Обзоры
AGP 8X: нам никуда не скрыться от прогресса…

AGP 8X: нам никуда не скрыться от прогресса…



AGP 8X "пришла" к нам (как и в прошлые разы) не столько по причине крайней нужды индустрии в новом стандарте, сколько потому, что была разработана, опробована, и… а вот тут остается только напомнить, что классический аргумент "а почему бы и нет?" еще никто не отменял.


Да, реально скорость в 2,1 GBps вряд ли будет востребована в бли- жайшее время даже самыми мощными 3D-акселераторами. Однако мы уже привыкли к тому, что пропускные способности шин, как правило, идут далеко впереди реальных потребностей устройств, и даже научились этого почти не замечать. Вместе с тем попытка разобраться с новым стандартом, да и просто еще раз вспомнить, что же такое AGP, нам показалась достойной небольшого "факультативного" материала.

Однако несмотря на то что речь пойдет о AGP 8X, начать все-таки придется "с азов". Хотя бы потому, что путаница в умах некоторых, прямо скажем, далеких от компьютерного "железа" пользователей, возникшая еще в период появления самого стандарта AGP, успешно существует до сих пор.

Итак — AGP. В частности, AGP 8X. Это шина? Слот? Стандарт? Что это вообще такое?

Словосочетание "AGP 8X" — это, строго говоря, совмещение в одном термине сразу двух вещей — интерфейса и режима его работы. Интерфейс — AGP, режим — 8X. И это не стандарт, не спецификация, ибо спецификации AGP никаких "иксов" в наименовании не содержат, а различаются, как и положено, по версиям. На данный момент известно три — AGP 1.0 (в которой впервые была описана эта шина, и в частности — режимы AGP 1X и AGP 2X), AGP 2.0 (AGP 1X/2X/4X) и последняя на сегодняшний день версия спецификации AGP 3.0 (4X/8X). Наибольшую сумятицу в умы внес, как ни странно, выход AGP 2.0 ввиду "неудачного" совпадения номера версии с цифрой до "икса", обозначающей режим работы. Даже до сих пор еще встречаются люди, путающие AGP 2X с AGP 2.0. В качестве справки нам кажется уместным привести небольшую таблицу, в которой сведены воедино все версии, режимы работы и прочие различия между спецификациями этого интерфейса (табл. 1).

Таблица 1. Соответствие режимов и напряжений версиям стандарта AGP

Версия Режимы Сигнал
1X 2X 4X 8X 3,3 В 1,5 В 0,8 В
AGP 1.0+++
AGP 2.0++++
AGP 3.0+++

Однако что же нового несет нам AGP 3.0, больше известная под не очень корректным с инженерной точки зрения, но зато хорошо раскрученным именем "AGP 8X"? Прежде всего, конечно, новую скорость передачи данных. Напомним, что в современных системах частота работы шины далеко не всегда однозначно определяет ее пропускную способность. В x86-системах пионером DDR-технологий стала как раз AGP 1.0/2X — функционирующая на частоте 66 MHz, но передающая два блока информации за такт, т. е. эквивалентная по пропускной способности шине PCI, работающей на частоте 133 MHz. Режим 4X, появившийся в AGP 2.0, поднял эту планку до 66 4=264 MHz, а нынешняя AGP 3.0 в режиме 8X — до 528 MHz, таким образом максимальная пиковая скорость передачи данных по этой шине теперь составляет приблизительно 2,1 гигабайта в секунду. Однако скорость — это еще не все. Более подробный список изменений можно найти в стандартном документе под названием AGP 3.0 Interface Specification Rev. 1.0, доступном на сайте Intel, мы же постараемся выделить ключевые и наиболее понятные рядовому пользователю. Итак, кроме увеличения скорости, AGP 3.0 в отличие от AGP 2.0 предусматривает:

1. Использование контактов на разъеме AGP, ранее имевших статус "reserved". В основном они являются ответственными как раз за то, чтобы системная плата с поддержкой AGP 3.0 и соответствующая видеокарта смогли "опознать" друг друга.
2. Напряжение сигнала стало еще меньше и равно теперь всего 0,8 вольт (спецификация AGP 1.0 предусматривала напряжение 3,3 В, AGP 2.0 — 1,5 В).
3. Исчезла поддержка режимов ниже 4X (AGP 1X/2X). Однако, как мы увидим позднее, на самом деле она просто стала не обязательной для AGP 3.0-совместимых устройств.
4. Впервые на уровне спецификации предусмотрена ситуация, когда в одной системе может присутствовать более одного AGP-порта и, соответственно, более одного AGP-устройства.

Таблица 2. Разновидности системных плат со слотом AGP и AGP-видеокарт

Четвертый пункт смотрится весьма интересно — неужели нас ждет появление еще одной разновидности "навороченных" чипсетов и системных плат, поддерживающих установку сразу нескольких AGP-видеокарт? А вот пункты с первого по третий наверняка довольно сильно насторожили владельцев "старых" AGP 2.0-устройств, поэтому остановимся подробнее именно на вопросе совместимости. На самом деле, как выяснилось, теоретически допустимо наличие шести (!!!) различных типов системных плат и видеокарт, ограниченно совместимых между собой. Разобраться в этом "зоопарке", конечно, сложно, но в общем-то не настолько, чтобы задача оказалась совсем уж непосильной. Необходимая информация сосредоточена в таблицах 2 и 3.

Что же касается пресловутого режима "8X", то посчитать всегда полезно, и мы предлагаем сделать именно это. Начнем с простых фактов. Объем видеопамяти на современных мощных 3D-акселераторах, как правило, составляет порядка 128 MB, причем не за горами появление большого количества карт с 256 MB. Предположим, AGP 8X рассчитана на использование именно в этих картах следующего поколения. Основная нагрузка на шину, как общеизвестно, ложится при "закачке" текстур из ОЗУ в локальный буфер видеокарты. Путем примитивнейших вычислений выясняем, что скорость AGP 8X (2,1 GBps) позволяет нам заполнить локальную видеопамять объемом 256 MB около шестнадцати раз за секунду. Честно говоря, с трудом представляется приложение, которое способно "организовать" такой поток данных.

Таблица 3. Совместимость системных плат со слотом AGP и AGP-видеокарт

Итак, положив на одну чашу весов упомянутые выше три таблицы, а на вторую — только что изложенные рассуждения, получаем… Хотя, собственно говоря, не все ли равно — что? Прогресс нынче настолько в фаворе, что двери открывает ногой, мнением хозяев не шибко интересуясь. Поэтому ждет нас вскоре AGP 8X, а там, глядишь, и 16X. С другой стороны — хуже от этого вроде бы не становится. Разве что перед покупкой новой системной платы или видеокарты придется еще раз вспомнить о таблице # 3. Или даже носить ее с собой…


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: