Племя компактов. Новый эпос

Лидером быть и почетно, и опасно: цели достигнуты, лавры вянут, ориентиры сбиваются, а в затылок дышат настырные соперники. А дальше – долой с трона, ностальгия, мемуары. Разве можно было представить в тех далеких 30-40-х годах, что монопольную власть педантичных «немцев» в фототехнике сменят скрупулезные «японцы». Кто знал тогда Canon? Что-то слышал о Nikon? Но Вторая Мировая внесла свои коррективы: мир стал другим, произошло «восстание масс» — и лидерство «леек» и «роляйфлексов» кануло в Лету. Не в один момент, конечно, а постепенно. Сбился фокус у «немцев», чутье ушло.

Кто бы мог подумать, что семь лет назад «Система 4/3», по сути, явится «предтечей» нового подхода в «камеростроении»? Тогда, летом 2003 г. в Амстердаме, на суд пользователей громко и пафосно была представлена новая зеркальная камера Olympus. Фотографический мир на эти потуги смотрел с нескрываемым сарказмом: «открытый стандарт», «меньший вес оптики и системы», «параллельные лучи на всю площадь кадра», «нет теневого эффекта»… Ага, как же! Все побежали. Но журналисты, положа руки на клавы, охотно просвещали массы, умело ретранслируя талантливый пресс-релизный посыл в своих статьях.

Как и ожидалось, чудо не свершилось. Шум стих, волны успокоились, всё осталось на своих местах. Правда, появился еще один стандарт цифровых зеркальных камер. Ну и что? Кому нужна ваша открытость? Пользователям? Может быть… Впрочем, кто особо захочет объединяться, если «нас и тут неплохо кормят». Только отстающие и неудачники. Казалось бы, идея единого всеобщего стандарта приказала долго жить. Да, ее изначально поддержал целый ряд попутчиков, в том числе Kodak и Sigma. Что, в общем-то, естественно: первой компании нужно торговать матрицами, второй – объективами. Вам приятно – нам несложно, сделаем и для такой системы, получайте.

И на рынке снова воцарилось относительное спокойствие со стандартами, которое в 2008 г. взорвала новая идея Olympus. На этот раз, объединив усилия с Panasonic, компания представила новый стандарт Micro 4/3. Точнее даже не стандарт, а новую «фишку»: «старине 4/3» решили сделать «обрезание» – удалить зеркало и пентапризму, с целью минимизировать зеркалки, либо же улучшить качество компактов (смотря с какой стороны смотреть). Первым ринулся в бой «рыцарь» Panasonic. «Дама сердца» Olympus, переживая не лучшие времена, с премьерой не спешила. Лишь спустя полгода у нее родился цифровой «мальчик» Pen.
Представляя его народу, Olympus в очередной раз попыталась выйти за рамки «фототехнического» менталитета. Премьере предшествовала мощная рекламная кампания в Интернете, целью которой было сформировать настоящую культуру потребления нового продукта. Для этого были красиво и эффектно задействованы параллели с Барби, «Битлами», «Роллинг Стоунз» и прочими классическими достижениями массовой культуры, а также с яркими социально эстетическими маркерами.

С одной стороны, новаторство Olympus в представлении Pen’а состоит не столько в изобретении нового, сколько в оживлении прошлого. Мода меняется и возвращается на круги своя. Досыта наевшись эпатажа, конструктивизма, а порой и банальной бессмыслицы пост-постмодернизма, мы ищем спасения в классике. Кризис когда-нибудь закончится, на носу эра неоклассицизма и, возможно, Pen – один из ее технических аксессуаров или элементов.

С другой стороны, в беззеркальных цифровых камерах со сменной оптикой отчетливо просматривается дальнейшая тенденция развития компактов. Свидетельство тому выпуск аналогичных моделей компанией Samsung, а также заявление о намерениях Sony. Впрочем, Sigma также может в любой момент дооснастить байонетом свою DP2.

Куда понесет рынок компактных фотокамер тройка «электронных» «тяжеловесов» — Panasonic, Samsung и Sony? Кто из них станет коренным, кто пристяжными? Чем эта упряжь нас удивит? Только громом своих колокольчиков и ярким блеском золотых упряжек? Или еще и комфортной и быстрой ездой? Ну, во всяком случае, об обещанном удешевлении продуктов еще говорить не приходится.

Canon и Nikon пока молчат – вполне предсказуемое поведение лидеров рынка. Как бы не опоздать… Как например, в свое время произошло у Nikon в классе компактных камер – слишком долго недопонималось значение это сегмента, а когда пришло «озарение», отставание было уже ощутимым. Впрочем, пример с «немцами» не менее ярок. Но впереди Photokina – время ожидаемых сюрпризов и огорчений.

Нет сомнения в том, что у компактов со сменной оптикой огромный потенциал. Возможно, это та ариаднова нить, которая выведет компактного «Тесея», истосковавшегося по мегапиксельным гонкам, из лабиринта маркетинговых трюков. Ведь, согласитесь, даже в самом акте смены объектива есть что-то привлекательное, завораживающее, эротическое. Если изначально в замыслах Olympus был такой план, я аплодирую.