Рынок IT, офисной и телекоммуникационной техники Украины во втором квартале 2011 года составил 2,16 млрд грн

Исследовательское агентство GfK опубликовало отчет о состоянии рынка IT, офисной и телекоммуникационной техники Украины во втором квартале 2011 года. Отмечается, что в отчетном периоде этот рынок составил 2,16 млрд грн, что на 44% больше по сравнению с аналогичным кварталом 2010 года. За данный период объем рынка телекоммуникаций вырос на 12% до 1,66 млрд. грн.

Рынок IT, офисной и телекоммуникационной техники Украины во втором квартале 2011 года составил 2,16 млрд грн

Рост объема продаж LCD-мониторов во втором квартале 2011 года по сравнению со вторым кварталом 2010 года составил 27% в денежном выражении. Одновременно позитивной остается динамика роста сегмента LED-мониторов. Их доля в текущем квартале увеличилась на 2% в денежном выражении по сравнению к предыдущему кварталу и составила 3,6%, тогда как средняя цена снизилась на 7% (1373 грн). Этот сегмент дисплеев можно назвать основным фактором роста рынка мониторов. Вполне вероятно, что он будет расти в дальнейшем. Самыми популярными моделями мониторов остаются устройства с диагональю экрана 18,5 и 21,5 дюймов. В целом их суммарная доля рынка составляет около 51% в количественном измерении. Следует отметить появление во втором квартале 2011 года на украинском рынке 3D-мониторов. Пока их доля незначительна: 2% в денежном выражении, однако заметна тенденция к росту. В текущем квартале такой монитор можно было купить по цене 3163 грн. Для сравнения среднерыночная цена LCD монитора составила 1277 грн.

Показатель роста объема продаж стационарных компьютеров во втором квартале 2011 года составил 20%. Одновременно в денежном эквиваленте рост составил 46%, что обусловлено повышением средней цены вследствие увеличения продаж серверных компьютеров в корпоративном канале. Диаметрально противоположная ситуация наблюдалась на рынке ноутбуков. При росте на 93% в количественном измерении, рост в денежном эквиваленте составил лишь 51%. Это можно объяснить постепенным снижением средней цены ноутбуков за год. Средняя стоимость ноутбука во втором квартале 2011 года составила около 4157 грн, что на 17% ниже показателя аналогичного периода прошлого года. Доля нетбуков на рынке всех портативных компьютеров уменьшилось по отношению к предыдущему кварталу: 15% против 17,3%. Тенденции к дальнейшему росту этого сегмента не наблюдается. В технологическом плане планшеты, недавно появившиеся на украинском рынке, близки к нетбукам. Вполне вероятно, что со временем они смогут частично потеснить этот сегмент. Однако, на сегодняшний день, стоимость планшета остается одним из решающих факторов при определении покупки. Во втором квартале 2011 года стоимость такого устройства составляла 5240 грн, а объем рынка составил около 9800 единиц. Для сравнения, средняя цена в предыдущем квартале была выше на 11% (5870 грн).

Рынок сканеров продолжает демонстрировать падение: во втором квартале этого года объем их продаж сократился на 11% по сравнению со вторым кварталом 2010 года. Эта группа постепенно сдает позиции многофункциональным устройствам, объем продаж которых продолжает расти (на 30% в денежном выражении по сравнению со вторым кварталом 2010 года). Сегмент принтеров увеличился несколько меньше, прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 18%. Заметен незначительный рост доли лазерных устройств по сравнению со струйными как на рынке МФУ, так и на рынке принтеров. Так, по результатам текущего квартала, доля лазерных МФУ в количественном измерении составила 30%, принтеров — 60%. Аналогичные показатели предыдущего квартала составляют 26% и 57,6%, соответственно.

Второй квартал 2011 года отметился падением объема продаж на рынке мобильных телефонов в денежном выражении на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Одновременно в количественном выражении объем продаж мобильных телефонов сократился всего на 1%. Такая ситуация сложилась вследствие снижения средней цены аппарата на 10%. Противоположные тенденции наблюдаются на рынке смартфонов. Эти устройства продолжают пользоваться популярностью среди покупателей, что позволяет рынку динамично развиваться. По сравнению со вторым кварталом 2010 года сегмент смартфонов в денежном эквиваленте вырос на 122%. Доля смартфонов на рынке телекоммуникаций увеличились до 35% (по сравнению с 18% в аналогичном квартале прошлого года). Средняя цена одного смартфона снизилась на 3%. Так, если во втором квартале 2010 года устройство можно было купить, в среднем, за 2310 грн, то во втором квартале этого года стоимость смартфона составляет 2243 грн. Привлекает внимание также увеличение популярности операционной системы Android на рынке смартфонов. На протяжении одного года доля ОС Android среди всех проданных смартфонов увеличилась, практически, в 6 раз: от 5% во втором квартале 2010 года до 33% в аналогичном периоде 2011 года. Что касается технических характеристик телефонов, постепенно становятся более популярными функциональные устройства. Так, на 10% в денежном выражении увеличилась доля аппаратов с возможностью использования карты памяти (с 58% во втором квартале 2010 года до 68% во втором квартале этого года). Возросла до 10% доля мобильных телефонов, поддерживающих работу двух Sim-карт, тогда как в апреле-июне 2010 года она составляла 7%. Продолжают расти продажи телефонов с функцией Wi-Fi и FM-радио. В то же время, не удалось стать популярными мобильным телефонам со встроенным TV-тюнером, а также с двойной камерой.

Стационарные телефоны продемонстрировали во втором квартале 2011 года падение продаж на 9% в количественном выражении. Средняя стоимость стационарного телефона выросла на 7%, сейчас его можно купить за 282 грн, Потому такая динамика падения продаж не так резко выражается в денежном измерении (всего на 3%). В то же время, ценовой сегмент стационарных телефонов от 300-400 грн вырос, практически, в 2 раза: во втором квартале 2011 года его доля на рынке составила 32%. Доля проводных телефонов выросла на 2% и составляет 23% рынка стационарных телефонов по состоянию на второй квартал 2011. Популярные модели стационарных телефонов содержат функцию подсветки дисплея: объем продаж таких телефонов вырос почти в два раза (с 23% во втором квартале 2010 года до 47% во втором квартале 2011 года). Функция снижения радиационного излучения также увеличила свою аудиторию вдвое: во втором квартале 2011 года она присутствовала в 34% проданных устройств. Кроме того, по результатам второго квартала 2011 года увеличилась до 72% доля телефонов со встроенной функцией громкоговорителя. В течение второго квартала 2011 года было продано 4689 единиц факсов. В денежном выражении увеличение продаж составило 10%. При этом средняя цена одного аппарата снизилась на 2% и составляет 1242 грн. Факсы с функцией автоответчика занимают 84% рынка факсов, что на 5% больше, чем во втором квартале 2010 года (79%). Отмечается, что рынок факсов ждет постепенное уменьшение за счет использования более инновационных способов передачи данных.