Обзоры
Total War: Attila – Age Of Charlemagne: это же паладины, Карл!

Total War: Attila – Age Of Charlemagne: это же паладины, Карл!


chalemagne

Пока все прогрессивное человечество ожидает выхода Total War: Warhammer, Creative Assembly предлагает еще раз вернуться в Европу, на этот раз под знамена Карла Великого.

Total War: Attila – Age Of Charlemagne

Жанр Strategy
Платформы PC
Разработчики Creative Assembly
Издатель Sega
Сайт totalwar.com

Оценка

Интересный исторический период, новые игровые механики, уникальные сюжетные события и события фракций

Минусы Total War: Attila перекочевали в Эпоху Карла Великого практически в полном составе

Age Of Charlemagne — это Medieval: Total War в миниатюре

25 апреля 799 года мятежники совершили покушение на папу Льва III. Чудом не лишившийся языка и глаз понтифик в поисках защиты сбегает в Падерборн к Карлу Великому. В Риме папу обвиняют в клятвопреступлении и прелюбодеянии, и он просит Карла в течение следующих десяти лет сопроводить его в Вечный город для восстановления справедливости. Просьба папы ставит Шарлеманя в затруднительное положение. С одной стороны, благословение папы — не лишняя вещь, когда ты пытаешься собрать под единым знаменем разрозненные государства Европы, с другой — в Рим от Падеборна можно добраться либо по землям враждебно настроенного по отношению к брату Карломана, либо через не самую дружественную Баварию. Что еще хуже, добрая половина Апеннинского полуострова сейчас принадлежит Ломбардии, с которой Карл безуспешно воюет последние пару лет.

Можно, конечно, сдать папу мятежникам, но этот вариант не выглядит привлекательным. Около двух лет уходит на то, чтобы стянуть во Франконию лучшие войска для сопровождения понтифика. По идее, марш-бросок через Баварию, Каринтию и Фриуль должен пройти без значительных последствий. Местные правители, конечно, не одобрят нахождение на их землях многотысячного войска франков, но пара дипломатических финтов, и вопрос будет улажен. Главное — это относительно безболезненно пройти через Равеннский экзархат к самому Риму, тут расчет был на то, что Лангобрады продолжат бодаться с Карломаном за прованское побережье и им будет не до папского конвоя.

Ничто не предвещало беды. Возле Аугсбурга франков поджидало войско, поспешившее на всякий случай занять оборонительные позиции. Из Венеции навстречу выдвинулось целых два вооруженных отряда, но они тут же отправились обратно, убедившись, что войску Карла нет до города никакого дела. До Рима осталось каких-то шесть переходов, когда начались проблемы. Карл воевал много лет, и нельзя сказать, что все битвы заканчивались хорошо. Более того, для участия в этом походе пришлось привлечь самых закаленных бойцов. Солдат, которые за последние несколько лет не видели ничего, кроме убийств и грабежей. Людей, которые забыли, как выглядят стены родного дома. Уставшие от бесконечных марш-бросков и стычек, замерзшие, находящиеся в чужой, враждебной стране, люди начали сперва тихо дезертировать, а потом и открыто бунтовать. До Рима оставалось рукой подать, когда добрая половина солдат ополчилась на своего генерала, устроила кровавую бойню, похоронила мечты Льва III о возвращении в Рим и лишила Карла Великого доброй половины войска. Карл Великий — это я, и я облажался.

Причем обидно не от потери солдат, а от того, что игра в который раз сообщает о катастрофе за пару ходов до ее наступления, не предоставляя никаких инструментов для ее предотвращения. Боевой дух ваших солдат подорван, они бунтуют и дезертируют. Что я могу сделать? Хм… как насчет ничего или казнить каждого десятого? Звучит как план, жалко, не работает.

Эпидемия распространилась по трем провинциям, люди мрут как мухи, доходы упали, солдаты возмущаются и опять дезертируют. Советник услужливо подсказывает, что нам бы богам жертвы принести, вдруг это поможет в сложившейся ситуации. Как я рад. Ничего, что в этих провинциях исключительно торговые города, основа моей экономики, вообще-то, а единственное здание, способное остановить эпидемию, доступно только в религиозной ветке развития города? А это, на минуточку, как минимум 6 ходов и 5500 золота на переориентирование и постройку для каждого города, достигшего второго уровня развития. Мелкие же поселения будут вымирать, надеясь на то, что когда-то им хватит бонуса санитарии от более крупных.

И, пожалуй, самая любимая ситуация — поскольку затяжными войнами теперь недовольны не только солдаты, но и мирное население, не исключено, что простой люд взбунтуется, пока вы будете отбиваться от наседающих с трех сторон врагов, которые и слышать не хотят о мирных договорах (ну не нравится им то, что вы создали мощнейшую христианскую торговую державу). И не важно, что не вы начинали эти войны, что вы делаете все, чтобы ваши земли процветали и люди ни в чем не нуждались — получайте мощные мятежные отряды прямо в незащищенном сердце империи.

Age Of Charlemagne — крупнейшее дополнение к Total War: Attila, что звучит несколько странно, потому что игровая карта ощутимо уменьшилась по сравнению с оригинальной игрой — становление династии каролингов происходит исключительно на европейских землях. Правда, назвать карту маленькой язык не поворачивается — здесь около пяти десятков провинций и в три раза больше регионов, так что каждой из восьми доступных для выбора фракций будет где развернуться. Правда, не все фракции выглядят достойными внимания. Ломбардцы, Кордовский Эмират, Вестфальские Саксы — у этих народов интересные особенности, но довольно скучные войска со слабыми вариантами развития. Аварская конница и берсерки данов выглядят более интригующе, но в конце концов проигрывают по харизматичности паладинам Карла Великого. Да и вообще, когда тебе предлагают примерить корону отца Европы, ты не раздумываешь, а хватаешь ее и садишься на трон.

Игра захватывает не на шутку, но у нее достаточно как новых, так и старых проблем. К примеру, политическая сторона до сих пор не более чем условность, а города, по сути, являются всего лишь придатками, работающими на армию. Экономика примитивна, а управление собственной фракцией выглядит весьма схематично. Искусственный интеллект противника со времен Атиллы стал ощутимо лучше, но грамотно управлять войсками игрока компьютер так и не научился, что печалит больше всего.

К примеру, при битве за Франкфурт в автоматическом режиме гарнизон из четырех сотен солдат подчистую проиграл двухтысячной остфальской армии, сумев убить около трех десятков нападавших. Переиграв сражение, я полностью потерял защитников, умудрившись, однако, серьезно потрепать противника — две сотни выживших остфальцев были вынуждены срочно отступить в Бурабург для пополнения войск. Проблема в том, что в Age Of Charlemagne можно одолеть даже ощутимо превосходящего противника, используя элементы ландшафта, затягивая бой и организовывая засады, чего компьютер явно не делает, так что автобой рекомендуется включать только при полном перевесе в вашу пользу. А хотелось бы все-таки иметь возможность не тратить время на малозначительные и затяжные схватки.

Хочется отметить, что начало игры у каждой из фракций уникальное за счет стартовой позиции и политических условий. Так, те же даны окружены союзниками и чувствуют себя в сравнительной безопасности, что дает возможность организовать отряды для набегов и грабежа дальних земель — высадились, допустим, на английский берег, схватили всего побольше и обратно домой. В то время как Карлу приходится нелегко — узкая полоса его земель тянется чуть ли не через всю Европу, а войска находятся в самых неподходящих позициях, очень далеко от агрессивных соседей, начинающих рвать страну на части буквально на втором ходу. Да и задания у разных народов свои — кому-то нужно прекратить существования вражеской фракции, кому-то приходится исполнять прихоти папы, а кто-то попросту должен выжить в бесконечных войнах

Age Of Charlemagne, быть может, и не решает все проблемы, с которыми мы столкнулись в Total War: Attila, но дополнение уж точно способно отвлечь от ожидания Total War: Warhammer и обеспечить неделю-другую захватывающих сражений. А чего еще можно просить от Total War?

Strix_671x200_2

ASUS рекомендует:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: