Formula 1 и Formula E: можно ли их сравнить и почему?

фото 1-1

В этот уик-энд начался новый сезон гонок Formula 1. Первая гонка в Австралии стала одновременно и интересной, и ожидаемой: Mercedes против Ferrari, Феттель лидер, Хэм провалился, авария Алонсо, победа Росберга, HAAS в очках… Однако итоговый результат на финише не был столь ярок, как сама гонка. Я думаю, все уже поняли имена трех главных пилотов и двух главных команд на сезон 2016 года. Но есть «формула», где за 5 гоночных этапов побеждали 4-е разных гонщика из 4-х разных команд, а прошлогодний чемпион и его команда сейчас находится внизу турнирной таблицы. Как вы поняли из названия речь идет о Formula Е, на которую я предлагаю взглянуть с позиций Formula 1.

Formula E: прошлое, настоящее, будущее

Прошлое Formula E не так уж и далеко: впервые идеи гонок на электромобилях появились в 2011-2012 годах, первый прототип был представлен в 2013-м, а первый гоночный чемпионат прошел в 2014/2015 годах. Конечно, не сравнить с более, чем полувековой историей Formula 1, но и за несколько лет существования Formula E уже успела стать заметным гоночным соревнованием.

Во-первых, это полноценная «формула»: болид с открытыми колесами и развитой аэродинамикой. Только вместо привычного ДВС внутри скрывается электромотор и АКБ.

фото 1-2

Болид электрической формулы с момента первой презентации в 2013 году и до сегодня – это «сборная солянка» от многих известных компаний. Общие параметры: 270 л.с. для квалификации и 200-228 л.с. для гонки (в первом сезоне было меньше, сейчас чуть больше) с возможностью единоразового увеличения мощности до максимума в режиме FanBoost; 3 секунды разгона до 100 км/ч и 225 км/ч «максималки»; длина до 5 м, ширина до 1,8 м; из общих 888 кг на батарею приходит 320 кг

Во-вторых, разработкой всех компонентов электрокара занимались компании с хорошо известными, в гоночном мире, именами. Так, за шасси и кокпит отвечает компания Dallara; в болиде широко используется карбон и алюминий, на момент презентации чемпионата он отвечал требованиям FIA к болидам Formula 1 в вопросах прочности конструкции и безопасности. Силовая установка изначально разрабатывалась специализированным отделением McLaren, аккумулятор – от подразделения Williams, трансмиссия – 5-ступенчатая секвентальная КПП Hewland, шины – универсальные от Michelin. Общим производителем (финальная сборка) является компания Spark Racing Technologies, которая работает в партнерстве с Renault – полное название болида звучит как Spark-Renault SRT_01E.

Как видим, изначально Formula E была едва ли не «монокубком», где все гонщики выступают на идентичной технике, которая отличается лишь раскраской да спонсорскими наклейками. Однако уже в следующем сезоне – 2015/2016 годов – правила разрешили использовать собственный силовой модуль с сохранением неизменной мощности 200 кВт/270 л.с., что привело к появлению разнообразных конструкций двигателя и трансмиссии. К примеру, команда DS Virgin Team сейчас выступает на болиде с двумя электромоторами и бесступенчатой трансмиссией! Это решение не только для привлечения внимания, но и для реальной гонки – команда уже записала на свой счет победу Сема Берда в Буэнос-Айресе и в общем зачете идет в группе лидеров (3-е место в зачете пилотов, 4-е место в общекомандном зачете).

фото 2

Команда DS Virgin Team использует необычную схему с двумя электромоторами и бесступенчатой трансмиссией, другие верны одному электромотору, третьи экспериментируют с трансмиссией. В сравнению с классической Formula 1 – полная свобода действий!

Третье – заметили необычную градацию сезонов: 2014/2015 и 2015/2016? Все потому, что чемпионат Formula E начинается осенью одного года и завершается летом следующего. Подобный подход позволяет Formula E по минимуму соперничать с другими гоночными сериями и привлекать к гонкам побольше внимания. А проблема холода решается обширной географией и этапами в теплых странах. Так, нынешний сезон начался в Пекине 24 октября 2015 года и завершится в Лондоне 2-го июля 2016 года. Всего сезон 2015/2016 насчитывает 10 этапов, которые проходят с периодичностью 2-5 недель и охватывают самые разные уголки земного шара: Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка. Каждый этап состоит из свободных заездов (ознакомления с трассой, тренировки), квалификации, самой гонки. Начисления очков – по системе Formula 1: 25-18-10… (по уменьшению до 1 очка) для первых 10-ти пилотов по итогам гонки. Но есть и очки-бонусы: 3 очка за поул-позицию и 2 очка за самый быстрый круг в гонке. В этом Formula E уже напоминает гонки WRC с коротким этапом Power Stage.

фото 3

Общая география Formula E обширна: Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка. Но количество этапов – всего 10 – в два раза меньше, чем у современной Formula 1

Наконец, четвертое – участники. А вот здесь Formula E уже может соперничать с Formula 1 на равных! «Электрическая формула» оказалась очень интересной именитым производителям автомобилей, которые пытаются активно развивать гибридные технологии, электромобили, хотят сделать свой имидж более «зеленым» и передовым. Зажимайте пальцы, считая команды с известными именами: ABT Schaeffler Audi Sport, Renault e.Dams, DS Virgin Racing (Citroen), Mahindra Racing. А еще в Formula E хотят прийти Jaguar (уже объявили официально), Nissan и Volvo (окончательное решение пока не принято). Была информация о приходе BMW, но сейчас немцы взяли паузу и присматриваются к будущему Formula E, которое наступит в 2018-2019 годах.

Тогда ожидаются глобальные изменения: будет новое шасси, новые силовые агрегаты пиковой мощностью до 250 кВт (340 л.с.), а главное – будет новая АКБ, которая позволит проезжать всю гоночную дистанцию без обязательного ныне пит-стопа с заменой автомобиля. Словом, эти масштабные изменения сравнимы с теми, что ожидают от революции Formula 1 в следующем сезоне (2017 год). Причем активные работы над будущим Formula E также должны начаться в 2017-м, но вся перестройка завершится аж к сезону 2018/2019 – вот этого и ждет BMW.

фото 4

Иллюстрация www.autosport.com ясно указывает план по глобальным изменениям Formula E. Главное здесь не в деталях, а в общем видении развития «электрической формулы». Похоже, что оно у FIA есть, да и многие автомобильные компании уже заявили о своем интересе в гонках. Однако не все так безоблачно…

Сила и слабость Formula E

Итак, в плюсах у Formula E – изначальный высокий статус чемпионата от FIA и неслабая поддержка от известных производителей автомобилей. Сегодня настолько массовым присутствием авто-брендов пожалуй, может похвалится лишь Formula 1. В младших формулах GP2 и GP3 громких автомобильных брендов нет. Другие «формулы» – к примеру, Formula Renault 3.5, Formula Ford Ecoboost, Toyota Racing Series, IndyCar Series – либо посвящены одной марке машин (монокубки), либо ограничены территориально, либо вообще все вместе.

Еще один плюс Formula E – сейчас это фактически «королева гонок электрокаров»: многие «кивают» на Formula E, когда речь заходит о гонках на электромобилях. К примеру, уже сегодня компания VW призадумалась об использовании электромоторов гонках «Ралли-Кросс»; формируется новый чемпионат Electric GT; электромобили побеждают на гонке Пайс-Пик. Все это разные гонки, но их «вершиной» вполне может стать Formula E, как сегодня Formula 1 является пределом мечтаний любого шоссейно-кольцевого гонщика. Да и сама Formula E, невзирая на молодость, не стоит на месте, а развивается в сторону высоких технологий – уже принято решение о гонках робото-мобилей в рамках этапов Formula E начиная с 2017 года.

фото 5

Встречайте гонки автомобилей-роботов! В рамках этапов Formula E и начиная уже с 2017 года. Все автомобили обещают сделать идентичными, разница будет лишь в логике управления

Но в гонках автомобилей-роботов кроется и один каверзный вопрос к «электрической формуле»: а Formula E – это серьезное соревнование или шоу современных технологий? На последнее указывает и время проведения чемпионата на стыке двух годов – похожим образом проводили A1 Grand Prix. В таком формате всегда говорили упомянутое выше «привлекать к себе больше внимание», но не потому ли, что в сравнении с другими яркими гоночными сериями Formula E могла проиграть внимание зрителя?

Еще один момент шоу – упомянутый выше FanBoost. Принцип работы схож с режимом «обгона» в Formula 1: максимальная мощность мотора и кратковременное ускорение по нажатию кнопки. Вот только если различные режимы ускорения или работы DRS в Formula 1 есть всегда и четко прописаны в правилах, что как работает, то режим FanBoost в гонках Formula Е получают лишь 3-и пилота согласно предпочтениям и голосованиям болельщиков перед каждым отдельным гоночным этапом. Это ли не элемент шоу, который препятствует справедливой спортивной борьбе?

Хотя, признаться, за шоу гонятся и в Formula 1: отсюда пластина под днищем болида – для искр на неровной трассе; отсюда – перетасовки формата квалификации к нынешнему сезону (которую уже договорились отметить и вернуть прошлый формат квалификации). Однако авторитет Formula 1 позволяет отклоняться от общей линии, а авторитет Formula Е… Так его еще только предстоит наработать!

Среди других минусов – несогласованность в работе организаторов. К примеру, в начале 2016 года FIA поведала о планах Formula Е на ближайшие несколько лет, которые мы рассматривали выше. Но также появилось замечание Алехандро Агага (Alejandro Agag) о том, что «он не хочет соревнования шасси», поскольку это может сильно поднять стоимость участия в гонках. Главный смысл Formula Е согласно словам Агага – не в соревновании шасси или аэродинамики, а в соревнованиях батарей и электромоторов.

Отчасти он прав, поскольку Formula Е привлекает очень низкой стоимостью участия для столь массового и уже заметного чемпионата. По различным расчетам, суммарные затраты для участия в Formula Е не превышают 4-5 млн. евро, а официальные расчеты организаторов дают еще меньшие суммы. Т.е. Formula Е – это, как принято говорить, выгодное предложение для производителя автомобилей: здесь очень хорошее соотношение вложенных денег и экологично-зеленого рекламного выхода.

фото 6

Алехандро Агаг – генеральный директор Formula E Holding LTD. За его плечами политика и евро-парламент, организация ТВ-трансляций Formula 1 в Испании, работа с командой Campos Racing GP2 и британским футбольным клубом. Хороший организатор, но гонщик ли? Хотя, возможно, именно такой человек сейчас и нужен Formula Е, чтобы не допустить резкого увеличения расходов и превращения чемпионата в многомиллионную гонку: ведь гонки «за дорого» уже есть – это Formula 1

Кстати, Агаг как-то сказал о пилотах Formula Е: «к нам приходят многие известные пилоты из других гоночных серий, но это не движение вверх или вниз по карьерной лестнице, а движения в сторону». Эти слова очень точно описывают пилотов Formula Е, там крайне много известных гонщиков, которые так или иначе выступали в Formula 1 (как боевые пилоты, замена, тест-пилоты): Лукас Ди Грасси, Себастьян Буэми, Жером Де Амброзио, Ник Хайфельд, Жан-Эрик Вернь, Бруно Сенна… Да половина гонщиков Formula Е каким-то образом, но была связана с Formula 1!

Вот только ключевые слова здесь именно «выступали» и «была», а не фамилии пилотов. Сегодня в Formula 1 приходят совсем молодые пилоты – 17-18 лет – и приходят именно из серий GP2, GP3, Formula Renault, которые не могут похвалиться столь громкой поддержкой производителей автомобилей. Если пилот за несколько сезонов не закрепился в «первой формуле» – все, на выход. Так и появятся 25-летние мастера, которые уже имеют опыт выступления даже в гонках Formula 1, но карьера которых уже фактически прошла наивысшую точку. Их путь лежит в другие гоночные серии, включая и Formula Е. Сейчас пока получается, что из Formula Е не растут будущие чемпионы Formula 1; наоборот – из «первой формулы» гонщики переходят в «электрическую формулу» уже готовясь к завершению карьеры. Зато достаточно свободный график в Formula Е позволяет пилотам выступать в других соревнованиях – чаще всего, это длительные гонки чемпионата FIA WEC (подобно 24-часовой гонке Ле-Ман).

Кстати, из будущих возможных интересных приобретений Formula Е – Хосе-Мария Лопес, действующий двукратный чемпион FIA WTCC. Недавно он обмолвился, что после ухода Citroen из кузовных гонок (возможно уже в конце этого года) ему было бы интересно продолжить выступления в Formula Е как часть «родственной команды» DS Virgin Racing – еще один пример перехода известных пилотов из других гонок.

фото 7

Нельсон Пике младший (Нельсиньйо Пике) – первый и пока единственный чемпион Formula Е. Как и у многих других пилотов, за его плечами есть опыт выступлений в Formula 1, но аж в 2008-2009 годах; т.е. Formula Е – это уже «пост-этап относительно Formula 1», а не «предварительный этап в карьере перед Formula 1»

Еще один серьезный минус Formula Е – это универсальные шины Michelin. В нынешней Formula 1 есть множество «дождевых» и «сухих» ТИПОВ ШИН, которые работают совершенно по-разному. И одним из самых важных изменений Formula 1 к началу нынешнего сезона стало появление ШИН типа «ultrasoft». В современно Formula 1 выбор шин крайне важен: требуется и угадать с погодой, и выполнить правило по обязательному использованию двух типов шин на сухой гонке, и подобрать правильный график замены шин, и распределить часть шин на квалификацию и часть шин на гонку. А в Formula Е все просто – одни шины Michelin даже без деления на «сухие» и «дождевые».

Спишем это на то, что нужно было подготовить шины изначально под другие параметры: достаточно крепкие для уличных городских гонок на обычном абразивном асфальте; универсальные шины для разной погоды; относительно недорогие. Контракт с Michelin на поставку шин подписан на три года и посмотрим, что будет после его завершения. Расширение типов доступных шин – это может быть одним из важнейших способов увеличения зрелищности и соперничества в гонках Formula Е.

Итог: кто круче – Formula 1 или Formula Е?

Конечно, ответ очевиден – Formula 1: здесь большие деньги, здесь звездные пилоты, здесь желает быть каждый авто-производитель, здесь звучные моторы (пусть потеряли «атмосферную жесткость», но приобрели свист турбины), здесь огромные скорости, здесь реальный риск для жизни. Вот что означает «первая формула».

Однако кажется, что Formula Е также пришла всерьез и надолго: своя уникальная ниша электро-гонок; известные автомобильные бренды и известные пилоты; по-настоящему мировой охват в географии проведения гоночных этапов. При правильном развитии Formula Е вполне может стать очень важным, сложным, интересным чемпионатом. Сегодня мы находимся лишь у его начала, но представьте в будущем рассказывать о том, что следили за Formula Е с первых сезонов – и это будет также «круто», как сказать, что следил за Formula 1 с 1950-го года.


  • Kosmich

    не знаю как будет развиваться дальше, сама идея хороша…
    но на данный момент Formula Е это довольно унылое зрелище в беззвучном режиме…

    • Sanyou

      Ниче, картонку на прищепке прицепим к колесу, будет звук!

      • Erazel

        Ні, краще бутилку пластикову порожню. Я коли так бутилку опускаю на протектор колеса велосипеда то звук ніби здоровенюща модель літака взлітає, або заводиться бензопилка-монстр. Коротко кажучи – люди розбігаються в сторони :)

    • Alex_X_85

      Добавить звук не проблема – динамики поставить погромче и вуаля :) Можно даже какой-нибудь футуристичный саунд придумать, что бы школьники офигевали :)

    • KuskoUA

      Очень давно смотрю Ф1 и не понимаю всей этой радости от звуков. Возможно, на трибунах они создают какой-то особы эффект, но перед телевизором для меня звук далеко не самое главное.

      • Sviatoslav

        Звук має бути хорошим, бо люди приходили раніше на трибуни

        лише заради звуку. Немає сенсу приходити на трек, щоб побачити 100 метрів траси та 5-10 секунд пілота, за якого вболіваєш.

        Зараз GP2 більш гучний звук видає. Коли іспанці, наприклад, вперше почули нові двигуни Ф1, то вони просто розсміялися.

        Якщо не буде хорошого звуку = не буде людей на трибунах = власники автодромів не зможуть виходити хоч в якийсь плюс = власники автодромів не зможуть виплачувати шалені гроші містеру БЕ. Звичайно, знайдеться багатенько країн, які захочуть провести в себе гонку, але в таких країнах людям цікава Ф1 лише в перший рік.

        Наостанок, просто порівняйте:
        https://www.youtube.com/watch?v=RqaJKTRs-Kg
        https://www.youtube.com/watch?v=67nI71Bs7J0

        • KuskoUA

          Но правда в том, что время v10 уже прошло. Через 25-50 лтет автомобили будут полностью бесшумными, звук будут издавать только шины из-за трения по дороге.

        • Роман Мельниченко

          Был период – ездили на 1,5-литровых турбо-моторах, был период ездили на V12 3.5 – так при переходе на V10 3.0 тогда тоже надо было плакать? Был период, когда моторы крутились до 13 тыс об/мин, потом было 18 тыс. об/мин, сейчас меньше… А еще был период дозаправок и без них, были слики, потом канавки, потом опять слики. Был граунд эффект и 6 колес. Да мало ли что было в Ф1?!
          Формула 1 меняется и это нужно принимать.

          Ф1 – да, это звук в сравнении с ФЕ. Но кроме того, Ф1 – это и высокая скорость, и лучшие пилоты, и стратегия команды (или ошибка в стратегии) – это все вместе

          • Sviatoslav

            “Змішались в одне люди, коні й усякого роду птиця.” (с)
            Останні зміни в Ф1 призвели до того, що людей, які дивляться все це, стає все менше.

            Мені в деякій мірі подобаються нові двигуни, ті ж V8 були дуже голосні, але звучали майже однаково. Але є зміни, ідіотські зміни, які заважають Ф1 розкритися на повну.

      • Kosmich

        а Вы смотрели трансляцию Formula Е?
        реально это скучноватое зрелище…

        • KuskoUA

          Так и в Ф1 большинство этапов скучные, редко когда выпадает интересная, непредсказуемая гонка. Например, в этом сезоне с 95% уверенностью можно сказать, что чемпионат выиграет Хэмилтон. Что тут интересного?

        • Олександр Щербак

          Виною тому коридорні траси.

    • http://www.overclockers.ua GRaFkiyv

      Если мерять такими категориями то Формула 1 – это вообще днищще.
      Просто голимое убогое днищще по сравнению со зрелищными но к сожалению запрещёнными болидами и соревнованиями Группы Б.

      Ни до ни после Группы Б не было ничего круче, и уже не будет никогда :((

      • Роман Мельниченко

        А группа С с 1000-сильными болидами и скоростями под 400 км/ч? А вместо группы Б сейчас есть ралли кросс – мне эти гонки очень нравятся

        • http://www.overclockers.ua GRaFkiyv

          Зрелищность ралли-кросса заканчивается уже после 3-х стартовых поворотов, за редкими исключениями.

          • Роман Мельниченко

            Ну в случае с Ф1 вся зрелищность одной отдельно взятой гонки может быть в одном отдельно взятом обгоне или питстопе, который решает 1-2 место. Так что на фоне Ф1 – там еще ОГО борьба : )
            Для тех, кто может немного не знает, что мы обсуждаем – видео буквально на 3 минуты:
            https://www.youtube.com/watch?v=TQImpPwt7BE

  • md_rud

    Спасибо за статью, очень познавательно.

    • Роман Мельниченко

      Пожалуйста

  • Baron Elvis

    Бред какой-то. Зачем сравнивать? У них общего – только слово “формула” в названии и отчасти форма самой машины. В остальном же – это совершенно разные классы гонок. У “формулы 1” – полувековая история, традиции, армия фанатов и астрономические бюджеты. “Формуле Е” без году неделя, про нее и не знают толком. Тут все только начинается, и “детских болезней” полно. Так что сравнивать не нужно.

    • Anonim

      Спустя 10-20 лет формулы 1 будет историей!

      • Sviatoslav

        Маячня.

      • Baron Elvis

        Почему это?

      • Роман Мельниченко

        Не думаю, что Ф1 уйдет, думаю что две формулы вполне могут существовать параллельно. Но с расширением гаммы гибридных- и электро-мобилей популярность Формулы Е будет расти

        • Kirill Dnepropetrovets-Ts

          Скорее, Ф1 останется как развлечение для ретроградов. (;

          • Роман Мельниченко

            Вполне возможно; например, как сейчас конный спорт

  • Sviatoslav

    Порівнювати немає чого. “Зелена” формула занадто повільна, занадто тиха, занадто нудна, занадто фальшива. Вона не пропонує нічого, за що її варто дивитись. Вже дійшло до того, що пілотів FE просто посадили на звичайнісінькі симулятори. Так кожна людина може стати гонщиком. А якщо кожний гонщик…
    http://e.lvme.me/ka0fq1t.jpg
    PS: нажалі, крикливі “борці за безпеку в Ф1” прикінчать суть автоспорту. Лише в MotoGP залишаться справжні чоловіки із залізними яйцями, бо, фактично, пілоти на байках не мають жодного захисту від смерті. Лоусайд і потрапив під коліса іншого байку = ти труп. Майже будь-який хай-сайд = переламані кістки/кістка.

    • http://www.overclockers.ua GRaFkiyv

      Мотоспорт это ж не автоспорт.
      В автоспорте сейчас “справжні чоловіки із залізними яйцями” в WRC – пилоту даже не надо ошибаться, достаточно чтобы штурман перевернул в легенде не одну а две страницы или сбился со строки и вы сразу уходите в пропасть/деревья и конец.

      • Sviatoslav

        Тобто, перегони не можна порівнювати?
        Про WRC нічого не знаю, не подобається. Але пам’ятаю, як Роберт Кубіца мало не лишився без руки, коли брав участь в раллі. І що він зараз робить? Продовжує ганяти.

        • Роман Мельниченко

          Продолжает гонять, но по-факту тогда авария в ралли поставила крест на его карьере Ф1, при этом сейчас в ралли Кубица толком ничего и не выиграл. Обидно, в свое время в Ф1 он был очень сильным пилотом. Не знаю, ломает ли авария пилотов, наверное зависит от конкретного гонщика. Масса был крутым пилотом, но авария с тем ударом в голову возможно его сломали. Кубица – в 2007 попал в жуткую аварию https://www.youtube.com/watch?v=4PkGghgGgaI а в 2008-м хорошо гонялся и реально претендовал на титул.

          • Sviatoslav

            У Кубіци проблеми із чутливістю цієї руки. Чув, що на асфальтових ділянках він частіше розриває суперників. Щодо Масси… він ніколи не був дуже хорошим пілотом. Якби він, як Феттель, опинився в потрібний час в потрібній команді, про нього б казали “Новий Сенна”.
            Пілоти Ф1, попри жахливі аварії, продовжують виступати. Забирати ризик зі спорту не можна. Тим більше, що якщо елементарно не випускати всілякі крани на трек, коли боліди ще ганяють, можна зменшити ризик смерті майже до нуля. Просто потрібні міцніші шоломи та візори. А від аварій типу “Грожан вибиває страйк на старті ГП Бельгії 2012 та мало не вбиває Алонсо” це halo не врятує, на жаль.

    • Роман Мельниченко

      Семья Жюля Бьянки вряд ли видит в смерти пилота что-то захватывающее : (

      • Sviatoslav

        До чого тут ваш коментар? Сам Жюль спілкувався із своїм батьком щодо можливої завчасної смерті.
        Я сам після смерті Сімончеллі років за три не міг дивитися MotoGP. Але Россі продовжує ганяти.

        • Роман Мельниченко

          Ну я к тому, что для нас – это зрелище, а для семьи пилотов – реальная опасность. Последняя авария и смерть Жуля Бьянки показывает, что Ф1 по-прежнему очень опасная. Вот такой спорт, ничего не поделать.

  • android

    Формула-ш (рупокут)

    • c00ler
  • crazy cat

    сравнивать нельзя, а формулу 1 забыть как страшный сон

    • Роман Мельниченко

      Не думаю, что Ф1 уйдет от нас. И, откровенно говоря, это не хочу. Но хочу больше яркости и интереса в гонках, чем и привлекают новые чемпионаты типа Формула Е или Ралли-Кросс

    • Андрей

      не нравится, не смотрите

  • Chyrka

    Об’єктивно, формула е надто повільна, навіть в межах мініатюрних міських трас. Та й електрозвук поки лише як подих майбутнього.

    • http://www.overclockers.ua GRaFkiyv

      Можно легко утроить мощность тяговых электродвигателей, второй болид заменить системой перезаправки аккумуляторной жидкости на пит-стопе, поставить ультраслики и ездить по знаменитым Спа и Монако,но… какой бюджет будет у команд из-за этой затеи ?
      Так отож.

  • r3r

    Формула Е сейчас намного интереснее. Интереснее тем, что участвуют многие знаменитые гонщики из Ф1, WEC и т.д. Интереснее непредсказуемостью результатов уже 2-й сезон как, в отличие от Ф1, где выигрывает либо один из: Хэм, Росберг или Феттель.

    • Андрей

      ага, гонщики которых выгнали из Ф1 как проф. непригодных

  • http://www.overclockers.ua GRaFkiyv

    На данный момент Ф1 это чемпионат аэродинамики и тепловых генераторов, а ФЕ – чемпионат электродвигателей и трансмиссий повышения макс. скорости, но в ФЕ не играют роль бюджеты команд, а Ф1 это погубило.

    • Роман Мельниченко

      Нынешняя Ф1 – это, по-моему, прежде всего чемпионат моторов. ФЕ и Ф1на счет бюджета – согласен, цифры в ФЕ относительно небольшие как для мирового чемпионата, а первую формулу большие бюджеты явно разделили на несколько групп, из середняков сложно подтянуться к лидерам без больших денег

  • Андрей

    “пластина под днищем болида – для искр на неровной трассе” – что это за бред? Я не знаю на сколько автор разбирается в Формуле Е, но в Ф1 он не разбирается точно.

    • Роман Мельниченко
      • Андрей

        Это был какой-то эксперимент который ничем не закончился. У Ф1 никаких спец. пластин для искр НЕТ. А искрит когда что-то попадает под днище или на очень неровном асфальте. Уберите этот опус из статьи.

        • Роман Мельниченко

          Не уберу, т.к. это факт Ф1 и 50% смысла этой пластины было именно в искрах и шоу-эффекте, что я и имел ввиду в конкретно том блоке статьи.

          • Андрей

            этот факт вы высосали из своего пальца, удачи вам с вашими “фактам”

          • Роман Мельниченко

            Андрей, спасибо за удачу с моими ПОДТВЕРЖДЕННЫМИ ФАКТАМИ против пустых заявлений и противоречий в комментах: сначала пластина была вообще “бредом”, потом она все таки была, но “экспериментом”.
            Но так был ли мальчик? Ага, таки был. Вот как-то так : )

          • Андрей

            Какое противоречие? Покажите мне где написано что на боевых болидах 2016 года специально устанавливают титановые пластины для высечения искр? Может это есть в правилах FIA? Пункт регламента не подскажете? А про всякое навесное оборудование во время тестом, фотосессий, рекламных акций я тоже могу понаписывать, но к реальной Ф1 это не будет иметь никакого отношения.
            Ну-ка где там титан на днище Макларена?

          • Роман Мельниченко

            Андрей, совет – сохраняйте логику в своих комментах : )
            Изначально я написал, что титановая пластина для искр и зрелищности. Вы сказали, что это бред, что ее не было. Я привел подтверждение своим словам. Вы изменили мнение, что это эксперимент. Хотя есть масса фото и новостей с сезона 2015 года, где упоминается титановая пластина и есть искры из под нее. Тестили в 2014-м году, приняли правилами к сезону 2015-го http://www.f1news.ru/news/f1-95654.html
            Про Ф1 на цепях по снегу – а разве такого не было? и разве не как элемент шоу? Это достоверный факт, который сами и подтвердили фотографией
            ПС: тоже желаю удачи : )

          • Андрей

            Можете написать что болиды Ф1 на цепях ездят для зрелищности, будет круто и так-же достоверно как и про титан

          • Холод Биполярности

            http://autosport.com.ru/features/14293-chto-skryvaetsya-za-vozvrashcheniem-iskr

            Вот же в статье описано из-за чего вся канитель с искрами, зрелищность для рэднеков в искрах. А дело в злоупотреблении командами прижимной силой и соответственно повышение отметки максимальной скорости. Цепляли доску и в середине-конце 2000-х были массы дисквалов за сточеные об асфальт доски. Теперь ввели легкостираемые крепления для оной взамен более крепких стальных(?)(прочтите момент с изгибающимся днищем).
            Так что не надо рэднекские искры ставить во главу угла.

          • Роман Мельниченко

            Вопросов нет, было и такое. Поэтому и написал – “50% смысла”. Тут изначально шел разговор, что такая пластина – это бред и она не существовала. А за добавку инфы – спасибо

  • DuX

    “…это будет также «круто», как сказать, что следил за…” Formula Nippon… тем более что болиды визуально похожи

  • Олександр Щербак

    Авторе! «ultrasoft» – це склад гуми, що формує певні властивості, а не протектор, який є малюнком, формуючим пляму контакта. Протектор в сухої гуми один – слік.

    • Роман Мельниченко

      Ну в принципе “протектор” – это верхняя часть шины, а уже “рисунок протектора” – это различные прорези, канавки и пр. Но в целом, да, согласен немного неверно написал. Спасибо, поправлю

  • maxic

    Хорошая статья
    Тем более что это технологичные виды спорта
    Кстати Formula-1 очень сильно зависит от ПО (управления двигателем и т п )
    Так что в тему