Какой вопрос ставит перед собой рядовой пользователь перед покупкой видеокарты? «Что я могу приобрести на имеющуюся сумму и что я в результате получу?» Казалось бы, вопрос предельно ясен и ответить на него не составляет труда. Но так кажется до тех пор, пока не придешь в магазин или не откроешь очередной обзор имеющихся на рынке графических чипов и видеокарт. Глядя на все это многообразие различных продуктов, тестовых диаграмм, отзывов пользователей и разброс цен, невольно впадаешь в замешательство.
На начальном этапе, как правило, сузить «круг подозреваемых» помогает размер бюджета, выделенный на приобретение новой видеокарты. В свою очередь, размер этого самого бюджета продиктован кругом задач, решение которых возлагается на графическую подсистему ПК. Для офисного применения и игры в «Косынку» лучше всего обойтись встроенным графическим ядром материнской платы, если, конечно, таковое имеется. Но что делать, когда хочется запустить на своем компе какую-нибудь «крутую игрушку»? Здесь уже без дискретной (т.е. отдельной) видеокарты не обойтись. Пользователи со стажем и аналитики рынка знают, что все видеокарты условно можно поделить на три ценовых диапазона. Первый (low cost, начальный) – это решения стоимостью до 100 долларов. Видеокарты данной ценовой категории пригодны для запуска трехмерных игр двухлетней давности, но вот современные «игрушки» такие карты если и потянут, то радости от процесса не принесут. Второй ценовой диапазон (middle end, средний) объединяет видеокарты стоимостью 150-200 долларов. С такими продуктами можно запускать все современные игрушки, но только понизив качество картинки до так называемого «уровня играбельности», когда можно наблюдать не слайд-шоу, а плавное передвижение главного героя по очередной локации с целью отстрела сбежавших из лаборатории мутантов-убийц или злобно настроенных инопланетян. Наконец, графические карточки третьего ценового диапазона (hi end, элит) позволят в максимальной степени насладиться живописными 3D-пейзажами, образуемыми миллионами полигонов. «Настоящие» водопады, дым, туман, тени от каждого листа и огонь десятков костров – от такой картинки действительно придешь в восторг. Понятное дело, что чем ближе виртуальная реальность к реальной, тем нереальней цены в реальности. Вот и получается, что «крутая» видеокарта стоит 500-600 долларов. Цена, как говорится, «кусается». И многим пользователям приходится позабыть о туманах и прочем. Пока… Прогресс не стоит на месте, и туман к нам еще вернется, может быть, даже вместе с ежиком.
Найдя компромисс между желаемым и действительным, т.е. определившись с бюджетом, можно переходить к выбору конкретной модели графического чипа, отвечающего за вычислительную мощь видеокарты. Но вот беда: производительность одного и того же решения существенно (в пределах 10-20%) варьируется в зависимости от того или иного приложения (в данном случае «игрушки»). Как же быть? Здесь следует найти какой-то средний результат, демонстрируемый тем или иным графическим решением в нескольких популярных играх. Таковыми в настоящий момент являются CRYSIS, STALKER, FEAR и некоторые другие. Итоговые рейтинги публикуют немногие сайты, к тому же выбор чипов в них ограничен. Поэтому покопавшись немного в инете, я решил опубликовать свой «средний балл» для популярных нынче графических чипов – он приведен в третьей колонке таблицы 1. Конечно, не все со мной согласятся. Некоторые будут утверждать, что порядок чипов в таблице должен быть другим и что какой-то чип на самом деле более/менее производительный, чем я указал. Установить истину трудно – как я уже говорил, в зависимости от приложения результаты колеблются. Так что придется мне поверить… или не согласиться и составить свой рейтинг.
Таблица 1 — Сравнительная характеристика видеочипов
Графический чип
|
Стоимость, $ | Средний балл производительности (больше-лучше) | Соотношение цена/производительность (меньше-лучше) |
ATI Radeon 4870X2 2GB | 580 | 600 | 0,97 |
NVidia GeForce 280GTX 1GB | 500 | 550 | 0,91 |
NVidia GeForce 9800GX2 1GB | 430 | 510 | 0,84 |
NVidia GeForce 260GTX 896MB | 310 | 470 | 0,66 |
ATI Radeon HD4870 512 MB | 290 | 460 | 0,63 |
NVidia GeForce 9800GTХ 1GB | 245 | 450 | 0,54 |
ATI Radeon 4850 512MB | 185 | 440 | 0,42 |
NVidia GeForce 8800GTX 768MB | 210 | 440 | 0,48 |
NVidia GeForce 8800GTS 640MB | 200 | 400 | 0,5 |
ATI Radeon 3870X2 1GB | 330 | 380 | 0,87 |
NVidia GeForce 9800GT 512MB | 170 | 360 | 0,47 |
NVidia GeForce 8800GT 512MB | 150 | 350 | 0,43 |
ATI Radeon 3870 512MB | 120 | 320 | 0,37 |
ATI Radeon 3850 512MB | 100 | 270 | 0,37 |
NVidia GeForce 9600GT 512MB | 110 | 280 | 0,4 |
ATI Radeon HD4670 512 MB | 95 | 260 | 0,36 |
ATI Radeon HD3850 256 MB | 95 | 260 | 0,36 |
NVidia GeForce 9600GSO 384MB | 100 | 250 | 0,4 |
ATI Radeon HD3650 512 MB | 65 | 130 | 0,5 |
NVidia GeForce 9500GT 512MB | 75 | 140 | 0,54 |
NVidia GeForce 8600GTS 256MB | 80 | 110 | 0,73 |
NVidia GeForce 8600GT 256MB | 75 | 80 | 0,95 |
Наконец, для подбора оптимального варианта следует сопоставить демонстрируемую графическим чипом производительность с ценой, за которую предлагают данный чип (колонка 4 таблицы 1). Как видим, в начальном ценовом диапазоне лучшим решением является чип ATI Radeon HD3850/ HD4670, и уж совсем не стоит тратиться на покупку NVidia GeForce 8600GT. В среднем ценовом диапазоне привлекательными вариантами выглядят NVidia GeForce 8800GT/ 9800GT/9800GTX и ATI Radeon 3870/4850. Ну, а в топ-классе по соотношению цена/производительность нет равных NVidia GeForce 260GTX и ATI Radeon HD4870.
Последний штрих – подбор конкретной модели видеокарты на приглянувшемся видеочипе. Как правило, решение данной задачи сводится к выбору системы охлаждения, если, конечно, не предполагается покупка видеокарты в стандартном (эталонном) дизайне, разработанном производителями чипов — NVidia и ATI (AMD). Эталонные дизайны, как правило, сочетают в себе оптимальное соотношение между уровнем шума и производительностью. Ну, а тем, кому хочется большей скорости либо меньшего шума, должны приглянуться системы охлаждения сторонних разработчиков. Но это уже, как говорится, совсем другая история, заслуживающая отдельного «расследования».