Обзоры
Tropico 5 — бананы-кокосы, диктаторский рай

Tropico 5 — бананы-кокосы, диктаторский рай


TROPICO5

Яркая рекламная кампания Tropico 5 сослужила игре плохую службу — после запоминающихся роликов и различных обещаний разработчиков от игры ждали гораздо большего, чем она смогла дать. Вместо современного симулятора диктатора Haemimont Games выпустила игру, которая во многом хуже предыдущих частей.

Tropico 5

Жанр Экономическая стратегия
Платформы PC/ планируется выход на Xbox 360, Mac OS X, Linux и PlayStation 4
Разработчики Haemimont Games
Издатель Kalypso Media
Сайт tropico5.com

Оценка

Приятная картинка, фирменный юмор, впечатляющая проработка политических, экономических и социальных аспектов

Проблемы с информативностью, непрозрачность определенных игровых механик

Tropico 5 она как Tropico 4, только хуже

Но обо всем по порядку. Для тех, кто никогда о серии Tropico не слышал, следует пояснить, что это неплохая градостроительная стратегия и по совместительству симулятор диктатора. Можно было бы сказать, что перед Эль Президенте стоит задача из заброшенного тропического островка сделать процветающее государство, с развитой инфраструктурой, мощной промышленностью, сельским хозяйством и туристическими объектами, но это только одна сторона монеты. Потому что можно махнуть рукой на это все, задвинуть демократические принципы куда подальше, построить полицейское государство, отменить выборы и начать набивать собственные карманы, танками подавляя бунты неблагодарных жителей. Причем второй путь на самом деле гораздо проще, поскольку выиграть честные выборы очень непросто, даже если вы все делаете для того, чтобы населению было где работать, учиться, жить и развлекаться.

В Tropico 5 кампанию разбили на эпохи — начинает Эль Президенте губернатором островка, полностью зависящим от капризов монарха. Здесь все просто — выполняй поручения, занимайся торговлей, про интересы жителей пока что можешь забыть, главное в немилость у короля не впасть, а то он может и лицензию отозвать. Со временем у игрока появится достаточно ресурсов и сил для того, чтобы откупиться от капризного Его Величества и провозгласить независимость острова. Следующий период уже сложнее. Мало того, что теперь придется заниматься выдачей указов, лавируя между интересами различных политических движений, и столкнуться с выборами, так еще и Вторая мировая за окном. Приходится выбирать сторону и периодически встречать на острове вражеские войска. Дальше больше — карибский кризис и его последствия, конфликт двух сверхдержав и так далее. Никак не оставят сильные мира сего в покое маленький, забытый богом островок. Никак не дадут спокойно увеличивать количество нолей на счету в швейцарском банке.

Это разделение на эпохи на самом деле не такое значительное новшество, как может показаться на первый взгляд — внешний вид построек практически не меняется, разве что со временем появляется возможность улучшить местные хрущевки до современных многоэтажек или небоскребов, и открываются новые виды построек, новые виды указов и возможности по изменению конституции. Если бы не фирменный юмор Tropico, можно было бы смело предлагать пропустить кампанию и сразу отправиться в режим песочницы, там интересней. Обещанная “династия” тоже ничего особенного из себя не представляет. Ну да, появляются у вас новые члены семьи, ну да, их можно обучать в заграничных университетах, а потом назначать менеджерами особо важных объектов или вообще передать кому-то из них полномочия. Но, по большому счету, на этом все и заканчивается.

Что же хорошего в Tropico 5? Игра просчитывает невероятное количество факторов, влияющих на эффективность производства, успешность международных отношений, удовлетворенность населения происходящим в стране и так далее. Вы можете выстроить целые кварталы, с больницами, ресторанами, кинотеатрами, полицейскими станциями и живописными садами, но если оттуда будет неудобно добираться до фермы, на которой работают жители, последние откажутся поселяться в квартирах и начнут строить хижины вокруг своего постоянного места работы. Естественно, при этом они будут категорически неудовлетворены условиями для проживания.

Мало того, жители в игре — это не просто снующие по улицам безликие модельки. Каждый из них — личность, с определенными талантами, родственными связями, политическими взглядами и предпочтениями. Все это нужно учитывать при планировании города. Рассмотрим простой пример — сделали вы основной упор на сельское хозяйство, разбили плантации, на которых выращиваете, например, хорошо продающиеся табак и сахарный тростник, завели лам на фермах, все вроде бы идет хорошо, почему бы не построить людям более качественное жилье? Построили. Дома стоят пустые. В чем дело? Да в том, что у жителей слишком низкий уровень достатка, они не могут себе позволить более комфортное жилье. Хорошо, уменьшаем количество средств, выделяемое на поддержание домов в жилом состоянии, необходимый для заселения уровень достатка снижается, вроде бы население начало переезжать.

Почему бы теперь не построить ликеро-водочный завод? Ведь конечный продукт будет продаваться лучше, чем сырье, верно? Строим, а завод стоит. Ну а чего вы хотели, если у вас тропиканцы читать не умеют? Бананы собрать или коров подоить у них навыков хватит, а на заводе работать — нет. Или приглашайте иностранных специалистов, или начинайте строить на острове систему образования — школы, колледжи. Причем вы должны понимать, что придется ждать не один год, пока жители закончат школу или, тем более, университет. Построили, народ учиться пошел, а вы пока наладили торговлю, расширили порт, подружились с США или, например, СССР.

Давайте теперь медицину на новый уровень выведем, телевиденье, опять же, не помешало бы (тем более можно будет запустить по ящику агитацию за “правильного” президента — вон выборы на носу). Но электричество нужно. Значит, построим АЭС, завезем парочку инженеров из-за бугра, своих что-то не хватило, аэропорт заодно сделаем, а то туристы на отдых только на лайнерах приплывают, непорядок. Что такое? Население Майдан собрало, транспарантами машут. Оказывается, электростанция воздух загрязняет, а это им не нравится, видите ли. Ну, откупимся, пока, а на станцию менеджера назначим, который сумеет снизить уровень загрязнения, еще и парочку апгрейдов проведем (улучшать можно любое здание, и неоднократно). Все равно недовольны. Хм, ну и ладно, значит, закроем и попробуем найти альтернативный источник энергии. Что? Опять бунты? Они, видите ли, к электричеству уже привыкли, да и денег на станции платили много, кто-то в более дорогое жилье переехал, а теперь за новый дом расплатиться нечем, а значит, всю семью на улицу выгнали. И опять Эль Президенте ломает голову, как бы и денег заработать, и с разными социальными слоями и политическими движениями общий язык найти.

Но плохого тут тоже с избытком. Знаете, что может окончательно испортить симулятор? Непредсказуемость и непрозрачность. К сожалению, эти два фактора — это то, что лежит в основе Tropico 5. До выборов остался месяц, Эль Президенте лидирует, его поддерживает 52% населения банановой республики, думаете, победа у вас в кармане? Подумайте еще раз. Внезапно © (вообще “внезапно” — это лозунг Tropico 5, в игре все происходит внезапно и без видимых причин) поддержка населения падает прямо в день выборов, вы проигрываете — освободите кабинет, оставьте ключи под ковриком, до свидания. Что произошло, почему? Неизвестно. Нужно бы узнать, чем недовольно население, может, где-то не хватает больничных коек, жителям какого-то района острова трудно добираться до муниципальных школ или населению просто негде пропустить стаканчик рома? Может быть. А может быть, и нет. Все равно вы об этом не узнаете. Вот уровень свободы, загрязнения воздуха или, допустим, преступности вы посмотреть можете, а уровень недовольства населения — нет. Какие социальные группы бунтуют? Почему? Как исправить ситуацию? Без понятия. Проиграв выборы, вы будете по двадцать раз загружать сохранение и наугад пытаться что-то изменить. Может, школ нужно больше? Нет. Может, развлечений не хватает? Нет. Может быть, зарплату повысить на производстве? Нет. А может…

Это утомляет, раздражает и злит. Заходишь в многопользовательскую игру и понимаешь, что ты один из всего десятка человек, желающих сыграть, потом узнаешь, что сохранять партию нельзя, а она спокойно может длиться три-четыре часа. Еще раз пытаешься выиграть выборы в кампании, проигрываешь и начинаешь игру заново. На этот раз никаких вам выборов, кинотеатров, ресторанов и бесплатных обедов. Как же я вас всех ненавижу, неблагодарные вы… Ну дождетесь, теперь у вас будет полицейское государство с запретом на курение и употребление алкоголя, без азартных игр и с платной медициной. А еще введем однополые браки, посмотрим, что вы тогда запоете.

Если вы не играли в четвертую часть Tropico — попробуйте лучше ее, а Tropico 5 оставьте фанатам серии. Она не то чтобы совсем плохая, но непрозрачность и нелогичность некоторых игровых аспектов может убить все удовольствие от игры.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: