Обзоры Обзоры 31.01.2001 в 22:00 comment

Мир андроидов

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор



Это было очень давно. Задолго до начитавшихся "Нейромансера" подростков с красными от всенощной беготни по коридорам Quake глазами. И было это даже задолго до так и не успевших стать симпатичными народу похожих на легендарного Шурика людей в белых халатах с умными (и тоже красными, несмотря на зеленое свечение и свинцовую защиту терминалов 3270) глазами за толстыми линзами очков.


Короче говоря, было это… в 1920 году. Великий чешский писатель Карел Чапек в пьесе "R.U.R." ("Универсальные Роботы Россум") "обнародовал" не только новое слово (настолько органично вписавшееся в современный англоязычный компьютерный мир, что многие даже и не подозревают о славянском происхождении этого термина), но и абсолютно новый сюжет восстания разумных машин против своих неразумных создателей. Само слово придумал второй брат Чапек — Йозеф (на основе чешского robotnik, которое в переводе не нуждается), и благодаря быстро наступившей всемирной популярности пьесы оно прижилось во всех языках.

Сюжет же… "R.U.R." начали критиковать современники сразу после постановок на Бродвее в 1922 г. Наивные критики даже не осознавали, что буквально топчут курицу, несущую золотые яйца, — на первый взгляд, незамысловатый и простой, в сегодняшней entertainment-индустрии он работает с прибыльностью, незамысловатостью и простотой нефтяной скважины Ближнего Востока.

Мир андроидов
…но уже 11 апреля колесо
истории повернуло одно-единственное письмо редактора Дж. Кэмпбелла — и
начался "азимовский период робототехники"…

Но если хоть немного вдуматься, "R.U.R.", несмотря на присущую тому
времени светлую наивность, был не прост. Очень не прост. И очень жаль, что второй
великий англоязычный писатель — Айзек Азимов, также рожденный славянской землей,
всего на четыре года опоздал с началом публикаций своих "трех законов робототехники":
в 1938 г. андроиды в военной форме захватили Чехословакию… Великий Чапек —
автор первого "киберхиппи"-произведения — ушел из жизни. И не надо
удивляться новому термину — если есть название "киберпанк", то почему
бы не придумать "киберхиппи" (по крайней мере, феньки, хайратники и
"Make love not war" как-то симпатичнее панковской мрачности). Тонкость
отличий кибернеформальности Чапека и последующих "эксплуататоров идеи"
надо измерять в принятых в прецизионном машиностроении микронах: чапековские роботы
восстали из-за почти шекспировской любви, чего стилистика киберпанка не допускает
в принципе — у постазимовских монстров или просто так "сворачивало крышу",
или же они задумывались с ней, заведомо "свернутой". Конечно, были исключения
("Короткое замыкание"), но мутация воображения оказалась настолько сильной,
что в "Кричащих" (Screamers) роботов довели до "совершенства"
самодвижущихся, самовоспроизводящихся, самонаводящихся и самосовершенствующихся
мечей. А уже вооруженные этими самыми "само"-способностями мечи быстро
додумались до андроидов — человекоподобных модификаций.

Мир андроидов
…грешащий отголосками азимовского
человеколюбия Робокоп в исполнении Питера Веллера проиграл (да и в "Кричащих"
герой Веллера несколько отличается от киборга-полицейского)…

Впрочем, вернемся на должное место во времени… К марту 1941 г. А. Азимов, по
собственной оценке, был "третьеразрядным писателем". Но уже 11 апреля
колесо истории повернуло одно-единственное письмо редактора Дж. Кэмпбелла — и
начался "азимовский период робототехники". Более 500 (!) книг Азимова,
знаменитые "три закона" и, наконец… — печальный спад читательского
и издательского интереса — вот его краткая характеристика. Публика возлюбила
Терминатора, судя по поведению, спроектированного вопреки азимовским законам.
Грешащий отголосками азимовского человеколюбия Робокоп в исполнении Питера Веллера
проиграл (да и в "Кричащих" герой Веллера несколько отличается от киборга-полицейского).

Человекоподобные

Еще до момента овеществления роботы открыли радужные перспективы фантазерам и прожектерам. Трудно сказать, зачем и почему механические работники должны быть похожи именно на человека, но ни писатели-фантасты, ни читатели сомнений в необходимости создания именно человекоподобного (антропоморфного) робота не высказали. В свою очередь, люди с ограниченной рамками реальности фантазией — конструкторы и инженеры, ни на минуту не сомневались в своем выборе: однорукие манипуляторы, сначала примитивные, но со временем становящиеся все более совершенными, прекрасно справляются со своей работой, обеспечивая доступность хороших автомобилей, нужных лекарств, игрушек и компьютеров. Несхожесть с человеком им совершенно не мешает. Но, как говорится, "не хлебом единым", и недетская игра "в куклы" продолжает занимать далеко не худшие умы планеты…

