Elite: Dangerous – о Боже, он полон звезд!

Elite: Dangerous

В нашей Галактике по разным оценкам от 200 до 400 млрд. звезд. В космическом симуляторе Elite: Dangerous Галактика воспроизведена в масштабе 1:1 – здесь тоже 400 млрд. звездных систем. А еще около 10 трлн. космических объектов: планет, спутников, астероидных полей, обитаемых станций, ресурсных экстракторов, планетарных платформ… и примерно столько же космических кораблей. Потеряться в этой игре можно даже не надолго – навсегда.

Elite: Dangerous

Жанр космический симулятор
Платформы Windows, Mac OS
Разработчики Frontier Developments
Издатель Frontier Developments
Сайт elitedangerous.com

Оценка

Галактика с 400 млрд. звезд, полная свобода действий, реалистичный космос, визуализация и звуковое оформление

Некоторые вопросы по балансу и сложности, требуется постоянный доступ к Интернет

Elite: Dangerous представляет в ваше распоряжение целую Галактику. Как распорядиться свободой – зависит от вас.

Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
М. Ломоносов

В моем детстве не было Elite – 30 лет назад мы предпочитали немного другие игры, в основном подвижные и на свежем воздухе. Конечно, чуть позже я видел Elite на компьютерах друзей и слышал удивительные истории про не выключавшиеся годами ZX Spectrum (сохранение в пиратской версии игры было поломано). Но в тот раз меня как-то не зацепило. Сиквелы – Frontier: Elite II и Frontier: First Encounters тоже прошли мимо, M1 Tank Platoon, F-117A Nighthawk Stealth Fighter и Pirates! Gold казались важней. Любовь к космосимам уже позже привили Wing Commander, X-Wing, Star Trek: Bridge Commander, Parkan, Freelancer, DarkStar One… Впрочем, за 30 лет, прошедших с момента выхода последней игры серии Elite, успело вырасти несколько поколений геймеров, понятия не имеющих, о чем идет речь, так что отсутствие фанбойства в моем обзоре будет только на пользу.

Итак, для молодежи, тех, кто все пропустил, и тех, кому лень заглянуть в Wikipedia. Elite – культовый космический симулятор с открытым миром, выпущенный в 1984 г. и оказавший колоссальное влияние на жанр и всю индустрию видеоигр. Оригинальный проект породил два сиквела – Frontier: Elite II и Frontier: First Encounters, после чего автор игры, Дэвид Брэбен, занялся какой-то ерундой типа RollerCoaster Tycoon, Dog’s Life, Kinectimals и т.д.. И только в 2013 г., когда космическая тематика снова заинтересовала людей планеты Земля (спасибо NASA), Брэбен объявил о желании возродить серию, причем сделал это практически синхронно с еще одним ветераном индустрии и фанатом космосимов, Крисом Робертсом, создателем серии Wing Commander. Новая часть, получившая название Elite: Dangerous, уверенно собрала £1,578,316 на Kickstarter. И вот, не прошло и 2 года (фантастически быстро, Kickstarter!), как Дэвид Брэбен выкатил на суд поклонников, поддержавших проект, возрожденную классику.

Elite: Dangerous – это как раз тот случай, когда перед выходом в открытый космос стоит прочитать многостраничный мануал, заглянуть в F.A.Q., посмотреть обучающее видео и пройти тренировочные миссии. Больше того, как мне кажется, некоторых обучалок в базовом списке явно не хватает, например, урока по добыче полезных ископаемых. Впрочем, никто не обещал, что с вами будут цацкаться. Вот он, большой космос, за порогом станции – делайте что хотите, если сумеете взлететь.

В рутинной посадке на станцию в Elite: Dangerous больше пафоса и эпичности, чем во всей DarkStar One. Вынырнуть из крейсерского режима в радиусе 1000 км от станции. Подобраться на расстояние 7,5 км. Запросить разрешение на посадку. Получить номер дока и 10 минут на все про все. Найти посадочный створ. Синхронизировать вращение корабля с вращением станции. Пройти энергетический шлюз, попав во внутренний объем станции. Найти посадочный док. Выпустить шасси. Зависнуть над доком, погасив скорость. Микрокоррекциями вывести корабль точно над посадочным створом. Аккуратно опуститься к захватам. Дальше автоматика сама подхватит кораблик и аккуратно опустит в трюм. Вы сели.

Конечно, все это можно поручить посадочному компьютеру, но он настолько медлителен, что выдержать это решительно невозможно. Но еще больше не хочется лишать себя чисто физического удовольствия, которые приносят каждый взлет и посадка, настолько здорово это сделано. Да просто наблюдать, как подъемник опускает корабль в трюм — одно удовольствие, хотя автоматика и одинаковая на всех станциях, и на сотый раз эта банальная процедура должна бы, кажется, надоесть. Но вот не надоедает, черт возьми, настолько красиво все это анимировано и реалистично озвучено. Именно так должен выглядеть и звучать настоящий космосим.

И так почти каждое действие в Elite: Dangerous, от сканирования пространства до добычи минералов или подготовки к бою. Все выглядит и играется именно так, как должно. Ветераны плачут от умиления, узнавая знакомые очертания кораблей и полетные процедуры и быстро восстанавливая, казалось бы, потерянные за прошедшие 30 лет навыки. Неофиты же сидят, раскрыв рот. Первый взлет и стыковка, первый выполненный контракт, первый внутрисистемный перелет и межзвездное путешествие, первая встреча с пиратами и первый сбитый – каждое действие вызывает восторг и гордость самим собой. Ни одна другая игра такого не даст.

Как уже было сказано, Галактика перенесена в Elite: Dangerous в масштабе 1:1, так что и расстояния здесь космические. Какая-нибудь Starpoint Gemini 2 целиком поместится внутри орбиты ближайшей к любой из звезд планеты. До второго компонента двойной звезды годы полета на обычной скорости, да и на крейсерском суперсвете добираться до нее несколько минут. Плюс физика здесь честная, ньютоновская, не успели сбросить скорость – просвистели мимо, будьте добры, тормозите и возвращайтесь. На первых порах вам понадобится две-три итерации, чтобы добраться до точки назначения, и это если пираты не помешают или если вы ненароком не попадете в аномалию, не провалитесь в гравитационный колодец и т.д.

Космос в Elite: Dangerous действительно завораживает. Колоссальные звезды, двойные и тройные системы, малые планеты и опоясанные кольцами газовые гиганты, окруженные сонмом спутников, часть из которых имеет и собственные кольца. Причем кольца здесь — это не просто фоновая картинка, они состоят из миллиардов реальных каменных и ледяных глыб, где вы можете добывать минералы и металлы. Да здесь почти все реально! А как фантастически выглядит восход звезды над планетой-гигантом, если наблюдать за ним изнутри ледяного кольца. Только за это игре можно простить все, что угодно. А еще за названия станций: Gagarin Landing, Dzhanibekov Orbital, звучит как музыка. И да, даже страшно представить, насколько ошеломительно этот космос должен выглядеть в шлеме виртуальной реальности Oculus Rift, поддержка которого здесь имеется.

Итак, Дэвид Брэбен и Frontier Developments предоставили в наше распоряжение целую Галактику. Чем же в ней заняться одинокому искателю приключений? Ну, во-первых, совсем не одинокому. Вы находитесь в одном мире с остальным игроками, и в стартовых системах полным-полно живых людей. Но стоит совершить пару прыжков в сторону, и вы действительно будете один на триллионы километров. Черт возьми, здесь 400 млрд. звезд, есть где потеряться. Поэтому редкие встречи с живыми людьми проходят настороженно. Постоянная привязка к онлайн имеет и традиционные минусы – возможность обрывов или выкатки обновления в самый ответственный момент миссии.

Что же до занятий, то тут уж, что кому нравится. Можно работать торговцем, сравнивать цены в различных системах, покупать дешево, продавать дорого, выполнять курьерские миссии. Это достаточно выгодно, но несколько однообразно. Создается впечатление, что играешь в какой-то Euro Truck Simulator 2, бесконечно наматывая километры между станциями-городами.

Неплохой источник доходов – добыча полезных ископаемых. Но на деле, это самый настоящий ад. Скажу честно, единственный раз я разбился именно во время работы шахтером. Мало того, что вам надо зависнуть над обломком в астероидном кольце и пилить его специальным проходческим лазером, так еще на корабле должна быть и обогатительная фабрика. Но самое веселое начинается, когда вы отпиливаете от астероида осколок. Теперь его надо подобрать в трюм. Никаких попсовых тягловых лучей, Скотти. Осколок надо подхватить открытым створом трюма, а эта операция еще более филигранная, чем стыковка. А теперь самое главное – содержание минералов и металлов в обломках примерно 2-8% процентов, так что для того, чтобы получить одну единицу готового продукта, надо отпилить и соответственно словить 6-20 кусков. А теперь представим, что у вас трюм на 30 единиц товара. Именно так и выглядит ад.

Намного веселей прикинуться добытчиком, а самому втихую сканировать соседей, стараясь найти разыскиваемых преступников или просто ждать визита пиратов, которые как мухи слетаются в подобные места. Местная полиция послужит вам отличным прикрытием в охоте за головами. Главное — не попасть в горячке боя по самим охранникам, это может дорого вам стоить.

Еще один источник дохода – звездная картография. Просто летите подальше от обитаемых планет и тщательно сканируйте все космические объекты. Стоит прыгнуть от места сканирования на 20 световых лет и полученные данные можно неплохо сбыть.

Опасней работа охотника за головами. Именные противники, за которых предлагается существенная награда, умеют огрызаться, и бой один на один с ними может доставить немало проблем. Плюс расходные материалы, ракеты и торпеды, здесь весьма недешевые.

Кроме всего перечисленного, есть и несколько незаконных методов обогащения. Те же пиратства, контрабанда, работорговля. Естественно, все это наказуемо, так что выбирайте, но осторожно.

Само управление кораблем, с разделением коммуникационных и навигационных систем и собственно пилотирования, на первый взгляд кажется крайне хардкорным и неудобным, но уже через пару-тройку часов к нему привыкаешь и понимаешь, что такое разделение функций на самом деле очень правильное. Пальцы сами заучивают нужные комбинации для сканирования встречных кораблей, запроса посадки, выбора навигационных точек. Бои, которые в начале тоже кажутся очень хаотичными, достаточно быстро становятся контролируемыми, даже если против вас выступают сразу несколько противников.

Первые несколько часов игры, когда деньги капают по копейке, а все, что есть в вашем распоряжении, только мелкий слабовооруженный кораблик – это настоящий survival horror. От каждой тени на радаре вы будете шарахаться и убегать. Стоит подкопить денег и купить что-то поприличней (у тех, кто поддержал игру на Kickstarter, выбор изначально богаче) как жизнь наладится, и пираты станут уже не так страшны.

Некоторая проблема Elite: Dangerous – отсутствие мира за пределами корабля. Никакой особой цели, кроме получения того самого ранга Elite в разных областях, у вас нет. В Галактике, конечно, происходят какие-то события, но сухие строчки новостей о смерти Императора и начале борьбы за трон шести претендентов не позволяют погрузиться в историю. Впрочем, мир игры постоянно развивается, время здесь течет по-настоящему, так что следим за обновлениями. Хотя возможность, хотя бы виртуальная, выйти из кабины корабля, пообщаться с живыми людьми, зайти в бар, была бы совсем не лишней.

Elite: Dangerous очень большая, физически большая игра. За ней можно провести не одну сотню часов, а то и лет, как и за оригинальной Elite. При этом, обратите внимание, что в игре реальное время. На момент написания этой статьи в Elite: Dangerous – 20 декабря 3300 года, 16:50. Если вы берете задание на 5 часов, выходите из игры и отправляетесь спать – вы заведомо провалили его, часы продолжают тикать, даже если вы вышли из игры. Товары покупаются и продаются, цены меняются и т.д.

Открывать для себя Elite: Dangerous и рассказывать о ней можно долго. То, какой вам покажется игра, зависит исключительно от вас. Если вы собрались возить грузы и бурить астероиды – будет скучновато. Если охотиться за головами и заниматься чем-то незаконным – намного «веселей».

Авторы запланировали дальнейшее расширение игры. В том числе – возможность полетать над поверхностью планет, поучаствовать в абордаже, управлять огромными кораблями вместе с друзьями и пр. Но и при том, что сделано уже сейчас, это, повторюсь, огромная игра, буквально пугающая своим масштабом.

december-300x115-editors-choice-white1

Крис Робертс, собравший уже $67 млн. на свой амбициозный Star Citizen, поздравил Дэвида Брэбена с выходом Elite: Dangerous: «Дэвид и я помогли проектам друг друга во время краудфандинг кампании, потому что мы оба верим, что мир станет лучше с большим числом ПК-игр и с большим числом космических игр». С этими словами нельзя не согласиться.

Удачной охоты, пилоты!