, наконец, и удалось подзарядить электромобиль. Вся эта история заняла немало времени. Сколько? Шесть часов.

Оставшийся путь прошел в более спокойном темпе: по известной трассе и с нормальными проверенными зарядками. В итоге Андрей таки сумел совершить путешествие в Польшу и Беларусь (суммарно 2 тыс. км) совершенно бесплатно – хотя, как видите, далеко не все было «в розовых тонах».

Так возможны длительные путешествия на электромобиле или нет?

Ответ однозначен: «да». Конечно, не обходится без проблем и нюансов, описанных выше. Но также отмечу, что ситуация с зарядными станциями становится в Украине заметно лучше буквально каждый день: ранее путь «Киев-Львов» следовало проезжать на одном заряде при невысокой скорости и без кондиционера. А теперь есть несколько промежуточных зарядок, что позволяет ехать быстрее. Аналогичная ситуация и с другими крупными трассами по Украине.

Два описанных примера – с большими пробегами, путешествиям по разным странам, в разном темпе и режиме – это первопроходцы, которые доказывают, что длительные поездки на электрокарах возможны уже здесь и сейчас.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: