Тест современных зеркальных фотокамер

Трудно сказать, какое время года наиболее предпочтительно для фотографирования. Кому-то нравится снимать осенние пейзажи с пожелтевшей листвой, а кто-то и в зимние холодные дни будет ходить с камерой в надежде поймать удачный кадр. И хотя часто говорят о том, что неважно, чем снимать, важно – как, аппарат имеет большое значение и в плане функциональности, и по части удобства и качества получаемых снимков. Ранее мы периодически рассматривали модели цифровых фотокамер с длиннофокусными объективами, но время не стоит на месте, и на этот раз решено было обратиться к рынку зеркальной техники. Все большее число любителей обзаводятся именно такими, серьезными агрегатами (о целесообразности подобного выбора поговорим чуть ниже), потому тема эта весьма актуальна. Чтобы не пугать читателя совсем уж профессиональной техникой с баснословными ценами, мы остановились на бюджетных аппаратах известных производителей. Ну и конечно, внимание привлекают китовые комплекты, поскольку начинающий фотограф еще не определился со своими предпочтениями и имеет недостаточно опыта для грамотного выбора парка объективов.

Canon 1000D

$615

Canon 1000D

kit 18-55mm IS 3,5-5,6

Продукт предоставлен представительством компании Canon в Украине, www.canon.com.ua

Эргономика

Функциональность

Качество снимков

Вердикт

Качественная матрица; режим Liveview; стоимость

Неинтуитивное меню; невысокая скорострельность

Бюджетная камера не обязательно должна иметь сильно урезанную функциональность и быть слабее своих собратьев – похоже, что именно такими соображениями руководствовались в Canon при разработке 1000D.

Canon 1000D

Модель сохранила отличную эргономику, но не стала миниатюрной, а лишь немного легче и чуть короче. Достаточно солидный набор кнопок на корпусе позволяет оперативно изменять не только стандартные параметры съемки, но и выполнять полный спектр функций по настройке. Кнопка включения интегрирована в колесо выбора режимов, рядом размещена клавиша ISO, на задней панели в левой части расположены лишь MENU и DISP, все остальное сосредоточено в левой части для удобного управления.

Экран меньше, чем у камер данного класса, встроенный режим Liveview отличается от конкурентов – инженеры Canon решили проблему с медленной автофокусировкой кардинальным способом, добавив к стандартному замеру по контрастности еще и дополнительный – при нажатии выделенной кнопки зеркало на короткое время возвращается в стандартное положение, камера фокусируется, после чего аппарат снова включает просмотр через дисплей. Что ж, это вариант решения проблемы, хотя и не совсем удобный.

Матрица CMOS хорошо справляется с работой в условиях плохой освещенности и демонстрирует отличные снимки даже при стандартных настройках. Правда, меню камеры не такое интуитивное и требует более тщательного изучения, чем в других аппаратах. Тем не менее стоимость 1000D достаточно демократична, а функциональность и эргономика практически не вызывают нареканий. Камера подойдет для более продвинутых, но экономных пользователей, предпочитающих иметь максимальное количество ручных настроек и возможность экспериментировать.

Canon 500D

от 7 062 грн
Предложений: 1

$980

Canon 500D

kit 18-55mm IS 3,5-5,6

Продукт предоставлен представительством компании Canon в Украине, www.canon.com.ua

Эргономика

Функциональность

Качество снимков

Вердикт

Эргономика; хорошее качество снимков; невысокий уровень шумов; съемка видео в 1280p

Стационарный дисплей

Canon 500D

Камеру 500D можно отнести к категории «супертяжеловесов», если сравнивать ее с другими участниками нашего теста, за исключением разве что Nikon D5000.

Корпус аппарата по размерам аналогичен таковому у 1000D, да и элементы управления практически совпадают. Внешнее отличие № 1 – увеличенный до 3 дюймов экран с прекрасной детализацией, который позволяет с комфортом просматривать отснятый материал и оценивать его качество. Держать камеру удобно, рукоять не такая большая, но достаточно крупная.

Начинка, несмотря на визуальную схожесть, изменена довольно значительно. Внутри аппарата установлен новый процессор Digic 4, которым оснащены профессиональные камеры 50D и 5D, матрица 15-мегапиксельная, а возможность снимать видео с разрешением 1280p и вовсе открывает новые горизонты для владельца. В отличие от D5000 данная модель поддерживает автофокусировку во время съемки, хотя длительность и шумность этого процесса негативно скажутся на звуковой дорожке ролика. Кроме того, ограничение на запись составляет 30 минут (связано с размером файла 4 ГБ).

В 500D используется та же двойная система автофокусировки в режиме Liveview, позволяющая быстро наводить резкость на объект при кратковременном отключении дисплея.

Датчиков поворота камеры нет, поэтому информационный экран не меняет ориентацию, а вот под довольно крупным для этого класса аппаратов видоискателем размещены сенсоры, автоматически отключающие дисплей при поднесении устройства к лицу.

Меню 500D интуитивно и выглядит весьма современно – даже переходы между разделами снабжены небольшим эффектом.

Претензий к качеству фотографий практически нет, несмотря на увеличенную плотность пикселов на стандартной матрице APS-C, количество шумов даже при ISO 1600 приемлемое, хотя по этому параметру камера немного уступает D5000.

Nikon D5000

от 49 576 грн
Предложений: 2

$920

Nikon D5000

kit 18-55mm VR 3,5-5,6

Продукт предоставлен представительством компании Nikon в Украине, www.nikon.ua

Эргономика

Функциональность

Качество снимков

Вердикт

Отличная матрица; рабочее значение ISO 1600; поворотный экран; небольшие габариты

Медлительный автофокус в Liveview; высокая стоимость

Nikon D5000
Nikon D5000
Старт и остановка съемки видео назначены на центральную кнопку OK, что не совсем удобно. Перемещения пальца вызывают дополнительное дрожание камеры
Nikon D5000
Корпус дисплея удобно разворачивается и позволяет закрывать экран, защищая его от повреждений во время транспортировки

Компания Nikon медленно, но целенаправленно заменяет старые аппараты с матрицей CCD на новые модели, оснащенные сенсором CMOS. Фактически наиболее недорогим вариантом зеркальной камеры среди продукции Nikon на данный момент является именно D5000. Недавно была анонсирована D3000, являющаяся заменой устаревшей D60, однако данная модель пока что недоступна в Украине.

В D5000 используется та же матрица, что и в D90, однако функциональных отличий предостаточно. Камера стала компактнее за счет того, что конструкторы избавились от дополнительного верхнего информационного дисплея и уменьшили аккумулятор. На эргономике это практически не сказалось, хотя людям с крупными ладонями держать D5000 будет не так удобно из-за узкой правой части корпуса, играющей роль рукояти.

Основное нововведение – поворотный экран диагональю 2,7 дюйма. Его возможности действительно удивляют, поскольку помимо откидывания на 180° он еще и вращается вокруг оси на 270°, что позволяет снимать даже автопортреты. В закрытом состоянии дисплей поворачивается обратной стороной, и крышка защищает его от случайных повреждений и царапин. Тем не менее он уступает аналогичному в D90 как в плане детализации, так и по размеру, однако оценить качество полученного снимка позволяет вполне.

Расположение управляющих элементов нельзя назвать идеальным, поскольку для изменения настроек предполагается использование дисплея. Благо наличие функциональной кнопки Fn позволяет назначить на нее установку ISO – таким образом, все основные параметры оказываются легкодоступными. Меню удобное и проблем не вызывает, пункты сгруппированы по типу, и найти необходимый не трудно.

С правой стороны корпуса размещен слот для карты SD, защищенный крышкой с пружинной защелкой, а слева – пластиковая заглушка, за которой скрывается разъем для подключения GPS-модуля, mini-HDMI и micro-USB. Применение последних двух портов вызывает нарекания, ведь в комплекте с фотоаппаратом поставляется лишь шнур micro-USB, а найти в продаже уменьшенный HDMI – задача не из легких. Да и распространенность данных разъемов не позволит в случае повреждения или потери быстро подобрать замену.

Качество снимков у аппаратов Nikon с новой матрицей не вызывает нареканий. Возможность использовать высокие значения ISO, не переживая о значительном уровне шумов, дорогого стоит. Увы, пока что реализация Liveview не настолько хороша – скорость фокусировки в этом режиме недостаточна для комфортной съемки.

Отметим также возможность съемки видео (вплоть до HD-разрешения), однако со времени выпуска D90 некоторые недостатки так и не удалось исправить. Во-первых, это отсутствие поддержки автофокусировки, из-за чего многие не станут использовать D5000 в качестве видеокамеры. Во-вторых, паразитные полосы, возникающие при искусственном освещении. В-третьих, ограничение по времени для режима 720p – всего 5 минут.

Предназначение D5000 становится понятным и после изучения меню обработки, где размещено множество функций для изменения фотографий прямо в аппарате. Здесь есть «рыбий глаз», базовая цветокоррекция, виртуальные фильтры исправления искажений и горизонта и даже возможность сделать мультиэкспозицию.

Olympus E-620

$830

Olympus E-620

kit 14-42mm 3,5-5,6

Продукт предоставлен представительством компании Olympus в Украине, www.olympus.ua

Эргономика

Функциональность

Качество снимков

Вердикт

Функциональность; дисплей на шарнире

Высокий уровень шумов; небольшой динамический диапазон; мелковатые кнопки

Olympus E-620
Olympus E-620
Кнопки этого блока слишком малы и расположены близко друг к другу, поэтому случайных нажатий соседних иногда не избежать
Olympus E-620
MENU и INFO неудобны, поскольку миниатюрные кнопки нажимаются большим пальцем

Своими последними продуктами компания Olympus в очередной раз пытается нанести удар по конкурентам, сделав упор на функциональности и удобстве небольших по габаритам новинок. На самом деле размерами может похвастаться разве что E-450, но никак не данная модель, поскольку она уже проигрывает по данному параметру той же A230 от Sony. Другое дело, насколько они сравнимы по характеристикам.

Не изменяя своим принципам, Olympus продолжает выпускать камеры с форматом кадра 4:3. E-620 имеет 12-мегапиксельную матрицу с рекордным для теста показателем плотности размещения элементов на сенсоре – 5,1 Мп/см². Конечно, это не могло не сказаться на шумности матрицы, потому продукты Olympus отличаются от других участников достаточно высоким уровнем шумов. Аппарат отлично лежит в руке за счет продуманной формы. На задней панели размещен поворотный экран с функцией Liveview, снабженный петлей с левой стороны для откидывания. Кроме того, он вращается вокруг горизонтальной оси на 270°, позволяя не только удобно фотографировать без необходимости держать камеру возле глаз, но и с легкостью делать автопортреты. Разрешение и диагональ стандартны для данного ценового сегмента.

Обилие кнопок, имеющих дополнительные функции, дает возможность практически не использовать меню для настройки параметров съемки. В сочетании с борьбой за компактность это повлияло на эргономику аппарата – почти все элементы слишком мелкие и довольно неудобные. Также отметим и неудачное расположение рычажка включения камеры – в обеих позициях он находится слишком близко к соседним элементам, вызывая затруднения.

Интерфейс не особо удобен, однако регулировка параметров может осуществляться с помощью информационного меню, которое всегда отображает текущие параметры съемки. К сожалению, автофокусировка в режиме Liveview напоминает по быстродействию таковую в камере Nikon D5000, поэтому практичность данного режима под вопросом.

Функциональность аппарата довольно высокая – здесь и встроенная система оптической стабилизации, и достаточно обширные параметры настройки баланса белого (включая установку температуры по Кельвину), и отличный видоискатель, и даже подсветка некоторых клавиш, помогающая оперировать камерой в темное время суток. При желании E-620 может снабжаться дополнительной рукоятью HLD-5, а также управлять внешними вспышками посредством беспроводного интерфейса. Тестовые изображения с этой модели неидеальны. Помимо уже упомянутого высокого уровня шумов следует отметить недостаточную детализацию снимков и невысокий динамический диапазон. Конечно, стоит делать скидку на использование китового объектива, однако начинающие фотографы наверняка обратят внимание именно на такой комплект. Стоимость аппарата приличная, поэтому нужно четко представлять, что вы получите за такую сумму.

Olympus E-450

$500

Olympus E-450

kit 14-42mm 3,5-5,6

Продукт предоставлен представительством компании Olympus в Украине, www.olympus.ua

Эргономика

Функциональность

Качество снимков

Вердикт

Небольшие габариты; стоимость

Уровень шумов; недостатки эргономики; медленный автофокус в режиме Liveview

Olympus E-450

Борьба за компактность не прекращается, поэтому и среди зеркальных камер постепенно появляются модели, которые на первый взгляд можно принять за миниатюрные цифровые «мыльницы». Принадлежность к «зеркалкам» в Olympus E-450 выдает прежде всего полноформатный объектив и большое количество элементов управления, которые в силу уменьшенных габаритов довольно плотно размещены. В связи с этим возникают проблемы как с хватом камеры (под средний палец правой руки попадает крепеж ремешка), так и с настройкой – кнопки слишком маленькие и утоплены в корпус, поэтому их нажатие требует определенной привычки.

При этом инженеры все же установили два раздельных слота для карт Compact Flash и xD, хотя видеовыход и порт USB объединены в один универсальный разъем. Немного неудобно реализована и крышка аккумуляторного отсека, требующая двойного действия по отводу рычажка и оттягиванию самой крышки в другую сторону. Кроме того, он достаточно туго вытаскивается. Однако меню и скорость просмотра и увеличения снимков заслуживают похвалы.

Функциональность модели, несмотря на ее предназначение и габариты, практически не урезана. Неплохой видоискатель (правда, параметры размещены непривычно – справа, а не внизу), наличие системы стабилизации изображения и очистки матрицы, приемлемая скорострельность и экспозамер – все это непривычно выглядит в аппарате стоимостью $500. Да, можно посетовать на уменьшение точек фокусировки до 3, однако начинающие редко пользуются этой опцией.

В E-450 компания не стала плодить мегапикселы, ограничившись 10, что в общем-то правильно. Между тем изображение с этой камеры понравилось нам больше, чем тестовые снимки с E-620 – лучше детализация, меньше заметен встроенный шумодав. В принципе рабочим диапазоном светочувствительности для этого аппарата является ISO 100–800 – значения повыше приводят к довольно ощутимым шумам.

Pentax K-m

$660

Pentax K-m

kit 18-55mm 3,5-5,6

Продукт предоставлен «Пентар», www.pentar.ru

Эргономика

Функциональность

Качество снимков

Вердикт

Отличные резкость и детализация на низких и средних настройках ISO; возможности по обработке снимков; управление одной рукой; эргономика

Система автофокусировки; большое количество шумов при ISO 800; качество при съемке в JPG

Pentax K-m

Многие компании при разработке камер для бюджетного сегмента делают все практически с нуля, однако Pentax решила не изобретать велосипед, а слегка видоизменить модель K200D, в результате чего появился аппарат K-m (имеет альтернативное название K2000 за пределами Европы).

Из основных отличий можно упомянуть более простой материал корпуса, встроенную вспышку с ведущим числом 11 (против 13 у K200D), увеличенный диапазон доступных ISO (до 3200) и повышенную до 3,5 кадра/с скорострельность. Конечно же, уменьшены и габариты, причем достигнут баланс между компактностью и эргономикой – снимать можно, удерживая камеру в одной руке, все управляющие элементы расположены так, чтобы реализовать эту возможность.

K-m весьма удобна и отлично лежит в руке благодаря достаточно крупной рукояти. Фактически все управление сосредоточено с правой стороны, в том числе колесо переключения режимов: слева остался лишь переключатель AF/MF и разъем для соединения с ПК или телевизором (совмещенный micro-USB). Из функциональных особенностей стоит отметить странно реализованный механизм автофокусировки. Увы, при имеющихся пяти точках пользователь может установить только два режима АФ – центральная точка и автоматический выбор, причем результат его работы никак не отображается в видоискателе, поэтому можно лишь догадываться, какую из пяти точек выбрала камера. Встроенное меню интуитивно и удобно, а возможности постобработки снимков впечатляют. Перед съемкой разрешается выбрать дополнительные фильтры, которые сразу изменяют кадры, добавляя фотоэффекты (ч/б, софт, контрастность, рамка и т. д.). При этом камера берет последнее изображение (даже при отсутствии карты памяти) и показывает на нем, каким будет результат.

Тестовая съемка продемонстрировала, что с K-m лучше всего снимать в RAW и впоследствии самостоятельно конвертировать фотографии в JPG, поскольку встроенная система не так успешно справляется с возложенной задачей.

Sony Alpha DSLR-A200

$550

Sony Alpha DSLR-A200

kit 18-70mm 3,5-5,6

Продукт предоставлен ERC, www.erc.ua

Эргономика

Функциональность

Качество снимков

Вердикт

Хорошая матрица; функциональность; крупный видоискатель; системы очистки матрицы и стабилизации изображения

Нет режима Liveview

Sony Alpha DSLR-A200

Активность компании Sony на рынке зеркальных фотоаппаратов началась с сотрудничества с Konica Minolta. Результатом общих усилий стало появление камеры Alpha DSLR-A100, заменой которой и является данный участник теста. Фактически серьезных нововведений в A200 не так уж и много, поскольку матрица осталась той же, а большинство функций идентичны. Пожалуй, стоит отметить увеличенный до 2,7" экран, появление формата кадра 16:9 и улучшенную работу с повышенными ISO (добавлен режим ISO 3200, а также дополнительная система шумоподавления при ISO выше 1600).

A200 отлично лежит в руке благодаря продуманной рукояти, однако некоторые элементы управления реализованы не столь удачно. Во-первых, отметим достаточно тугое колесо настройки, имеющее к тому же вертикальную ориентацию. Работать с ним приходится указательным пальцем, и управление требует сноровки и привыкания. Оно может использоваться как для выставления диафрагмы, так и в более привычной роли – для изменения выдержки. Второй параметр в любом случае будет регулироваться им же, но с нажатой кнопкой возле колесика настройки диоптрий видоискателя. Третий важный элемент в повседневном использовании – кнопка ISO, размещенная на верхней панели. Она включает режим изменения ISO, и удерживать ее не обязательно, что удобно. Информация на экране дублируется и в видоискатель, который, к слову, является достаточно крупным и имеет увеличение 0,83x, что позволяет легко наводиться и не испытывать дискомфорта из-за искажения размеров объектов. Из дополнительных функций стоит отметить два датчика – при фиксировании объекта вблизи видоискателя один отключает экран, а второй (в случае включения системы Eye-Start AF) самостоятельно активирует автофокус.

Оригинальным решением было разместить в отсеке для карты памяти формата CF (да, Sony отказалась, наконец, от применения фирменных Memory Stick) и разъем USB. Он универсален и может использоваться как для соединения с ПК, так и для вывода изображения (например, на телевизор). К сожалению, применение micro-USB делает подключение не настолько удобным.

Sony Alpha DSLR-A300/Sony Alpha DSLR-A350

$700/870

Sony Alpha DSLR-A350

kit 18-70mm 3,5-5,6

Продукт предоставлен ERC, www.erc.ua

Эргономика /

Функциональность /

Качество снимков /

Вердикт/

Качественная матрица; наличие откидывающегося дисплея; быстрая автофокусировка в режиме Liveview

Нефункциональный механизм поворота дисплея; разрешение матрицы у A350

Sony Alpha DSLR-A350

Мы недаром объединили эти два аппарата в один блок – маркетинговая политика Sony в отношении бюджетных зеркальных камер подразумевает наличие на рынке нескольких моделей, которые мало чем отличаются друг от друга, но занимают разные ценовые ниши. В данном случае основным изменением стал «разгон» матрицы A-350 до 14,2 мегапикселов.

В то же время ключевые отличия этих двух моделей от младшей A200 – наличие откидывающегося (поворотным его, увы, назвать нельзя) дисплея и появление режима Liveview. Остальные доработки касаются сугубо размещения кнопок управления и неожиданного ухудшения видоискателя, который в A300/A350 имеет увеличение 0,74x (1800). Дисплей остался такого же размера, однако благодаря встроенному механизму может откидываться и становиться под углом 90° к оси камеры. Это не позволит снимать автопортреты, зато скрытая съемка «от пояса» окажется доступна.

Кроме того, в аппаратах Sony применяется специальная система с двумя матрицами, решающая проблему с длительной автофокусировкой в режиме Liveview. Пожалуй, такого быстродействия мы не наблюдали ни в одной фотокамере данного класса. К сожалению, это не касается скорости работы аппаратов в целом, поскольку навигация по снимкам и вывод служебной информации занимают достаточно продолжительное время.

Особое внимание стоит обратить на возросшее разрешение матрицы A350. В целом сенсор остался того же размера, и налицо хитрый рекламный ход, который, однако, имеет сомнительную ценность для фотографа: несмотря на увеличившийся физический размер файлов, снимкам с A350 присуще большее количество шумов и немного меньшая детализация. А разница в стоимости двух камер-близнецов и вовсе заставляет задуматься – поскольку мало кто из начинающих фотографов занимается печатью крупноформатных изображений, предпочтение, скорее всего, будет отдано именно младшей и более экономичной A300.

Sony Alpha DSLR-A230

$650

Sony Alpha DSLR-A230

kit 18-55mm 3,5-5,6

Продукт предоставлен ERC, www.erc.ua

Эргономика

Функциональность

Качество снимков

Вердикт

Простое и интуитивное управление; отличный видоискатель

Эргономика; работа встроенного шумодава; подсветка автофокуса с помощью вспышки

Sony Alpha DSLR-A230
Sony Alpha DSLR-A230
Колесо настроек имеет достаточно неудобное размещение и утоплено в корпус. Крутить его можно лишь одним пальцем
Sony Alpha DSLR-A230
Что помешало применить дисплей с большей диагональю? Вполне может быть, что желание сэкономить, но огромное защитное стекло выглядит странно

Камера A230 является младшей моделью в новой серии Sony, которая заменит линейку A200/300/350, поэтому сравнивать данный аппарат стоит именно с его аналогом – DSLR-A200.

Первое, что бросается в глаза, – изменившаяся форма корпуса. Следуя модной тенденции делать компактные «зеркалки», инженеры Sony кое-чего не учли, и хват у A230 вызывает удивление. Уменьшившейся по высоте рукояти достаточно теперь только для двух пальцев, безымянному места попросту нет. Кроме того, он закрывает собой колесо регулировки, которым предполагается управлять с помощью указательного. Зато механизм включения был наконец-то заменен, и вместо банального «тумблера» слева появился совмещенный со спуском рычажок, знакомый нам по аппаратам Nikon.

Несмотря на кажущееся увеличение экрана, он остался прежним – 2,7". Визуальный эффект достигнут путем удаления клавиш с левой части фотоаппарата и расширением площади защитного стекла. Liveview нет, как и в предшествующей модели, что странно, поскольку для бюджетной камеры это уже является почти стандартом. Колесо установки режимов съемки утоплено в корпус, по-видимому, для того чтобы избежать случайного поворота, однако это усложнило и работу с ним. Управление, к слову, стало совсем простым, и освоить настройки A230 довольно легко, хотя пользоваться меню владельцы камеры будут чаще из-за недостатка клавиш на корпусе. Особо отметим оригинальный отсек для карт памяти (необходимая выбирается с помощью переключателя) и двух разъемов – USB и mini-HDMI. Крышка снабжена сдвижным механизмом, чтобы избежать случайного повреждения. Приятно, что в A230 реализован и более качественный видоискатель с увеличением 0,83x, причем вместе с фирменными, знакомыми нам по A300/350 датчиками – одним для отключения экрана при поднесении камеры к лицу, вторым для автоматической фокусировки. В то же время разочаровывает отсутствие выделенной подсветки автофокуса. Камера использует для этого встроенную вспышку, включаемую со стробоскопическим эффектом, что абсолютно неприменимо при портретной съемке.

Увы, качество снимков A230 нас не удовлетворило. Для борьбы с шумами инженеры использовали совершенно негуманные методы, что сказалось на падении детализации фотографий. Причем это касается не только кадров, снятых с высоким значением светочувствительности, но и тех, где выбиралось даже ISO 200. Если сравнить изображения с A200 и A230, то мы получим довольно неприятный результат – несмотря на несколько большую шумность, первая демонстрирует лучшую проработку деталей. Тем не менее вряд ли кто-то из целевой аудитории этой камеры будет разглядывать снимки столь подробно.

Оптический видоискатель

Начнем с того, что изображение в подобных аппаратах поступает в видоискатель непосредственно через объектив с помощью установленного внутри камеры зеркала. Чтобы фотограф не наблюдал в видоискателе перевернутую картинку, применяется пентапризма, поворачивающая ось светового потока на 90° и заодно исправляющая эффект зеркального отображения картинки. В бюджетных моделях реализовывают более дешевый вариант с тремя стеклами, который называется пентазеркалом. Это позволяет получать изображение без искажений в том виде, в котором оно будет запечатлено на снимке. До нажатия спуска свет не попадает на матрицу, размещенную за зеркалом (в пленочных камерах – пленку). В момент съемки зеркало поднимается, а специальная шторка открывает доступ к сенсору на заданное время, экспонируя кадр. Затем система возвращается в исходное положение. Все это происходит за сотые доли секунды, поэтому требуется высокоточный механизм, который к тому же должен обладать достаточной прочностью, чтобы обеспечить десятки, а то и сотни тысяч срабатываний.

Почему вам не нужна «зеркалка»

В последнее время «зеркалки» становятся более популярными за счет появления бюджетных моделей почти у всех производителей. Можно выделить две причины, по которым потенциальные покупатели фотоаппаратов ошибочно обращают внимание именно на зеркальные камеры. Первая – желание похвастаться и казаться серьезным фотографом-профессионалом среди друзей, знакомых и коллег. Если человек не ограничен в средствах и желает выделиться среди толпы за счет крупной «солидной» камеры, то ему можно лишь посочувствовать. Такие «фотолюбители» практически всегда используют автоматический режим съемки, не прибегая к ручным настройкам. Они не приобретают дополнительную оптику и в дальнейшем полагаются лишь на китовый объектив. Учитывая отсутствие базовых знаний и нежелание прогрессировать в данном направлении, снимки у них получаются довольно посредственные, и тут, увы, даже продвинутая техника не способна исправить ситуацию за счет более качественной картинки. И если рядом с таким человеком будет находиться другой, с компактной цифровой камерой, то еще неизвестно, чьи фото окажутся лучше.

Вторая категория горе-фотографов искренне считает, что уже одно приобретение зеркальной камеры будет залогом того, что все их снимки автоматически станут шедеврами. Обычно у такого рода людей в первые же дни наступает разочарование, поскольку они не видят особой разницы между кадрами, сделанными новым дорогим аппаратом и старой дешевой «мыльницей».

Как гласит «народная мудрость»: если вы сомневаетесь в том, нужна ли вам зеркальная камера, то она вам точно не нужна. Главный совет – приобретайте новый аппарат, только если вас перестали удовлетворять качество и функциональность старого. Вы должны четко понимать, что конкретно вас расстраивает на данный момент, и знать, какая именно модель позволит решить эти проблемы. Только тогда вы сможете получить удовольствие от покупки и избежать разочарований в будущем.

Матрица

На рисунках показаны относительные размеры пленочных кадров и матриц цифровых камер, а также сравнительное изображение, которое обеспечивает объектив (круг), пленочная камера с кадром 35 мм (красная граница) и цифровой зеркальный аппарат с матрицей 15×22,5 мм

Периодически встречаемый термин «кроп-фактор» часто вызывает вопросы, связанные с непониманием стандартов, принятых в цифровой фотографии. Самый распространенный тип фотопленки, применявшийся до появления цифровой техники, имел ширину кадра 35 мм, поэтому у всей оптики, создававшейся для использования с такими моделями, были и соответствующие характеристики, для того чтобы обеспечить качественное изображение на всей площади кадра. Однако цифровые матрицы такого же размера применяются только в дорогих профессиональных аппаратах и называются полнокадровыми, а остальная современная фототехника снабжается более мелкими сенсорами, на которые попадает лишь часть изображения с объектива, а края обрезаются. В связи с этим и возник термин «кроп-фактор», обозначающий отношение линейного размера кадра камеры к полю стандартного кадра 35-миллиметровой пленки. Наиболее распространенными в зеркальных камерах кроп-факторами являются 1,5, 1,6 и 2. Данный параметр необходим прежде всего чтобы представлять, какое изображение получится при использовании полноформатного объектива на технике с уменьшенной матрицей. Именно поэтому снимок с китового объектива Olympus 14-42 на минимальном фокусном расстоянии не будет соответствовать таким же 14 мм, как на модели для Nikon или Canon. Аналогом будет (14?2)/1,5=18 мм.

Сменные объективы

Одно из преимуществ, которым обладает владелец зеркальной фотокамеры, – возможность менять объективы. Для этого применяется байонет, обеспечивающий не только физическое крепление объектива к камере, но и электронное соединение, позволяющее обмениваться данными с аппаратом. Современные объективы представляют собой высокоточные механизмы с десятками линз, снабженные электроникой и даже мотором для автоматической фокусировки.

Один из ключевых параметров объектива – фокусное расстояние (ФР), являющееся дистанцией от линзы до точки фокусировки. И именно от него и размера матрицы зависит охват кадра. При увеличении фокусного расстояния угол зрения объектива сужается, и на матрицу проецируется лишь часть изображения, что вызывает эффект увеличения. Соответственно, уменьшение ФР приведет к увеличению угла и большему охвату.

Второй важный параметр – светосила объектива. Увы, при росте числа линз в конструкции или их невысоком качестве количество проходящего света уменьшается. Производители используют различные методы улучшения светосилы объективов, включая просветление линз – нанесение на стекла специальной пленки, мешающей рассеиванию света, однако такие устройства стоят намного дороже бюджетных аналогов. Для регулировки количества пропускаемого света в объективах применяется диафрагма. Это набор из жестких лепестков с чернением, позволяющих плавно регулировать размер отверстия, через которое поступает свет. Каждый объектив имеет набор диафрагменных чисел наподобие 1/4, 1/5,6, 1/8, 1/11, 1/16, показывающих, насколько ослабляется световой поток. При этом от степени закрытия диафрагмы зависят и характеристики получаемого изображения. Например, открытая диафрагма позволяет использовать меньшую выдержку и обеспечивает небольшую глубину резкости изображения, а закрытая до максимума дает обратный эффект. Стоит также помнить о том, что далеко не каждый объектив способен показывать качественную картинку на всем диапазоне диафрагменных чисел, поскольку это зависит от его качества. В большинстве случаев производители честно ограничивают рабочий отрезок с одной стороны – например, если объектив с фокусным расстоянием 18–70 имеет отметку f/3,5–5,6, то это означает, что максимально открытая диафрагма при 18 мм будет 1/3,5, а при 70 мм – 1/5,6. Это связано с тем, что с ростом ФР светосила объектива может падать, и разработчики заранее знают о том, что при увеличении отверстия изображение не будет отвечать стандартам качества. А последние, увы, у всех разные, так что перед приобретением якобы светосильного объектива стоит изучить информацию о нем, поскольку может оказаться, что при максимально открытой диафрагме будут проявляться падение резкости и сильное замыливание изображения.

Существуют и объективы с постоянной светосилой, большая часть которых – модели с фиксированным фокусным расстоянием, однако есть и качественные «зумы», но их стоимость всегда выше.

Выводы

Среди представленных в тестировании камер на самом деле довольно трудно выбрать явных лидеров и аутсайдеров. В данном сегменте каждый производитель дышит в затылок другому, и выпуск новинки практически в 100% случаев означает появление актуальной и функциональной камеры, готовой побороться за первое место. Более того, любое нововведение, реализованное одной компанией, тут же принимается на вооружение остальными, поэтому лучшей здесь оставаться весьма проблематично.

Стоит отметить и тот факт, что качество снимков зависит также и от применяемого объектива, а их количество настолько велико, что предусмотреть все возникающие ситуации и проблемы просто невозможно. В то же время китовые линзы кому-то вполне подойдут, другие же сразу начнут искать альтернативу в виде более продвинутых моделей.

Мы разместили на ДПК-DVD тестовые натюрморты, чтобы вы смогли самостоятельно оценить качество съемки всех участников. Фотографии сделаны с различной светочувствительностью, причем с повышением ISO приходилось постепенно закрывать диафрагму, чтобы избежать пересветов. Это, конечно, могло сказаться на качестве изображений, но думаем, что возрастающие шумы перекрывают все недостатки объективов.

Наиболее функциональными аппаратами, естественно, являются самые дорогие – Nikon D5000 и Canon 500D. Именно они и получают знак «Выбор редакции: лучшее качество». В то же время оптимальное соотношение цена/функциональность имеет камера Olympus E-450, обладающая хорошими возможностями, компактным корпусом и весьма демократичной стоимостью. Именно она и заслуживает «Выбор редакции: лучшая покупка».