Обзоры
Obduction: венец эволюции головоломных адвенчур

Obduction: венец эволюции головоломных адвенчур

Obduction: венец эволюции головоломных адвенчур


Более двадцати лет прошло с тех пор, как братья Рэнд и Робин Миллеры выпустили Myst – игру, совершившую мини-революцию в жанре адвенчур и наглядно продемонстрировавшую, для чего у нового формата CD-ROM столько мегабайт доступного места. Успех этого проекта – как и его продолжения, Riven, появившегося в 1997 году уже на пяти дисках, а затем и на одном DVD, – объяснялся, прежде всего, удивительно гармоничным сочетанием разнообразных и сложных головоломок с оригинальным сюжетом и красотами нескольких непохожих друг на друга миров, между которыми можно было свободно перемещаться практически в любой момент. И вот, впервые за многие годы, те же авторы предлагают нам нечто новое, но выполненное в точности в том же незабываемом духе.

Obduction

Жанр: Адвенчура/головоломка
Платформа: Windows
Разработчик: Cyan
Издатель: Cyan
Сайт, страница игры в Steam, страница игры в GOG

Надо заметить, что путь Cyan к этому проекту оказался весьма долгим и тернистым. После выпуска Riven компания передала дальнейшие сиквелы Myst в руки сторонних разработчиков, сосредоточившись на «URU» – многопользовательской онлайн-адвенчуре, в которой загадки никогда бы не заканчивались, а пользователи объединялись бы в сообщества и помогали друг другу в их решении. Увы, по финансовым, а отчасти и по техническим причинам задумка эта так и не была реализована – и ещё несколько лет Рэнд Миллер и его сотрудники издавали обломки идей URU в качестве обычных, «оффлайновых» адвенчур, а в 2005 году поставили с их помощью жирную точку всей истории семейства Атруса и «книг-эпох» в Myst V: End of Ages (к удивлению и неудовольствию многих поклонников серии). С тех пор Cyan только переиздавала и переделывала свои старые наработки на новых движках и платформах – пока в конце 2013 года не вышла на Kickstarter с проектом уже совсем новой игры, успешно собрав свыше 1,3 миллиона долларов.

Другое дело, что игра эта оказалась не такой уж и радикально новой. На всех афишах и вывесках Obduction не зря красуется полурекламный довесок «от создателей Myst и Riven»: сразу скажем, что, несмотря на полную смену сюжетных декораций, она выглядит как Myst (разумеется, с учётом современных достижений в области графики), играется как Myst, да и увлекает точно так же, как Myst. И такому обстоятельству можно только порадоваться, потому как чем-то вторичным она при этом совсем не кажется. Атмосферу безлюдного мира, полного тайн и загадок, которая так хорошо соответствует любым проектам приключенческого жанра, с 1993 года пытались повторить многие, – но Рэнду и Робину Миллерам, снова воссоединившимся для создания Obduction, это удалось как никому более. Причём братья учли опыт и некоторых своих последователей: к примеру, прямолинейный пролог, чьё действие разворачивается в пустынном вечернем лесопарке и сопровождается закадровым голосом рассказчика, явно напоминает Dear Esther и других её подражателей. Но стоит пройти чуть дальше и столкнуться с чем-то неведомым и неожиданным – как мы окажемся предоставленными самим себе посреди непривычного и незнакомого мира с полной свободой перемещения (благо движок Unreal Engine 4 тому немалое подспорье).

Классический «мистоид» – это непременно адвенчура от первого лица, и лицо это обязательно безлико и безымянно: в настройках новой игры можно выбрать лишь вид отображающейся тени главного героя – мужской или женской (или же вообще никакой). Подобно realMyst: Masterpiece Edition, Obduction предлагает на выбор два режима перемещения: трёхмерный Free Roam с управлением при помощи стрелок или клавиш WASD, и оставленный преемственности ради Point & Click с передвижением по дискретным локациям (и с несколькими вариантами анимации переходов). В любом случае первый режим оказывается однозначно более предпочтительным, позволяя во всей полноте оценить местные красоты. Вызывавшая нарекания реализация осмотра локаций мышкой в последнем realMyst теперь окончательно устранена: курсор можно как зафиксировать по центру экрана, – при перемещении он не виден, но в случае приближения к активному объекту отображается привычным значком кружка, – так и перевести в свободный режим нажатием клавиши «С». При этом – никаких прыжков и вообще резких движений: пробел отвечает за снятие внутриигровых скриншотов. Отчасти эта функция компенсирует невозможность сохранять игру по своему желанию, чтобы можно было моментально вернуться в уже посещённое место (например, для просмотра подсказки или кода к очередному замку): прогресс запоминается здесь исключительно автоматически. Зато и «умереть» в Obduction, разумеется, нельзя, несмотря на многочисленные скалы и пропасти – геймплей традиционно неторопливый и предельно мирный.

Миры же ожидаемо поражают своим великолепием. Всего их здесь четыре, не считая лесопарка из пролога, – три больших и один маленький, – и проходить их после решения нескольких начальных головоломок можно в любом порядке (хотя многие загадки в разных отдалённых друг от друга местах взаимосвязаны, так что будьте готовы к многократным перемещениям из одного мира в другой и обратно). Лёгкий налёт сюрреализма в первой огромной локации безошибочно напомнит о том, что вышел он из-под пера братьев Миллеров: пустыня, ржавые механизмы, городок в стиле американского Дикого Запада с водопадом и огородиками – и всё это в яркой и красочной палитре… Нет, мы не на Земле, а на неведомой планете, куда по столь же неясной причине попадают («похищаются») отдельные люди ХХ и XXI века – да и не только люди, но и представители других рас из глубин далёкого космоса. Впрочем, в настоящий момент этот мир действительно безлюден – лишь встречающиеся тут и сям записки (традиционные для жанра) и FMV-голограммы (традиционные для серии Myst) помогут хотя бы отчасти понять, где мы и что мы здесь делаем. Оцифрованных персонажей в игре всего лишь трое – включая единственного «живого» человека, роль которого исполняет Робин Миллер: негусто, и даже совсем не обязательно для прохождения, но очень уж симпатично и атмосферно.

Пожалуй, уже одна эта первая локация больше всех «эпох» оригинального Myst вместе взятых – и сопоставима с самим островом Riven как по объёму, так и по числу изолированных друг от друга укромных уголков и закоулков, связанных телепортами, лифтами и рельсами. А ведь нас ждут ещё две ненамного меньше её: скалистый и ветреный «механический мир» с преобладающей серой палитрой, исполненный машин, шестерёнок и полуразрушенных гигантских каменных статуй, – и «мир-джунгли», с ярко блистающими среди зелени лиан металлическими платформами и кораблями столь же загадочного инопланетного происхождения… Да, пожалуй, примерно такое же сочетание мы уже вроде бы и видели – и в Myst III, и в Myst IV, и в URU. Но жаловаться на дежавю совсем не хочется: настолько всё масштабно, живописно, а главное – головоломно.

Как и следовало ожидать, именно головоломки занимают во всех здешних мирах первое и основное место. Инвентарь отсутствует напрочь – не придётся даже и поднимать по одному предмету за раз, как в Myst. Всё наше взаимодействие с миром сводится к нажатию кнопок и повороту рычагов (зажатием левой кнопки и перемещением мыши в нужном направлении). Рычаги эти встретятся нам здесь в огромном количестве – и вряд ли кто-то устоит перед искушением начать их переключать задолго до того, как получится разобраться, к чему именно приводит то или иное действие. Впрочем, общая схема более-менее ясна: как правило, в каждом из миров необходимо сначала найти источник энергии, включить его на полную мощность, а затем уже постепенно осваиваться в принципах работы местных машин (и ещё медленнее – в смысле всего здесь происходящего). Obduction уж никак не рассчитана на быстрое прохождение кавалерийским наскоком: механические загадки в меру сложны и предполагают неспешное обдумывание и хождение вокруг да около (и в другие параллельные миры, доступные для изучения). Терпение, вместе со скрупулёзной пытливостью, – вот главная добродетель игрока в «мистоиды». Прохождение такой игры можно образно представить в виде пяти последовательно сменяющих друг друга стадий: 1) Ух ты, какая кругом красота! 2) Стоп, это же не просто декоративный орнамент – это какая-то головоломка! 3) Что же мне с ней нужно делать? Кажется, я видел нечто похожее в том туннеле неподалёку? 4) Вроде бы я на верном пути – но что-то не получается… 5) Похоже, это баг – что ни делаю, ничего не работает! 6) Пойду-ка я пока погуляю в другом месте; 7) Эврика!!! Всё ведь было так просто…

Настоящий ветеран Myst – после того, как вдоволь налюбуется окружающими его пейзажами, – нисколько не станет удивляться тому, что вроде бы забавно выглядящая доска с переливающимися точками оказывается панелью для набора нужных чисел в инопланетной четверичной системе счисления, или что три стоящих рядом портала немного различной зоны действия предполагают серию телепортаций строгой очерёдности, или что висящие на стене заброшенного гаража номерные знаки машин – на самом деле подсказки для того самого семизначного кода, который требуется ввести на циферблате, чтобы вызвать лифт в башне, расположенной на другом конце мира, через пять дверей и три телепорта отсюда… В общем, любители хитроумных головоломок останутся довольны! Единственное, на что можно посетовать, – так это на некоторую невнятность сюжетной линии: если по части загадок, нелинейности прохождения и, разумеется, живописности локаций Obduction запросто поспорит как с Myst, так и с любым его подражателем, то история инопланетных похищений и вражды одной расы с другими выглядит не такой же оригинальной и захватывающей на фоне памятной судьбы семейства Атруса и «книг-эпох».

Ну и заявленные системные требования новой работы Cyan могут несколько огорчить некоторых игроков – особенно поклонников адвенчур, привыкших к тому, что игры их любимого жанра не очень-то взыскательно относятся к начинке компьютера. Минимальный объём ОЗУ для запуска Obduction составляет 8 ГБ; необходимо также наличие любой видеокарты с поддержкой DirectX 11 – и не менее чем 1 ГБ видеопамяти (а лучше – все 4 ГБ), продукция nVidia оказывается при этом примерно на 15% быстрее графических адаптеров от AMD. Впрочем, не всё так страшно: на домашнем ПК 3–4-летней давности игра идёт вполне шустро и даже на максимальных настройках. Правда, скорость работы во многом зависит ещё и от жёсткого диска: загрузка локаций (особенно при многочисленных телепортациях) занимает куда меньше времени при использовании SSD, в то время как на обычном HDD может отнять минуту и больше.

В любом случае, стоит заметить, что такая вещь как Obduction стоит того, чтобы задуматься об апгрейде. Не зря ведь мы столько лет ждали новой работы Cyan, которая успешно подтвердила свой статус не только зачинателя, но и ведущего разработчика в жанре «головоломных адвенчур». Прохождение всех миров вряд ли займёт у вас менее десяти часов – а то и двадцать и больше, в зависимости от вашей склонности любоваться и решать механические головоломки. Определённо – наш выбор!

september-300x115-editors-choice-transparent

4.5
Оценка ITC.UA
Плюсы: Огромные и живописные открытые миры; множество самых разнообразных и сложных головоломок; FMV-вставки
Минусы: Не самые скромные системные требования и не самый оригинальный сюжет
Вывод: Доказательство того, что «мистоиды» лучше авторов Myst не делает никто
MSI рекомендует: [hl id=7769930] [hl id=7522102] [hl id=8000933] [hl id=6575938]

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: