iForum 2012: Секреты продвижения мобильных приложений от «Яндекса»

Растущая популярность смартфонов на платформах iOS и Android послужила для многих компаний стимулом к разработке собственных мобильных приложений. А в случае Яндекса, это стало самостоятельным направлением бизнеса. Ирина Йозефсон – руководитель отдела маркетинга мобильного направления Яндекса, поделилась опытом продвижения мобильных приложений компании.

Так как мобильные приложения — это достаточно новое направление для любой компании, разрабатывать стратегию продвижения и выбирать наиболее эффективные инструменты, по словам Ирины, пришлось самостоятельно, основываясь как на положительном, так и на негативном опыте.

Для продвижения мобильных приложений, как и любых других товаров, инструменты прежде всего выбираются в соответствии с целями рекламной кампании и потребностями целевой аудитории. Яндекс выделяет 5 условных этапов жизни пользователя приложения. На каждом этапе потребности пользователя меняются, а соответственно меняются цели и инструменты маркетинга.

На первом этапе, когда пользователь еще ничего не знает о приложении, необходимо создать информационный поток. Для этого Яндекс использует как внешние, так и внутренние каналы. 

Промо любого приложения начинается с его представления в магазине приложений. По сути, страница приложения в магазине – является его визитной карточкой, поэтому особое внимание уделяется таким вещам как:

  • иконка приложения
  • описание и ключевые слова
  • скриншоты
  • видео
  • промо графика

Следующим шагом является непосредственное информирование пользователей о новом мобильном приложении. Для этого Яндекс использует как внешние инструменты – блоги, социальные сети, видео, новости для профильных изданий, обзоры приложений, рассылки, пресс-релизы, конференции и пр.; так и возможности собственных мобильных и web площадок – web сайт, мобильный сайт, in app в своих приложениях.

Для продвижения приложений Яндекс также использует платные каналы коммуникаций, такие как мобильные рекламные сети. Например для рекламы Яндекс Карт в Украине была использована мобильная рекламная сеть AdMob.  Средний CTR баннера, размещенного в этой сети, составил 1,15%, а средняя стоимость загрузки приложения в результате проведения рекламной кампании составила $1,01.

Кроме этого, для продвижения Яндекс Карт довольно интересно были использованы геотаргетированные смс и ммс сообщения, нацеленные на обладателей смартфонов на Android. Выходящим из метро людям, приходило сообщение с предложением скачать бесплатно карту города со схемой общественного транспорта. CTR таких сообщений составил 7,87%.

Эффективным каналом продвижения также являются партнерские программы с вендорами смартфонов, это как и предустановка приложений на смартфоны производителей, так и совместные рекламные кампании. А также партнерские программы с мобильными операторами, например бесплатный трафик в Яндекс Картах для абонентов «Киевстар», и промо в магазинах приложений.

Если на первом этапе рекламная кампания была эффективна, пользователь скачает приложение и таким образом перейдет на следующий этап – ознакомления. На данном этапе его необходимо познакомить с функциями приложения. Это можно сделать при помощи скриншотов, обучающих видео, разделов Help и FAQ в самом приложении, в магазинах приложений, на сайте, на тематических форумах и в обзорах.

После того, как пользователь первый раз воспользовался приложением, начинается следующий этап его жизни, и тут важно выслушать замечания и пожелания пользователя, а также стимулировать его оставить положительный отзыв. Благодаря обратной связи можно вовремя выявить и исправить недоработки в приложении, а положительные отзывы и оценки, напрямую влияют на позицию приложения в магазине.

Когда пользователь перешел к этапу активного потребления, т.е. начал регулярно пользоваться приложением, не стоит о нем забывать. На данном этапе, Яндекс информирует о новинках и новых функциях приложения. Но конечной целью является перевод пользователя на последний этап – это удержание и стимулирование рекомендовать приложение другим людям. Данную цель Яндекс достигает путем вовлечения пользователей в клубы и группы в социальных сетях.

Правильное использование всех выше перечисленных инструментов, обеспечил многим приложениям Яндекса лидирующие позиции в своих категориях.