Самые серьезные разработки и достижения в области антропоморфных роботов по труднопонятным
причинам сконцентрированы в Японии. То ли это отголоски специфической анимэ-культуры,
то ли "восток — дело тонкое", но из двадцати шести крупных проектов,
результаты которых трудно не заметить, семнадцать — японские. Причем пальма первенства
принадлежит не специализированным исследовательским лабораториям, а крупнейшим
автомобильным производителям. Honda Motor, хорошо известная своими автомобилями,
буквально атакует будущее машинами куда менее привычными — P1, P2, P3, Asimo.
В отличие от своих колесных собратьев все они представляют малочисленное семейство
robot verticulus, "роботов прямоходящих". Последнее поколение этих роботов
— Asimo (Advanced Step in Innovative Mobility) действительно продемонстрировало
шаг в далекое (но, похоже, не очень) будущее: на выставке Robodex 2000 Asimo…
выступили в роли сборщиков автомобилей на модели конвейера.

Онлайн-курс "React Native Developer" від robot_dreams.
Опануйте кросплатформну розробку на React Native та навчіться створювати повноцінні застосунки для iOS та Android.
Програма курсу і реєстрація
Мир андроидов
Honda Motor, хорошо известная
своими автомобилями, буквально атакует будущее машинами куда менее привычными
— P1 (1), P2 (2), P3, Asimo (3)

Вслед за Honda в человекоподобное будущее поспешила и Sony. Но без дальнего прицела
на автоматизацию производства — двуногий продолжатель "дела Aibo" (киберсобаки)
весом пять килограммов, основанный на отработанной в Aibo технологии и архитектуре
системы управления, SDR-3X представляет собой класс "развлекательных роботов".
Они умеют ходить, танцевать и даже играть в футбол — в принципе, все то же самое,
что умеют и Aibo. Естественно, подобные игрушки рассчитаны "на любителя".
И дело вовсе не в том, что пока они слишком дороги для своих возможностей — печальный
опыт обладателей Тамагочи—Фарби и прочих карманно-настольных электронных зверушек
заставит очень серьезно задуматься, прежде чем потянуться за кошельком. По крайней
мере, автор так и сделает, даже если Aibo или кто там еще будет стоить всего $100
и ребенок закатит часовую истерику под девизом "Хочу!" — похоже, что
впавшему в немилость и, соответственно, в бесконечную спячку Фарби (и куче никому
не нужных Тамагочи) "братик" не требуется.

Мир андроидов
…основанный на отработанной
в Aibo технологии и архитектуре системы управления, SDR-3X представляет
собой класс "развлекательных роботов"…

Мир андроидов
…такие андроиды, как Wendy
(еще один Франкенштейн университета Васеда), обладают более чем пятью десятками
степеней свободы….

Японская академическая наука не отстает от своих коллег-исследователей "из
бизнеса". Здесь увлечение созданием человекоподобных достигло пика — большинство
высших учебных заведений, по-видимому, считают вопросом престижа создание собственного
андроида. Университет Токио разрабатывает модель "дешевого гуманоидного робота"
Saiko — модульную конструкцию "в натуральную величину" (то есть в человеческий
рост), университет Васеда с 1970 г. создает целую гамму андроидов — от универсального
первенца WABOT-1 до робомузыканта WABOT-2, способного играть по нотам на клавишных
музыкальных инструментах, здесь же отрабатываются "искусственные мышцы"
— исполнительные механизмы, позволяющие избавиться от десятков и сотен сервоприводов.
Последняя задача на самом деле сложнее и неприятнее, чем "интеллектуализация"
человекоподобных машин — такие андроиды, как Wendy (еще один Франкенштейн университета
Васеда), обладают более чем пятью десятками степеней свободы. А это сотни комплектов
двигателей, редукторов, датчиков обратной связи — что означает многие десятки
(или даже сотни при высокой точности исполнения) тысяч долларов, низкую надежность
и слишком большое потребление энергии…

Мир андроидов
…университет Васеда с 1970
г. создает целую гамму андроидов — от универсального первенца WABOT-1 до
робомузыканта WABOT-2…

В отличие от прагматичных японцев, британцы со свойственным, вероятнее всего,
только им, чувством юмора, создали своего гуманоида в прямом смысле слова… без
единого гвоздя. Английский андроид Shadow сделан из дерева — естественно, не
весь, а только его "скелет". Но во всем остальном он вполне способен
поспорить с заокеанскими машинами — пневматические искусственные мышцы, алгоритмы
управления, основанные на нечеткой логике, проект "умная рука" (попытка
воссоздания человеческой руки) — это, согласитесь, не шутки. А дерево… наверное,
британцы правы — все же приятнее пожать теплую деревянную "руку", чем
холодную металлическую клешню (а уж если вспомнить детство, Пиноккио и Буратино…).

Мир андроидов
…Тамим Асфур из университета
Карлсруе — самостоятельно справился с задачей создания собственного гуманоида
ARMAR…

Немцы, в свою очередь, убедительно доказывают, что на "поле человекоподобности"
и один воин — Тамим Асфур из университета Карлсруе — самостоятельно справился
с задачей создания собственного гуманоида ARMAR. А вот славящаяся феминизмом Америка
убедительно доказывает, что их феминизм — это неспроста. По крайней мере, в области
роботостроения — на 90% женская команда из Массачусетского технологического института
фактически воссоздает эволюцию — от насекомоподобных шестиногих монстров Ганнибала
и Аттилы до обаятельного и совершенно не воинственного существа со странным именем
Kismet. Назвать Kismet машиной даже не поворачивается язык — ведь это, возможно,
единственный и уникальный самый настоящий андроид. Его человекоподобность заключается
в том, что в Kismet очеловеченность узнается по главному признаку — по эмоциям.
Это действительно эмоциональное существо, способное радоваться, огорчаться, сердиться,
удивляться — и все эти эмоции узнаваемы даже детьми по выражению "лица"
Kismet. Доктор Синтия Брезель — автор целого искусственного мира, в котором на
смену воинственным жукам пришла настоящая человечность. А кроме того, доктор Брезель
является в своем роде уникальной последовательницей Азимова в практике и теории
(по крайней мере, не часто можно найти отчеты об исследовательских работах с названиями
"Робот в человеческом обществе — друг или устройство?" или "Социальный
робот").

Ложки дегтя

Мир андроидов
…женская команда из Массачусетского
технологического института фактически воссоздает эволюцию — от насекомоподобных
шестиногих монстров Ганнибала и Аттилы до обаятельного и совершенно не воинственного
существа со странным именем Kismet…

Kismet и разработки Синтии Брезель, безусловно, великолепны. Обаятельные машины,
друзья, а не устройства, мирные, добрые и нужные — они наверняка когда-нибудь
появятся. Приблизительно тогда, когда необходимые им хотя бы для сегодняшней,
не слишком серьезной функциональности вычислительные средства станут доступными.
А они отнюдь не просты или дешевы — в Kismet, например, используется целая компьютерная
сеть, состоящая из четырехпроцессорного контроллера, управляющего сервомоторами
с уникальным программным обеспечением, разработанным на параллельной версии языка
Lisp (и процессоры в нем совсем не игрушечные — 32-битовые Motorola), девяти
(!) компьютеров с процессорами Pentium II 400 MHz под управлением ОС реального
времени QNX, отвечающих за зрение Kismet, двухпроцессорной рабочей станции (2
x x Pentium II 450 MHz) под управлением Windows NT, обеспечивающей синтез речи
и одной 500 MHz машины с ОС Linux, осуществляющей с помощью специального ПО распознавание
речи. Итого, за скромной обаятельностью Kismet стоят суммарная вычислительная
мощь шестнадцати серьезных компьютеров и сложнейшая электромеханическая система
с пятнадцатью степенями свободы. Короче говоря, дешевым и доступным это будет
не скоро…

И вот здесь пора в нашу большую бочку светлого меда влить еще одну очень большую
ложку дегтя. Создание полноценных социальных роботов — дело исключительно сложное
не только (и не столько) с технической точки зрения. Намного труднее хотя бы оценить
или представить возможные его последствия. Так что тем более не скоро следует
ждать появления машин-друзей… Зато в это время можно заработать целый миллион
долларов! Надо всего лишь спроектировать и собрать андроида для… гладиаторских
боев. Андроида (именно человекоподобного робота), способного в бою победить другую
(нечеловекоподобную) машину. В контексте условий конкурса слово "победить"
означает "нанести повреждения, приводящие к неспособности функционировать".
Задача эта непростая, но, без всякого сомнения, она намного проще задачи построения
социального робота. И кроме того, за ее решение предлагают очень неплохие деньги…
так что решена она, скорее всего, будет. Радоваться ли этому? Трудно сказать —
Азимова перестают издавать и читать, а фраза о повреждениях, приводящих к неспособности
функционировать, очень напоминает судебно-медицинское заключение "травмы,
несовместимые с жизнью". Это к тому, что действительно быстрого, относительно
простого и недорогого андроида-гладиатора в принципе (и практически) можно перепрограммировать
на решение задачи нанесения повреждений вовсе не машинам. А еще этого "гладиатора"
можно научить подзаряжать батареи с использованием продуктов распада органических
веществ — это уже пройденный этап для примитивных роботов. И в конце концов,
научить роботов производить роботов — задача, вероятнее всего, тоже решаемая
в обозримом будущем. Где-то это уже было… да-да, в том самом спорно хорошем,
но бесспорно предупреждающем фильме "Screamers". Вот только кто научит
нас так же метко и быстро стрелять, и куда мы сможем улететь даже в случае неизбежно
голливудского happy-end?


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: