Обзоры
The Talos Principle, или о смысле жизни роботов

The Talos Principle, или о смысле жизни роботов


Talos_0

Что будет, если соединить движок и графику популярной серии спинномозговых шутеров с глубоко продуманной сюжетной линией не без лёгкого налёта постапокалиптики, с многочисленными текстами на экзистенциальные темы, а главное – с доброй сотней задачек на открытие запертых дверей и прохождение запутанных лабиринтов самыми разными хитроумными способами? Получится ААА-проект в редком на сегодня жанре паззлов, обозначенный как «философская головоломка от первого лица» и открыто претендующий на то, чтобы «перепорталить» Portal – причём, довольно небезуспешно.

The Talos Principle

Жанр Головоломка
Платформы Windows / Mac OS / Linux
Разработчик Croteam
Издатель Devolver Digital
Сайт croteam.com/talosprinciple

Оценка

Многочисленные и разнообразные головоломки, философский сюжет

Автоматические сохранения

В своём жанре – игра года, а то и десятилетия

Хорватская компания Croteam не выпускала в XXI веке ничего, кроме боевиков семейства Serious Sam, – тем более неожиданно с её стороны было создать игру не только на другую тему, но и совсем в другом жанре. Авторы говорят, что идея возникла почти случайно, в ходе экспериментов с различными устройствами при разработке очередной серии «Крутого Сэма». Из тестовых уровней с новым геймплеем в виде решения пространственных головоломок вырос полномасштабный проект. А осознавая, судя по всему, свою неискушённость в деле построения оригинальных и насыщенных сюжетов, хорваты пригласили на роль сценаристов двух опытных инди-разработчиков – Тома Джуберта, участвовавшего в создании орденоносной FTL и не менее любопытной и атмосферной головоломки The Swapper, и Йонаса Кирацеса, чьи адвенчуры, при всей непритязательности своего внешнего вида преисполненные глубоких философских и социально-политических раздумий, к сожалению, остаются малоизвестными широкому кругу геймеров.

«The Talos Principle», ставший результатом их общих усилий, конечно же, не имеет ничего общего с персонажем ролевой саги The Elder Scrolls, отсылая вместо этого к древнегреческой мифологии: Талос – бронзовый гигант, сконструированный не то Гефестом, не то Дедалом и предназначенный Зевсом для охраны острова Крита. Иначе говоря, искусственное создание – то, что в Средневековье назвали бы големом, в XIX веке – автоматом, а в ХХ-м – андроидом, роботом или киборгом. Именно к разряду этих последних относится и протагонист новой игры, который, приходя в себя среди каких-то древних развалин, вынужден раз за разом находить выход из лабиринтов дверей и замков, внимая голосу, называющему себя Элохимом (то есть, Богом и создателем), и пытаясь разобраться не только во всём происходящем вокруг, но и в самом себе. Пожалуй, вся игра предстаёт таким себе одним большим тестом Тьюринга, – не только в смысле решения логических задачек и головоломок, но и в плане поисков ответа на вопрос о том, можно ли машину называть личностью и в чём именно заключается её отличие от человека.

Продвинутый движок Serious Engine радует крайне симпатичной трёхмерной картинкой – которая только выигрывает от того, что ею можно походя и неторопливо любоваться, вместо того, чтобы отстреливать толпы монстров, не успевая обращать внимания на окружающие пейзажи. Действие «Принципа Талоса» происходит в нескольких мирах, между которыми можно перемещаться при помощи телепортов: живописные сады и руины в античном стиле (напоминающие сооружения и фрески Помпеев) сменяются затерянными в песках древнеегипетскими храмами и пирамидами (привычным антуражем для «Крутого Сэма»), а затем и замками европейского Средневековья, – и всё это так и хочется растащить на скриншоты и обои. Каждый такой «мир» – сравнительно небольшой парящий в воздухе островок, снабжённый несколькими отдельными «тестовыми загонами» с головоломками, а также порталом, ведущим в «храм Элохима» – своего рода перевалочный пункт, откуда можно попасть в один из семи тематических миров или выйти на поверхность в мир более или менее реальный – где нас ждут два других подобных же храма с иными мирами, а также ещё одно занимательное место, куда нам официально запрещено забираться.

На протяжении практически всей игры мы действуем в одиночку – не считая голоса «создателя», ободряющего или предостерегающего нас, а также разбросанных тут и там настенных надписей (в виде QR-кодов, оставленных, видимо, предыдущими подопытными киборгами) и компьютерных терминалов, с помощью которых можно прочесть некоторые тексты из собрания местной библиотеки, проливающие свет на историю и природу здешних миров, и даже пообщаться с «помощником библиотекаря». Если «голос Элохима» служит аналогом библейского Создателя, то виртуальный администратор терминала играет роль змея-искусителя, вселяя в нашего героя сомнения в осмысленности всего происходящего и в целесообразности его поведения. Кроме того, черпая из обрывков текстов и писем сведения о человеческой цивилизации и о самом проекте «Талос», читатель наталкивается и на глубокие размышления о душе, о свободе воли, о добре и зле. Три упомянутых мира – не просто смена внешних декораций: в каждом из них терминалы услужливо снабдят вас отсылками к греческой или египетской мифологии, цитатами из Аристотеля и «Книги Мёртвых», Иммануила Канта и Вильяма Блейка… Другое дело, что если возможность углубиться в философский аспект игры (и вообще в её сюжет) вас особо не привлекает, вполне можно просто пройти мимо всего этого богатства, не вчитываясь ни в какие древние тексты и не задумываясь о смысле происходящего, – а сосредотачиваясь только на решении многочисленных головоломок.

А в этом плане игре тем более есть чем похвастаться. Головоломки здесь превосходные – ничего похожего не появлялось в мире компьютерных развлечений как минимум со времён первого «Portal». В каждом из миров насчитывается от трёх до шести «уровней», представляющих собой мини-лабиринты с запертыми дверями, защитными барьерами и энергетическими замками, которые также нужно отпирать, – а то и смертоносными турелями и передвижными минами, которые, соответственно, следует обходить или же деактивировать. В награду мы получаем один из 92-х «сигилов» – фигурок тетрамино, которые, в свою очередь, служат ключами для открывания ворот в другие миры: накопив нужное количество таких фигурок, нужно собрать из них паззл. С мини-играми такого рода можно познакомиться и бесплатно – в «приквеле» к «Принципу Талоса» под названием «Sigils of Elohim», заодно приобретая и несколько кодов на получение бонусов в основной игре.

Собственно пространственные головоломки более интересны: к нашим услугам целый арсенал подручных средств для преодоления препятствий и обретения искомых сигилов. Простейшим из таких средств, и доступным нам с самого начала, является деактиватор: с его помощью можно открыть один из энергетических барьеров или же обезвредить подвесную турель или мобильную мину. Накапливая фигурки тетрамино, мы постепенно получаем доступ и к остальным устройствам: прежде всего к коннектору, который используется в большинстве паззлов. Предназначен он для того, чтобы передавать луч света от источника к «энергетическому замку», который таким образом открывает барьер или же запускает вентилятор. Последний также представляет собой одно из местных приспособлений для решения головоломок, позволяющее взлететь в воздух, выстраивая таким образом траекторию луча от труднодоступного источника энергии, или же перемахнуть через запертый барьер. Имеется здесь и памятный по «Portal» кубик – скромно именуемый «гексаэдром», хотя функции его, в основном, всё те же: нажатие кнопок-активаторов и применение в качестве ступеньки или подставки под коннектор или деактиватор. Наконец, ближе к концу игры открываются ещё два приспособления: терминал для записи собственной копии, позволяющей в буквальном смысле раздваиваться как герою, так и всему его хозяйству из кубиков и коннекторов, и платформа, на которой виртуальный двойник может переносить своего оригинала в недоступные для иных способов передвижения места.

Реализовано всё это очень даже логично: сложность головоломок нарастает постепенно, а уровни – по мере получения доступа к новым мирам и устройствам – можно проходить в любом порядке. Сигилы, служащие наградой за решение задачек, взаимозаменяемы: как известно, фигурок в тетрамино всего семь – красные используются здесь для открытия врат в иные миры, а жёлтые – для разблокировки следующего устройства. Правда, чтобы дойти до финиша и выбрать одну из альтернативных концовок игры, нужно будет решить все 92 основные задачки, некоторые из которых могут показаться довольно сложными. Зато их разнообразие скучать не позволит – при условии, что вы не станете пытаться пройти всю игру в один присест. И сам Элохим настоятельно советует: если тайну какого-либо уровня никак не получается разгадать – попробуйте пока другой. Имеется здесь и система подсказок, но реализована она крайне замысловато: сначала необходимо найти в очередном храме особый «мир» – усыпальницу, решив попутно полдюжины паззлов тетрамино один другого заковыристее, и только затем вы получите возможность оставить в некоторых из миров сообщение на местной доске объявлений, на которое киборг-вестник ответит подсказкой. Увы, таких просьб о помощи здесь позволяется оставлять всего несколько штук, да и ответы будут по большей части бесполезными – вам сообщат лишь основную идею по прохождению данного уровня, не вдаваясь в детали насчёт её реализации. Впрочем, относить это к недостаткам «The Talos Principle» не стоит: все головоломки сложны в меру, и если вам и захочется на что-либо посетовать, так это на собственную несообразительность: если сразу пройти уровень не получается – значит, нужно просто попробовать другой путь решения. А вот что хотелось бы отметить в качестве малоприятной особенности игры, так это сохранения исключительно чекпойнтами: стоит только случайно сорваться с обрыва или на самой финишной прямой невзначай попасться на глаза одной из турелей, как переигрывать придётся весь уровень с самого начала. Кроме того, вид «из глаз» протагониста, как нельзя более уместный для восприятия мира игры, не всегда удобен при попытках обойти вредные мины и ловушки. В опциях можно переключиться на вид от третьего лица, но он не отличается функциональностью: камера остаётся намертво привешенной за спиной персонажа и неспособна к обозреванию окрестностей. Впрочем, таких коварных уровней здесь всё же немного: большинство головоломок состоит из дверей и барьеров, а не из мин и турелей.

В общем счёте «Принцип Талоса» может похвастаться примерно так 120-ю головоломками – сколько там было тестовых камер в «Portal», десятка два? Прохождение одной только основной части игры, без решения дополнительных особо сложных задачек, наградами за которые служат не фигурки тетрамино, а звёздочки, займёт около 20–25 часов. Да, здесь практически нет юмора, и Элохим с его нравоучительными сентенциями служит слабой заменой незабвенной ГЛэДОС. Но такого уровня серьёзный сюжет – пусть и необязательный к ознакомлению, но содержащий отсылки ко многим нравственным и философским проблемам, – редко где можно встретить среди современных игр. Поставляется вместе с игрой и редактор, позволяющий создавать пользовательские уровни и головоломки, так что можно надеяться на скорое появление не одной достойной внимания любительской модификации. К преимуществам «The Talos Principle» стоит отнести и доступную с момента релиза локализацию на 12 языков, включая русский с озвучкой. А если вы всё ещё сомневаетесь – можно взглянуть на демо-версию, с уровнем, который в основную игру не вошёл, но представление об игровом процессе получить позволяет.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: