Статьи
NVIDIA GeForce GTX 960 vs. AMD Radeon R9 285

NVIDIA GeForce GTX 960 vs. AMD Radeon R9 285


GeForce_GTX960_vs_Radeon_R9-285_intro_671-2

Видеокарты среднего уровня всегда становятся объектами повышенного внимания. Стараясь получить оптимальное соотношение цена/производительность, многие пользователи готовы перед покупкой скрупулезно изучать все особенности и конкурентные преимущества новинок, сравнивая их с показателями альтернативных вариантов, предлагаемых примерно за те же деньги. К счастью, в пылу конкурентной борьбы AMD и NVIDIA, выпуская очередные продукты, всегда оставляют интригу. В этот раз мы решили оценить возможности одноклассников в среднем весе  – GeForce GTX 960 и Radeon R9 285, которые в розничной продаже сейчас предлагаются примерно за $230–250.

GeForce GTX 960

Видеокарты GeForce GTX 960 были представлены всего полтора месяца назад, но уже успели получить определенную популярность. История появления данного продукта вполне обыденна. Эта модель пришла на смену GeForce GTX 760. В процессе планового обновления модельного ряда, NVIDIA  предложила данное решение, оснащенное чипом GM206 с энергоэффективной архитектурой Maxwell. Мы уже достаточно детально ознакомились с возможностями GeForce GTX 960. В целом продукт получился интересным, но вызвал не столь однозначную пользовательскую реакцию, по большей мере из-за завышенных ожиданий. Многие уже привыкли, что с выходом очередного поколения адаптеров среднего класса, они заметно опережают своих предшественников и предлагаются примерно по той же цене. Однако в этот раз NVIDIA использовала иной подход при разработке обновки. GeForce GTX 960 оказалась лишь немногим производительнее GeForce GTX 760, но существенно экономичнее, с некоторыми  функциональными новшествами и рекомендованной ценой в $199 (увы, на американском рынке).

GeForce_GTX960_specs

Такой подход разработчика оценили далеко не все. Особенно владельцы видеокарт предыдущего поколения. Вряд ли кто-то будет менять свою GeForce GTX 760, да и для апгрейда GeForce GTX 660 Ti тоже особого резона нет. Масла в огонь подлили некоторые количественные показатели в технических характеристиках GeForce GTX 960. Прежде всего, это, конечно же, пресловутая 128-битовая шина памяти, которая заставила поволноваться многих нумерологов, которые чтут кодекс больших чисел. Да, магистраль с такой разрядностью выглядит не очень убедительно, однако архитектура Maxwell предусматривает определенные улучшения работы контроллера памяти, а также принципиально новые алгоритмы цветовой компрессии, позволяющие обходится меньшей пропускной способностью. Даже в спецификации разработчик отдельно подчеркивает, что Maxwell на треть эффективнее работают с памятью, чем Kepler. Да и микросхемы локальной ОЗУ работают на 7010 МГц.  В этом случае очевидно, что производитель предусмотрел определенные шаги, позволяющие компенсировать сравнительно небольшую пропускную способность, в конечном итоге важна производительность, а не способ, которым она достигается.

Вопросы также вызвал непосредственно объем локальной памяти. В штатном варианте GeForce GTX 960 предлагается с 2 ГБ скоростной GDDR5. В целом, для режима 1920х1080 такой емкости буфера зачастую достаточно, но уже есть исключения и их количество продолжает увеличиваться. В случае с GeForce GTX 960 это дело поправимое. Производители уже начали анонсировать свои модификации адаптеров с удвоенным объемом памяти. Однако, видеокарты с 4 ГБ будут стоить заметно дороже. По оптимистичным прогнозам,  доплатить придется  порядка $30. С учетом того, что в Украине розничные цены GeForce GTX 960 даже на модели с 2 ГБ заметно выше рекомендованных, возможность приобрести модель с 4 ГБ можно воспринимать лишь со сдержанным оптимизмом. При цене, например, в $300 такая покупка утратит изначальную привлекательность.

Сильной стороной GeForce GTX 960 конечно является улучшенная экономичность видеокарты. Тепловой пакет адаптера составляет всего 120 Вт, потому для подключения дополнительного питания производители, как правило, используют один 6-контактный разъем 12 В.

Radeon R9 285

Radeon R9 285 была представлена в конце лета прошлого года. Именно с помощью этого адаптера AMD намеревалась сдерживать натиск набравшего популярность GeForce GTX 760. Появление Radeon R9 285 напрашивалось довольно длительное время. До ее появления закрывать сегмент среднего класса должны были видеокарты Radeon R9 280 и Radeon R9 280X. Очень удачные разработки производителя, которые, по большому счету, представляют собой модернизированные версии Radeon HD 7950/7970, представленные еще в 2012 году. В то время это были топовые решения, спустя два года с легкими доработками  успешно перекочевали в средний ценовой сегмент. Однако, в хорошем смысле «тяжелое» наследие старших моделей дает о себе знать. Все же это не самые экономичные устройства с крупным графическим процессором и 384-битовой шиной памяти, которая конечно оказывается уместной в любом случае, но усложняет компоновку, не оставляя поля для ценового маневра, которое очень желательно при игре в среднем классе. К тому же такие адаптеры оснащаются 3 ГБ памяти, что тоже не позволяет снижать стоимость ниже определенного предела.

Radeon_R9-285_specs

Уже имея в своем распоряжении видеокарты Radeon R9 290/290X на чипе Hawaii, при разработке нового решения среднего класса компания AMD использовала преимущества устройств предыдущего и актуального поколений. В результате Radeon R9 285 основан на 28-нанометровом чипе Tonga Pro, который в плане количественных характеристик имеет схожий набор с таковым для Radeon R9 280 (вычислители, текстурные блоки, растеризаторы), однако использует обновленную архитектуру GCN 1.1, усовершенствованный механизм регулировки рабочих параметров PowerTune и обновленный видеодекодер с возможностью транскодирования H.264 при разрешении 4К (этого нет даже в R9 290/290X). Кроме того, от нынешних флагманов данная модель также получила встроенный DSP-сопроцессор для поддержки технологии AMD TrueAudio, позволяет организовать связку CrossFire без специального мостика и готова к подключению мониторов с технологией FreeSync, позволяющей избавиться от артефактов синхронизации. Ну и, конечно, никуда не делась поддержка фирменного API Mantle и DirectX 12.

Radeon R9 285 получила 256-битовую шину. Да, ностальгия за 384-битовой присутствует, но в целом, для своего класса такая разрядность также не выглядит плохим решением. Штатно видеокарты оснащаются 2 ГБ памяти GDDR5, работающей на 5500 МГц. Изначально предполагалось, что производители видеокарт смогут оснащать свои устройства вдвое большим объемом памяти, но на практике до этого дело не дошло. Все предлагаемые на рынке модификации видеокарт оснащены 2 ГБ локальной ОЗУ.

Тепловой пакет видеокарты составляет 190 Вт, это лишь немногим меньше, чем у Radeon R9 280 (200 Вт). Значительного прогресса здесь достичь не удалось, особенно если учесть, что видеокарта имеет меньший объем памяти и меньшую разрядность шины.

В целом, Radeon R9 285 изначально  представлялся в качестве замены Radeon R9 280, однако последние все еще остаются в ассортименте производителя и нет признаков того, что вскоре они будут отправлены на заслуженный отдых.

VS.

В нынешней конфигурации графических решений обоих производителей, GeForce GTX 960 и Radeon R9 285 являются непосредственными конкурентами. AMD готовила соперника для GeForce GTX 760, но в нынешних условиях, когда очевидно, что данную модель заменит GeForce GTX 960, оппонентом для Radeon R9 285 является именно новинка NVIDIA.

GeForce GTX 960
Radeon R9 285
Наименование кристалла GM206 Tonga Pro
Техпроцесс производства, нм 28 28
Площадь кристалла, мм² 228 366
Количество транзисторов, млрд 2,94 5
Тактовая частота GPU, МГц 1126+ 918
Количество потоковых процессоров 1024 1792
Количество текстурных блоков 64 112
Количество блоков растеризации 32 32
Память (тип, объем), МБ GDDR5, 2048/4096 GDDR5, 2048
Шина памяти, бит 128 256
Эффективная тактовая частота памяти, МГц 7010 5500
Пропускная способность памяти, ГБ/c 112,2 176
Тепловой пакет (TDP), Вт 120 190

Мы решили оценить возможности Radon R9 285 и GeForce GTX 960 на примере адаптеров серии STRIX от ASUS. В большей мере нас интересует соотношение сил непосредственно между решениями AMD и NVIDIA, тогда как конкретные модели – это частный случай. Впрочем, используемые для опытов устройства являются яркими представителями своих линеек.

ASUS STRIX GTX 960 OC 2GB

ASUS_STRIX_GTX960_1

Возможности данного адаптера нам в целом уже хорошо известны, желающие могут ознакомиться с детальным обзором этой модели. Отметим лишь, что это оригинальная модификация GeForce GTX 960, оснащенная кулером DirectCu II с технологией автоматического отключения вентиляторов во время минимальной нагрузки.

ASUS_STRIX_GTX960_GPU-Z_info

Рабочая частотная формула чипа и памяти улучшены. Вместо рекомендованных 1126 МГц, базовая частота GPU составляет 1253 МГц (+11%). Память работает на 7200 МГц, тогда как для референсной GTX 960 штатным значением является 7010 МГц. Отличие всего в 2,7%, но и это уже приятный бонус, так как у большинства моделей память не имеет заводского разгона.

Двухсловтовая модель весьма компактна, длина устройства всего 210 мм. Для подключения дополнительного питания предусмотрен один 6-контактный разъем.

ASUS STRIX R9 285 OC 2GB

ASUS_STRIX_R9-285_1

ASUS имеет в своем ассортименте две модификации Radeon R9 285, причем обе принадлежат линейке STRIX. Одна из них имеет рекомендованные частоты чипа/памяти (918/5500 МГц), вторая несколько форсирована – 954 МГц для GPU. Частотный прирост невелик и укладывается в 3%, но и эта малость формально уже позволяет производителю использовать индекс «ОС» в обозначении модели.

R9285_GPU-Z_info

Внешнее сходство с моделью GeForce GTX 960 конечно же просматривается, но данная видеокарта едва ли не в полтора раза больше устройства с чипом от NVIDIA. Адаптер получил куда более массивный радиаторный блок специальной модификации DirectCu II. В данном случае используется три тепловые трубки, причем одна из них имеет диаметр 10 мм, еще пара – 8-миллиметровые. Конструкция продувается двумя вентиляторами диаметром 100 мм. В общем, система охлаждения Radeon R9 285 заметно более эффективная и громоздкая.

Принадлежность серии STRIX автоматически означает, что система охлаждения переходит в пассивный режим работы, как только температура GPU снижается до определенного уровня. Вентиляторы действительно отключаются, если чип не нагревается выше примерно 60 градусов. Нужно отметить, что для видеокарт Radeon R9 285 кулер с такой опцией – приятное исключение.  Если большинство оригинальных моделей GeForce GTX 960 уже предлагают такую возможность, то для устройств на чипе Tonga Pro это в диковинку.

В целом алгоритм работы системы охлаждения ASUS STRIX R9 285 OC 2GB настроен очень толерантно по отношению к любителям тишины. В условиях открытого стенда графический процессор на пике прогревался про нагрузкой до 73 градусов, при этом скорость вращения шпинделя повышалась примерно до 1350 об/мин. Шелест лопастей уловить уже удается, но все в очень разумных пределах.

Видеокарта имеет двухслотовую компоновку и габариты, позволяющие разместить ее почти в любом корпусе. Для подключения дополнительного питания предусмотрено два 6-контактных разъема со светодиодной системой индикации подсоединения силовых линий.

В комплекте с адаптером лишь самое необходимое – руководство, диск с драйверами и ПО, а также переходник с пары Molex на один 6-контактный разъем.

Длина видеокарты – 270 мм. Габариты вполне приемлемые для устройства такого класса, но на фоне 210-миллиметровой крохи GTX 960, она выглядит монументально.

Производительность

При сравнении производительности, видеокарты работали в штатном режиме. Однако, с учетом того, что в обоих случаях мы имеем дело с модифицированными адаптерами, также были проведены замеры условно референсных GeForce GTX 960 и Radeon R9 285 c рекомендуемыми частотами. Это позволит нам оценить соотношение сил устройств без дополнительной частотной прокачки.

В тестах от Futuremark ситуация в целом прогнозируема. Уже возрастной 3DMark 11 отдает предпочтение GTX 960, тогда как в более технологичном 3DMark (просто 3DMark) Radeon R9 285 имеет почти 10%-ный перевес в референсе и минимально обходит адаптер с чипом NVIDIA после заводских настроек ASUS.

В обоих тестовых приложениях от UNIGINE мы видим идентичную картину. При снижении частот до референсных значений, видеокарта с чипом AMD имеет преимущество в 3–5%, которое нивелирует производитель видеокарт. Устройства «из коробки» показывают идентичную производительность. Любопытно, что мы не видим просадки GeForce GTX 960 в тесте Valley Benchmark, где большое значение имеет пропускная способность памяти. «Компенсаторы» NVIDIA здесь срабатывают, и устройство со 128-битовой шиной не теряется на фоне адаптера с 256-битовой магистралью между памятью и GPU.

Ситуация в Sleeping Dogs, Metro: Last Light и Bioshock Infinite в целом схожа: минимальное преимущество (0,5–2,7%) Radeon R9 285 на рекомендуемых для референсных адаптеров частотах и равные показатели или же небольшой перевес GTX 960 после корректировки частот производителем видеокарт.

GeForce_GTX960_vs_Radeon_R9-285_diags8n

Total War: Rome II явно благоволит адаптеру NVIDIA. +10% в базе и почти +16% после частотной корректировки – это уже почти заметно на глаз.

GeForce_GTX960_vs_Radeon_R9-285_diags9n

В GRID Autosport ситуация схожая, но выражена менее ярко. GeForce GTX 960 имеет преимущество в 6–9%.

GeForce_GTX960_vs_Radeon_R9-285_diags10n

В Battlefield 4, пусть и в пределах погрешности измерений, но чуть живее ведет себя Radeon R9 285.

GeForce_GTX960_vs_Radeon_R9-285_diags11n

Преимущество видеокарты с чипом AMD в игре Thief скорее ожидаемо. 13% на референсных частотах – убедительный отрыв от конкурента. За счет большего удельного веса индекса «ОС» адаптеру на GM206 удается сократить отрыв до 9%, но этот этап точно не за устройством NVIDIA. Кстати, активация API Mantle, доступной в игре Thief не принесла Radeon R9 285 особых дивидендов. По крайней мере, их не удалось уловить по итогам результатов встроенного бенчмарка.

GeForce_GTX960_vs_Radeon_R9-285_diags12n

Alien: Isolation – наглядный пример того, что чаши весов могут качаться в разные стороны. Здесь убедительное преимущество за GeForce GTX 960.

А если разогнать?

Новый графический процессор GM206 весьма охотно работает на повышенных частотах. Это одна из причин, по которой производители видеокарт практически не придерживаются рекомендаций NVIDIA, устанавливая более высокие частотные пороги для GPU. Рекомендуемая базовая частота чипа составляет 1126 МГц, при этом у большинства оригинальных моделей GeForce GTX 960 стартовые значения для графического процессора превышают 1200 МГц. Для ASUS STRIX GTX 960 OC это 1253 МГц.

Как показывает практика, при самостоятельном разгоне базовое значение частоты GPU обычно удается увеличить до 1350­–1400 МГц. При этом, если видеокарта имеет эффективную систему охлаждения, это позволяет механизму GPU Boost 2.0 динамически дополнительно разгонять процессор до 1500–1550 МГц. Память при базовых 7010 МГц обычно стабильно работает на 7600–8000 МГц.

Для тестового экземпляра ASUS STRIX GTX 960 OC удалось получить итоговые 1372/7700 МГц. Прирост частоты для чипа – 21,8%, для памяти – 9,8%.

Для более сложного чипа Tonga Pro недоступны частоты, привычные для GM206. Стартовым значением являются 918 МГц. При этом напомним, что в случае с решениями AMD, это не базовое, а максимальное значение, на котором работает GPU при выполнении всех заданных условий (температура, напряжение, потребление). Под нагрузкой оно может уменьшаться в определенном диапазоне. Для тюнингованных версий производители видеокарт не очень существенно повышают максимальное значение частоты чипа – до 930–970 МГц, то есть всего на 2–6%. Остальное уже на усмотрение владельца адаптера. Типичные значения, которых удается достичь в процессе экспериментов – 1050–1100 МГц. Как видим, фактическая частота Tonga Pro почти в полтора раза ниже, чем таковая у GM206. Очевидно, что производительность на мегагерц у него выше, но тут уж каждый производитель использует свои методы – важен конечный результат. Память Radeon R9 285 ускоряется до 6000–6500 МГц в зависимости от используемых чипов.

Имеющаяся ASUS STRIX R9 285 OC пошла на 1060/6100 МГц, то есть +15,5% по чипу и +10,9% для памяти.  В данном случае нас скорее интересуют не абсолютные значения частот, которые могут отличаться не только в рамках одной линейки, но и от экземпляра одной и той же модели. Здесь любопытнее общая ситуация с разгоном и его влияние на итоговую производительность.

GTX960_vs_R9-281_3

Результаты тестов после дополнительного разгона представлены на общих диаграммах (столбики над пунктирной линией). В общем случае, даже после форсажа обеих видеокарт, соотношение сил остается примерно на том же уровне. Небольшим исключением, пожалуй, можно считать Battlefield 4, в которой GeForce GTX 960 после разгона удалось минимально обойти Radeon R9 285. Если за точку отсчета брать показатели устройств в режимах с референсными частотами, то ручной форсаж может принести  10–15% прироста производительности. Быстродействие Radeon R9 290 и GeForce GTX 970 примерно на 40–60% выше, чем у рассматриваемых моделей, потому здесь важно понимать, что ни GeForce GTX 960, ни Radeon R9 285 не претендуют на то, чтобы после разгона перейти в другой класс устройств.

Рискнем с 2560×1440?

Да, количество пикселей увеличивается на 78% по сравнению с таковым для режима 1920х1080, да, ситуации, в которых установленных 2 ГБ памяти уже будет недостаточно для хранения данных также будут случаться значительно чаще, но это же не повод не проводить соответствующие замеры.

В тестах от UNIGINE перманентное чередование сменилось более стойким преимуществом Radeon R9 285, причем для референсных частот это уже 7–10%.

GeForce_GTX960_vs_Radeon_R9-285_diags5n-5

Заметно увеличился отрыв Radeon R9 285 и в игре Sleeping Dogs. Снижение производительности при переходе на 2560×1440 производительность снизилась очень значительно, но реакция менее значительная, чем случае с GeForce GTX 960.

GeForce_GTX960_vs_Radeon_R9-285_diags6n-6

С тоннелями Metro: Last Light немного лучше справляется GeForce GTX 960, хотя Radeon R9 285 отстал самую малость.

GeForce_GTX960_vs_Radeon_R9-285_diags7n-7

Соотношение сил в Bioshock Infinite практически без изменений – силы примерно равны,  разве что Radeon R9 285 все уже удалось номинально выйти вперед, предложив на 1 кадр/c больше.

GeForce_GTX960_vs_Radeon_R9-285_diags8n-8

Ситуация с Total War: Rome II после перехода к более высокому разрешению не изменилась, в игре по-прежнему в более выгодном свете выглядит видеокарта с чипом NVIDIA.

GeForce_GTX960_vs_Radeon_R9-285_diags9n-9-2

Аналогичная ситуация и в игре GRID Autosport.

GeForce_GTX960_vs_Radeon_R9-285_diags10n-10

Radeon R9 285 минимально улучшила свои позиции в Battlefield 4, если так можно говорить о ситуации, когда видеокарты обеспечивают чуть больше 30 кадров/c. Без снижения качества графики в сетевых режимах на больших картах точно не обойтись.

Противоположные результаты дают Thief и Alien: Isolation. Безнаказанно умыкнуть ценную вещицу проще, вооружившись Radeon R9 285, тогда как чуть комфортнее чувствовать себя в обществе «чужих» будут владельцы GeForce GTX 960.

Последствия перехода к разрешению 2560×1440 в целом предсказуемы. Снижение производительности очень существенное, вплоть до потери играбельности. Используя такой режим для системы с GeForce GTX 960/Radeon R9 285 к выбору игр понадобится подходить очень избирательно, ну или как вариант – отказаться от режимов с максимальным качеством графики.

Какой расход?

Разница в фактическом энергопотреблении систем, оснащенных GeForce GTX 960 и Radeon R9 285, приблизительно соответствует отличию значений заявленных тепловых пакетов видеокарт.

GeForce_GTX960_vs_Radeon_R9-285_diags_TDP

TDP для GeForce GTX 960 – 120 Вт, для Radeon R9 285 – 190 Вт. На практике под игровой нагрузкой мы получили дельту в 60–70 Вт. После разгона обоих устройств разница увеличилась. Адаптер с чипом GM206 значительно экономичнее. Это несомненное достоинство решения NVIDIA. Возможность экономить на электроэнергии здесь вторична. Меньший уровень энергопотребления позволяет использовать более компактные формы и габариты как самих адаптеров, так и систем охлаждения. Производители также охотнее оснащают экономичные видеокарты кулерами с отключающимися вентиляторами в режиме простоя. Хотя, как видим, здесь исключения бывают и для Radeon R9 285.

Итоги

Оценивая результаты обоих участников  проведенного «версуса», можно говорит, что перед нами фактически два равноценных устройства. Да, каждый из них имеет свои особенности и функциональные нюансы, однако обобщая полученные данные, напрашивается именно такой вывод. И NVIDIA, и AMD очень умело используют тактические приемы гибридной ценовой войны, выстраивая свои линейки и устанавливая стоимость своих адаптеров таким образом, чтобы схожее решение конкурента предлагалось примерно по той же цене. Оба игрока отказываются применять столь приятные для пользователей демпинговые маневры. В итоге, GeForce GTX 960 и Radeon R9 285 сейчас стоят ровно столько, сколько потенциальные владельцы готовы за них заплатить. Это вполне пригодные решения, способные обеспечить комфортный уровень производительности в играх с высоким качеством графики в режиме 1920×1080.

GTX960_vs_R9-281_1

При повышении разрешения до 2560×1440, соотношение сил обеих видеокарт остается фактически неизменным. Предположение о том, что GTX 960 со 128-битовой шиной в этом случае заметно сдаст свои позиции, не подтверждается. В подобной ситуации минимальное превосходство имеет Radeon R9 285, но в целом, ни одна, ни другая видеокарта без снижения качества картинки не позволяют получить приемлемое количество кадров/c при разрешении 2560×1440. На разгон особо уповать не стоит. 10–15% –  не тот прирост производительности, который позволит кардинально изменить ситуацию. Да, в ряде случаев дополнительные кадры/c будут уместны, но не более того. Для такого режима необходимы видеокарты классом повыше.

В целом же мы имеем ситуацию, при которой даже эмоциональная покупка под влиянием личных предпочтений в конечном итоге окажется вполне оправданной. GeForce GTX 960 и Radeon R9 285 показали себя достойными соперниками, которые позволяют почитателям AMD и NVIDIA сломать немало копий в споре о том, какая же видеокарта лучше.

Видеокарты для тестирования предоставлены компанией TechnoPark, www.technopark.ua


Конфигурация тестового стенда

Процессор Intel Core i7-4790K Intel, www.intel.ua
Кулер Thermalright Archon Rev.A «1-Инком», www.1-incom.com.ua
Материнская плата ASUS MAXIMUS VII RANGER (Intel Z97) ASUS, www.asus.ua
Оперативная память Kingston HyperX HX324C11SRK2/16 (2×8 ГБ DDR3-2400) Kingston, www.kingston.com
Накопитель Intel SSD 520 (SSDSC2CW240A3, 240 ГБ) Intel, www.intel.ua
Блок питания Thermaltake Toughpower Grand TPG-1200M (1200 Вт) Thermaltake, www.thermaltakeusa.com
Монитор ASUS PB278Q (27″, 2560×1440) ASUS, www.asus.ua

 


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: