Эффективность программы OLPC оказалась не очень высокой

Программа OLPC (One Laptop per Child), стартовавшая около пяти лет назад, предусматривала внедрение недорогих и прочных ноутбуков в школах развивающихся стран. Предполагалось, что доступ к компьютерной технике позволит школьникам повысить успеваемость. С тех пор организаторы программы распространили более миллиона ноутбуков в различных регионах мира.

Количество предоставленных развивающимся странам за пять лет ноутбуков впечатляет, но вот результативность их использования вызывает вопросы. Так, Американский банк развития (IDB — Inter-American Development Bank) на протяжении 15 месяцев проводил исследование в 319 школах в Перу, в рамках которого и оценивалась эффективность использования ноутбуков программы OLPC. В результате, было установлено, что школьники, получившие в свое распоряжение ноутбуки OLPC, не демонстрируют в тестах по математике и владению языком более глубоких знаний, чем прочие школьники. Кроме того, выяснилось, что владение ноутбуком не ведет к более усердному выполнению домашних заданий или увеличению количества прочитанных текстов. Одной из основных причин такого провального результата исследователи из IDB называют тот факт, что организаторы программы OLPC сосредоточились на создании и распространении дешевых ноутбуков, но совершенно не уделили внимания необходимости соответствующей подготовки учителей, чтобы те знали, как эффективно использовать компьютерную технику в учебном процессе.

В то же время исследователи из IDB отмечают и некоторые позитивные эффекты внедрения программы OLPC. Одним из них является увеличение коэффициента владения компьютерами с 0,28 до 1,18. Это привело к тому, что многие учащиеся смогли получить базовые навыки работы с компьютерами. Также отмечается некоторое улучшение когнитивных способностей учеников.