Блоги Технологии 18.01.2010 в 12:31 comment

Смартбуки, планшеты и MID: борьба за рынок, которого нет

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/d72390ff834a622262384a5a43659345?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/d72390ff834a622262384a5a43659345?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg
Раздел Технологии выходит при поддержке Favbet Tech

В заключительной части микро-сериала, посвященного новому классу интернет-устройств на CES, самое время подвести промежуточные итоги и сделать прогнозы. Именно этим и займемся; но не совсем в привычном ключе. Заранее пардон за "многабукв" и за то, что изложенное, возможно, покажется кому-то банальным. Но хочется все же хоть раз высказаться основательно и по всем пунктам.

Верхи могут, да низы не хотят?

Обсудив платформы и продукты на Qualcomm Snapdragon, NVIDIA Tegra и Intel Atom Moorestown, мы с вами на деле убедились в том, что ИТ-индустрия в 2010 г. уже вполне готова к массовому производству, скажем, тех же интернет-планшетов. Но давайте на минутку отвлечемся от этого факта и зададим себе простой, в сущности, вопрос: а кому и с какой целью нужны все эти "КПК-переростки" или "недоноутбуки", как презрительно именуют их идеологические противники данного класса? И не окажется ли так, что им просто нет места на рынке, а перспективы этой категории продуктов, несмотря на технологическую готовность индустрии и подогретые ожидания пользователей, будут все же довольно призрачны?

Ранее нетбукам, а теперь смартбукам, планшетам и MID прочили роль неких "промежуточных" устройств — с одной стороны, они должны быть явно больше и мощнее среднего смартфона, с другой — портативнее и дешевле типичного ноутбука. Говоря словами апологетов, смартфоны — это то, что вы можете постоянно носить на себе, а мобильные интернет-устройства — то, что будете носить с собой (очевидно, уже не столь постоянно). Ну, а ноутбуки — это просто портативные ПК, которые легко время от времени перемещать с места на место в случае необходимости. Формально рассматриваемый новый класс — это устройства с диагональю экрана от 5 до 8 дюймов, так как 4-5 дюймов — это вотчина смартфонов, а с 9-10 начинаются нетбуки и ультрапортативные ноутбуки.

Идеологически картинка получается красивая, да только вот смущает эта самая "промежуточность". Мотивы индустрии в целом просты и понятны: раньше у среднестатистического пользователя было одно ИТ-устройство (ПК либо ноутбук), теперь — два (ноутбук и смартфон); вот было бы здорово нагрузить его еще и третьим! Мало того, что найдется рынок сбыта для железок, так ведь и софт под каждую из них нужен свой — кажись, неплохо заработать можно, а?

Осталось понять, нужно ли это нам. Но для начала давайте-ка хорошенько разберемся, а откуда вообще растут ноги у всей этой бесконечной возни вокруг "идеального персонального компьютера", будь он смартфоном, планшетом, ноутбуком или стационарным ПК?

Лирическое отступление, или А зачем нам вообще клавиатура и дисплей?

Если подумать, то проблема идеального ПК оказывается простой, как гвоздь. Ведь что нужно человеку от компьютера? Всего три вещи:
1. Вводить в компьютер информацию и команды
2. Обрабатывать данные в минимальный срок
3. Получать их на выходе в удобном виде

Web design.
Швидкий початок кар'єри у сфері IT! Опануйте професію веб-дизайнера — почніть самостійно керувати своїм часом й отримувати високий дохід вже за 9 тижнів.
Дізнатися більше

Это совсем уж абстрактно, да. Попробуем ближе к практике: нам надо как-то засунуть в компьютер текст, звук и изображение; при необходимости обработать все это, причем непосредственно управляя процессом; и получить на выходе результат — также в виде текста, звука или изображения.

Проще всего, как ни странно, со звуком. Для ввода есть микрофон, для вывода — встроенные динамики, внешние колонки либо наушники. Идеальное решение здесь — качественная гарнитура. Все, в 90% случаев больше можно ничего и не придумывать, все уже придумано до нас.

Несложно разобраться также и с текстом. Когда он готов, его надо просто распечатать на бумаге; если же печать не требуется или нужно редактирование, то текст представляет собой, по сути, графическую информацию. О которой ниже.

А вот с изображением совсем непросто. Взглянем на фото и видео: ввести их несложно, для этого чаще всего требуются внешние устройства — фото- либо видеокамера, сменный носитель либо канал связи с Сетью. А вот что делать с их отображением? Как минимум, нужен дисплей.

Тут начинается извечный фарс под названием "лучший дисплей и его оптимальная диагональ". Дискуссии на эту тему не прекращаются никогда, причем применительно ко всем классам ПК, будь-то смартфоны, нетбуки, ноутбуки либо настольные ПК или ТВ-медиацентры для гостиной. Суть же их можно свести к следующему: чем больше диагональ дисплея, тем лучше и легче воспринимается с него графическая информация. Но в каждом конкретном случае существует предел, превышение которого чревато выходом массогабаритных либо стоимостных критериев всего устройства за рамки здравого смысла.

Web design.
Швидкий початок кар'єри у сфері IT! Опануйте професію веб-дизайнера — почніть самостійно керувати своїм часом й отримувати високий дохід вже за 9 тижнів.
Дізнатися більше

А давайте на секунду забудем о том, что дисплей является неотъемлемой частью любого ПК? Сосредоточимся на основной задаче: восприятии графической информации, воспроизводимой компьютером. Как это можно сделать без применения типичного ЖК-дисплея n-ной диагонали?

Наушники и… наглазники?

Если провести напрашивающуюся аналогию со звуком, то традиционные дисплеи можно проассоциировать с акустическими системами. Устройства большой диагонали и телевизоры можно приравнять к монументальным "колонкам" класса HiFi, экраны типичных ноутбуков — с музыкальными центрами, дисплеи смартфонов — скажем, с портативными и переносными мультимедийными колоночками. Но ведь для звука есть еще и наушники, которые очень часто и с большим успехом применяются там, где нет места полноценным АС! А для изображения?

Внезапно оказывается, что "наглазники", в отличие от наушников, как-то не получили особой популярности. Может, временно? Ведь технологическая возможность создавать действительно качественные видеоочки появилась лишь недавно, с выпуском высококлассных мини-дисплеев высокого разрешения. Понятно, что зрение для повседневной жизни нам гораздо важнее, чем слух, и полностью отгородиться с помощью видеоочков от окружающего мира никак не получится. Но здесь как нельзя кстати могут пригодиться уже начавшиеся эксперименты с дополненной реальностью (augmented reality) — когда информация, выводимая с ПК, как бы накладывается на непосредственно видимый нами окружающим мир. Может, самое время выпускать всевозможные компьютеры без встроенных дисплеев, и примерять на себя фирменные видеоочки с картинкой а-ля терминатор?

Звучит заманчиво, но пока что чересчур утопически. Я думаю, лет через 5-7 мы к этому все равно придем, и люди начнут пользоваться видеоочками примерно с той же частотой, что сейчас — наушниками. Но что делать в случаях, когда носить такие очки нет возможности, или же когда нужно, чтобы изображение одновременно видели несколько человек?

Дисплей переменной диагонали

Чем плохи ЖК-дисплеи, так это своей врожденной конструктивной "жесткостью" — в том смысле, что диагональ экрана у них задана изначально, и не может быть изменена в ходе эксплуатации. Но ведь существует технология визуализации, где диагональ картинки — переменная величина! Это — проецирование изображения.

Раньше, когда проекторы были большими и ламповыми, никто даже не представлял себе, что со временем мы сможем носить их в кармане — точно так же, как во времена ламповых усилителей перспектива персональных аудиоплееров казалась немыслимой. Но как в аудио, так и в проекторах уже свершилась твердотельная революция — новый класс персональных проекторов позволяет даже встраивать их в фотокамеры и мобильные телефоны! А для получения изображения требуемой диагонали нужно лишь закрепить экран напротив устройства и снизить фоновое освещение (точно так же аудиосистему нужно правильно расположить в комнате, причем такой, куда не проникает внешний шум).

Пока что потенциал использования светодиодных и лазерных мини- и микропроекторов никем по-настоящему не оценен. Даже действительно инновационные разработки, а-ля LG eXpo либо Nikon Coolpix S1000pj, не привлекают особого внимания, потому что лишь немногие понимают, как их можно использовать на практике. Хотя, казалось бы, чего проще: закрепил на стене или любой поверхности напротив проектора лист бумаги формата А4 — получил дисплей 14 дюймов; формата А3 — получил 28 дюймов! А при желании диагональ можно довести до метра-двух и даже больше — лишь бы хватило мощности, т.е. пресловутых люменов. Как выяснилось на CES, прогресс в этой области просто умопомрачителен — об этом я обязательно напишу в одном из следующих постов.

Чем заменить клавиатуру и мышь?

С отображением информации в целом разобрались — в помощь встроенным ЖК-дисплеям идеальный персональный компьютер имеет смысл дополнить видеоочками (возможно, с регулируемой прозрачностью) и мини-проектором — для получения картинки большой диагонали. А как быть с вводом информации и команд, с управлением? Сейчас для этого используются клавиатура и мышь, последнюю иногда заменяют тачпадом, и оба устройства пытаюся заменить чувствительным к касанию экраном — но это все же полумеры. Что можно придумать еще? Диктовка и рукописный ввод сдерживаются проблемой уверенного распознавания, но даже без учета этого они подойдут далеко не всегда и не везде. А другие альтернативные способы эффективного ввода текста, кроме как с клавиатуры, как-то даже и в голову не приходят. Может, у кого есть свежие идеи?

Управление курсором чуть проще. Во-первых, самый простой способ позиционировать курсор — это указать место на экране, где он должен быть. Для считывания позиции подходят тачскрины, а в случае проекторов — разного рода радары, развешиваемые по краям экрана. А если на нас видеоочки? В этом случае остается уповать лишь на экзотику, а-ля управление мыслью. С радостью сообщаю, что одно из первых коммерческих устройств такого рода, OCZ NIA (Neural Impulse Actuator) уже находится у нас на тестировании. Правда, на этом радость заканчивается, так как на практике выясняется, что пока что проще верблюду пролезть в игольное ушко, чем грешнику пользователю — заставить курсор двигаться туда, куда требуется. Впрочем,  сам факт того, что иногда этот трюк удается, все же дает надежды — если не ментально работать в фотошопе, то хотя бы мысленно на кнопки нажимать, будем надеяться, через некоторое время мы таки сможем.

Возвращаясь к вопросу

Так что, по зрелому размышлению, у нас получается следующий вывод: в случае со смартфонами мы сознательно идем на компромиссы с вводом и отображением информации, чтобы иметь возможность носить устройство с собой постоянно и не быть особо обремененными им. Но когда нам нужно поработать всерьез, ничего лучше клавиатуры, мыши, дисплея диагональю больше 20 дюймов, а также удобного рабочего стола и кресла пока не придумали. Но ради возможности хоть иногда отрываться со своим ПК от этих двух последних многие согласны и на ноутбуки.

А что же планшеты и иже с ними? А вот что: при своей "промежуточности" они рискуют оказаться слишком громоздкими для того, чтобы носить их с собой постоянно. Но ведь при этом практически не предоставляют пользователю выигрыша в плане удобства ввода и восприятия информации — дисплей все еще мал, клавитуры у них нет либо она очень компромиссна, а сенсорные экраны не всегда работают идеально. Так в чем же преимущество? В лишних двух дюймах диагонали? Или в избавлении от 500-800 грамм массы? Ох, боюсь, этого будет все же слишком мало. Но ведь и это еще не все проблемы!

To Win Or Not To Win?

Большинство из нас привыкло пользоваться Windows на десктопных ПК и смирилось с ней же на ноутбуках и нетбуках — хотя в последних она уже, что называется, "на грани". Но, за редким исключением а-ля ViewSonic и xpPhone, никому не приходит в голову использовать Windows XP либо 7 на типичном смартфоне (интересно, много ли найдется отчаянных?). А как насчет планшета или MID?

Здесь мнения разделились. Некоторые производители с упорством, достойным лучшего применения, пытаются заставить Windows успешно работать в прокрустовом ложе маленького экрана и слабых аппаратных ресурсов. Более прозорливые эту безнадежную затею уже бросили, и обратили взгляды на многочисленные альтернативные ОС.

Самое странное, что к этим вторым принадлежит и Intel — всячески пропагандируя ОС Moblin для нетбуков и MID, компания как бы забывает, что если отпадает необходимость запускать на этих устройствах Windows, то не остается особого смысла использовать в них и архитектуру x86. Аргументы о гипотетической "совместимости программной модели" — все больше разговоры, так как в современном программировании особенности аппаратуры "видят" только системные программисты, а прикладные всегда пишут ПО в контексте, "отвязанном" от аппаратных нюансов, пусть иногда даже чисто гипотетически. А раз х86 не является обязательным условием, то можно перейти, например, на какой-нибудь ARM, значительно более энергоэффективный; и не просто можно, но и явно нужно! Правда, под альтернативные ОС не густо софта, но, с другой стороны, это же интернет-устройсво — а значит, кроме браузера, в перспективе нам может вообще больше ничего не понадобиться. Не так и наивна Chrome OS, а? Правда, как обычно, слегка не ко времени; вот года бы через два…

Короче, как сочувствующий ветеранам рынка, я бы осмелился ненавязчиво рекомендовать Intel оставить свои явно неуместные сейчас "альтернативные" выходки, и стараться всячески превозносить преимущества применения на MID именно Windows — причем не CE или Mobile, а полноценной десктопной системы. А тем временем усиленно стимулировать Microsoft к активизации усилий по "приживлению" оной на слабые устройства с небольшими экранами.

Microsoft же, в свою очередь, имело бы смысл любыми путями тормозить развитие онлайн-сервисов и перехода "всего" во всемирную сеть, при этом пропаганировать преимущества оффлайновых вычислений и традиционного ПО. Пока (если) еще (уже) не слишком поздно…

Пару слов о вычислительной мощности

Голая производительность, пусть она оценивается в мегагерцах или в "попугаях", на самом деле никого не интересует. Людям нужно другое: чтобы не тормозила игра, чтобы фильм воспроизводился без рывков и задержек, чтобы страницы в браузере отрисовывались побыстрее, а пользовательский интерфейс был "отзывчивым" и не выводил из себя чрезмерно "задумчивой" реакцией на простейшие команды. Но это все зависит не только от производительности того железа, на котором работает ОСи прикладное ПО, но и (я бы даже сказал, прежде всего) — от рук тех, кто эти самые ОС и ПО разрабатывает. Понятно, что не создав сначала для себя трудностей, потом нечего будет героически преодолевать — но, может, стоит все же хоть как-то принимать в рассчет здравый смысл?

Если разработчиков софта для ПК поставить в те же условия, что и их коллег из стана игровых консолей — то есть вынудить при разработке отталкиваться не от собственных фантазий о красоте и технологичности, а от реальных возможностей конкретного железа — то все наши программы и игры сразу начнут работать намного шустрее, я вас уверяю. Разве что Windows с ее .NET да прочим "динозаврам" в мире ПО уже мало что поможет — полушутка-полубыль о том, что в очередном Office текстовый процессор Word тормозит даже на Core 2 Duo c 1 ГБ ОЗУ, позволяет вынести довольно однозначный вердикт.

Таким образом, повторюсь, производительность как таковая никого особо интересовать не должна. будет волновать практический аспект: не "тормозят" ли интерфейс и браузер, не "затыкаются" ли фильмы в HD-форматах, гладко ли идут любимые игры? А для этого совсем не нужны гигагерцы и терафлопы — ARM-процессора ,дополненного блоками аппаратной акселерации декодирования видео и рендеринга 3D-графики может быть вполне достаточно. И как бы не оказалось, что планшеты и MID в этом смысле даже помедленее смартфонов окажутся — ведь экраны-то у них пошире, разрешение выше, информации отображается больше, ресурсов на это также надо бы добавить. Но это же значит прямой ущерб для времени автономной работы, да и подсветка увеличенного экрана потребляет будь здоров! Чем-то же надо это компенсировать? Большей емкостью батареи? Да, но сильно не увеличишь, ибо масса; да и в любом случае пользователям всегда "маловато будет". Придется жертвовать производительностью, никуда не денешься. Ну и смысл тогда в таком устройстве, если оно будет не быстрее того же смартфона?

Будущее без MID

Вот так постепенно мы приходим к небанальному выводу о том, что интерес к мобильным интернет-устройствам, постоянно подогреваемый индустрией (сначала Intel со нетбуками и MID, теперь Apple и Microsoft с планшетами), на поверку может оказаться обычным маркетинговым пшиком. Им просто не найдется места между традиционными ПК (ультрапортативными ноутбуками) и смартфонами (которые, надо полагать, в основной массе обзаведутся 4-дюймовыми экранами). А вот прогресс в ИТ заметно сместится в сторону последних — именно смартфоны рано или поздно возьмут на себя функции интернет-устройств.

Интересно, что иногда подобные же мысли высказывают даже официальные лица : например, Pankaj Kedia, директор Intel по глобальной программе для смартфонов, сказал фразу, которую можно смело записывать в новые ИТ-афоризмы: "Smartphone is a new PC". Что он подразумевал, думаю, и так вполне понятно, но озвучим и продолжение: "через несколько лет смартфоны будут в полной мере обладать мощностями и функциями современных ПК". Не вижу повода ему не верить. А если еще при этом учесть, что к 2013 г. пользователей мобильного Интернета будет больше, чем стационарного, то…

Как-то слишком уж явно сошелся наш пасьянсик, вы не находите? 🙂

 

P.S.: Предыдущие серии моего CES-сериала:

17. Картинки с выставки: viva Las Vegas
16. Картинки с выставки: LED vs. OLED на примере панелей LG
15. Смартбуки, планшеты и MID. Часть 3: LG GW990 — первый смартфон на Atom
14. Смартбуки, планшеты и MID. Часть 2: обновленный NVIDIA Tegra и планшеты на нем
13. Смартбуки, планшеты и MID. Часть 1: Qualcomm Snapdragon и Lenovo Skylight
12. Картинки с выставки: как видит в темноте Sony DSC-HX5V
11. Картинки с выставки: как Sanyo изобрела велосипед
10. Из первых рук: мобильные ПК от VILIV, или дайте минимум два
9. Картинки с выставки: каким бывает маркетинг
8. Картинки с выставки: концепты и продукты MSI
7. В наших руках: NVIDIA GeForce GF100 "Fermi"
6. В наших руках: Motorola BackFlip
5. В наших руках: Google Nexus One
4. В наших руках: электронная книга Samsung E6
3. Все будет 3D! Пресс-конференции Toshiba, Samsung, Panasonic
2. Картинки с выставки: пресс-конференция LG
1. Картинки с выставки: CES 2010 zero day (upd)

Раздел Технологии выходит при поддержке Favbet Tech

Favbet Tech – это IT-компания со 100% украинской ДНК, которая создает совершенные сервисы для iGaming и Betting с использованием передовых технологий и предоставляет доступ к ним. Favbet Tech разрабатывает инновационное программное обеспечение через сложную многокомпонентную платформу, способную выдерживать огромные нагрузки и создавать уникальный опыт для игроков. IT-компания входит в группу компаний FAVBET.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: