Электромобили в Украине в 2015 году: три ярких примера – Tesla, Leaf, Fluence ZE

P1132419

Новый год мы начинаем с символа будущего – электромобилей. Причем будущего, которое уже пришло в Украину: у нас начинаются активные продажи электромобилей для частного использования. Мы познакомились с тремя наиболее интересными вариантами, доступными в Украине: Tesla Model S, Nissan Leaf, Renault Fluence ZE. Каждый из них по-своему интересен и необычен.

Tesla Model S 85

Знаковый автомобиль своего класса, который успел собрать много позитивных отзывов. Но что чем выше ожидания – тем выше и запросы. Оправдает ли их Tesla?

P1132397

Первое позитивное впечатление задает внешность: гармоничный, аккуратный, стильный кузов, много ярких и запоминающихся элементов (передние фары, выдвигающиеся ручки, безрамочные стекла).

Огромные колеса и каплеобразный силуэт намекают на скорость и динамику: Tesla Model S следует рассматривать больше как конкурента Audi A7, Mercedes CLS, BMW 6 Gran Coupe, Porsche Panamera, а не как конкурента традиционным бизнес-седанам.

P1132362

Не подводит и салон: интересный дизайн, хорошая кожа, аккуратные металлические или деревянные вставки – все это создает стиль высокотехнологичной роскоши. Причем мелкие детали (рычаг «АКПП», подрулевые переключатели, кнопки стеклоподъемников) взяты у Mercedes, что закрывает вопрос о качестве салона Tesla даже в мелочах: может еще не Porsche, но уровень Mercedes, BMW, Audi уже где-то рядом.

Но главное – это разгон. Здесь нет предстартового рычания и отстрелов выхлопной системы, электромобиль не срывается с места под пробуксовку колес. Нет, Tesla стартует неожиданно мягко, но уже через долю секунды накрывает такой лавиной ускорения, что просто приводит в дикий восторг! Смотришь, а на спидометре уже под «сотню». Там, где обычные компактные электромобили начинают упираться, Tesla подхватывает с задором, тягой, динамикой неслабого V8 или современного 3-литрового турбомотора. Причем, замете, мы ездили на версии «Model S 85» мощностью 380 л.с. и с динамикой 0-100 км/ч около 5,5 с (0-60 миль/ч за 5,4 с). А, к примеру, самая динамичная Model S P85D делает «0-100» менее, чем за 4 с (0-60 миль/ч за 3,2 с) – да это конкурент BMW M6 Gran Coupe и Audi S7.

Но когда проходит первый шок… Здесь бы написать замечания, но их немного. Автомобиль хорошо управляется, при этом у него мягкая и тихая «ходовая». В авто два багажника, причем задний настолько велик, что туда можно установить (заводская опция) пару дополнительных складных детских кресел, превратив Tesla в 7-местный минивэн. Предусмотрена настройка высоты подъема кузова, причем с памятью по GPS-координатам (автомобиль сам приподнимется, когда вы будете через бордюр заезжать в свой гараж), усилителя руля, интенсивности рекуперации энергии, контроля тяги.

Первое, что бросается в глаза в салоне Model S – это не отделка, не отсутствие блока с коробкой передач, а 17-дюймовый сенсорный дисплей, который встроен в центральную панель.

P1132371

Несмотря на заоблачную стоимость, такое не встретишь даже в более дорогих авто. Лучшего варианта для отображения информации бортового компьютера сложно придумать. Информация с экрана отлично читается с водительского сидения, а элементы интерфейса системы достаточно крупные, чтобы без проблем попадать по ним пальцем. Сам по себе интерфейс бортового компьютера очень напоминает смесь OS X с iOS. Верхняя его часть содержит панель состояния, на которую выводится заряд аккумулятора, имя владельца, значки беспроводных соединений, а также время.

P1132383

Ниже можно найти панель с иконками приложений, которые отвечают за вызов медиа проигрывателя, навигации календаря, графиков расхода энергии, браузера, камеры заднего вида и телефона. Иконки можно менять местами в зависимости от своих предпочтений. В интерфейсе бортового компьютера Tesla можно размещать два приложения друг над другом, например карту и медиапроигрыватель, либо же разворачивать на весь экран одну программу.

P1132378

Навигация построена на основе карт Google, но судя по всему используется дополнительная информация для создания маршрутов. В Украине осуществлять навигацию можно без особых проблем, единственное, названия городов и улиц будут отображаться транслитом.

Медиавозможности представлены FM-радио и возможностью проигрывать треки с накопителей, которые можно подключать через два порта USB.

Для синхронизации календаря, а также доступа к телефону, бортовой компьютер Model S сначала нужно подключить к смартфону, для этого используется беспроводной модуль Bluetooth.

К интернету автомобиль подключается через Wi-Fi или встроенный 3G-модем. Последний в Украине не работает, нужно разбирать консоль и менять SIM-карту европейского оператора на местного, но проще купить портативную точку доступа Wi-Fi, например от того же «Интертелекома», или же раздавать интернет со смартфона. Ведь если встроенный 3G-интернет в Tesla в Украине не работает, то в Европе с ним нет никаких проблем, как только авто попадает в сети местных операторов, можно абсолютно бесплатно пользоваться подключением.

Встроенный в бортовой компьютер Tesla браузер является, по современным меркам, архаичным решением, но его будет достаточно, чтобы найти необходимую информацию в интернете или просто почитать новости.

P1132390

Приятно, что панель приборов Model S тоже реализована в виде дисплея, и кроме скорости и текущего запаса хода на нее может выводиться информация с бортового компьютера, например навигация.

Фактически замечаний к Tesla Model S всего два. Во-первых, слегка непривычное торможение из-за рекуперации: вроде уже начал тормозить, но на последних 10-20 метрах интенсивность замедления падает ввиду ослабевания эффекта тормоза от рекуперации. Однако к этому со временем привыкаешь. Второе замечание – в задней части салона Tesla немного тесновата: хочется и проем двери больше, и пол ниже (а нельзя, под ним батарея), и еще чуть-чуть места для колен (актуально, если спереди рослый водитель). Однако не забываем, что Tesla больше конкурент купеобразного Mercedes CLS, а не обычной Е-шки.

P1132416

Что касается цены: в Украине Tesla Model S стоит от $120 тыс (Model S 85) до $150-170 тыс (Model S P85 и Model S P85D). Да, цена высока. Но учтите и комплектацию: огромный сенсорный дисплей; пневматическая подвеска; множество подушек безопасности, включая и подушку для колен; камера заднего вида; ксеноновые фары, Hi-Fi-аудио; Wi-Fi точка на борту, и пр. Поставьте подобные опции в конфигуратор «премиум»-немца из рассмотренных выше и увидите его цену – на таком фоне Tesla вмиг окажется не столь уж и дорогой.

Nissan Leaf против Renault Fluence ZE (Zero Emission)

Один концерн, один класс, схожая мощность, примерно аналогичный пробег на полном заряде… Но до чего разные электромобили!

nissan-leaf

Nissan Leaf – один из самых ярких и известных электрокаров, причем изначально построенный именно как электромобиль. К примеру, здесь небольшой капот (все равно двигателя нет) и интеллектуальная система управления (к примеру, она заранее охладит или прогреет салон еще во время зарядки, чтобы потом не тратить на это энергию АКБ). Есть версия с солнечными батареями в крыше для питания бортовой электроники – это тоже экономит заряд основной батареи и обещает больший пробег. А еще здесь необычные приборы: центральное место занимает не спидометр и не информационный дисплей, а круглые индикаторы потребления и рекуперации энергии.

P1132445

Внимание привлекает и селектор «трансмиссии»: небольшой джойстик сдвигается влево и вперед/назад, задавая направление движения; двойное покачивание «влево и назад» включает режим интенсивной рекуперации.

P1132439

На руле – кнопка «eco»-режима.

P1132446

И все это напрямую влияет на процесс езды. 107-сильный Nissan Leaf разгоняется как обычный хэтчбек С-класса, с той лишь разницей, что он более динамичен на низких скоростях: при старте и ускорении до 50-60 км/ч позади можно оставить немало мощных автомобилей. А дальше – до 70-80 км/ч – тяги и динамики просто «достаточно». Откровение наступает с торможением: в режиме «Brake» электромобиль столь активно замедляется, что можно практически не использовать тормоза. В этот момент происходит рекуперация энергии, и мы получаем обратно часть тех киловатт, которые только что потратили на разгон. В обычно режиме езды замедление не столь существенное и напоминает мягкое торможение двигателем. И кстати, здесь также заметна особенность «двойного торможения» из-за помощи рекуперации. В свою очередь, режим «Eco», активируемый кнопкой на руле, уменьшает резкость, скорость реакции на педаль акселератора, не дает быстро разгонятся, старается обрезать максимальную скорость. Но продлевает пробег – примерно на 5-7%.

P1132447

А теперь о «банальном». Батарея Leaf упрятана под полом, а потому «слегка» зажимает свободное место в задней части салона.

P1132437

Однако это оставляет свободным багажник и позволяет сделать задние сиденья складными, чтобы использовать все преимущества хэтчбека. Кстати, багажник Nissan Leaf был слегка увеличен в ходе последней модернизации 2013 года, и теперь предлагает объем 370 л.

P1132436

В ходе этой модернизации был увеличен и запас хода – до 200-230 км против около 160 км у первых версий Nissan Leaf. Все благодаря более эффективному мотору, другой батарее, переносу зарядного устройства из багажника под «капот».

Реакции на поворот руля и комфорт ходовой части Nissan Leaf находятся на уровне обычных моделей С-класса. Лишь чувствуется, как автомобиль чуть лучше прижат к земле из-за тяжелой батареи в нижней части кузова, что способствует лучшей устойчивости. К примеру, в изначально более тяжелой Tesla Model S это было практически незаметно: там запас устойчивости просто огромен ввиду больших размеров автомобиля, колесной базы, колеи, более широких колес.

renault-fluence-ze-exterior

А как едет 95-сильный седан Renault Fluence ZE? В разгоне – почти также, как Leaf: неплохой старт, уверенное ускорение до 60 км/ч, есть запас уйти за «сотню». Торможение-рекуперация на фоне Leaf слабое, ощущение обычного торможения двигателем, причем на высокой передаче. Реакции на поворот руля и комфорт ходовой части находятся примерно на уровне Nissan Leaf, кажется, «француз» чуть мягче.

P1132432

Важное отличие: здесь батарея установлена в багажнике из-за чего в Renault Fluence ZE пришлось увеличить задний свес. Кроме того, батарея весит примерно 250 кг, которые постоянно «давят» на заднюю ось, плюс добавьте пару сумок в оставшийся 317-литровый багажник – соответственно пришлось усилить заднюю подвеску.

P1132418

Батарея в багажнике лишила и возможности получить складную спинку заднего сиденья – о перевозке длинномеров можете забыть. Но подобное компоновочное решение имеет свои плюсы. Во-первых, здесь не урезан простор в области ног задних пассажиров.

P1132435

А во-вторых, подобная конструкция требует минимум переделок основного кузова, при этом позволяя сделать батарею съемной для быстрой замены (проект Better Place). Хотя быстрая замена АКБ возможна и при ее размещении в полу.

Еще пару штрихов к портрету Renault Fluence ZE: стрелочные приборы, рычаг «АКПП», и, внимание, запуск электромобиля обычным ключом с выкидным жалом.

P1132430

Это электромобиль, который старается быть похожим на… обычный автомобиль. В то время, как Nissan Leaf буквально кричит «смотри на меня, я технологичен слово космический шатл», Renault Fluence ZE тихо шелестит колесами по маршруту «дом-работа-дом». Яркий Nissan Leaf выберут гаджетоманы, а Fluence ZE купят по принципу «вот Fluence бензиновый, вот дизельный, вот электрический»: таким покупателям не нужно кричать, выделятся, быть яркими – им просто нужно ездить. Такие клиенты любят кузов «седан», они не будут мириться с зажатым салоном, им рычаг «автомата» привычные круглого селектора Nissan Leaf. Если традиционалиста Leaf напугает своей яркостью, то Fluence ZE как раз успокоит – и его купят.

Это не хорошо и не плохо. Это просто еще один взгляд на электромобиль, и он имеет право на жизнь – «электромобиль для традиционалистов».

Что касается цен, то у нас Nissan Leaf (американская версия) стоит от $31-32 тыс (база уже оснащена фактически «автоматом», климатической системой и мультимедиа центром с дисплеем) до $42 тыс за почти максимальную версию (кожа, камера заднего вида, аудио Bose и пр.). Это сопоставимо, к примеру, с неплохо оснащенным VW Golf VII 1.4 TSI DSG – лидера класса, но еще без доплаты за «премиум». Электрический Renault Fluence стоит от 22 800 до 26 800 евро, или примерно от $28 тыс до $33-34 тыс. Его оснащение уступает Nissan Leaf, но все равно достойно (фактически «автомат», 2-зонный климат-контроль, мультимедиа система с цветным дисплеем). И подобные цены лишь чуть выше цен дизельного Fluence.

Параметры

Tesla Model S

(60-85-P85D)

Nissan Leaf Renault Fluence ZE
Цена, дол. США 120-170 тыс. 31-42 тыс. 28-34 тыс.
Мощность, л.с. от 376 до 691 109 95
Крутящий момент, Nm от 430 до 931 280 226
Емкость батареи, кВт/ч от 65 до 85 24 17,4 или 20
Разгон 0-100 км/ч, секунд 0-60 миль/час – от 5,9 до 3,2 11,9 12,9
Максимальная скорость, км/ч от 190 до 250 145 135
Запас хода, км от 335 до 435 до 220 до 160
Реальный запас хода, км от 250 до 550 от 100 до 230 от 100 до 180
Стоимость 100 км от 4,5-5 грн до 26 грн от 2-3 грн до 16 грн от 2-3 грн до 17 грн

Реальный запас хода – показатель, полученный в ходе экспериментов. На низкой скорости значительно снижает расход электроэнергии и реальный запас хода может даже превысить паспортный. Для Tesla Model S 85 – фактически есть подтвержденные данные о поездке на полном заряде на расстояние до 550-560 км. Для Nissan Leaf – предложена батарея солнечных элементов, которая снимает часть нагрузки с АКБ, что позволяет увеличить запас хода на 10-20 км. Для Renault Fluence ZE в ходе тестов для СМИ выяснилось, что запас хода может достигать 180-200 км. В тоже время, при активной езде, низкой температуре, постоянно включенных потребителях электроэнергии (фары, подогрев сидений, кондиционер, аудиосистема, и пр.) запас хода Leaf и Fluence ZE может упасть до 100 км, Tesla Model S – до 250-300 км. Стоимость одного кВт – от 0,237 грн до 1,34 грн, плюс скидка за многотарифный счетчик.

Подводим итоги

P1132408

Невзирая на разный класс, цену, конструкцию трех электромобилей, во многом они были схожи. К примеру, они практически беззвучны на низких скоростях. Все электромобили максимально просты в езде – управление как с коробкой-«автомат». Что касается размещения аккумуляторной батареи, то все-таки кажется, что правильное место для нее под полом, а вопрос простора для ног решается изменением конструкции.

Однако это все «наблюдение на тему», а главный итог в том, что электромобили оказались очень реальными, понятными, готовыми к обычной жизни в Украине. Будущее уже наступило. Но только для людей, которые знаком с этой темой. А рядовой обыватель задаст массу вопросов: что с сервисом? какова цена? где заряжать? это выгодно? Мы ответили на эти вопросы в этом материале.

Редакция выражает благодарность Tesla Motors Club в Украине и компании Кий Авто Холдинг за предоставление автомобилей на тест