Украинский Internet: проблемы, достижения, цифры и факты

Сегодня все, что связано с Internet, находится в центре внимания прессы, компаний, потребителей, инвесторов, словом, всех, кто хоть как-то задействован в общемировом процессе обмена и перераспределения информации и денег. На Западе в Сеть переносятся традиционные виды бизнеса, появляются новые способы заработка, продвижения товаров и услуг, интересные проекты, которые порой становятся предметом грандиозных спекуляций. Там Internet давно стал рынком. В последнее время подобные тенденции отчетливо наблюдаются и в российской части Сети: Рунет стремительно растет и развивается, становясь все более привлекательным для крупных инвесторов, и недавние события, приведшие к смене владельцев некоторых онлайновых проектов, яркое тому подтверждение. А что же Uanet? В каком состоянии находится сегодня украинский сегмент всемирной Сети? Можно ли здесь сейчас делать прибыльный бизнес?

Эти и многие другие вопросы легли в основу очередного заседания Круглого стола "Компьютерного Обозрения", на которое мы пригласили представителей компаний, чей бизнес прямо или косвенно связан с Internet. Итак, в сегодняшней дискуссии приняли участие:

Алексей Бурсук, директор компании Relcom Ukraine;
Алексей Гончаров, арт-директор студии Smart Logic, один из авторов проекта Ping;
Руслан Дмитракович, руководитель проекта "Украинская баннерная сеть";
Михаил Дудник, директор компании Actis/Armitage;
Юрий Кузьменко, директор компании IP Telecom;
Сергей Моругин, издатель UA today;
Валентин Перция, руководитель отдела стратегического планирования рекламного агентства Bates Ukraine.

"Компьютерное Обозрение": Почему редакция "Компьютерного Обозрения" выступила с инициативой проведения Круглого стола на тему украинского Internet (Uanet) именно сегодня? На наш взгляд, в развитии Uanet сейчас наблюдается переход к новой фазе. Во всяком случае, заметны некоторые внешние признаки такого процесса: приход значительного числа инвесторов на украинский рынок, увеличение количества ISP, образование новых крупных структур с участием инвестиционного капитала, появление ряда интересных, перспективных контент-проектов и другие факты. Действительно ли это так, с точки зрения непосредственных участников рынка Internet-услуг? Чувствуете ли вы сами всплеск интереса к Internet в Украине?

Руслан Дмитракович: Я бы отметил возросший интерес к размещению информации в Internet за последнее время. В зоне .ua в большом количестве регистрируются доменные имена, увеличился спрос на хостинг. Наверное, и провайдеры ощущают это?

Алексей Бурсук: И да, и нет. С одной стороны, количество обращений по поводу хостинга в абсолютных единицах, действительно, увеличивается, но, с другой, сумма зарабатываемых на этом денег стремительно уменьшается. Более или менее стабильный рост характерен для традиционных услуг dialup и on-line, т. е. доступа в Internet, а доля прибыли с хостинга и, еще по инерции, Web-дизайна заметно сокращается. Не знаю, может быть, кто-то умеет зарабатывать на обмене баннерами, но только не Relcom. Фактически единственный реально оплачиваемый баннер на заглавной странице нашего сайта — "General Motors Украина".

"Компьютерное Обозрение": Но число клиентов растет?

Алексей Бурсук: Да, естественно. Но по сравнению с темпами роста количества потребителей услуг доступа в Internet доходность этого направления все ниже и ниже. Безусловно, теоретически контентом, обменом баннерами и созданием Web-сайтов заниматься нужно, поскольку Украина развивается по тем же законам, что и весь мир. Однако пока в Украине я не видел еще ни одного Web-сайта, разработанного за честные $2000.

Алексей Гончаров: Вы подходите к этому как провайдер, зарабатываете, в основном, на услугах dialup. Это все равно, что я, продавая баннеры, начну "раздавать" dialup…

Валентин Перция: Есть ли у кого-то количественная информация о росте Uanet? Статистические данные о числе пользователей?

Алексей Гончаров: По некоторым оценкам, в Украине около 100 тыс. подключенных к Internet компьютеров. Подсчитать же количество пользователей практически невозможно. Оценки колеблются в пределах 200 тыс. — 1 млн. Скорее всего, это необходимо объяснять так: 1 млн человек слышали, что такое Internet, а 200 тыс. активно им пользуются.

Юрий Кузьменко: На наш взгляд, цифра 100 тыс. подключенных в Internet ПК немного занижена. Думаю 150—200 тыс. более близко к истине.

Руслан Дмитракович: У меня есть информация, получаемая с помощью баннерной сети, в которой участвуют примерно 1,5 тыс. сайтов. Периодически делаются выборки на предмет того, с какого количества IP-адресов показывается реклама и скольким пользователям. За неделю статистика такова: количество уникальных IP-адресов, которым показываются баннеры в Украине, — порядка 150 тыс. (вместе с комбинациями IP-адресов, когда пользователь "ходит" в Сеть через proxy-сервер), количество пользователей, идентифицируемых по "кукам" (cookie) — около 500 тыс. Есть данные и о количестве Web-адресов в зоне .ua (доменов, отвечающих на http-запрос) — 7—7,5 тыс.

Алексей Бурсук: "Среди ISP настоящей борьбы за клиента еще не было. Но сегодня один игрок, даже со стоимостью онлайн-услуг 15 центов/час, этот рынок никак не изменит"

Сергей Моругин: Сайт UA today существует уже около года, но когда мы пришли в Internet, то, естественно, также захотели подсчитать число пользователей, проанализировать потенциал рынка. Для этого мы сравнили разные ресурсы — счетчики, баннерные сети, количество заходов на сайты, и у нас получилось, что русский Internet в шесть раз больше украинского. На основе этих грубых подсчетов мы вышли на цифру 200 тыс. пользователей Uanet. А вот по оценкам "Укртелекома", в последнем квартале прошлого года их было 180—200 тыс.

Алексей Бурсук: Не знаю, можно ли доверять этому ведомству… Что же касается методики подсчета пользователей путем деления российского Internet на украинский, то она, мне кажется, верная. Только делить надо на 10. С одной стороны, это печально, поскольку говорит о нашем сильном отставании даже не от Америки, а от Польши, Словакии, Чехии, России. С другой — наполняет душу оптимизмом, значит, есть еще куда развиваться. Поэтому совершенно не принципиально, сколько в Uanet пользователей — 150 или 200 тыс., но явно не 500 и тем более не миллион. Однако очевидно, что в Украине рынок в 1,5—2 млн. потребителей Internet-услуг вполне реален.

"Компьютерное Обозрение": Но ведь оценки 500 и 150 тыс. ведут к совершенно разным действиям игроков. В первом случае — это уже очень серьезный рынок, и в него имеет смысл вкладывать инвестиции. Во втором — развитие рынка под вопросом, и следует ждать…

Михаил Дудник: "Если компании будут ждать, когда в Uanet придут домохозяйки, то ниша, безусловно, останется, и они займут ее. Только стоить это будет раз в сто дороже"

Алексей Бурсук: Как раз наоборот. Когда в 1995—1996 гг. инвесторы предложили нам 500 тыс. долл., мы гордо отказались. Потому что темпы роста тогда были фантастическими. Мы видели, что такие деньги вполне реально заработать самим, а они хотели выкупить 75% компании. Сегодня же инвесторов чуть ли не в очередь надо записывать. Причем это даже не инвесторы, а посредники, которым поручили найти точки приложения инвестиций в Uanet. Почему? Есть инвестиционная мода во всем мире, но вкладывать средства предпочитают не в Германию или Польшу, там уже комар носа не вставит, а, например, в Россию, в которой сейчас скупаются целые порталы, и в Украину, где это поле еще не паханное. Именно поэтому сюда и устремляются представители инвесторов, а не из-за того, что здесь 150 или 500 тыс. пользователей. В Украине Internet-компании сегодня можно купить дешевле, чем в других местах.

"Компьютерное Обозрение": Но рекламодателей точно интересует емкость рынка. Для них 150 или 500 тыс. — большая разница.

Валентин Перция: Вот-вот, нас интересует и количество, и качество. Большинство рекламодателей ждут, когда в Uanet придут домохозяйки.

Михаил Дудник: Моя точка зрения где-то посередине. Мы никому не объясняем, зачем нужен Internet, — наши клиенты уже знают ответ на этот вопрос, мы только им немного помогаем. И они прекрасно понимают, что если чуть-чуть подождать, когда в Uanet придет массовый пользователь, то ниша, безусловно, останется, и они займут ее, только стоить это будет раз в 100 дороже.

"Компьютерное Обозрение": Да, но речь идет о том, что рекламодатель не готов платить за рекламу, пока не известно, какое количество потенциальных клиентов может ее увидеть. Ведь оценки колеблются в очень широких пределах.

Михаил Дудник: Можно говорить о том, что рынок формируется. У любой компании есть шанс занять первое либо одно из первых мест в своей отрасли, и сегодня с этим связан определенный риск. Всегда существует выбор: можно подождать, потом вложить больше средств и догнать либо рискнуть, вложить меньше сейчас и получить конкурентное преимущество.

Сергей Моругин: В отношении привлекательности рынка Internet не всегда срабатывает количественная оценка. Тут приходится работать с конкретной аудиторией, которую можно легко вычислить и пригласить к себе на сайт с помощью Internet-рекламы. Как владелец ресурса, я свою аудиторию представляю достаточно хорошо, могу судить как о политических пристрастиях посетителей, так и об их материальном положении. В Internet достаточно просто спозиционировать рекламу.

"Компьютерное Обозрение": В этом, пожалуй, основное отличие бумажных СМИ от сетевых. В Internet легко установить обратную связь с потребителем, определить свою аудиторию, а это играет для рекламодателей большую роль.

Валентин Перция: "Конечная цель любого инвестора — не потратить деньги, а заработать. Поэтому он покупает только те проекты, которые доходны, где есть четкий бизнес-план. Сейчас на рынке контент-проектов идет спекулятивная игра, но это абсолютно нормально"

Руслан Дмитракович: Мне кажется, здесь была не совсем правильно описана технология рекламы в Internet. Любой сайт можно рассматривать как рекламную площадку, которую кто-то регулярно посещает. Но это офлайновый подход. Ведь то же самое справедливо для газет и журналов — рекламодатель примерно представляет их аудиторию и размещает там рекламу в надежде, что ее наряду с другими увидят и потенциальные покупатели. В Internet же возможен другой, более эффективный подход, когда отправной точкой является клиент — рекламу показывают конкретной группе лиц, независимо от того, откуда они пришли. Это аналогично тому, что человек берет из стопки газет одну, и там оказывается предназначенная именно ему реклама. Это и есть технология Internet-рекламы, которую нельзя реализовать в офлайне.

Валентин Перция: На самом деле такие технологии давно используются и в традиционной рекламе. Существует множество приемов воздействия на целевые аудитории потребителей: устроить конференцию, на которой приглашенные получат по дорогой книге интересующей их тематики, можно анализировать поведение покупателей и размещать рекламу в местах их регулярного пребывания и т. п. Поэтому чем глубже я вникаю в технологию онлайн-рекламы, тем больше вижу очень похожие вещи. Конечно, в Internet это стало значительно проще и быстрее — вычисли IP-адрес и повесь на пути баннер, но, по сути, — практически то же самое.

Михаил Дудник: Internet — не панацея, не способ замещения традиционных видов рекламы и всего остального. Это дополнительные удобства для бизнеса, новый канал распространения информации о себе и своих товарах. Здесь можно пользоваться какими-то новыми технологиями, но рассматривать, например, баннерные сети как прямого конкурента традиционной рекламы не стоит. Одно дополняет другое, не более того.

Валентин Перция: Поэтому говорить о чем-то специфическом в том и другом случае нельзя: и офлайн-реклама до сих пор развивается, и Internet-реклама…

Юрий Кузьменко: "Принципиальная проблема в том, что каждый хочет заниматься всем. Нет у нас в стране ни одного access-провайдера, т. е. провайдера для провайдеров"

Михаил Дудник: Но, безусловно, не столь активно, как хотелось бы. У нас был характерный случай, когда представительство крупной западной компании — заказчик российской Actis Systems — объяснило, почему им не интересно вкладывать деньги в Internet-рекламу в СНГ. Все дело в ничтожно малом охвате потребителей через российский и, тем более, украинский Internet. Эффективность вложенного цента в сетевую рекламу здесь существенно ниже.

"Компьютерное Обозрение": Хорошо, и все же, как вы считаете, можно ли сейчас утверждать, что наступил некий критический момент в развитии Uanet?

Алексей Бурсук: Украинский Internet, несомненно, развивается, причем с каждым годом все интенсивнее. Недавно в Киеве мы провели ревизию и насчитали больше 65 провайдеров. А это уже немало.

Юрий Кузьменко: Да, но есть и проблемы. Например, городская телефонная сеть (ГТС) стала плохо справляться с нагрузкой. Мы это ощущаем острее, потому что обеспечиваем клиентам для доступа один номер телефона. ГТС построена таким образом, что иногда у нас модем не занят, у нашего оператора связи свободные каналы до 23-го узла, через который к нам обращаются пользователи, а абонент получает сигнал "занято". Словом, есть факторы, увеличивающие темпы роста Uanet, такие, как снижение цен, новая волна популяризации и т. п., но существуют также объективные причины, тормозящие ее развитие. Судите сами, 23-й узел связи имеет в ГТС всего 60 потоков Е1 соединения с другими телефонными станциями в городе. Из них 16 арендует IP Telecom, сколько-то Lucky Net, Global Ukraine, "Совам Телепорт" и остальные провайдеры. В результате узел связи, который должен охватывать 100 тыс. абонентов, реально обслуживает 10, забирающих половину всех ресурсов. Но по статистике число абонентов ежегодно увеличивается в четыре раза, и очевидно, что через год, если ничего не предпринять, в городе вообще никуда нельзя будет дозвониться. Нет соединительных линий, а "Укртелеком" практически никаких шагов в этом направлении не предпринимает.

Алексей Бурсук: Увы, причина не в "Укртелеком" или Utel, это государственная политика. Недавно мне передали письмо "О порядке маршрутизации входного международного телефонного трафика". Не стану его пересказывать, но это очень серьезная проблема, и она негативно скажется, в первую очередь, не на ISP, а на тех частных телефонных компаниях, которые, к счастью, в Киеве уже появились и предоставляют услуги более высокого качества, чем, например, на индексе 23. Но дело, как я считаю, не только в Киеве. Столица по телефонному трафику, по рынку Internet-услуг занимает около 30—35%. Это понимают многие, и, устав ждать милости от "Укртелеком", прокладывают цифровые каналы в регионы. Думаю, Internet будет сейчас активно развиваться именно там.

"Компьютерное Обозрение": А какая в целом ситуация в регионах?

Руслан Дмитракович: "Любой сайт можно рассматривать как рекламную площадку, которую кто-то регулярно посещает. Но это офлайновый подход. В Internet же возможен другой, более эффективный, когда идут от клиента"

Алексей Бурсук: Трудно сказать. Точные цифры, возможно, принципиально важны для рекламных агентств, но мне достаточно и качественных характеристик, чтобы понять — рынок еще абсолютно не освоен. Та небольшая толчея провайдеров услуг вокруг Internet, наблюдаемая в Киеве, Харькове, Одессе, возникла не потому, что здесь "выбран" рынок. Просто ими охвачен верхний слой пассивного спроса, те потребители, которые понимали, что такое Internet, хотели получить доступ, но сначала не знали, к кому обратиться. Настоящей борьбы за клиента еще не было. Один игрок, даже со стоимостью услуг онлайн 15 центов/час, этот рынок никак не изменит. Более того, если сейчас какой-нибудь новичок вложит 500 тыс. долл. в Internet-узел, тоже ничего не случится — в Киеве он будет где-то 67-м, передела рынка не произойдет — ни на 30, ни на 20, ни даже на 10%. В столице 500 тыс. долл. — это уже не инвестиция, в Одессе пока еще да, может быть, в Днепропетровске.
Из 65 киевских провайдеров, я думаю, 60% (что называется "три человека — два компьютера") — квартирный Internet. Сегодня получить серию из 10—20 цифровых телефонов где-то на Оболони, Харьковском массиве — никаких проблем. Офис на Крещатике — комната площадью 6 кв. м, один технический специалист, секретарь и два сменных системных администратора — вот такие вещи рентабельны.

"Компьютерное Обозрение": Это хорошо или плохо?

Михаил Дудник: "Если представить рынок Internet-услуг в виде пирамиды, то в основании будут находиться услуги провайдеров, а на самом верху — Web-дизайн, контент"

Алексей Бурсук: Пользователю — хорошо. Срабатывает украинский менталитет — что лучше: платить $50 в месяц и знать, что доступ в Internet будет всегда, или платить 40 грн и ждать, когда же он будет? Большинство выбирают второе. Поэтому, например, под Lucky Net выросли целые гроздья субпровайдеров, и когда у нее очередной сбой — все они затихают, а клиент спокойно ждет…

Юрий Кузьменко: Ничто не изменится до тех пор, пока основной услугой на рынке будет dialup.

Михаил Дудник: А есть ли альтернатива? Например, доступ по кабельным каналам.

Юрий Кузьменко: В эту инфраструктуру еще недостаточно вложено денег, а счет идет минимум на десятки миллионов долларов. Мне кажется, что совсем скоро на смену dialup придет какая-то иная технология. Интересно другое: когда и благодаря каким факторам магическое число пользователей Uanet перевалит за миллион? Сегодня основной доступ украинских пользователей к Internet — через ПК. О Web-TV, мобильных WAP-телефонах или каких-то других устройствах речь не идет. По разным оценкам, в Украине сейчас 700—900 тыс. компьютеров на всю страну, во всяком случае, не больше миллиона. Понятно, что 1 млн пользователей Internet будет не ранее, чем инсталлированная база ПК превысит 2 млн. Корни проблемы в платежеспособном спросе, в том, что пока еще не каждый в состоянии купить себе компьютер.

"Компьютерное Обозрение": И все-таки нельзя не учитывать тенденции роста популярности Web-приставок и прочих альтернативных устройств доступа в Сеть. Интерес к ним уже есть и у нас. Вот, например, пять лет назад никто не верил, что мобильный телефон будет у каждого предпринимателя. Так и здесь — рост пользователей может произойти резко. Но будет ли инфраструктура готова к этому?

Алексей Бурсук: До последнего времени, пока не началась приватизация "Укртелекома", инфраструктура развивалась очень динамично, появилось много цифровых АТС, и не только в Киеве, есть альтернатива. Несмотря на то что "провода" все-таки принадлежат одной организации, на местах цифровые каналы строят и "Укртелеком", и "Инфоком", и "Совам-Телепорт", есть услуги типа Space Gate. Я считаю, инфраструктура не будет тормозить развитие украинского Internet.

"Компьютерное Обозрение": А как обстоит дело с внешними каналами?

Юрий Кузьменко: Принципиальная проблема в том, что каждый хочет заниматься всем. Нет у нас в стране ни одного access-провайдера, т. е. провайдера для провайдеров.
Что означает падение внешнего канала на час? Для абонентов — что-то не работает в IP Telecom, и об этом сразу узнают все. Но у меня в бюджете нет возможности держать полный back-up каналов. У меня заработок построен принципиально на других вещах — на том, что я обслуживаю много абонентов, и чем дешевле, тем лучше. Резервирование оборудования — задача access-провайдера, который не тратит деньги на создание инфраструктуры продаж, массовую рекламу. Вот кто должен быть постоянно готов к потере связи. Более того, в Украине сегодня нет качественных внешних каналов, все они дешевые, широкие, постоянно падающие, с разным коэффициентом стабильности и ошибок в канале. Их общая пропускная способность — около 50 Mbps, из них 20 Mbps обеспечивает спутниковый канал через Verio — спутник, фактически списанный, но еще работоспособный. Представьте, что будет, если он откажет. Сегодня это, пожалуй, сродни катастрофе.

"Компьютерное Обозрение": Другими словами, бизнес ISP сейчас малорентабелен и рискован?

Сергей Моругин: "Сложилась немного ненормальная ситуация на рынке русскоязычного контента. Сюда инвесторы ринулись, как на Аляску во времена "золотой лихорадки", — размечают территорию, забивают участки, по дешевке скупают их, но найдут ли что-то, неизвестно"

Юрий Кузьменко: Все зависит от суммы, подхода, менеджмента и т. д. На самом деле, бизнесом заниматься можно, хотя и сложно. Когда мы начинали, трудно было поверить в то, что Global Ukraine утратит лидирующие позиции на рынке по всем показателям. И нам, чтобы достичь сегодняшнего результата, пришлось прилично поработать, вложить немалые деньги. Теперь, если кто-то захочет обойти IP Telecom, ему потребуется сделать как минимум то же самое, но реально — заплатить в пять раз больше.

Сергей Моругин: А почему мы хотим сразу получать прибыль от любого начинания? Нормальный инвестиционный проект не рассчитан на сиюминутную отдачу. Пусть в этом году, например, мы ничего не заработаем, вложив миллион долларов, но через год-два доходы могут расти в геометрической прогрессии. Понятно, что сегодня рекламой можно забить весь Uanet, но зачем это делать? Фактически мы заставляем работать ребенка.

Алексей Бурсук: Есть разные подходы к ведению бизнеса. Возможно, это объясняется опытом работы компаний. Поэтому, наверное, именно Relcom и IP Telecom попали в один холдинг, продав контрольный пакет акций при условии участия в инвестиционном проекте. Мы "строили" Internet без стартового капитала, без всяких инвестиций, только на реинвестициях. Поверьте, это тяжелый труд, и со временем Relcom перестала претендовать на роль одной из первых компаний. Почему мы до сих пор удерживаем самые высокие цены? Потому что нас такое положение дел устраивает, хотя, возможно, это совершенно не рыночный подход. Иногда лучше работать с клиентом, который платит $1000 в месяц, чем с тысячей, которые платят по $10. Мы не продали компанию ни с первой, ни со второй попытки, хотя всегда знали, что в конце концов к этому придем. Просто к тому моменту хотели сделать ее максимально привлекательной для инвестора.

Михаил Дудник: Но вы же не ждали, вы вкладывали деньги… Если представить рынок Internet-услуг в виде пирамиды, то в основании будут находиться услуги провайдеров, в этот бизнес необходимо инвестировать больше, и на каждый вложенный доллар ниже маржа. На самом верху пирамиды — Web-дизайн, контент, сюда можно инвестировать меньше, но отдача будет значительней. При этом в Украине пока преобладает спрос на услуги провайдеров.

Алексей Бурсук: Весь мир идет по пути приоритета контента, и Украине никуда от этого не уйти. Но сегодня я бы свои деньги в контент не вложил. В IP-телефонию — да, причем побыстрее, не то будет поздно. Конечно, Uanet со временем наполнится интересными ресурсами, будет и электронная коммерция. Но та же e-commerce — это не придаток к Internet, а еще один способ продажи, который будет востребован тогда, когда сформируется рынок. Технически и провайдеры, и электронные магазины готовы к этому, но если посчитать, у скольких людей есть сегодня счета в банках, сколько из них осуществляют покупки по безналичному расчету, то дискуссию на какое-то время можно отложить. Проблема не во взаиморасчетах, не в авторизации и не в защите системы платежей, а в том, что в Украине нет самого главного — покупок по безналичному расчету. Будет ли? Когда-нибудь, конечно, да.

Сергей Моругин: Мне кажется, сейчас немного ненормальная ситуация сложилась на рынке русскоязычного контента. Сюда инвесторы ринулись, как на Аляску во времена "золотой лихорадки", — размечают территорию, забивают участки, по дешевке скупают их, но найдут ли что-то, неизвестно. Особенно это характерно для Рунета. Украинский рынок в этом плане пока отстает, капиталовложения в Uanet котируются меньше, потому что русские начали раньше. На мой взгляд, сегодня спешить не надо.

Руслан Дмитракович: Тем более что в Украине нет правовой базы для Internet. Могут запросто украсть твой Web-сайт, и потом очень нелегко будет доказать свои права.

Михаил Дудник: У нас есть прецедент, когда в суде пришлось оперировать Internet-терминами. Но наши доводы, основывавшиеся на них, правда, несколько адаптированные, судьей были восприняты нормально. Если говорить о правовом поле, то меня, например, больше интересует вопрос, может ли компания по имени Brand оспорить права на домен brand.com.ua с его сегодняшним владельцем? Мне непонятно, почему сегодня на samsung.com.ua висит объявление "For Sale". Может ли Samsung предъявить претензии к владельцу сайта?

Алексей Бурсук: "Сегодня я бы свои деньги в контент не вложил. В IP-телефонию — да, причем побыстрее, а то будет поздно"

Алексей Гончаров: Вряд ли здесь может идти речь о каких-то претензиях. По существующим правилам домен является собственностью того, кто его регистрировал.

Сергей Моругин: Проблема даже не в регистрации домена, а в том, кто устанавливает правила. И как бы они ни были несовершенны, права распределяются в соответствии с ними и дальше.

Юрий Кузьменко: На мой взгляд, ситуация усложняется еще и тем, что сегодня право администрирования домена делегировано одному человеку. Возможно, он бы с удовольствием эти права отдал, но кому?

Алексей Бурсук: Эта проблема существует во всем мире, в России, а в Украине она просто приняла несколько уродливые формы. Мне кажется, у нас давно назрела необходимость в создании Ассоциации Internet-провайдеров как нейтральной общественной организации, которая взяла бы на себя функции администрирования домена .ua.

Алексей Гончаров: А кому должны принадлежать эти права? В России, говорят, готовится проект указа президента о том, что права на домен .ru принадлежат России и его администрированием будет заниматься государственная организация.

Алексей Бурсук: Если такое случится в Украине, будет только хуже. Правами по администрированию .ua наделят либо Госкомсвязи, либо СБУ, либо еще кого-то.

Сергей Моругин: Суть проблемы, мне кажется, в том, что сегодня у нас нет законодательной базы для Internet. И эта ситуация реально тормозит инвестиции в Uanet.

Валентин Перция: Я думаю, есть хороший рецепт. Нужно лоббировать интересы Internet-компаний в законодательном органе. Помните, как пять лет назад принимался закон о рекламе — с законодателями поработали крупнейшие рекламные агентства: они перевели все европейские и американские документы по этому вопросу, помогли составить его проект. Сейчас Закон о рекламе работает, есть уже вторая поправка к нему. Безусловно, рынок обычной рекламы в Украине больше — около 270 млн. долл. в прошлом году (на телевидении, в прессе и наружная), но рынок Internet-рекламы интересней в динамике. Например, в США его объемы оценивают в 2,5 млрд. долл. в год, прогнозируют рост в ближайшее время до 5 млрд. Поэтому начинать надо с лоббирования своих интересов в государственных структурах, возможно, с помощью инвестиционных фондов.

Юрий Кузьменко: "Взрывного роста пользователей Internet-услуг в Украине не будет до тех пор, пока они стоят дорого. Неважно, по какой причине: потому что провайдер зарабатывает или себестоимость услуг высока"

"Компьютерное Обозрение": Нам кажется, что другого пути просто нет. Однако сегодня, наверное, наиболее серьезным препятствием роста Uanet является все же отсутствие интересных локальных ресурсов, контента. Internet оказывает на мировой рынок огромное влияние, в Украине этого не чувствуется. У нас практически нет сообщества потребителей Internet-услуг, которые пользуются размещаемой в Сети информацией и, соответственно, стимулируют торговые компании создавать Web-сайты, размещать рекламу на популярных страничках и т. п. Интересно услышать, как обстоят дела на этом рынке, каковы его перспективы, как сегодня удается жить компаниям, создающим контент-проекты?

Сергей Моругин: Наш проект изначально планировался не как прибыльный, просто хотелось посмотреть, что такое Internet, какова аудитория, что интересует людей, можем ли мы их заинтересовать. А в результате UA today вышел на достаточно высокий уровень, занял свое место в системе средств массовой информации Украины. Я думаю, прибыльность — не обязательное условие успешного контент-проекта. Вот Lenta.ru, которую недавно купили, была все время убыточной. Но создавший ее фонд по результатам торгов получил прибыль, измеряемую сотнями тысяч долларов. Издательский бизнес на этом и построен: я делаю журнал, вкладывая 100 тыс. долл., продаю за миллион, получаю прибыль, выпускаю десять журналов и т. д.

Валентин Перция: Но конечная цель любого инвестора — не потратить деньги, а заработать. Поэтому он покупает только те проекты, которые доходны, где есть четкий бизнес-план.

Сергей Моругин: Но почему мы должны спешить? На сегодняшний день у UA today имеется свой сегмент рынка, мы его завоевали. Да, сейчас на этом рынке очень мало денег, но он растет в геометрической прогрессии, за год в несколько раз увеличилось и количество пользователей. На мой взгляд, очевидно, что в обозримом будущем Internet догонит, а может, и перегонит традиционные формы продаж товаров и услуг. А значит, пойдут реклама, инвестиции. Поэтому на сегодняшний день меня устраивает то, что есть. Нужно запастись терпением, удерживать свой сегмент рынка и, пока еще есть время, исследовать специфику Сети. Я получаю в свое распоряжение полигон, на котором можно испытывать технологии распространения информации. Сегодня уже понятно, что Internet-издание может выдавать информацию оперативнее, чем традиционные СМИ, т. е. в большей степени влиять на читателя.

Руслан Дмитракович: "Украинская баннерная сеть" стала приносить прибыль только с начала нынешнего года. До этого в проект приходилось вкладывать труд, деньги. В настоящее время основной источник дохода — рекламные услуги, но в Internet можно зарабатывать не только таким способом, здесь море возможностей, например маркетинговые исследования. Для коммерческих компаний Internet — способ развиваться и продвигаться на рынок более эффективно.

Сергей Моругин: "А почему мы так спешим, почему хотим сразу получать прибыль от любого проекта? Нормальный инвестиционный проект не рассчитан на немедленную отдачу"

Валентин Перция: Мне кажется, что у нас пока еще информация не является ключевым моментом в принятии решений. Люди не готовы платить за сведения, за скорость их получения, возможность выбирать и приобретать товары в Сети и, вероятно, поэтому контент в Uanet не востребован. Вот, например, наши коллеги в Прибалтике, где Internet развивается достаточно активно, определили три варианта использования Сети для приобретения товаров: получить информацию о товаре в онлайне и купить, узнать в Internet и купить в офлайне, и третье — увидеть в реальном магазине, а купить в Internet.

"Компьютерное Обозрение": Все дело в модели бизнеса, в том, как он построен. Если предлагается реальная услуга — за нее заплатят. За "Компьютерное Обозрение" сегодня платят и читатели, и рекламодатели. Вторые потому, что не могут игнорировать 16 тыс. первых. В Uanet будет то же самое, когда его наполнением заинтересуются пользователи, а рекламодатель поймет, что уже нельзя игнорировать 200—300 тыс. платежеспособных клиентов. Но проблема как раз в том, что украинский пользователь не может практически ничего полезного из Internet извлечь. А инвестиционные деньги, которые попадают сегодня на рынок украинского Internet-контента, это, по нашим данным, "переливание" средств российского, польского, словацкого рынков. Сознательного отношения инвесторов к Uanet, к контенту, в том числе, еще нет.

Юрий Кузьменко: Деньги в контент будут вкладывать после того, как произойдет насыщение на рынке ISP. Возможно, года через три. Тогда, наверное, в контент-проекты пойдут и десятимиллионные вливания. Но сомневаюсь, что в течение ближайших трех лет на этом бизнесе можно будет хорошо заработать.

Алексей Гончаров: На создании сайтов мы зарабатываем уже сейчас. По крайней мере, есть средства для существования, бюджет для каждого проекта. А через год мы продаем какой-то ресурс, возвращаем вложенные деньги и получаем прибыль.

Валентин Перция: Сейчас на рынке контент-проектов идет спекулятивная игра, но это абсолютно нормально.

Михаил Дудник: Все зависит от типа инвестора. Есть инвесторы спекулятивные, а есть стратегические. Это крайности и, скажем, первые делают такие проекты, как Molotok.ru, а вторые — Gazeta.ru. Что касается нас, то мы создаем инструменты для продаж: информации, товаров и услуг, в том числе по схеме business-to-customer или business-to-business.

Валентин Перция: И тем не менее сегодня контент украинского Internet, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Типичная ситуация: владелец ПК покупает модем, подключается к провайдеру, "вылетает в Сеть", раз, два, три — и… ничего интересного там не находит. Большинству хватает полчаса работы в Internet в день — посетить несколько важных для них российских ресурсов. Но украинский пользователь должен жить и интересоваться украинскими новостями, газетами и пр.

Сергей Моругин: На самом деле многие из тех, у кого есть дома компьютер, не представляют, зачем им Internet. По-моему, Internet недостаточно популяризирован в Украине среди населения.

Руслан Дмитракович: Развитию контента Uanet и, соответственно, бизнеса на его создании мешает менталитет потребителей. Большинство действительно не представляет, что такое Internet, как его использовать, поэтому и деньги на него тратить боится. Однако все меняется.

Валентин Перция: "Объем рынка обычной рек-ламы в Украине в 1999 г. — около 270 млн. долл. Рынок Internet-рекламы намного меньше, но интересней в динамике"

Юрий Кузьменко: Кстати, по нашим исследованиям, основная часть посетителей Uanet — это мужчины в возрасте от 15 до 22 лет. Заметьте, не домохозяйки, пенсионеры или бизнесмены, а молодые люди, периодически играющие в Quake и висящие в чатах. Поэтому, я бы сказал, что сегодня сложился специфический рынок Internet, направленный на удовлетворение потребностей специфического сегмента пользователей. И на этом рынке уже можно рекламировать и продавать все, что им нужно. На что молодой человек тратит свои деньги? В первую очередь, на сам Internet. И наш опыт с магазином azbooka это полностью подтверждает.

Михаил Дудник: Есть группы потребителей, готовых даже покупать в Internet, но нет соответствующих предложений со стороны продавцов. Компании должны осознанно использовать Internet и инструменты, которые Сеть предлагает для бизнеса. Если говорить о таких инструментах, как online-магазин или аукцион, то в Uanet их, по большому счету, еще нет, но, я думаю, они появятся даже в течение этого года. Internet-продавцам сегодня не хватает службы доставки товаров, и они не желают вкладывать средства в ее создание. Более того, часто товар в online-магазине стоит дороже, чем в обычном супермаркете, что в корне неверно.

Юрий Кузьменко: Этот вопрос стоит адресовать владельцам онлайновых магазинов. Но исходя из своего опыта могу сказать, что привлечь покупателя в Internet-магазины не удастся до тех пор, пока не сравняется стоимость товаров в них (вместе с доставкой) и в обычных магазинах. Просто психология у наших людей такая — бороться за каждую копейку. Как вы думаете, сколько процентов наших клиентов за последние полгода начали оплачивать услуги через сберкассы? Меньше одного, потому что сберкасса берет 2%. А вот объем реализации предоплаченных услуг резко увеличился, когда мы ввели карточки IP-Key номиналом $5: теперь первоначальные затраты на доступ в Internet снизились в 10 раз, ведь год назад для того, чтобы стать абонентом провайдера, необходимо было заплатить минимум $50. Таким образом, мы вышли на принципиально новый сегмент пользователей — людей, которые не в состоянии платить за Internet сразу много.

Алексей Гончаров (справа): "Оценки количества пользователей Uanet колеблются в пределах 200 тыс. — 1 млн. Скорее всего, это необходимо понимать так: 1 млн человек слышали, что такое Internet,
а 200 тыс. активно им пользуются"

Руслан Дмитракович: Еще одно подтверждение роста Uanet — активность рекламодателей. Когда полгода назад я пытался продавать рекламу в Internet, на меня смотрели непонимающими глазами. Теперь появились реальные рекламодатели, для которых Internet-термины уже не в диковинку. Они чувствуют, что в Uanet постепенно приходит потребитель. Но это процесс длительный…

Юрий Кузьменко: И все-таки, я думаю, взрывного роста пользователей Internet-услуг в Украине не будет до тех пор, пока они стоят дорого. Неважно, по какой причине: потому что провайдер зарабатывает или потому что себестоимость высока. Возможно, скоро придут новые игроки, и тогда что-то изменится…

"Компьютерное Обозрение": Действительно, это очень интересный вопрос: какая перспектива у Uanet? Фактически сегодня уже налажена инфраструктура доступа в Сеть, однако украинский Internet представляет собой лишь довольно красивую систему магистралей, в целом же он еще пуст. Наверное, действительно сейчас пришло время новых проектов, новых игроков, и нельзя отрицать тот факт, что Uanet активно развивается, наполняется. И это, пожалуй, самое интересное. Нам кажется, что за контентом в Internet придет и потребитель, и тогда мы серьезно сможем говорить о e-commerce, m-commerce, схемах business-to-customer или business-to-business.

Цифры, прозвучавшие на Круглом столе
Инсталлированная база ПК в Украине — 700—900 тыс.
Количество пользователей Uanet: сегодня — 150—200 тыс., в перспективе — 1,5—2 млн.
Ежегодный прирост числа dialup-абонентов украинских ISP — четырехкратный
Общая пропускная способность внешних каналов — около 50 Mbps
Количество Web-адресов в зоне .ua — 7—7,5 тыс.
Средний пользователь Uanet — мужчина от 15 до 22 лет
Количество киевских провайдеров — не менее 65
Доля киевского рынка Internet-услуг в Украине — 30—35%
Объем инвестиций для начала серьезного ISP-бизнеса в Украине — от 500 тыс. долл.