AirPort: мягкая посадка в беспроводную сеть Apple

Технологии беспроводных локальных сетей не новость в компьютерном мире: существуют их радио- и инфракрасные ипостаси, обеспечивающие различные скорости передачи данных и дальность действия. Результат совместных полуторагодовых усилий Apple и Lucent интересен прежде всего своей универсальностью и удобством работы: после распаковки коробок требуется примерно час для инсталляции и настройки аппаратно-программного комплекса.

Универсальность недаром поставлена на первое место: кроме обмена файлами и печати, AirPort позволяет работать в Internet как через модем, так и по локальной сети, запускать приложения на удаленном компьютере. Однако обо всем по порядку.

Базовая станция AirPort

AirPort — комплекс устройств и программного обеспечения. В него входят базовая станция, карты и утилиты. Базовая станция представляет собой изящное серебристое пластиковое устройство, по внешнему виду напоминающее НЛО, подключаемое к локальной сети Ethernet (впрочем, DSL-модемы также используют разъемы RG-45) или телефонной линии. Ее можно разместить в любом месте дома или офиса, повесить на стену или спрятать под стол. Карта AirPort устанавливается во все новые компьютеры Macintosh, будь то iMac или iBook, PowerMac или PowerBook. Инсталляцию способен выполнить даже непрофессиональный пользователь: следуя инструкции, нужно открыть корпус, установить карту в разъем (перепутать что-либо невозможно), присоединить встроенную антенну и запустить процесс установки программного обеспечения.

Существует несколько сценариев использования AirPort. Первый, наиболее полный — базовая станция ставится в качестве точки доступа к Internet и маршрутизатора, с ней работают все клиентские компьютеры, в которых есть карта AirPort. Такой вариант хорош для малого офиса, где прокладка сетевой инфраструктуры нецелесообразна. Кроме того, будучи соединенными с Internet, несколько компьютеров задействуют всего одну телефонную линию: встроенный в базовую станцию модем автоматически начинает соединяться с провайдером, когда кто-либо загружает броузер или почтовый клиент. Никакого дополнительного оборудования или утилит не требуется, канал доступа в Сеть разделяется между всеми активными пользователями.

Второй сценарий предполагает использование одного из компьютеров в качестве базовой станции. Для этого на нем запускается специальное программное обеспечение, которое превращает его карту в виртуальную базовую станцию. При таком сценарии требуется более производительная система, поскольку часть ее ресурсов будет задействована для организации сети. Как и в случае с аппаратной базовой станцией, виртуальная обеспечивает доступ в Internet и сервисы обмена файлами и печати. Выделенный компьютер может подключаться как к телефонной линии, так и локальной сети. Этот вариант, на первый взгляд, более экономичен — не нужно приобретать дополнительно аппаратную базовую станцию. Однако при ближайшем рассмотрении проблемы преимущества почти сходят на нет: уже упоминавшиеся повышенные требования к ресурсам системы, необходимость держать ее во включенном состоянии (перевод в спящий режим приводит к обрыву соединения) на все время работы с сетью другими пользователями, "падение" сети при вынужденной или плановой перезагрузке…

Третий, самый простой сценарий — соединение двух компьютеров. Будем считать его частным случаем второго с тем лишь отличием, что инсталляции ПО виртуальной базовой станции не требуется, а в каждый момент времени таким образом можно работать только двум машинам. Впрочем, это не исключает организации нескольких пар в одном или соседних помещениях — карты AirPort поддерживают программное переключение каналов.

Карта AirРort легко устанавливается: достаточно защелкнуть разъемы

Мы опробовали первый и третий варианты. Несомненно, AirPort — отличное решение, хотя бы потому, что заявленная скорость передачи данных — 11 Mbps, что соответствует повсеместно распространенному Ethernet 10BASE/T, а пользователи в буквальном смысле не привязаны проводами к рабочему месту. В условиях железобетонного здания связь поддерживалась на расстоянии примерно 25 м, а в случае неуверенного приема автоматически восстанавливалась при переориентировании антенны в пространстве. Сверлить стены для прокладки кабельной системы между двумя помещениями не потребовалось.

Подобно концентратору, AirPort разделяет канал передачи данных между несколькими связанными с ним компьютерами. Для просмотра потокового видео или одновременной загрузки файлов большого размера такой вариант не является оптимальным, однако следует учесть, что "бутылочное горлышко" скорее всего возникнет не из-за малой пропускной способности сети, а из-за ограничений, накладываемых телефонной линией и модемами. Впрочем, для работы внутри локальной сети подобная топология более чем достаточна. Производитель заявляет, что нет аппаратных ограничений на количество одновременно работающих пользователей. В случае коллективного доступа в Internet их число может достигать десяти. Это стало возможным за счет применения идеологии Carrier Sense, Multiple Access with Collision Avoidance (CSMA/CA) — устранения коллизий при множественном доступе, в отличие от идеологии Ethernet Carrier Sense, Multiple Access with Collision Detection (CSMA/CD) — обнаружения коллизий.

AirPort построен на основе IEEE 802.11 Direct Sequence Spread Spectrum (DSSS). Благодаря поддержке отраслевого стандарта с базовыми станциями и картами на частоте 2,4 GHz могут работать соответствующие продукты для платформы PC. К сожалению, в распоряжении редакции таковых не оказалось, поэтому построить беспроводную гетерогенную сеть мы не смогли.

Радиотракт, используемый в качестве среды передачи данных в AirPort, в первую очередь наводит на мысли об обеспечении безопасности и несанкционированном доступе. Естественно, для того чтобы войти в сеть, пользователь должен ввести пароль, назначаемый администратором. Весь трафик шифруется в соответствии со стандартом RC4 40-битовым ключом. Если программно отключить Wired Equivalent Privacy (WEP), в сеть может получить доступ любой пользователь, находящийся в зоне приема.

Для того чтобы установить карту в ноутбук, потребуется вынуть ее из переходника

Несколько базовых станций дают возможность построить сеть, охватывающую значительную территорию. При этом существует два способа подключения к ней пользователей. Первый, пассивный, предполагает индивидуальный адрес и пароль для каждой из станций, при этом компьютер будет мобильным только в зоне приема одной из базовых станций. В случае перемещения потребуется не только ввод нового пароля, но и изменение всех настроек TCP/IP машины. Второй, активный, предполагает одинаковые адреса и пароли для всех станций, а перемещения пользователя никак не скажутся на работе — связь не прервется.

У тех, кто с интересом прочитал вышеприведенные технические подробности, возникает законный вопрос: как применить технические достижения Apple в отечественных условиях. Ведь школы (один из основных потребителей техники Macintosh в США) пока не могут и мечтать о подобных классах, тем более что они предполагают наличие iBook у каждого учащегося в индивидуальном пользовании. Профессионалы издательского дела, вторая весомая категория покупателей Apple, тоже не согласятся сменить гигабитовые и стомегабитовые проводные сети на ненужную в большинстве случаев мобильность. Кто же остался? Во-первых, домашние пользователи. Для них скорость передачи данных вполне достаточна, а мобильность весьма кстати. Во-вторых, малый бизнес, тот самый, который сегодня арендует две комнаты в здании института, а завтра будет вынужден переезжать в поисках помещения с более низкой арендной платой. В-третьих, всевозможные игровые клубы, кибер-кафе и прочие подобные заведения. В-четвертых, бывают случаи, когда требуется быстро — буквально в течение нескольких часов — организовать небольшую сеть в отеле или выставочном зале. В-пятых… Впрочем, наш читатель достаточно умен, чтобы придумать что-нибудь самостоятельно.

Цены в Киеве: карта AirPort — $112,
базовая станция AirPort Base Station — $336.
Продукт предоставлен компанией
WEGA Distribution: тел. (044) 461-9284