Обзоры Игры 14.12.2014 в 10:00 comment

The Talos Principle, или о смысле жизни роботов

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/05/Photo_Melkov_uwp_avatar_thumb.jpg

Talos_0

Что будет, если соединить движок и графику популярной серии спинномозговых шутеров с глубоко продуманной сюжетной линией не без лёгкого налёта постапокалиптики, с многочисленными текстами на экзистенциальные темы, а главное – с доброй сотней задачек на открытие запертых дверей и прохождение запутанных лабиринтов самыми разными хитроумными способами? Получится ААА-проект в редком на сегодня жанре паззлов, обозначенный как «философская головоломка от первого лица» и открыто претендующий на то, чтобы «перепорталить» Portal – причём, довольно небезуспешно.

The Talos Principle

Жанр Головоломка
Платформы Windows / Mac OS / Linux
Разработчик Croteam
Издатель Devolver Digital
Сайт croteam.com/talosprinciple

Оценка

Многочисленные и разнообразные головоломки, философский сюжет

Автоматические сохранения

В своём жанре – игра года, а то и десятилетия

Хорватская компания Croteam не выпускала в XXI веке ничего, кроме боевиков семейства Serious Sam, – тем более неожиданно с её стороны было создать игру не только на другую тему, но и совсем в другом жанре. Авторы говорят, что идея возникла почти случайно, в ходе экспериментов с различными устройствами при разработке очередной серии «Крутого Сэма». Из тестовых уровней с новым геймплеем в виде решения пространственных головоломок вырос полномасштабный проект. А осознавая, судя по всему, свою неискушённость в деле построения оригинальных и насыщенных сюжетов, хорваты пригласили на роль сценаристов двух опытных инди-разработчиков – Тома Джуберта, участвовавшего в создании орденоносной FTL и не менее любопытной и атмосферной головоломки The Swapper, и Йонаса Кирацеса, чьи адвенчуры, при всей непритязательности своего внешнего вида преисполненные глубоких философских и социально-политических раздумий, к сожалению, остаются малоизвестными широкому кругу геймеров.

«The Talos Principle», ставший результатом их общих усилий, конечно же, не имеет ничего общего с персонажем ролевой саги The Elder Scrolls, отсылая вместо этого к древнегреческой мифологии: Талос – бронзовый гигант, сконструированный не то Гефестом, не то Дедалом и предназначенный Зевсом для охраны острова Крита. Иначе говоря, искусственное создание – то, что в Средневековье назвали бы големом, в XIX веке – автоматом, а в ХХ-м – андроидом, роботом или киборгом. Именно к разряду этих последних относится и протагонист новой игры, который, приходя в себя среди каких-то древних развалин, вынужден раз за разом находить выход из лабиринтов дверей и замков, внимая голосу, называющему себя Элохимом (то есть, Богом и создателем), и пытаясь разобраться не только во всём происходящем вокруг, но и в самом себе. Пожалуй, вся игра предстаёт таким себе одним большим тестом Тьюринга, – не только в смысле решения логических задачек и головоломок, но и в плане поисков ответа на вопрос о том, можно ли машину называть личностью и в чём именно заключается её отличие от человека.

Продвинутый движок Serious Engine радует крайне симпатичной трёхмерной картинкой – которая только выигрывает от того, что ею можно походя и неторопливо любоваться, вместо того, чтобы отстреливать толпы монстров, не успевая обращать внимания на окружающие пейзажи. Действие «Принципа Талоса» происходит в нескольких мирах, между которыми можно перемещаться при помощи телепортов: живописные сады и руины в античном стиле (напоминающие сооружения и фрески Помпеев) сменяются затерянными в песках древнеегипетскими храмами и пирамидами (привычным антуражем для «Крутого Сэма»), а затем и замками европейского Средневековья, – и всё это так и хочется растащить на скриншоты и обои. Каждый такой «мир» – сравнительно небольшой парящий в воздухе островок, снабжённый несколькими отдельными «тестовыми загонами» с головоломками, а также порталом, ведущим в «храм Элохима» – своего рода перевалочный пункт, откуда можно попасть в один из семи тематических миров или выйти на поверхность в мир более или менее реальный – где нас ждут два других подобных же храма с иными мирами, а также ещё одно занимательное место, куда нам официально запрещено забираться.

На протяжении практически всей игры мы действуем в одиночку – не считая голоса «создателя», ободряющего или предостерегающего нас, а также разбросанных тут и там настенных надписей (в виде QR-кодов, оставленных, видимо, предыдущими подопытными киборгами) и компьютерных терминалов, с помощью которых можно прочесть некоторые тексты из собрания местной библиотеки, проливающие свет на историю и природу здешних миров, и даже пообщаться с «помощником библиотекаря». Если «голос Элохима» служит аналогом библейского Создателя, то виртуальный администратор терминала играет роль змея-искусителя, вселяя в нашего героя сомнения в осмысленности всего происходящего и в целесообразности его поведения. Кроме того, черпая из обрывков текстов и писем сведения о человеческой цивилизации и о самом проекте «Талос», читатель наталкивается и на глубокие размышления о душе, о свободе воли, о добре и зле. Три упомянутых мира – не просто смена внешних декораций: в каждом из них терминалы услужливо снабдят вас отсылками к греческой или египетской мифологии, цитатами из Аристотеля и «Книги Мёртвых», Иммануила Канта и Вильяма Блейка… Другое дело, что если возможность углубиться в философский аспект игры (и вообще в её сюжет) вас особо не привлекает, вполне можно просто пройти мимо всего этого богатства, не вчитываясь ни в какие древние тексты и не задумываясь о смысле происходящего, – а сосредотачиваясь только на решении многочисленных головоломок.

Курс Job Interview Crash Course від Enlgish4IT.
Отримайте 6 шаблонів відповідей на співбесіді, які ви зможете використовувати для структурування своїх відповідей. Отримайте знижку 10% за промокодом ITCENG.
Приєднатися

А в этом плане игре тем более есть чем похвастаться. Головоломки здесь превосходные – ничего похожего не появлялось в мире компьютерных развлечений как минимум со времён первого «Portal». В каждом из миров насчитывается от трёх до шести «уровней», представляющих собой мини-лабиринты с запертыми дверями, защитными барьерами и энергетическими замками, которые также нужно отпирать, – а то и смертоносными турелями и передвижными минами, которые, соответственно, следует обходить или же деактивировать. В награду мы получаем один из 92-х «сигилов» – фигурок тетрамино, которые, в свою очередь, служат ключами для открывания ворот в другие миры: накопив нужное количество таких фигурок, нужно собрать из них паззл. С мини-играми такого рода можно познакомиться и бесплатно – в «приквеле» к «Принципу Талоса» под названием «Sigils of Elohim», заодно приобретая и несколько кодов на получение бонусов в основной игре.

Собственно пространственные головоломки более интересны: к нашим услугам целый арсенал подручных средств для преодоления препятствий и обретения искомых сигилов. Простейшим из таких средств, и доступным нам с самого начала, является деактиватор: с его помощью можно открыть один из энергетических барьеров или же обезвредить подвесную турель или мобильную мину. Накапливая фигурки тетрамино, мы постепенно получаем доступ и к остальным устройствам: прежде всего к коннектору, который используется в большинстве паззлов. Предназначен он для того, чтобы передавать луч света от источника к «энергетическому замку», который таким образом открывает барьер или же запускает вентилятор. Последний также представляет собой одно из местных приспособлений для решения головоломок, позволяющее взлететь в воздух, выстраивая таким образом траекторию луча от труднодоступного источника энергии, или же перемахнуть через запертый барьер. Имеется здесь и памятный по «Portal» кубик – скромно именуемый «гексаэдром», хотя функции его, в основном, всё те же: нажатие кнопок-активаторов и применение в качестве ступеньки или подставки под коннектор или деактиватор. Наконец, ближе к концу игры открываются ещё два приспособления: терминал для записи собственной копии, позволяющей в буквальном смысле раздваиваться как герою, так и всему его хозяйству из кубиков и коннекторов, и платформа, на которой виртуальный двойник может переносить своего оригинала в недоступные для иных способов передвижения места.

Реализовано всё это очень даже логично: сложность головоломок нарастает постепенно, а уровни – по мере получения доступа к новым мирам и устройствам – можно проходить в любом порядке. Сигилы, служащие наградой за решение задачек, взаимозаменяемы: как известно, фигурок в тетрамино всего семь – красные используются здесь для открытия врат в иные миры, а жёлтые – для разблокировки следующего устройства. Правда, чтобы дойти до финиша и выбрать одну из альтернативных концовок игры, нужно будет решить все 92 основные задачки, некоторые из которых могут показаться довольно сложными. Зато их разнообразие скучать не позволит – при условии, что вы не станете пытаться пройти всю игру в один присест. И сам Элохим настоятельно советует: если тайну какого-либо уровня никак не получается разгадать – попробуйте пока другой. Имеется здесь и система подсказок, но реализована она крайне замысловато: сначала необходимо найти в очередном храме особый «мир» – усыпальницу, решив попутно полдюжины паззлов тетрамино один другого заковыристее, и только затем вы получите возможность оставить в некоторых из миров сообщение на местной доске объявлений, на которое киборг-вестник ответит подсказкой. Увы, таких просьб о помощи здесь позволяется оставлять всего несколько штук, да и ответы будут по большей части бесполезными – вам сообщат лишь основную идею по прохождению данного уровня, не вдаваясь в детали насчёт её реализации. Впрочем, относить это к недостаткам «The Talos Principle» не стоит: все головоломки сложны в меру, и если вам и захочется на что-либо посетовать, так это на собственную несообразительность: если сразу пройти уровень не получается – значит, нужно просто попробовать другой путь решения. А вот что хотелось бы отметить в качестве малоприятной особенности игры, так это сохранения исключительно чекпойнтами: стоит только случайно сорваться с обрыва или на самой финишной прямой невзначай попасться на глаза одной из турелей, как переигрывать придётся весь уровень с самого начала. Кроме того, вид «из глаз» протагониста, как нельзя более уместный для восприятия мира игры, не всегда удобен при попытках обойти вредные мины и ловушки. В опциях можно переключиться на вид от третьего лица, но он не отличается функциональностью: камера остаётся намертво привешенной за спиной персонажа и неспособна к обозреванию окрестностей. Впрочем, таких коварных уровней здесь всё же немного: большинство головоломок состоит из дверей и барьеров, а не из мин и турелей.

В общем счёте «Принцип Талоса» может похвастаться примерно так 120-ю головоломками – сколько там было тестовых камер в «Portal», десятка два? Прохождение одной только основной части игры, без решения дополнительных особо сложных задачек, наградами за которые служат не фигурки тетрамино, а звёздочки, займёт около 20–25 часов. Да, здесь практически нет юмора, и Элохим с его нравоучительными сентенциями служит слабой заменой незабвенной ГЛэДОС. Но такого уровня серьёзный сюжет – пусть и необязательный к ознакомлению, но содержащий отсылки ко многим нравственным и философским проблемам, – редко где можно встретить среди современных игр. Поставляется вместе с игрой и редактор, позволяющий создавать пользовательские уровни и головоломки, так что можно надеяться на скорое появление не одной достойной внимания любительской модификации. К преимуществам «The Talos Principle» стоит отнести и доступную с момента релиза локализацию на 12 языков, включая русский с озвучкой. А если вы всё ещё сомневаетесь – можно взглянуть на демо-версию, с уровнем, который в основную игру не вошёл, но представление об игровом процессе получить позволяет.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: