Статьи
6 причин начать смотреть гонки Formula E

6 причин начать смотреть гонки Formula E

6 причин начать смотреть гонки Formula E


Через несколько дней, 5–13 августа 2020 г., в Берлине состоится уникальное по меркам автоспорта мероприятие. В течение девяти дней пройдут шесть (!) гонок финала чемпиона FIA для электромобилей с открытыми колесами Formula E сезона 2019–20 гг. И это отличный повод начать смотреть эту необычную гоночную серию.

Девять дней, шесть гонок, три разных конфигурации автодрома. Пожалуй, такого в автоспорте не делал еще никто. Что ж, COVID-19 вносит коррективы в планы, в 2020 г. от пандемии пострадали все спортивные мероприятия, в первую очередь регулярные чемпионаты. Та же Formula One скукожилась с 22 гонок до 13 (но это еще не точно). В изначальном календаре Formula E сезона 2019-20 гг. было 14 гонок. 5 из них успели провести до начала эпидемии, в конце 2019 и начале 2020 гг., остальные отменили. Среди них гонки в Риме, Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Джакарте и т.д. Да, Formula E – исключительно городская гонка, и проходит в очень необычных местах. После рестарта соревнований FIA из соображений безопасности решила провести финал чемпионата в одной локации, в Берлине, и в ограниченный срок, слава богу, формат гоночных «уикендов» Formula E это позволяет.

Итак, 5–6, 8–9 и 10–11 августа пройдут три двойных Гран-при, здесь они называются еПри, Formula E в Берлине. Гоночную трассу построят на легендарном аэродроме Темпельхоф, выведенном из эксплуатации в 2008 г. Именно сюда в 1948-49 гг., во время блокады Западного Берлина советскими оккупационными войсками, каждые 90 секунд садились самолеты союзников с продовольствием для жителей города. еПри Берлина проводилось на Tempelhof Airport Street Circuit в инаугурационном для серии 2015 г., а также в 2017–19 гг., причем после возвращения уже на новой конфигурации трассы. А вот в 2016 г. на Темпельхофе разместился временный лагерь для сирийских беженцев, поэтому трассу еПри построили на образцово-показательном бульваре Карл-Маркс-аллее, «шедевре» социалистического классицизма в Восточном Берлине.

6 причин начать смотреть гонки Formula E
Конфигурации трассы трех сдвоенных еПри Берлина

В этот раз для шести гонок на Темпельхофе будут использованы три разные конфигурации трассы! Первые две гонки, Berlin ePrix I, пройдут на реверсивной версии традиционной трассы, почти как в видеоиграх, когда разработчики хотят сэкономить на моделях. Две следующие, Berlin ePrix II, на уже знакомой пилотам конфигурации 2017-19 гг. Ну и две последние гонки, Berlin ePrix III, — на перестроенной версии трассы с большим числом медленных поворотов в третьем секторе и быстрой связкой во втором секторе. Должно быть весело.

Собственно, шесть августовских берлинских гонок – это и есть шесть причин начать смотреть Formula E, но мы все-таки распишем, чем хороша эта гоночная серия и почему она достойна вашего внимания.

1. Высокотехнологичная гонка

Formula E, или официально ABB FIA Formula E – чемпионат электромобилей с открытыми колесами, созданный в 2012 г., то есть это одна из самых молодых и самых динамично развивающихся гоночных серий. Президент FIA Жан Тодт, в прошлом раллийный штурман (вице-чемпион WRC 1981 г.) и генеральный менеджер Scuderia Ferrari эпохи Шумахера (1994 – 2007 гг.), задумал этот чемпионат как альтернативу, а в будущем, возможно, и как замену Formula One. Дело в том, что с начала 2000 г. владельцы и производители суперкаров (и Ferrari в их числе), а также сама Formula One, стали все чаще попадать под огонь критики экологов, обвиняющих создателей мощных двигателей внутреннего сгорания чуть ли не в пропаганде загрязнения окружающей среды и наплевательском отношении к будущему Земли.

FIA срочно нужен был пример нового карбоно-нейтрального подхода к гонкам, а электрокары, на волне успеха Tesla, как нельзя лучше подходили для этого. Автопроизводители частенько оправдывают свое участие в гоночных сериях, в той же F1, использованием автоспорта как экспериментального полигона для самых передовых технологий, которые затем будут применяться в серийных автомобилях (порой это действительно так, но основная причина, конечно же, маркетинг). Так и здесь. Несмотря на то что все команды используют единое шасси Spark SRT05e (сейчас это модификация Spark Gen2EVO), созданное Spark Racing Technology и Dallara (Dallara конструировала болиды F1 и продолжает делать автомобили для F3, IndyCar и других гоночных серий), вся двигательная установка производится самими командами. А это сам электродвигатель, приводной вал, дифференциал, коробка передач и т.д. Кроме того, можно приобрести готовый двигатель у другой команды, как в той же F1. Хотя мощность двигателя ограничена правилами серии, а батареи одинаковые у всех, командам есть где продемонстрировать свои инженерные умения, скажем, в системе рекуперации энергии и в экономичности двигателей, ведь болиды должны иметь возможность атаковать и проехать при этом всю дистанцию гонки на одной зарядке. Часть команд разрабатывает собственные двигатели, часть покупает готовые у производителей, все как в Formula One.

6 причин начать смотреть гонки Formula E
Panasonic Jaguar Racing против TAG Heuer Porsche Formula E Team

Экологическая направленность, полезная для маркетинга и для продвижения собственных электрокаров, привлекла крупных автопроизводителей. В Formula E есть команды Mercedes-Benz, BMW, Porsche, Jaguar, Audi, Nissan, DS Automobiles (PSA Peugeot Citroën). Спонсором серии стала швейцарско-шведская технологическая корпорация ABB Group, выпускающая энергетическое оборудование, промышленных роботов, системы автоматизации и являющаяся компанией №1 в мире по производству электродвигателей. Среди других крупных спонсоров: китайский производитель ветряных турбин Envision Energy; производитель водонепроницаемой одежды и обуви Geox; телекоммуникационная компания ROKiT, швейцарский производитель дорогих часов TAG Heuer и все автопроизводители, перечисленные выше.

6 причин начать смотреть гонки Formula E
Черный Mercedes команды Mercedes-Benz EQ Formula E Team, почти такой же, как в Formula One. Бывают же совпадения!

Кстати, создателем одной из команд Formula E, Venturi Racing, стал… актер Леонардо Ди Каприо, а управляет ей Сьюзи Вольфф, бывшая гонщица (Formula 3, DTM, тестовый пилот Formula One), первая женщина, принимавшая участие в событиях F1 и жена… Тото Вольффа, исполнительного директора чемпионской Mercedes AMG Petronas Formula One Team. Вот такие совпадения.

6 причин начать смотреть гонки Formula E
Официальная машина безопасности Formula E – гибрид BMW i8

В Formula E вообще все электрическое. Сами болиды, машина безопасности BMW i8, даже гонки поддержки здесь проходят на специально подготовленных электромобилях Jaguar I-Pace. Да и гонки автономных электроболидов Roborace два первых сезона проводились как раз во время мероприятий Formula E. Кстати, в этих фантастически выглядящих машинах используется вычислительная платформа Nvidia Drive PX 2 от вашего любимого производителя видеокарт.

6 причин начать смотреть гонки Formula E
Болид Roborace Nvidia

В FIA отлично понимают, что рано или поздно гонки автомобилей с двигателями внутреннего сгорания будут запрещены, и готовит им замену, ну или фундамент для перехода всех гоночных серий, включая Formula One и WRC, на электромобили, году этак, скажем в 2035. Именно поэтому в сезоне 2020-21 гг. Formula E получит статус Чемпионата мира FIA и станет в один ряд с Formula One, World Endurance Championship, World Rally Championship и Rallycross Championship.

6 причин начать смотреть гонки Formula E
Гонка поддержки Jaguar I-Pace eTrophy

2. Formula E похожа на видеоигру

Болиды Spark SRT05e, благодаря сдвоенному заднему антикрылу и объединенному с колесными арками переднему антикрылу, напоминают космические истребители или болиды из фантастических видеоигр. У чемпионата Formula E вообще много общего с видеоиграми.

Начнем с Режима атаки (Attack mode). Болиды Formula E могут несколько раз в течение гонки (1-3), на заданное время (2-4 минуты), получить прибавку мощности в 35 kW. При стандартной гоночной мощности двигателей в 200 kW это весьма существенный бонус, составляющий 17,5%. Для активации Режима атаки гонщик должен проехать по специальному, очень неудобно расположенному, участку трассы, прямо как в какой-то Mario Kart. Мало того, после активации режима над дугой безопасности Halo загораются огоньки, дающие гонщику впереди понять, что болид-преследователь имеет запас мощности для обгона. Ну точно, как в видеоиграх.

6 причин начать смотреть гонки Formula E
Болид команды GEOX Dragon. Огоньки на Halo указывают на активированный Режим атаки

При этом количество и продолжительность каждого Режима атаки не сообщается командам до самого старта, чтобы они не могли использовать эту информацию при разработке гоночной тактики. Для того, чтобы пройти неудобно расположенную зону активации Attack mode, гонщики должны сбрасывать скорость и выбирать не самую удачную траекторию, при этом они могут легко потерять позицию или даже две.

Но и это еще не все! Кроме Attack mode, в Formula E есть еще и режим поддержки фанатов Fanboost. За несколько дней до очередного еПри болельщики могут проголосовать за любимого пилота, и он получит не только бонусы в карму, но и вполне реальную прибавку мощности во время самой гонки – 15 kW на 5 секунд. Бонус получают пять гонщиков, собравших больше голосов фанатов. Голосовать можно через официальное приложение, прямо в Twitter или на сайте Formula E раз в 24 часа, а прием голосов заканчивается через 15 минут после начала гонки, победителей же объявляют за 20 минут до конца гонки. Для идентификации пользователей используются аккаунты Twitter, Facebook, Baidu или Apple. И хотя прибавка мощности и время ее действия здесь небольшие, в критический момент, а гонщики сами решают, когда ее использовать, Fanboost может очень пригодиться. А, я уже говорил, что над Halo болидов, выигравшими Fanboost, зажигаются огоньки другого цвета? Видеоигры…

3. Борьба в Formula E идет до последнего поворота и последней гонки сезона

Благодаря тому, что автомобили Formula E построены на единой платформе, а регламент ограничивает изобретательность команд в плане двигательной установки, все гонщики находятся в примерно равных условиях, так что на первый план выходит индивидуальное мастерство. Небольшая продолжительность гонки не дает пелотону растянуться, дистанция между лидерами на всем протяжении заезда может составлять даже не секунды, а доли секунды. Кроме того, на плотность результатов влияет и нередкое здесь появление машин безопасности.

Очень близкие характеристики болидов приводят к тому, что тотального доминирования какой-то одной команды или пары гонщиков, как в Formula One, здесь нет. В пяти прошедших гонках сезона – четыре разных победителя. За пять уже завершившихся сезонов в серии было четыре чемпиона, причем Жан-Эрик Вернь, выигравший два последних титула, занимает в этом году только восьмое место, хотя и имеет чисто теоретически шансы на третий титул.

6 причин начать смотреть гонки Formula E
За рулем DS Techeetah #25 двукратный чемпион Formula E Жан-Эрик Вернь

В чемпионате конструкторов ситуация похожая. На пять сезонов – три чемпиона. Больше всего титулов у Renault e.dams. В этом году на победу претендуют чемпион прошлого сезона DS Techeetah (Китай); команда Майкла Андретти, сына того самого легендарного Марио Андретти – BMW i Andretti Motorsport (США); Panasonic Jaguar Racing (Великобритания); Nissan e.dams (Франция); Mercedes-Benz EQ Formula E Team (Германия). Впрочем, шансы есть и у Audi Sport ABT Schaeffler (Германия), Envision Virgin Racing (Великобритания) и ROKiT Venturi Racing (Монако).

За плотное соперничество в чемпионате скажем спасибо еще и системе начисления очков. Кроме очков за занятое место, которыми награждаются пилоты, финишировавшие в первой десятке (25-18-15-12-10-8-6-4-2-1, как в Formula One и Formula 2), можно получить одно очко за самый быстрый круг, три очка за поул и еще одно очко за первое место в групповой квалификации (в Formula E сначала проходит первая квалификация в четырех группах по 5-6 гонщиков). То есть по максимуму гонщик может заработать до 30 очков за еПри.

4. Большое количество обгонов и жесткое соперничество

Все гонки Formula E проходят на городских трассах, причем в большинстве случаев — специально построенных для проведения еПри. По меркам автоспорта, локации очень необычны. Например, в этом году гонки проходили в Эд-Диръия (пригород Эр-Рияда, Саудовская Аравия), Сантьяго (Чили), Мехико (Мексика) и Марракеш (Марокко). Если бы чемпионат не приостановили из-за пандемии COVID-19, то еПри увидели бы и посетители модного курорта Санья (Китай), жители Рима (Италия), Парижа (Франция), Сеула (Южная Корея), Джакарты (Индонезия), Нью-Йорка (США) и Лондона (Великобритания).

6 причин начать смотреть гонки Formula E
eПри Марракеш 2018 был пыльным. Сахара рядом

В прошлые сезоны гонки проходили в Гонконге (Китай), Монако (сокращенная трасса Formula One), Берне (первая гонка в Швейцарии с момента полного запрета автоспорта в 1954 г.), Пунта-дель-Эсте (Уругвай), Цюрихе (Швейцария), Буэнос-Айресе (Аргентина), Монреале (Канада), Пекине (Китай), Путраджаи (Малайзия), на модифицированном треке Лонг-Бич (США), в Майами (США) и Москве (Россия). Это важно, ведь во время уикенда еПри рядом с трассой разбивают большую тематическую выставку, посвященную высоким технологиям, электромобилям и защите окружающей среды с информационными стендами, аттракционами и различной активностью для болельщиков.

При этом трассы прокладывают действительно в очень необычных местах. На взлетной полосе аэропорта Темпельхоф и на Карл-Маркс-аллее в Берлине; вокруг Дома инвалидов в Париже; вокруг Площади Свободы в Джакарте; на улицах Бруклина в Нью-Йорке; на набережной бухты Виктории в Гонконге; в даунтауне Монреаля вместо традиционного для F1 трека; вокруг нового административного района и офиса премьер-министра Малайзии; в парке Баттерси, рядом с легендарной одноименной лондонской электростанцией; на Красной площади в Москве; по улицам делового центра Майами и т.д.

С точки зрения гонок это означает новые, незнакомые пилотам, порой очень необычные конфигурации треков. Да, иногда уличные трассы слишком узкие и сложные с точки зрения обгонов, но использование Attack mode и Fanboost вносят здесь приятное разнообразие и могут существенно поменять ситуацию даже на последних кругах.

Кроме того, болиды Spark SRT05e оказались настолько прочными, что просто провоцируют гонщиков на силовую борьбу. В Formula E можно толкаться в поворотах и даже некоторое время нормально ехать со сломанным передним крылом или обтекателем колеса. FIA даже попросила Dallara сделать новую версию шасси, Gen3 car, которая будет использоваться в сезоне 2020-21 гг., более хрупкой, чтобы снизить число аварий, которые в Formula E не редкость.

Кстати, батареи предыдущей версии болида, Spark-Renault SRT_01E, использовавшейся в сезонах 2014–15 и 2015–16 гг., не хватало на всю гонку, так что пилоты вынуждены были делать пит-стоп и пересаживаться в ожидающую их вторую машину. Это было весело. Spark SRT05e способно проехать всю дистанцию на одной зарядке, хотя, если расходовать энергию неаккуратно, до финиша ее может и не хватить.

6 причин начать смотреть гонки Formula E
Болиды Spark-Renault SRT_01E, использовавшиеся в первых двух сезонах Formula E

5. Участие бывших гонщиков Formula One

Хотя в Formula E уже формируется и собственное сообщество гонщиков, здесь еще можно встретить пилотов Formula One, ушедших «на пенсию». Так, за ROKiT Venturi Racing выступает бывший пилот Scuderia Ferrari и напарник легендарного Михаэля Шумахера – Фелипе Масса (11 побед в Гран-при и 2-ое место в сезоне 2008 г.). Пилот Audi Sport ABT Schaeffler Formula E Team Лукас Ди Грасси провел в Formula One 18 гонок. Себастьен Буэми, чемпион Formula E 2015-2016 гг., выступал в F1 за Scuderia Toro Rosso (2009–2011) и до сих пор является резервным пилотом Red Bull Racing. Жером Д’Амброзио гонял в F1 за Renault F1 Team, Virgin Racing, Marussia Virgin Racing и Lotus F1 Team. Да и сам двукратный чемпион Formula E Жан-Эрик Вернь провел четыре сезона в Scuderia Toro Rosso и был тестовым пилотом Scuderia Ferrari.

6 причин начать смотреть гонки Formula E
Фелипе Масса, пилот Scuderia Ferrari, победитель Гран-при Бахрейн 2007

В первых двух сезонах Formula E выступал Бруно Сенна, племянник легендарного Айртона Сенны. Бруно в 2008–12 гг. успел погонять в F1 на машинах Honda Racing F1 Team (тест пилот), Hispania Racing F1 Team, Lotus Renault GP и Williams F1 Team. Увы, болиды у него были не самые быстрые, и Бруно перешел в другие серии.

В Formula E выступал Николя Прост, сын легендарного Алена Проста и тестовый пилот Lotus F1 Team. Чемпионом первого сезона Formula E стал Нельсон Пике-младший, сын чемпиона мира Нельсона Пике и команды Renault F1 Team в 2008–09 гг.

6 причин начать смотреть гонки Formula E
Нельсон Пике-мл. в цветах Panasonic Jaguar Racing, сезон 2018–19 гг.

Засветился в Formula E и Ник Хайдфельд, проведший в Formula One целых тринадцать лет. Список его команд немаленький: McLaren Mercedes, Prost Peugeot, Sauber, Jordan Ford, Williams F1 Team, Lotus Renault GP. Ник до сих пор держит три рекорда Formula One, два из которых не самые лестные – наибольшее количество подиумов без единой победы в Гран-при (13), наибольшее число вторых мест без победы в Гран-при (8) и наибольшее число удачных классификаций подряд (41).

Японский гонщик Такума Сато, проведший в Formula One восемь сезонов (BAR Honda, Super Aguri F1 Team) провел одну гонку в Formula E. В электросерии ездил Карун Чандхок, сейчас ведущий Sky Sport, а в прошлом пилот в Hispania Racing F1 Team и Team Lotus, после Formula One он перешел в Mahindra Racing, индийскую команду Formula E.

И т.д. Одним словом, если вы хотите увидеть чуть постаревших, но все еще родных и узнаваемых гонщиков Formula One, приходите смотреть Formula E. Кажется, скоро серия станет более самостоятельной и стареющие пилоты F1 будут появляться здесь реже.

6. Гонки Formula E очень легко смотреть

Да, состязания Formula E легко и приятно смотреть. Дело в том, что весь гоночный уикенд еПри умещается… в один день, вместо трех дней в Formula One и F2. Утром две свободные практики по 45 и 30 минут. Днем квалификация из двух частей, групповая и финальная, они вместе занимают около 60 минут. Ну и во второй половине дня — сама гонка, которая длится лишь 45 минут плюс один круг. На большее у электроболидов просто не хватает батарейки, и без того видно, что на последних кругах заряд стремительно падает, как у разряжающегося смартфона. При этом секундомер не останавливается, даже если на трассу выходит машина безопасности, просто за каждую минуту гонки под Safety Car из заряда батареи вычитается 1 кВч.

Создатели умудрились засунуть в болид Spark SRT05e какое-то невероятное количество камер, кажется, даже больше, чем в Formula One – пара камер спереди на антикрыле, две сзади, камера сверху, над пилотом. Мало того, впервые в истории камеру вмонтировали в шлемы пилотов, причем без ущерба для безопасности. Так что время от времени вы сможете увидеть в трансляции картинку «из глаз» пилота, оценить их работу и точки, на которых концентрируют внимание профессионалы, управляющие гоночной машиной на скорости 200+ км/ч.

Еще один плюс трансляций – богатая графика, кое-что из которой стоит заимствовать и старшей формуле. Например, отлично выглядит почти игровая индикация зоны активации Attack Mode, очень наглядной получилась индикация включения и оставшегося времени Attack Mode, демонстрация режима рекуперации энергии и т.д.

Лично меня вначале немного смущало отсутствие традиционного для мощных спортивных машин рева двигателей. Вместо него здесь свист и гудение электромоторов, но к этому быстро привыкаешь.

6 причин начать смотреть гонки Formula E
Индикация зоны активации Attack Mode. Рядом со список пилотов видно, кто активировал Режим атаки и сколько минут у них осталось. Одни шеврон – одна минута

Гонки транслируются по каналу Eurosport 1. Свободную практику и квалификацию можно посмотреть на официальном канале серии в YouTube. Тут же чуть позже выкладывают полные записи всех гонок (есть и архив всех сезонов). Первые пять гонок 2019-20 гг., например, уже давно есть. На YouTube же есть объяснения правил Formula E, самые яркие моменты каждой гонки, подборки лучших обгонов и аварий и т.д. Кроме того, свободные заезды и квалификацию можно смотреть на Facebook странице чемпионата и на официальном сайте серии.

Болиды Formula E

Если приведенные выше причины смотреть гонки Formula E показались вам неубедительными, вот вам характеристики болида Spark SRT05e, чтобы вы понимали, с чем имеют дело гонщики серии.

Spark SRT05e
Шасси:
дизайн – Dallara
сборка – Spark Racing Technology
Материалы – углеволокно, кевлар, алюминий (монокок)
Минимальная масса (включая пилота) – 900 кг
Двигатель – среднерасположенный, разных производителей
Мощность двигателя:
в стандартном гоночном режиме – 200 кВ,
в Attack Mode – 225 кВ,
Fanboost – 250 кВ,
Батарея – McLaren Applied Technologies
Емкость батареи –54 кВч
Масса батареи – 385 кг
Колесные диски – OZ Racing
Шины – 18″ Michelin Pilot Sport All-Weather Treaded для сухой погоды и дождевые
Тормоза – Brembo
Максимальная скорость – 280 км/ч
Разгон 0–100 км/ч – 2,8 сек

Лично для меня Formula E стала открытием этого года, пока все чемпионаты стояли на паузе, я знакомился с гонками электромобилей за прошлые сезоны и начало этого года. Сейчас, параллельно Formula One, планирую смотреть и Formula E.

Рекомендую и вам добавить в календари эпичный финал чемпионата ABB FIA Formula E в Берлине. Шесть гонок 5–13 августа 2020 г. должны быть интересными. За кого будете болеть?

Бонусный раунд. Попробовать самому

Болиды Formula E есть в нескольких гоночных играх:
Real Racing 3 (Android, iOS);
Motorsport Manager Online (Android, iOS);
Forza Motorsport 6 (Xbox One, Windows 10);
Forza Motorsport 7 (Xbox One, Windows 10);
rFactor 2 (Windows).

Именно в rFactor 2 проходил виртуальный чемпионат ABB Formula E Race at Home Challenge, пока гонки в реальном мире стояли на паузе. Напомним, что rFactor 2 рекомендует как самый реалистичный симулятор Formula One и гонщик Ландо Норрис. Удачных заездов!


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: