Статьи

Водородные автомобили: попытка номер «два». Мнение

Водородные автомобили: попытка номер «два». Мнение

Одна из моих самых первых статей для ITC.ua вышла в 2014 году и касалась видения будущего автомобильного мира. Тогда я откровенно сделал ставку на электрокары, но не на водородные автомобили. Историю вы видите сами: масса новых серийных электромобилей на фоне штучных водородных моделей. Но они также не стоят на месте: за минувшие пару лет в мире появилось сразу несколько интересных идей вокруг водородного транспорта. Что за идеи? И что они с собой несут? Сейчас расскажу.

BMW iX5 Hydrogen: классический водородный автомобиль, просто современный

Когда-то компания BMW довольно активно работала над водородными автомобилями – к примеру, был создан седан BMW 7-серии. Причем самым удивительным было то, что у него под капотом располагался мотор V12: это был традиционный двигатель внутреннего сгорания, который просто вместо топлива сжигал водород. Однако дальше компания BMW двинулась в сторону электрокаров, а когда вернулась к теме водородных автомобилей, то сделала это в партнерстве с Toyota: фактически компании обменялись технологиями, ниже расскажу детальнее. И новые водородные автомобили BMW были построены уже по классической схеме – с использованием водородных топливных ячеек (fuel cell), которые вырабатывают электроэнергию для электромотора. В итоге на примере нового кроссовера BMW iX5 Hydrogen мы можем изучить этакую «классическую» конструкцию водородного автомобиля.

Центральным звеном этой конструкции являются топливные ячейки, где происходит химическая реакция соединения водорода (из баков в автомобиле) и кислорода (из окружающего воздуха). Продуктом реакции выступает вода и электроэнергия – последняя отправляется к электромотору, который вращает ведущие колеса. Вот только на пути электроэнергии также присутствует небольшой аккумулятор, который необходим для подпитки электромотора при резких ускорениях: этакий «бустер». В итоге подобная схема позволяет делать ячейки меньше мощности (в случае BMW iX5 Hydrogen это 125 кВт), чем может быть итоговая пиковая мощность электромотора (в случае BMW iX5 Hydrogen это 275 кВт или 374 л.с.) – все равно последняя нужна лишь кратковременно и с этим поможет промежуточный аккумулятор.

Кросовер BMW iX5 Hydrogen использует водородную систему на основе топливных ячеек и электромотора eDrive пятого поколения. Водород (6 кг) хранится в двух баках, предусмотрен небольшой промежуточный аккумулятор. Фактически это стандартная схема построения водородных автомобилей, просто с максимально современными компонентами на сегодняшний день.

Курс
Recruitment
Станьте професіональним IT-рекрутером та заробляйте $1800 вже через два роки
РЕЄСТРУЙТЕСЯ!
Recruitment

NamX HUV: сменные ячейки для водорода

Еще один кроссовер, еще один водородный автомобиль. На первый взгляд – все привычно для стартапа: топливные ячейки, задний или полный привод, планы выпуска серийной модели в 2025 году. В чем интерес и уникальность?

В том, что водородный автомобиль NamX HUV реализует идею сменных баллонов с водородом! При этом в конструкции все также уже предусмотрен стандартный фиксированный бак – итого суммарный запас хода (стационарный бак плюс сменные баллоны) может достигать 800 км! Причем баллоны можно быстро заменять, докупить со временем, передавать для использования в другом водородном автомобиле.

Кроссовер NamX HUV предлагает идею дополнительных сменных баллонов-баков для водорода. Создатели обещают подготовить серийную версию модели к 2025 году и запустить продажи по цене от 65 до 95 тыс. евро.

Peugeot e-Expert Hydrogen: электрокар + водородный автомобиль

Как уже упоминалось выше, обычно водородный автомобиль имеет электромотор и промежуточный аккумулятор – этим его конструкция похожа на электрокар. А что, если развить данную идею? Так решили французы из компании Peugeot и создали серийный фургон Peugeot e-Expert Hydrogen. Он построен на основе электрической версии Peugeot e-Expert: имеется электромотор 100 кВт (136 л.с.), зарядное устройство, тяговый аккумулятор. Однако емкость последнего составляет всего 10,5 кВтч – этого достаточно лишь для 50 км пробега.

А вот если надо больше, то в дело вступают три бака с водородом (4,4 кг) и топливные ячейки. В итоге суммарный запас хода достигает порядка 400 км, перезаправка водородом занимает лишь три минуты. Напомним, что в гамме Peugeot имеется и стандартный электрический фургон e-Expert, но его максимальный запас хода составляет лишь 330 км, причем после требуется долгая зарядка. Водородная версия позволяет увеличить дистанцию пробега и быстро заправлять баки для новой длительной поездки. Решение откровенно нишевое – но в компании Peugeot посчитали, что эта ниша все-таки есть.

Peugeot eExpert Hydrogen: отчасти электрокар, отчасти водородный автомобиль. Кстати, где Peugeot – там и другие родственные модели (к примеру, Opel): вот она, технологическая связь по автомобильной группе!

Pininfarina Viritech Apricale: водородный суперкар

Уникальный и эксклюзивный суперкар – таких должны выпустить всего 25 штук (производство стартует в 2024 году), в основе лежит монокок из углепластика, мощность достигает 800 кВт (1088 л.с.), а его разработкой занимались специалисты Pininfarina и Viritech. Последняя компания работает над силовой установкой Tri-Volt: это и есть самый интересный пункт в конструкции.

Вместо того, чтобы выстраивать последовательную схему «топливная ячейка – аккумулятор – электромотор», в случае Pininfarina Viritech Apricale эти три элемента могут подключаться между собой в произвольном порядке: создавать пары или союз-тройку. Так можно уменьшить промежуточный бустер-аккумулятор – к примеру, тут всего 6 кВтч, при этом АКБ работает с напряжением 800 вольт.

Водородный суперкар Pininfarina Viritech Apricale интересен не столько дизайном, сколько техникой: если идея сработает, компания Viritech будет продавать технология другим авто-производителям.

Toyota GR Yaris H2: технологии из прошлого – для будущего

Непросто так в начале материала упоминалась компания BMW и ее сотрудничество с Toyota в вопросах водородных автомобилей. Когда BMW перешли к использованию топливных ячеек, компания Toyota начала создавать двигатели внутреннего сгорания на водороде!

Речь идет о 3-цилиндровом моторе G16E-GTS, который установлен под капотом «горячего хэтчбека» Toyota GR Yaris H2. Такой мотор обещает мощность 272 л.с. при сжигании бензина, на водороде будет уже 80-90% от номинальных показателей. Хотя использование водорода обещает другое: такая смесь быстрее воспламеняется, что должно обеспечить резкую реакцию на добавление педали газа. Кроме того, сохраняется вибрации и звук работы традиционного ДВС – все это важно для «хот-хэтча». При этом выбросы углекислого газа радикально сокращены (-90%): к радости европейских и американских законодателей. Пока все выглядит лишь как смелый эксперимент, правда? Однако уже есть намеки на серийное будущее: водородный ДВС может быть установлен под капот нового поколения модели Toyota Prius.

«Горячий хэтчбек» Toyota GR Yaris H2 – уже не первая попытка компании Toyota создать водородный автомобиль с ДВС: первенцем стала модель Toyota Corolla Sport с аналогичным мотором, которая даже принимала участие в гонках на выносливость. Результаты средние, надо работать над повышением мощности и надежности, зато уже удалось сократить время заправки водородом вдвое – до трех минут. До сегодняшнего времени над водородными автомобилями с ДВС активно работала компания BMW – еще в 2000-х годах.

В итоге: транспорт будущего – электрокар или водородный автомобиль?

Для этого материала я специально отобрал пять самых интересных проектов вокруг водородных автомобилей. А ведь их намного больше: к примеру, имеются наработки по водородным грузовикам, дебют второго поколения Toyota Mirai, концепт-кар Renault Scenic Vision с планами запуска водородной версии в 2030 году. Признаю: я по-прежнему делаю ставку на электромобили. Но все вышеперечисленные примеру показывают, что водородные автомобили рано списывать со счетов – сейчас они получают новый шанс на борьбу за титул «транспорта будущего».


Завантаження коментарів...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: