Samsung MD230X3: готовое решение для Eyefinity

Обзор Samsung MD230X3

Один из ключевых факторов успеха новых технологий – полноценность инфраструктуры. Для многомониторных конфигураций ATI Eyefinity это означает не только наличие совместимых видеокарт, но и рыночную доступность мониторов, соответствующих требованиям технологии. Еще в презентациях, посвященных анонсу Eyefinity в видеокартах серии Radeon 5800, упоминалось о «сотрудничестве с производителями мониторов по выпуску специальных моделей мониторов», в частности, приводились даже спецификации решения от Samsung. Корейский гигант индустрии оправдал ожидания и недавно официально представил первый в мире монитор, специально разработанный для поддержки Eyefinity, – SyncMaster MD230X3.

Вероятно, такой продукт многим покажется просто маркетинговым ходом или же реализацией прихотей немногочисленных суперфанатов. В какой-то мере подобное мнение имеет право на существование, ведь собрать Eyefinity-«видеостену» можно и с помощью обычных мониторов, не прибегая к специализированным решениям. Однако следует напомнить несколько моментов, свидетельствующих о целесообразности применения MD230X3. Во-первых, как минимум один из мониторов должен иметь мало распространенный до сих пор интерфейс Display Port, в противном случае трехмониторную конфигурацию собрать не удастся. Во-вторых, желательно все же использовать одинаковые мониторы, чтобы не испытывать неудобств с разным качеством изображения, разной высотой подставок и т. п. В-третьих, приветствуется минимальная ширина рамки вокруг дисплея, так как широкие черные полосы, мягко говоря, не улучшают восприятие картинки. Ну и наконец, есть вопросы организационного характера – три монитора необходимо разместить на столе и куда-то спрятать многочисленные провода от них… По большому счету неразрешимая проблема в приведенном списке только одна (наличие Display Port), все остальное – пожелания, выполнение которых просто улучшает «юзабилити». Но если речь идет о продукте класса hi-end, хотелось бы видеть наименее компромиссное решение, каковым и является Samsung MD230X3.

Осмотр

Первое, чем поражает этот продукт – это весом коробки: столь тяжелого монитора не приходилось видеть со времен профессиональных CRT-моделей с диагональю больше 20 дюймов. Внутри этой внушительной коробки находятся три дисплейные панели MD230, одна подставка и проводной пульт ДУ.

Все три дисплейных модуля у Samsung MD230X3 абсолютно идентичны. Мониторы выполнены в индустриальном духе, с полным отсутствием на передней панели как органов управления, так и опознавательных знаков производителя. Корпус изготовлен из металла, а главным элементом «дизайна» (в кавычках, так как оформление MD230 сугубо утилитарное) является тонкая рамка вокруг дисплея – всего 7,6 мм справа и слева, 8,2 мм сверху и 9,4 мм снизу, что позволяет минимизировать пробелы в изображении между мониторами. С задней стороны по центру монитора располагается стандартное крепление VESA, а по углам – элементы конструкции для «навешивания» дополнительных дисплеев. Каждый монитор имеет ассортимент актуальных на сегодняшний день интерфейсных разъемов: Display Port, DVI-D и VGA. Из нестандартных коннекторов следует отметить наличие входного и выходного разъемов питания (для сквозного подключения нескольких дисплеев одним кабелем) и аналогичный набор USB-разъемов (для управления несколькими мониторами с одного пульта ДУ). Но даже с учетом подобной оптимизации проводов у всей конфигурации получается много.

Процесс сборки нетривиален даже для тех, кто неоднократно занимался этим на обычных мониторах. Причем выполнять эту процедуру гораздо удобнее и безопаснее вдвоем и прямо на том месте, где планируется эксплуатировать устройство (так как переносить собранный MD230X3 крайне неудобно). Гигантская и очень тяжелая цельнометаллическая подставка имеет крепление лишь для одного модуля – центрального: шесть отверстий для винтов, закрутить которые придется, держа на весу дисплей. Затем с помощью также закрепляемых винтами петель по бокам основного монитора навешиваются два оставшихся – их тоже приходится прикручивать на весу. Несмотря на то что по описанию такой способ крепления не производит впечатления надежного, на самом деле благодаря индустриальной суровости всех элементов конструкции собранный MD230X3 вполне «монолитен».

Петли крепления боковых мониторов позволяют поворачивать их относительно центрального на угол от 0 до 30 градусов – примерно так, как это выглядит на старомодных зеркалах-трюмо; а сама подставка имеет возможность регулировки по высоте в пределах 100 мм. К сожалению, несмотря на то что размер подставки и характер крепления позволяет установить центральный дисплей вертикально, поставляемые в комплекте петли нельзя будет использовать в таком случае для аналогичной инсталляции дополнительных экранов. А такая возможность была бы весьма кстати: рабочий стол более-менее стандартных пропорций с разрешением 3240×1920 для многих пользователей стал бы более предпочтительным вариантом, нежели вытянутые по горизонтали 5760×1080 пикселов.

Поставляемый в комплекте проводной USB-пульт дистанционного управления внешне полностью соответствует индустриальному духу продукта – в бытовой технике подобный дизайн стараются не использовать уже лет десять. Зато на практике он произвел очень приятное впечатление, так как с его помощью намного проще и удобнее перемещаться по пунктам и настраивать устройства, чем обычными кнопками на ребре или тыльной панели (отсутствующими на MD230X3). Было бы неплохо, если бы подобная опция была доступна для всех устройств – ее применение абсолютно оправдано, если приходится часто производить настройку.

Качество изображения и скорость

Картинка на мониторах MD230 заслуживает хорошей оценки, и в первую очередь благодаря PVA-матрицам, которые в них используются. Достаточно широкие вертикальные углы снимают необходимость постоянно контролировать направление взгляда. Зато небольшие различия картинок при изменении горизонтальных углов хорошо заметны на этих, расположенных рядом экранах. Поэтому стоит располагать их так, чтобы пользователь смотрел на все три дисплея под одним углом, но все равно стоящий рядом наблюдатель уже увидит три немного разных изображения.

Совершенно не типично для современной индустрии мониторов выполнена настройка контрастности: ею можно пользоваться без ограничений, и даже при настройке в 100% матрицы еще не достигают насыщения, соответственно, не происходит потери деталей в светлых областях изображений. И это характерно для любой из предустановок цветовой температуры.

Цветопередача мониторов довольно ровная во всем диапазоне градаций серого. Графики «Пользовательской» и «Нормальной» предустановок лежат в районе 6500К, а «Теплой» и «Холодной» расположены около 5500–600К и 7000–7500К соответственно. Передаточная функция яркости не очень стабильна. Начинаясь от γ=2,4 в тенях, она проседает до значений около γ=2,0 в середине диапазона насыщенности и после небольшого повышения до γ=2,1 падает до γ=1,75 в светáх.

Лучшие значения максимальной яркости и статической контрастности (до 248 кд/м² и 2763:1 соответственно) зафиксированы также в «Пользовательском» и «Нормальном» режимах, очевидно, их стоит признать наиболее приемлемыми для работы, если нет других предпочтений.

Скоростные характеристики не назовешь выдающимися: время включения элементов заметно меньше, чем выключения, из-за чего на темном фоне за контрастными объектами остаются небольшие, но шлейфы. Использование трехступенчатой системы разгонного импульса во встроенном меню монитора практически не влияет на результат тестирования, немного заметнее смена предустановок цветовой температуры. Самые быстрые из них – это «Пользовательская» и «Нормальная», остальные немного медленнее.

Эксплуатация

Подключив все три интерфейсных кабеля мониторов к видеокарте с поддержкой Eyefinity (в нашем случае это была XFX Radeon HD 5870 Eyefinity 6 Edition, а для подключения мы использовали один Display Port и два DVI-D), мы получили возможность активизировать Eyefinity в соответствующей закладке ATI Control Center. Эта процедура является отличной от простой настройки трех мониторов – наличие и характеристики дисплеев система распознала без проблем, однако изначально предложила сконфигурировать их более традиционным образом: один основной и два дополнительных. Вместо этого следует выбрать пункт, отвечающий за объединение трех мониторов в один виртуальный с разрешением 5760×1080, – только после этого заработает собственно Eyefinity.

Откровенно говоря, при работе в среде Windows от Eyefinity больше вреда, чем пользы. Дело в том, что раз система воспринимает три монитора как один, то она соответствующим образом обрабатывает и такие вещи, как развертывание приложения на полный экран, и отрисовку интерфейса… Получается, что кнопка Start находится в левом нижнем углу левого дисплея, а часы – в правом нижнем правого, что невероятно неудобно, так как приходится постоянно крутить головой, если вообще не поворачиваться рефлекторно на стуле всем телом для получения более удобного угла зрения. В то же время без активации Eyefinity центральный монитор имеет все элементы интерфейса, а на боковые можно выводить отдельные приложения – опять-таки, в таком случае корректно отображаемые с разрешением 1920×1080 при развертывании на полный экран. Проблема в том, что для переключения между режимами «единый экран Eyefinity» (для игр) и «основной + 2 дополнительных экрана» (для работы) и обратно необходимо совершить несколько операций в ATI Control Center; делать это регулярно – занятие достаточно утомительное. Было бы очень неплохо, если бы ATI в будущих релизах драйверов предусмотрела включение/выключение Eyefinity одной кнопкой. В остальном практическое применение в рабочих целях трехмониторной конфигурации (причем, скорее, без включения Eyefinity!) оценят в основном те пользователи, которые уже применяют хотя бы два монитора в повседневной работе – это дизайнеры, верстальщики, инженеры, работники финансовой отрасли и так далее. Ключевым преимуществом Samsung MD230X3 в таком случае является наличие центрального монитора и двух симметричных экранов по бокам, что тем самым создает психологически более комфортное рабочее пространство, нежели разделенный ровно по центру рабочий стол двухмониторной конфигурации.

Игры

Разумеется, гораздо более интересным представляется использование Eyefinity в играх, тем более что ATI пообещали обеспечить широчайшую поддержку технологии в уже существующих играх, а не только в новых, специально разрабатываемых с учетом ее возможностей.

Первым делом мы проверили MD230X3 на игре того жанра, который по определению предполагает максимальную ассоциацию с героем: на шутерах от первого лица, а точнее на Unreal Tournament 3. Впечатления оказались смешанными. С одной стороны, конечно, радикально расширенный угол зрения создает ощущение почти реальности происходящего, а возможность замечать противников боковым зрением становится ощутимым тактическим преимуществом. Однако растянутый на три экрана интерфейс усложняет контроль за уровнем здоровья и патронов, да и скоростные характеристики данного конкретного монитора ухудшают восприятие – так как геймплей очень динамичный, то шлейфы за контрастными элементами становятся заметными.

Зато в играх, изначально подготовленных к использованию с несколькими мониторами, Eyefinity и Samsung MD230X3 проявили себя с наилучшей стороны. Авиасимулятор H.A.W.X., как и положено в рамках жанра, открывает перед игроком совершенно другие перспективы при использовании трех мониторов. Не хуже ощущения и от игры D.I.R.T. 2, разработчики которой учитывали существование Eyefinity на этапе написания игры – дополнительное поле зрения помогает даже при виде «от бампера», а при включении камеры «из глаз водителя» создает предельно приближенное к реальному впечатление от езды.

Наконец, остались очень довольны результатом и наши эксперты, протестировавшие MD230X3 в онлайновых играх – World of Warcraft и EVE Online. Насыщенные многочисленными элементами интерфейса, MMOG очень благодарно воспринимают столь радикальное увеличение полезного пространства дисплея – теперь информационные панели можно вынести на боковые экраны, получив одновременно и чистое поле зрения для игры, и сохраняя в пределах постоянной доступности всю необходимую информацию и элементы интерфейса.

Весьма актуальным вопросом в процессе тестирования стали замеры производительности в играх, все-таки разрешение 5760×1080 – это не шутки, особенно с учетом того, что даже у владельцев 30-дюймовых мониторов (с разрешением 2560×1600) иногда возникают проблемы с количеством кадров в секунду. Приведенные диаграммы говорят сами за себя: в сравнении с режимом 1920×1080 скорость в Eyefinity падает в среднем примерно на 60%, и хотя мы не испытывали проблем ни в Unreal Tournament 3, ни в D.I.R.T. 2, ни в H.A.W.X., более тяжелые игры таки «поставят на колени» Radeon HD 5870 – даже результат в 3DMark 06 оказался достаточно печальным. Таким образом, планируя собирать систему с Eyefinity, стоит сразу ориентироваться на то, что придется обеспечить наличие хотя бы двух GPU класса Radeon HD 5800 – а лучше трех или даже четырех в CrossfireX-комбинации, чтобы гарантировать отсутствие «тормозов» в современных играх.

Итоговые впечатления

В целом мы остались довольны тестированием как собственно ATI Eyefinity, так и монитора Samsung SyncMaster MD230X3: технология реально работает так, как было обещано разработчиком, а монитор выполняет свои функции, будучи единственным совместимым с Eyefinity законченным аппаратным решением на сегодняшний день. Вместе с тем очевидно, что широкого распространения трехмониторные конфигурации не приобретут, оставаясь уделом геймеров-энтузиастов и профессионалов, которым требуется большое рабочее пространство. С учетом этого обсуждать ценовую политику Samsung по отношению к данной модели кажется неуместным – те, кто намеревается приобрести MD230X3, все равно «за ценой не постоят». Более важными негативными факторами при принятии решения о покупке могут стать: не лучшие скоростные характеристики, излишняя «индустриальность» внешнего вида, невозможность вертикальной установки. Однако эксклюзивность решения в сочетании с хорошими в целом показателями качества матрицы, скорее всего, перевесят вышеуказанные недостатки. В любом случае и для ATI, и для Samsung нынешние продукты являются первым поколением решений для Eyefinity, так что в будущем можно ожидать и избавления от недостатков, и появления новых возможностей.

Технические характеристики

Тип матрицы PVA
Размер диагонали 23"
Соотношение сторон изображения 16:9
Разрешение 5760×1080 (три панели по 1920×1080 пикселов)
Заявленная/измеренная яркость 300/248 кд/м²
Измеренная статическая контрастность 2763:1
Углы обзора горизонтальные/вертикальные 178º/178º
Время отклика  8 мс (GtG)
Разъемы для входного видеосигнала DVI-D, HDMI, Display Port, VGA
Потребление электроэнергии 138 Вт
Габариты (Ш×В×Г) 1586×563×307 мм
Масса 24,1 кг
Ориентировочная цена $1800
Продукт предоставлен Samsung